Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Конфликты в деловом общении

Конфликты в деловом общении [29.03.09]

Тема: Конфликты в деловом общении

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.37K | Скачано: 288 | Добавлен 29.03.09 в 21:52 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Виды и структура конфликта 3

2. Стадии протекания конфликта 8

3. Практическая часть 11

4. Список литературы 13

 

1. Виды и структура конфликта.

Как у многих понятий  у конфликта имеется множество определений и толкований.

Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.

В психологии конфликт определяется,  как «столкновение противоположно направленных, несовместных друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов, или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Авторы М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури дают такое понятие конфликта – это несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

А.Я. Анцупов определяет конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.»

Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе, между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями и представлениями о способах их достижения.

Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Подходы к классификации могут быть самыми разными. Наиболее распространенная типология конфликта выделяет:  внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой.

Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Внутриличностный конфликтсостояние  неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости  работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт.

Это самый распространённый тип конфликтаМежличностныеэто конфликты между отдельными людьми. В основе таких конфликтов лежат  объективные причины. Чаще всего —  это  борьба  за  ограниченные  ресурсы:  материальные средства,  производственные  площади,  время   использования оборудования, рабочую силу и т. д. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой.

Возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространённый конфликт типа – между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт.

Сторонами межгруппового конфликта являются группы различных уровней: от небольших неформальных до крупных организаций. Частым примером межгруппового конфликта  служат  разногласия между высшим и более низким уровнями управления. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между  профсоюзом и администрацией.

Принципиальное различие межличностных и межгрупповых конфликтов.

Разворачиваются межгрупповые конфликты примерно по тому же сценарию, что и межличностные. Между отдельными людьми могут быть двух-, трех-, четырех- и более сторонние межличностные конфликты. Между группами конфликты носят обобщенный групповой характер, при котором группа представляется единым социальным организмом, имеющим определенные социально-психологические характеристики. Однако сам факт вовлеченности в конфликты больших групп людей существенно видоизменяет как механизмы их появления, так и режимы протекания, не говоря уже о масштабах последствий.

Иные классификации конфликтов.

В  соответствии  с  классификацией  Л.  Коузера,  конфликты  могут   быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты   вызваны неудовлетворением    определенных требований участников  или  несправедливым,  по  мнению  одной  или  обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и  направлены  на достижение конкретного результата.

Нереалистические  конфликты  имеют  своей   целью   открытое   выражение накопившихся  отрицательных  эмоций,  обид,  враждебности,  то есть  острое конфликтное  взаимодействие  становится  здесь  не  средством   достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись   как   реалистический,   конфликт   может   превратиться    в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим  для участников,  а  они  не  могут  найти  приемлемое  решение,  справиться   с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует  освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

По способу разрешения конфликты делятся на функциональные и дисфункциональные  :

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными), для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Они приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный с технологическими организационными трудностями или спецификой деловых и личностных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.  И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин , зачастую скрываемых.

Структура конфликта по мере своего развития может измениться:  в  нем

может происходить (преднамеренно или стихийно)  подмена  объекта  конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом).  Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так,  как  ему хочется). Все эти реальные и  воображаемые  изменения  сути  конфликта  надо учитывать. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта. 


 

2. Стадии протекания конфликта.

Конфликты представляют собой  определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы. Так авторы книги «Основы менеджмента» М. Х. Мескон и другие выделяют четыре стадии конфликта:

  • зарождение (возникновение). На этой стадии конфликт имеет скрытый характер для стороннего наблюдателя и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.д.);
  • формирование. Происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту;
  • Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений;
  • угасание, преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами или достигнутого  между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.

Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов. Но выделяемые в ней развития присущи любым социальным процессам. Применительно к конфликтам данная классификация имеет достаточно общий характер и сама по себе не раскрывает специфику конфликта. Рассмотрим более конкретные стадии конфликта, в большей степени, отражающие его специфику:

  1. Конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных интересов при еще не осознанной совместимости целей или устремлений. Пример конфликтной ситуации – понижение руководством служащего в должности (или увольнение) во время его пребывания в отпуске без уведомления. В этом случае возвращение сотрудника в организацию, как правило, чревато конфликтом. Конфликтные ситуации, по мнению У. Мастенбрука, обычно связаны со следующими видами отношений:
    • деловыми (инструментальными) отношениями;
    • отношениями при ведении переговоров о распределении ресурсов;
    • силовыми отношениями.
  2. Нарастание социальной напряженности. На этой стадии стороны все более четко осознают несовместимость своих интересов и целей, происходит консолидация участников. Она начинается с психологического беспокойства, эмоционального недовольства и т.п., последовательно развертываясь, завершается кризисом.
  3. Конфликтные действия. Для этой стадии свойственны деятельность (повеление), направленная на блокирование действий оппонента или его устранение и реализацию таким путем собственных целей. Конфликтные действия могут проявляться по – разному: от словесных перепалок до применения физической силы. Острота конфликтных действий обычно зависит от следующих условий:
  • уровня противоборства, значимости предмета конфликта для его участников;
  • степени применения насилия и других разрушительных средств борьбы. Чем более радикальные средства применяются в конфликте, тем острее противоборство;
  • затраченной энергии и ресурсов. Конфликты, в которых стороны много потеряли и ради которых они понесли большой материальный, моральный и иной ущерб, отличаются остротой противоборства;
  • эмоционального накала и конфликтной культуры. Когда атмосфера накалена, стороны не останавливаются перед применением крайних форм и методов борьбы.

4. Затухание конфликта. Оно возможно в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, принятия компромиссного решения.

Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе.

В конфликтологии различают конфликт в широком и узком значениях. Конфликт в широком смысле проходит все четыре перечисленные стадии, в узком – лишь две последние. Такая дифференциация связана с различием подготовительного этапа противоборства и конфликтных действий, в том числе при затухании конфликта.

 

3. Практическая часть.

 Укажите причины:

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) организационного;

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;

2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

3) фрустрация;

4) конфликт между формальной и неформальной группой

А) Причиной внутриличностного конфликта часто является фрустрация.  Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Б) Причиной межличностного конфликта может стать отличие в культуре, социально-психологическом типе личности т. е. при наличии межличностной социально-психологической несовместимости. Примером, может служить поведение людей с различными типами темперамента в аварийной ситуации: медлительность флегматика и  вспыльчивость холерика  могут послужить причиной конфликта  между ними, хотя в обычной обстановке они легко бы справились с работой.

В) Причиной межгруппового конфликта может являтся конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов. Как уже указывалось контрольной работе, ярким примером может быть конфликт между профсоюзом и администрацией, вследствие разных интересов этих групп.

г) Причиной организационного конфликта является конфликт между формальной и неформальной группой. Организационный конфликт – любая разновидность конфликта, проявляющегося в организации как относительно самостоятельной целостной системе.  Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Например, неформальные группа считает, что руководитель относится к ним несправедливо, может попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

 

Список литературы.

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002.

3. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: Дело, 2000. http://psi.webzone.ru/st/119500.htm

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+11
Размер: 15.37K
Скачано: 288
Скачать бесплатно
29.03.09 в 21:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе