Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Способы предупреждения и разрешения конфликтов (Вариант 18)

Способы предупреждения и разрешения конфликтов (Вариант 18) [25.04.13]

Тема: Способы предупреждения и разрешения конфликтов (Вариант 18)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.72K | Скачано: 291 | Добавлен 25.04.13 в 21:37 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Содержание

1. Введение 3

2. Понятие «профилактика конфликта 4

3. Переговоры как способ разрешения конфликтов 8

4. Рассмотрите на конкретном примере – что выгоднее участникам переговоров: максимально большой общий выигрыш или собственный? 12

5. Заключение 13

6.Список литературы 14

 

Введение

Проблема конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.

 

Понятие «профилактика конфликта».

Конфликт ( лат. Conflictus – столкновение) – столкновение  противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно разрешать их.

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению конфликта весьма разнообразна. Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и укрепление сотрудничества.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, психологи, социальные работники и социальные педагоги – т.е. специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она может вестись по четырем основным направлениям:

  1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
  2. Оптимизация организационно–управленческих условий создания и функционирования организаций (важная объективно-субъективнаяпредпосылка предупреждения конфликтов);
  3. Устранение социально-психологических причин конфликтов;
  4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.

Психологический конфликт – это трудно разрешимое в рамках прежних представлений  и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.

Важным вопросом в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Наиболее распространенными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно распределять,  взаимозависимость заданий, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, некомпетентные коммуникации.

Существование более чем одного источника конфликта увеличивает вероятность возникновения конфликтной ситуации. Однако, даже и при большой  возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию.

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны.

Привлечем исследования отечественных психологов (В.П. Захаров, Ф.М. Бородкин, Ю.А. Симоненко, Н.М. Коряк).Всего выделяют 5 основных типов конфликтных личностей:

Демонстративный тип:

Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться в центре внимания. Людей делит на тех, кто к нему хорошо относится и на остальных, «незначимых». Эмоционален, все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность. Быстро адаптируется в различных ситуациях, склонен к поверхностным конфликтам. Никогда не считает себя источников конфликта, даже если таковым является.

Ригидный тип:

«Ригидный» - негибкая, непластичная личность с завышенной самооценкой, ей свойственно честолюбие, бесцеремонность. В большинстве это люди – эгоцентристы, нежелающие ни слушать, ни считаться с мнением окружающих. Повеление бесцеремонно, прямолинейно, грубо. Тяжело адаптируются к ситуации, так как не могут вовремя уловить изменения. Подозрительны к окружающим их людям. Похвалу принимают как должное, а вот любая  критика воспринимается как обида. Имеют завышенное чувство справедливости.

Неуправляемый тип:

Люди импульсивны, инертны, непредсказуемы. Отсутствует самоконтроль. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошло7го опыта извлекает мало пользы на будущее.

Сверхточный тип:

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонны придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

Бесконфликтный тип:

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Чтобы облегчить общение с «конфликтными личностями», предотвратить связанное с этим возникновение конфликтов, надо знать и учитывать их индивидуальные особенности, в первую очередь негативного характера, своевременно определять к какому типу конфликтных личностей они относятся и чего можно от них ожидать. Соблюдение в процессе общения с конфликтными личностями определенных правил позволяет избавиться от некоторых, могущих возникнуть при этом, неприятностей, в большей или меньшей степени предупредить, нейтрализовать или уменьшить те неприятные моменты, которые нередко возникают при контакте с постоянными «носителями конфликтов».

 

2.Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XXв., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионер же таких исследований – французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер – автор первой книги, посвященной переговорам («О способе ведения переговоров с монархами»).

В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо – на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

- в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

- участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

- переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;

- принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;

- специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Важная особенность переговоров состоит в том, что их участники взаимосвязаны. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблему. Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

Участники переговоров могут по-разному оценивать конфликтную ситуацию:

- либо как «игру с нулевой суммой» (победа одной стороны означает поражение другой);

- либо как «игру с ненулевой суммой» (обе стороны могут выиграть или проиграть).

Если оппоненты ориентированы на завершение конфликта в рамках модели «выигрыш – проигрыш»,  то в процессе переговоров они стремятся к достижению односторонних преимуществ. Переговоры такого рода предполагают реализацию соответствующих стилей поведения сторон:

- соперничество;

- приспособление.

Переговоры с ориентацией на вариант «проигрыш – проигрыш» приводят к тому, что ни одна из сторон не достигает в полной мере поставленных целей. В этом случае участники переговоров стремятся к решению проблемы на основе компромисса.

Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы, либо как процесс разрешения конфликта с учетов интересов друг друга. В зависимости от того, какой вариант предпочтут оппоненты, стороны могут использовать одну из двух основных стратегий ведения переговоров: позиционный торг или конструктивный переговоры.

Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях. Важно различать позиции и интересы. Позиции – это то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров. Интересы указывают на то, почему стороны хотят добиться того, о чем заявляют.

Конструктивные переговоры являются реализацией партнерского подхода, т.е. участники переговоров рассматривают друг друга не как противников, а как партнеров.  Конструктивные переговоры предполагают стремление участников конфликта к позитивному взаимодействию в рамках модели «выигрыш – выигрыш».

Конструктивные переговоры предпочтительнее в том смысле, что ни одна из конфликтующих сторон не получает преимуществ и участники переговоров рассматривают достигнутые договоренности как справедливое и наиболее приемлемое решение.

Однако и позиционный торг можно считать приемлемым в следующих ситуация:

- разового взаимодействия, когда стороны не стремятся наладить долговременных взаимоотношений;

-когда объектом конфликта является ограниченный ресурс, на обладание которым претендуют его участники;

- сильной зависимости от оппонента или давления третьей стороны;

- если проблема, вызвавшая конфликт, не представляет особой значимости для одной из сторон.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос о превосходстве той или иной стратегии дать нельзя. В зависимости от специфики ситуации и предполагаемых результатов переговоров оптимальной может оказаться любая из них.

 

3.Рассмотрите на конкретном примере – что выгоднее участникам переговоров: максимально большой общий выигрыш или собственный?

По статистике более 70% случаев в переговорах – это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого появляется желание надавить на партнера, навязать свои интересы.

Одна из особенностей переговоров заключается в том, что их участники зависимы друг от друга. Иначе они не пошли бы на переговоры. С другой стороны, любые переговоры особенно в условиях конфликта, связаны с противоречивыми интересами сторон, к реализации которых они стремятся.

Пример.

Двух человек подозревают в совершении преступления. Полиция допрашивает их по отдельности и предлагает каждому сознаться. Участники игры должны выбрать одну из двух альтернатив: признаться или не признаться.

Что делать подозреваемому А? Если его сообщник признается, то ему лучше бы тоже признать свою вину (и его срок составит пять лет против десяти лет в случае молчания). Если подозреваемый В не признается, признание для подозреваемого А опять выгоднее (его отпустят на свободу за «чистосердечное признание» и помощь следствию, что, конечно, лучше одного года заключения). Итак, независимо от того, что выберет сообщник подозреваемому А выгоднее сознаться(именно поэтому полиция и предложила такую сделку).

Однако разумно предположить, что и подозреваемый В рассуждает аналогичным образом. В этом случае оба в итоге проигрывают (каждого осудят на пять лет). И оба попадаются в социальную ловушку. Если бы никто из них не сознался, оба получили бы по году тюрьмы.

 

Заключение

Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественная часть человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм взаимодействия между людьми, хотя это и не лучшая форма человеческого общения. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, он плохо поддается коррекции, когда приобрел разрушительную силу. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого (сплочению семейных отношений в большой степени способствует решение конфликтных ситуаций). Современное понимание конфликта предполагает, что конфликт – это не обязательно плохо. Если мы перестанем воспринимать его как угрозу, а начнем относиться как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию.

 

Список литературы.

  1. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие, 2002.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2000.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М:Гардарика,2000.
  4. Конфликт (психология) – статья, http//ru.wikipedia.org/Конфликт_(психология)
  5. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. – М.:ЮНИТИ, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 16.72K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
25.04.13 в 21:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе