Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Типология конфликтов (виды и структура)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 383.25K | Скачано: 365 | Добавлен 19.02.13 в 17:54 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Челябинск 2013
Содержание
1. Виды и структура конфликта 3
2. Стадии протекания конфликта 8
3. Причины конфликта 12
4. Список литературы 17
1. Виды и структура конфликта.
Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». Конфликт это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.(краткий психологический словарь под редакцией А В Петровского, Н Г Ярошевского). В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу: конфликты с участием человека, социальные, внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, социальными группами, между средними социальными группами, между большими социальными группами, межгосударственные, межкоалиционные. Конфликты также классифицируются по горизонтали- между рядовыми сотрудниками,( не находящимися в подчинении друг у друга), и по вертикали- между людьми находящимися в подчинении друг у друга. В смешанных конфликтах – представлены и те и другие.
Конфликты весьма разнообразны, но можно выделить наиболее распространённые и классифицировать их по различным признакам:1. Внутриличностные; 2. Межличностные; 3.Групповые - между личностью и группой 4. Межгрупповые - между двумя или несколькими группами людей .
Также любая конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру в которой объект конфликта- это что-то, что является причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. У каждого участника есть внешняя и внутренняя позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта мотивировка участия в конфликте. Она открыто предъявляется противоборствующими сторонами своим противникам. При этом она может как совпадать, так и не совпадать с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей. Именно внутренняя позиция включает человека или группу в конфликт. При этом зачастую внутренняя позиция является неосознаваемой. Она скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого человека.
Внутриличностый конфликт – это острое негативное переживание, вызванное продолжительной борьбой сторон внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой, которая задерживает принятие решения. Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх- я.
Оно- это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я- разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности. Сверх- Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности. Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх- Я.
Межличностный конфликт - проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, противоположное интересам и точке зрения оппонента, доказать другой ее неправоту, используя любые способы. Которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.
Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и не мобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях: 1.Позиция – официальное, определяемое должностью положение. 2.Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения). 3. Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса.4.Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности. 5.Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; 3) с нарушением групповых норм.
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Межгрупповой конфликт – противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленные групповые мотивы, происхождение которых объясняется природно- обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповые конфликты можно формально разделять по субъектам конфликтных отношений, между какими группами происходит: классы, сословия, нации, профессиональные группы, отраслевые, территориальные, элитные, демографические и пр. Получится соответствующая группировка конфликтов:
• классовые,
• сословные,
• национальные,
• территориальные,
• социопрофессиональные,
• элитистские,
• поколенческие (отцы и дети),
• родовые или клановые и т.д.
Но содержание этих конфликтов задают не группы как таковые, а то, что их разделяет, то есть объект конфликта. А в качестве его выступают в основном :1) ресурсы, 2) статус, 3) ценности.
Соответственно, получаем три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности:
1) социально-экономические (делятся ресурсы);
2) политико-правовые (делятся власть и влияние);
3) духовно-идеологические (навязываются свои ценности).
Внутри каждого из этих видов конфликтов далее можно выделять внутренние градации по самым различным основаниям: по степени проявленности (явные и скрытые); по степени осознанности (осознанные адекватно или неадекватно); по характеру целей (конструктивные и деструктивные); по итогам для каждой из сторон; по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные); по степени структурированности и институциализации (полностью или частично); по способам регулирования (управление, согласование, разрешение) и пр.
Межличностные конфликты развиваются по схеме «индивид – индивид», и в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего но не обязательно входящие в данную социальную группу. Межгрупповой конфликт вызревает и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или между группами, представляющими различные общности.
Причины этих конфликтов в сущности одинаковы, (группы-то в конечном счете тоже состоят из индивидов). Разница главным образом состоит в том, что при объединении индивидов в группу их поведение радикально меняется.
2.Стадии протекания конфликта.
Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Традиционно конфликт начинается с потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Их подразделяют на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями..Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:
1. Один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, и информационно);
2. Второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
3. Второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.
В дальнейшем развитие конфликта можно разделить на три этапа: 1) начало (инцидент); 2) развитие (эскалация); 3) завершение; и три периода : 1ый- предконфликтный, 2-ой сам конфликт, состоящий из трёх этапов, и 3-ий – послеконфликтный.
Рассмотрим по порядку эти периоды и этапы.
Латентный период (предконфликт) включает этапы: 1)Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.
2)Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.3)Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием). Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует её на конфликтное поведение. Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.
Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. Incidens- случай, случающийся). Инцидент- это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта отличается от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало. Инцидент - первое столкновение сторон. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д.
Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. В этот период происходит рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента. Происходит переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций. Происходит углубление противоречий, абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.
Тенденция к расширению и углублению конфликта — еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Проявляется агрессия приводящая к насилию,начавшись в одном месте, он начинает “расползаться”, охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув, например, как сугубо производственный деловой конфликт между двумя членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня перейти на межгрупповой уровень и т.д.
Следующий этап - сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается.
Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов. Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.
Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.
Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их.
3. Указать причины конфликтов:
а) внутриличностного конфликта;
б) межличностного конфликта;
в) межгруппового конфликта;
г) организационного;
1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;
2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3) фрустрация;
4) конфликт между формальной и неформальной группой.
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный. Обосновав взаимосвязь конфликта с противоречием, объективно присущим социальной системе, мы тем самым обозначили общий методологический подход к решению проблемы. Противоречие лежит в основе любого конфликта, поскольку последний, есть форма его проявления, выражения и развития.
Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека. Внутриличностный конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнедеятельностью. Он часто возникает тогда, когда человеку приходится «играть» несколько несовместимых ролей. Подобный конфликт ролевой, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования, при которых человек одновременно должен быть исполнителем нескольких ролей.
Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы. Подобный тип конфликта может возникнуть на основе межличностного конфликта.
Конфликт организационный — столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп без относительных целей друг к другу. Как правило, организационный конфликт. возникает из ситуации, когда необходимо резко изменить привычный тип деятельности и перейти к новым организационным структурам. Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и носят внеличностный, деперсонифицированный характер. Основными элементами организационного конфликта являются: организационная проблемная ситуация, "первый" участник (воспринимающий данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции) и "второй" участник (воспринимающий ее как ситуацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции), конфликтное взаимодействие участников.
Социально-психологические особенности индивида четко прослеживаются в характеристике важнейших компонентов структуры личности-культуре и деятельности. Культура личности является совокупностью социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности, реализуя свои потребности и интересы. Применительно социокультурного, этнопсихологического контекста развития социально психологических свойств личности, то они проявляются в определенной позиции индивида, его ценностно-эмоциональном отношении политических, экономических, социально-психологических явлений и процессов; в специфике национальных установок, культуры делового взаимодействия, норм, традиций, отражающих волевую активность человека той или иной этнической общности, ее убеждения, ценностные ориентации, взгляды, принципы и интересы.
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Фрустрация [лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности.
Формальная группа — это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации». Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.
Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группи-ровки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).
Большинство интересов формальной организации (администрации) и неформальной группы (трудового коллектива) концентрируются в сфере производства и распределения. Несовпадение интересов и конфликты могут быть обусловлены обоюдной или односторонней неудовлетворенностью организацией труда и результатами совместной деятельности. Например, недостаточной квалификацией работников, низкой производительностью труда, несоблюдением трудовой и технологической дисциплины; плохой организацией производства, неудовлетворительной оплатой за труд, отсутствием перспективы и т. д. Здесь же речь идет не только о совместимых (несовместимых) интересах, но и о совместимости в более широком смысле (например, о функциональной совместимости).
Любой конфликт между неформальной и формальной системами отношений по мере своего развития персонифицируется в лице неформального лидера и руководителя организации. Роль лидера заключается в защите групповых интересов и сохранении (укреплении) единства группы. В отличие от лидера формальный руководитель прежде всего обязан всячески способствовать достижению интересов и целей организации. Поэтому даже частный конфликт между рядовым работником (членом неформальной группы) и администрацией, если группа в лице лидера встала на защиту своего члена, может превратиться в глобальное противостояние. Конфликт между формальным руководителем и неформальным лидером может возникнуть не только по поводу групповых и организационных вопросов. Это может быть и обыкновенный межличностный конфликт, причинами которого являются проблемы доминирования или личностной несовместимости. Но если группа поддерживает своего лидера, то межличностный конфликт формального и неформального лидеров также может стать полномасштабным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.