Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Типология конфликтов

Типология конфликтов [04.11.13]

Тема: Типология конфликтов

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.89K | Скачано: 264 | Добавлен 04.11.13 в 21:06 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Северный (Арктический) федеральный университет

Год и город: Архангельск 2013


Содержание

1. Введение 3

2. Виды и структура конфликта 4

3. Стадии протекания конфликта 7

4. Указать причины конфликтов 8

5. Заключение 9

6. Список использованной литературы 10

 

Введение.

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в дея­тельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Основой конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей.

Важное для человека — это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким обра­зом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людь­ми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложне­ния социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несов­местимость, противоположность интересов и выбора средств дос­тижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели, в конечном счете, к активному противоборству, конфликтам.

Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта.

В своей работе я раскрыла тему типологии конфликтов, в которой затронула такие вопросы как: виды, структура, стадии протекания конфликтов и указала причины их возникновения.

 

1. Виды и структура конфликта.

Классификация конфликтов:

 1) По субъектам взаимодействия:

- внутриличностный (представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление).

- межличностный (столкновение личностей в процессе их взаимоотношений, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов).

- между личностью и группой (форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, с одной стороны, и целой группы людей, с другой, и которые чаще всего возникают вследствие того, что ожидания группы вступают в противоречие с ожиданиями и стремлениями отдельной личности).

- межгрупповой (представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации, такое противостояние может носить профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основы).

2) По степени длительности и напряженности:

- быстротекущие

- вялотекущие

- длительные

- кратковременные

- бурные

- слабовыраженные

3) По сферам проявления

-экономические

- идеологические

- семейно-бытовые

-социально-бытовые

4) По социальным последствиям:

- конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);

- деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).

5)По предмету конфликта:

- реалистичные (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата).

- нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).

Структура конфликтов.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

– отдельная личность;

– социальная группа;

– организация;

– государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социально-психологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды.

 

2. Стадии протекания конфликтов.

1) Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но достигнуть ее может только один человек (группа). Какое-то время объективная  конфликтность  ситуации не осознается сторонами.

2) Осознание конфликтной ситуации.

– переход к конфликтному поведению;

– стремление предотвратить конфликт, то есть поиск решения до

возникновения конфликта.

3) Начало открытого конфликтного взаимодействия. Конфликт действительно обостряется эмоциональным поведением, а эмоции в свою очередь стимулируют конфликтное поведение.

4) Развитие открытого конфликта. При  этом возможны следующие варианты поведения:

- открытая борьба, столкновение сторон;

- отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации

- компромиссное     направление, торговая сделка, переговоры: получить максимально невозможно поэтому, чтобы не потерять все - идут на взаимные уступки, снижая свои притязания.

5) Разрешение конфликта. Решение социального конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

 

3. Укажите причины:

а) внутриличностного конфликта

б) межличностного

в) межгруппового
г) организационного

Ответ: а) 3; б)4; в) 2; г) 1.

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;
2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3) фрустрация;
4) конфликт между формальной и неформальной группой.

 

Заключение.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы:

Конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. 

Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов с  интересами  других  субъектов. 

Существуют разные типологии конфликтов. Основные виды конфликтов это: межличностный, внутриличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Есть несколько стадий развития конфликта, и чем дальше все развивается, тем труднее разрешить конфликт.

Имеется  пять  стилей  разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта.  Сглаживание  -  такое поведение,  как  будто  нет  необходимости   раздражаться.   Принуждение   - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку  зрения. Компромисс - уступка до некоторой  степени  другой  точке  зрения,  является эффективной мерой, но может не  привести  к  оптимальному  решению.  И только человеку выбирать, как поступать. Ведь всегда можно разрешить конфликт мирно и спокойно.

Решение конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

 

Список использованной литературы:

Морозов А.В. Деловая психология. – Спб.: Союз, 2012.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Конфликтология. /Под ред. В.В. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Психология и этика делового общения: учебник для студентов и вузов. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.89K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
04.11.13 в 21:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе