Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Типология конфликтов (типы и структура)

Типология конфликтов (типы и структура) [22.10.13]

Тема: Типология конфликтов (типы и структура)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.08K | Скачано: 286 | Добавлен 22.10.13 в 20:17 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Северный (Арктический) федеральный университет

Год и город: Архангельск 2013


Содержание

Введение 3

1. Виды и структура конфликта 4

2. Стадии протекания конфликта 7

3. Соотнесите типы конфликтов и их причины 9

Заключение 12

Список литературы 13

 

Введение

Конфликты, по праву,  можно назвать неотъемлемой частью общества. Они окружают нас повсюду: на работе, дома, в школе и даже внутри себя.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

В данной работе мы разберем основные классификации конфликтов, такие как: межличностные, между группой и личностью, межгрупповые, деструктивные, конструктивные и т.д.

Также мы рассмотрим 5 стадий конфликта, каждая из которых характеризуется особыми признаками и проявлениями.

 

1. Виды и структура конфликта

В психологии конфликтопределяется как  «наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Также существует более простое определение  термина «конфликт»: отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

В структуре конфликта выделяют:

-объект (предмет спора);

-субъекты (отдельные индивиды, группы, организации, конфликтующие или поддерживающие конфликт);

-условия протекания конфликта;

-масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

-стратегии и тактики поведения сторон;

-исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Принято выделять четыре основных вида конфликта (классификация по субъекту конфликтного взаимодействия):

- внутриличностный;

- межличностный;

- между личностью и группой;

- межгрупповой;

А) Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми; потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.. Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно. Конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики.

Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к достаточно серьезным последствиям, от тяжелых переживаний вызывающих стрессы, до крайней формы его разрешения - суицида.

Б)Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным.

В) Конфликт между личностью и группой. В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.

Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Г) Межгрупповой конфликт.Это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т.е. между линейным и штабным персоналом. В строгом смысле к конфликтам могут относятся и те конфликты между отдельными людьми, в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп.

Известны различные классификации конфликтов:

1. По сферам проявления конфликта:

- экономические;

- социально-бытовые;

- идеалогические.

2. По степени длительности и напряженности:

- бурные;

- быстротекущие;

- острые.

3. По социальным последствиям:

- конструктивные (конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);

- деструктивные (конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.

4. Классификация Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций.

 

2. Стадии протекания конфликта

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:

Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).

Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

 

3. Соотнесите типы конфликтов и их причины:

А) Внутриличностный конфликт – фрустрация;

Фрустрация - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.

Б) Межличностный конфликт – конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

В) Межгрупповой конфликт – конфликт между формальной и неформальной группой;

Неформальные организации,  которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Г) Организационный конфликт – отличие в культуре, социально – психологическом типе личности;

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Факторы, способствующие конфликту в организации:

Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов (невыполнение функциональных обязанностей в системе "руководство-подчинение").

Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности, -достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.

Например, функциональные нарушения в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей, как руководителем, так и подчиненным.

Существуют конструктивные и деструктивные функции конфликта:

Конструктивные функции– положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.

 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации деятельности и управлении;

2. Более глубоко оцениваются личностные особенности участников конфликта;

3. Конфликт активизирует социальную жизнь группы, общества, способствуя предотвращению застоя, внедрению нововведений;

4. Он высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С его помощью руководитель (группа) регулирует поведение отдельных лиц, превентивно пресекая недобросовестность.

Деструктивные функции - разрушающее воздействие конфликта на социальную систему, включая психику личности.

1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

2) эскалирующие конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов;

3) конфликт формирует негативный образ другого, который способствует закреплению негативной установки по отношению к нему. Отсюда – предвзятость, готовность действовать в ущерб ему;

4) конфликты могут негативно отражаться на эффективности деятельности оппонентов;

5) конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они способствуют формированию у человека неверия в торжество справедливости. Конфликт оказывает воздействие на микро– и макросоциальную среду.

 

Заключение

В данной работе мы разобрали, что подразумевается под словом конфликт в контексте такой дисциплины как деловое общение. Убедились в том, что существует множество источников конфликта, увеличивающих возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Но даже и при большей возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Поэтому многие конфликты разрешаются, еще не успев начаться.

Также в ходе данной работы мы выявили несколько классификаций конфликта. Например, классификация Л. Коузера,  по социальным последствиям, по степени длительности и напряженности, по сферам проявления конфликта.

В итоге мы выясняли, не смотря на то, что конфликт порой приводит к отрицательным последствиям (стресс, гнев, недоброжелательность, предвзятое мнение), не стоит забывать и о том, что конфликт может влиять и положительно. Так, конфликты помогают «встряхнуть» коллектив, помогают узнать людям друг друга получше.

 

Список литературы

1.Конфликтология/ Под ред. В.В. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2. «Управление персоналом» практикум по курсу, В.А. Спивак, Санкт-Петербург: ЗНАНИЕ, 2000

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

4. «Управление персоналом» учебное пособие, В.М. Цветаев, Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2000

5. «Человек и труд» № 7, 1999; №11, 2000

6.http://ru.wikipedia.org/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.08K
Скачано: 286
Скачать бесплатно
22.10.13 в 20:17 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе