Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Типология конфликтов (Вариант 18)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.75K | Скачано: 348 | Добавлен 14.05.11 в 14:00 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
1. Введение 3
2. Виды и структура конфликта 4
3. Стадии протекания конфликта 9
4.Тестовый вопрос 12
5. Заключение 13
6. Список литературы 14
Введение
Конфликтные ситуации – это те ситуации, с которыми приходилось сталкиваться каждому человеку и не раз. Они проявляются во взаимоотношениях между людьми разного пола, возраста, социального статуса и т.д.
Когда мы говорим о конфликте, нам уже известно, что это явление – постоянная реальность в жизни человека на протяжении тысяч лет и существует по сей день.
Мы видим, как много конфликтуют в мире вокруг нас. Многие районы мира охвачены постоянно продолжающимся конфликтами до сих пор. Это реальность, но если спросить, кого угодно: нравится ли ему конфликт, ни один человек в здравом уме не ответит “да”.
Существующая реальность конфликта принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, подчас ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и в школьных классах.
Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть типологию конфликтов.
Задачи:
1. Охарактеризовать виды и структуру конфликта;
2. Перечислить и рассмотреть стадии протекания конфликта;
3. Тестовый вопрос. Соотнести типы конфликтов и их причины.
Виды и структура конфликта
Иметь представление о конфликтах и способах поведения при их возникновении должен каждый человек вне зависимости от пола, возраста, профессии, так как они возникают практически во всех сферах человеческой жизни.
Что же такое конфликт?
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Ключевым словом здесь является «столкновение». Конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида.
Существуют 2 основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до 4, 6 и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Внутриличностный конфликт, в психоанализе З. Фрейда — изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и прочего, в коих выражается противоречивость человеческой природы. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.
В основании внутриличностного конфликта могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:
Межличностный конфликт - столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д.
Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.
Также различают конфликт между личностью и группой и межгрупповой.
Конфликт между личностью и группой имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.
Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.
Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.
Малая социальная группа — это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, семья.
Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.
К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения.
Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения.
Принципиальным отличием межличностных конфликтов от межгрупповых является объект конфликта. Причины межгруппового конфликта могут носить более глобальных характер, в зависимости от размера группы.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
Конфликт имеет свою структуру. Под ней понимается совокупность частей конфликта, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1. объект конфликта;
2. участники конфликта;
3. социальная среда, условия конфликта;
4. субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.
2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.
3. Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.
Стадии протекания конфликта
Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1. начало, 2. развитие, 3. завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1. предконфликтный и 2. послеконфликтный.
Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1. предконфликтная ситуация (латентный период);
2. открытый конфликт (собственно конфликт):
3. послеконфликтный период.
Предконфликтная ситуация – это потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.
В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.
Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и “мирным”, бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут “сняты” в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Переход потенциального конфликта в реальный или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы.
Внутри открытого периода можно выделить внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1. инцидент, 2. эскалация и 3. завершение конфликта.
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Главное не спутать его с поводом. Повод — это конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил.
Эскалация конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам.
Завершение конфликта – последний этап открытого периода. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.
Последней стадией является послеконфликтный период. Когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.
Тестовый вопрос
Соотнесите типы конфликтов и их причины:
а) Внутриличностный конфликт, причиной является фрустрация (обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), [от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности.)
б) Межличностный конфликт, причина отличие в культуре, в социально-психологическом типе личности.
в) Межгрупповой конфликт, причина конфликт между формальной и неформальной группой. Явный конфликт между двумя группами формальной и неформальной.
г) Организационный конфликт, причиной является конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов.
Заключение
В данной контрольной работе я рассматривала типологию конфликтов. Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Выделяют много различных типов конфликтов, но основными являются межличностный и внутриличностный.
Внутриличностный конфликт, — изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и прочего, в коих выражается противоречивость человеческой природы.
Межличностный конфликт - столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Так же выделяют межгрупповой, между личностью и группой и т.д.
Конфликт имеет свою структуру. Под ней понимается совокупность частей конфликта, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1. объект конфликта;
2. участники конфликта;
3. социальная среда, условия конфликта;
4. субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
Как любой процесс, конфликт имеет свои стадии протекания: предконфликтная ситуация, открытый конфликт и послеконфликтный период. Каждая стадия имеет свои особенности, которые зависят от множества факторов.
Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты.
Список литературы
1.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.; Питер, 2000г.
2.Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.