Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стресс и его природа (понятие и виды)

Стресс и его природа (понятие и виды) [31.03.11]

Тема: Стресс и его природа (понятие и виды)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.75K | Скачано: 307 | Добавлен 31.03.11 в 17:30 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


План работы.

1. Введение 3-4

2. Понятие «стресс» и его виды 5-9

3. Каковы способы предупреждения и управления стрессом 10-15

4. Соотнесите понятия и их определения 16-17

5.Заключение 18-19

6.Список использованной литературы 20

 

1.Введение

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни человека: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы и так далее. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении, зачастую - более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали  -  он заработал в два раза больше, другого обокрали - он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

 

2. Понятие «стресс» и его виды.

Термин «стресс» (от английского stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозначения обширного круга состояний чело­века, возникающих в ответ на разнообразные экстремаль­ные воздействия.

В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим об­щую концепцию стресса как приспособительной реакции орга­низма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность, как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, по­вседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конф­ликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г.Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возника­ющих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям орга­низма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и так далее.

Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружа­ющей среды к организму. Но в любом случае требуется приспосо­биться к среде, восстановить нормальное состояние.

Общая необ­ходимость перестройки организма, адаптации к любому внешне­му воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столк­нулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекар­ства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1. реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2. фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3. фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных воз­можностей организма и его способности сопротивляться разнооб­разным заболеваниям.

Различаются следующие виды стрессов:

- физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.

Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей.

Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется:

- информационный - возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации).

- эмоциональный - возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Стресс — это обязательный компонент жизни. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г.Селье предложил различать «стресс», как необходимый организму механизм преодо­ления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)

Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, ак­тивизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Дистресс — это отказ организма от поиска выхода из той или иной ситуации.

Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положитель­ные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому.

Лю­бая эмоциональная встряска человека является стрессором (источ­ником стресса). Устойчивость организма к неблагоприятным вне­шним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается! Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость орга­низма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недоста­точно эффективны. Или когда они «истощают свой ресурс» при дли­тельном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответству­ет третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться, точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования. Согласно ситуации стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного удовлетворения своей потребности.

 

3. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует боятся стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является  необходимым  для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться следующими методами по его управлению.

Это психологические методы, которые содержат в себе следующие элементы:

-изменение окружения, в котором существует стресс;

-изменение познавательной оценки окружения;

-изменение поведения для изменения окружения.

Здесь консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом.

Есть и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом. Ну а если все очень плохо и самому справиться невозможно, то здесь не обойтись без помощи профессионалов.  Ведь преодолеть стрессовую ситуацию и увидеть в ней свой ресурс можно только благодаря комплексному психологическому подходу к решению этой не простой проблемы. В этом может помочь только профессионал.

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия.

Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

1.релаксация;

2.противострессовая "переделка" дня;

3.оказание первой помощи при остром стрессе;

4.аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Релаксация - это состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Противострессовая "переделка" дня.

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Со свежей головой на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Первая помощь при остром стрессе.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Организационные факторы.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Авторы попу­лярного пособия по основам менеджмента выделяют организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

- конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

- неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

-  неинтересная работа;

-  плохие физические условия (шум, холод и пр.);

- неправильное соотношение между полномочиями и ответ-венностью;

- плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Организационно-личностные факторы.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профес­сиональной деятельности.

Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

- страх не справиться с работой;

- страх допустить ошибку;

- страх быть обойденным другими;

- страх потерять работу;

- страх потерять собственное Я.

Организационно- производственные  факторы.

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и так далее. К этому «букету» стрессоров организационно-производствен­ного характера могут добавляться и проблемы личной жизни че­ловека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кри­зис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не состав­ляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное пра­вило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.

Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и тому подобное отдель­ный человек если и может воздействовать, то очень незначитель­но.

Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосре­доточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

 

4. Соотнесите понятия и их определения:

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия.

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Ответ:

1-б: стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

Стресс – (от английского stress - напряжение) - напряжение неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических реакций в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих.

Стресс – неспецифический  ответ организма на любое предъявленное ему требование представляющий собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям.

2-г: депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности.

Депрессия – (в переводе с латинского depressio - подавление, угнетение) настроение, характеризуемое ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности или реактивности, пессимизмом, печалью и связанными с этим симптомами; нормальное.

3-в: фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.

Фрустрация – (в переводе с латинского frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями.

4-а: аффект - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Аффект – (в переводе с латинского affectus - душевное волнение, страсть) - сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма.

 

5.Заключение

Стресс – это  часть  повседневной  жизни.  Стрессы  порой  необходимы  каждому:  борьба  за   свои  права,  приготовления  к  празднику,  преодоление  трудностей, подготовка к  экзамену,  необходимость  произвести  должное  впечатление  при  служебном  разговоре  –  во  всех  этих  ситуациях  требуется  стимуляция  позитивного  стресса.

Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий  страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

 

6.Список использованной литературы

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1999.
  4. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2003.
  5. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2001.
  6. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер, 1998 .

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 26.75K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
31.03.11 в 17:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе