Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Стресс и его виды. Управление стрессом
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Реферат | Размер: 18.30K | Скачано: 355 | Добавлен 11.05.13 в 20:14 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации 2
2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом. 7
3. Соотнесите понятия и их определения 10
Список литературы 13
Сегодня понятие стресса приобрело особую актуальность, а умение справляться с ним превращается в насущную потребность. Но все ли мы хорошо владеем этим умением? А если заглянуть поглубже, то все ли мы правильно понимаем стресс, его природу, проявления, виды, его значение в жизни?
Термин стресс давно уже стал настолько распространённым, что у многих сложилось впечатление, что они хорошо в нём разбираются. Многим может казаться, что, когда слово знакомо, это значит, что они знают содержание соответствующего понятия. Именно об этом писал известный канадский ученый Г.Селье, основоположник теории стресса, в книге «Стресс без дистресса»: «Каждый человек ощущал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя хлопот выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на характер наших мыслей по коренным жизненным вопросам».
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Первый, кто ввел этот термин в научный оборот, был канадский физиолог ГансонСелье. В 1936 году разработал общую концепцию стресса.
По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям [5].
Стрессы бывают двух видов:
Полезные стрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Это состояние называется «реакцией пробуждения».
Вредные стрессывозникают, когда напряжение достигает критической точки. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».
Основные виды вредного стресса
Один и тот же раздражитель действует на людей не одинаково в зависимости от индивидуальности. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: от оценки им ситуации, сопоставления своих сил и особенностей с требуемым.
Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна».Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор - неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека, могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными. Стрессор - это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, то есть систему реакций человека, направленную на адаптацию.В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами, которые относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), социологическую (безработица, смерть любимого человека) остальные - философского характера (использование времени, цели жизни).
Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:
- повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;
- критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;
- хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий.
В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:
1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания - соматические и невротические. Это связано с тем, что разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению, не все мы умеем вовремя выйти из-под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом - болезнь.
Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть к воду о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. Дело не только в том, что это практически невозможно, а в том, что значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности.
Для современного человека влияние технологиями управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, а особенно деятельности в новых для него областях.
Как же все-таки можно управлять стрессом, с чем не хочется сталкиваться? Тем более что его невозможно избежать. Селье говорил, что стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем - мы будем испытывать стресс. Он - вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять - призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом.
Чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.
Для того чтобы управлять стрессом, необходимо выявить источник стресса в вашей жизни. Это не так просто, как кажется. Истинные источники стресса не всегда очевидны, и слишком легко упустить из виду собственные мысли, чувства и поведение, которые являются причиной стресса. Перечень причин стресса очень обширен. Вот, например, список общих факторов, вызывающих стресс:
Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом:
Непросто ответить на вопрос, кто из людей является «слабым», а кто «сильным». Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых социальными, семейными, возрастными и прочими факторами.
Таким образом, стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека. На какие-то из них мы можем воздействовать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то - нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценить реальность и действовать там, где это необходимо, а там, где наши действия бесполезны, - просто принять ее как данность.
Аффект–кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию, мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на нее.
Пример аффекта: ....Такое поведение П. вызвало у нее, Басанговой, сильное душевное волнение, что произошло дальше, она помнит смутно, пришла в себя во дворе дома от крика мужа. По его требованию она зашла в дом, где увидела лежавшую на диване П., на груди которой была видна кровь.
Как поясняла Басангова, она не помнит обстоятельств, связанных с появлением у нее в руках ножа и нанесением ею ножевого ранения П. После случившегося у нее было сонное состояние, вялость, закрывались глаза.[6]
Стресс – состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации, сил и энергии.
Примеры стрессовых ситуаций очень различны, можно привести один из них. Например, неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
Фрустрация – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности.
Фрустрация - это негативное состояние человека, которое возникает в случае, если внезапно рушатся планы или не достигается ожидаемый результат. Фрустрация - это состояние, когда наши желания превышают наши возможности или вообще идут на разных параллелях. Надо заметить, что причиной наступления фрустрации могут быть не только преграды, появляющиеся при достижении цели, но и наша чрезмерная мотивированность на достижение определенного результата.
Можно привести классический пример: синдром «отличницы», когда девушка в небольшом городке, первая во всем, самая умная в классе, с золотой медалью после школы, которая всегда была успешной и «впереди планеты всей», попадает в иные условия, например, приезжает в мегаполис, где таких «отличниц» в сто раз больше. И возникает ситуация, когда «отличница» уже не первая, есть более успешные люди, и она как бы «не дотягивает» до некого высокого уровня. Со своим шаблоном поведения «я добиваюсь своего» и с установкой, что она – лучше всех, при возникших неудачах, при условии низкой адаптационной способности и высокой значимости желания «быть первой», такая личность испытывает фрустрацию.
Депрессия – эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
Депрессия - болезненное психофизиологическое состояние, относящееся к классу невротических расстройств. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), депрессией в явной или скрытой форме страдает каждый 4-й житель планеты Земля.
Пример депрессии. Наталья, 22 года, студентка престижного ВУЗа. Обратилась с жалобами на страх выйти из дома, сопровождающийся сердцебиением, ощущением нехватки воздуха, чувством жара. Из-за этого в течение нескольких месяцев испытывает плохое настроение, чувство полной безнадежности, тоски, снижение интереса к окружающему, потерю аппетита, утомляемость, трудность сосредоточения внимания и т.д. В ходе консультирования выяснилось, что причина указанных жалоб – комплекс неполноценности, которым она страдает уже в течение многих лет.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.