Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Стресс и его природа (управление стрессом)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 32.48K | Скачано: 304 | Добавлен 05.06.12 в 14:15 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Введение 1
1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации 3
2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом 8
3. Соотнесите понятия и определения 18
Вывод 20
Список литературы 23
Интерес к проблеме стресса и стрессустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверх экстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. "Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие", - писал древнегреческий философ Аристотель. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение двигательной активности) не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, ростом так называемых болезней стресса. Полагают, что к ним относятся различные психосоматические заболевания - невротические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушения мозгового кровообращения, отдельные злокачественные опухоли и другие.
Установлено, что эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий военных специалистов. Их профессиональная деятельность, несмотря на успехи научно-технической революции в военном деле, продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и наличием угрозы жизни.
Наряду с усложнением, дифференциацией и интенсификацией военного труда, военнослужащие испытывают постоянную угрозу воздействия оружия противника, особенно оружия массового поражения. Мощь данного вида оружия, большое число прогнозируемых потерь по сравнению с прошлыми войнами сопровождается большим нарастанием его психогенного влияния. Значимость психогенного воздействия на человека проявлялась особенно отчетливо после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города в августе 1945 года, и после аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году.
Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью человека и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также, как указывалось раньше, может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.
Изложенное убедительно подтверждает актуальность рассмотрения проблемы стресса и психофизиологической защиты или психофизиологического обеспечения стрессустойчивости человека в повседневных и экстремальных условиях.
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин был введен в 1936 г .Выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов)
По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Термин “неспецифический” в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции —специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму, Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором — электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина. [3]
В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы.
Первая - стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.
Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезёнки и д.т.
Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается.
Однако если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение. [5]
Выделяют 3 основных вида профессионального стресса в деловых отношениях:
1. Информационный - возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информации о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
2. Эмоциональный - возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
3. Коммуникативный - связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п. [6]
Физиологическая природа стресса
Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая “изнанка” стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (стрессора),примером этого могут быть конфликты, неожиданное события в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур промежуточного мозга —гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ — адренокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.
Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природа стресса, которая “стоит за кулисами” нервозного, неадекватного поведения человека.
При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром - типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать? Можно ли избежать стрессов?
Ответ на этот вопрос должен быть безусловно отрицательным. Стрессов вообще избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям. [7]
Основные источники стрессовых ситуаций
• Попытка соответствовать недостижимым стандартам. Как только предъявляемые требования начинают превышать возможности и ресурсы человека – имеются в виду продолжительная работа без отдыха, слишком короткий срок для выполнения большого объема работы, неожиданные трудности – возникает чрезмерное напряжение.
• Работа в постоянно меняющихся условиях. Неожиданное изменение задачи становится нормой. Перечень ваших профессиональных обязанностей изменяется до бесконечности, нет четкого представления о порядке и сроках выполнения работы, исчезает уверенность в положительном результате, возникают демотивация и тревога.
• Переживание нестабильности работы вызывает неуверенность в себе и страх за свое будущее. Это приводит к сильной тревоге, которая снижает производительность труда. Настроение портится, возникает депрессия.
• Работа с неприятными людьми. Натянутые отношения с коллегами вызывают чувство отверженности и разочарования. Результатом станут снижение производительности труда и эмоциональная подавленность.
• Слишком большая ответственность заставляет вас постоянно волноваться, вы начинаете сомневаться в своих способностях, и принимать решения становится все сложнее.
• Чрезмерная нагрузка приводит к рассеянности и дезорганизованности. Стремясь в срок выполнить огромный объем работы, вы стараетесь установить четкую очередность выполнения задач. Но когда физические силы на исходе, эта попытка дает противоположный эффект.
В большинстве ситуаций мы реагируем на растущее напряжение не так, как хотелось бы. Потеря самоконтроля ускоряет развитие стресса: отход от идеалов, растущее недовольство, чувство поражения и, как неизбежность, еще больший стресс.[1]
Управление стрессом – осознанная необходимость
Стресс – это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд – отрицательный или положительный. быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает. Привыкая жить в постоянном напряжении, испытывая его вновь и вновь, мы перестаем получать удовольствие от жизни. Нам не дает покоя мысль: почему так происходит? Мы, увы, не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.
У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.
1. Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).
2. Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».
Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак – изменение поведения. Чаще всего встречаются:
• повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
• снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
• частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
• потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
• постоянное уныние и жалость к себе;
• потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
• нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.
Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния.
Мы не всегда осознаем, что дискомфорт, испытываемый нами при усилении напряжения, и есть стресс. И, к сожалению, нам не приходит в голову, что зная, каковы признаки стресса, можно научиться его предупреждать.
Одно из проявлений стресса – абсолютно нецелесообразные меры по борьбе с ним.
Избранные в этом случае методы зачастую вызывают у нас еще больший стресс.
Но мы уже знаем, что стресс не всегда вреден. Полезный стресс активизирует механизмы, которые помогают справляться с безвыходными, казалось бы, ситуациями. Вредный стресс, напротив, коварен и наносит организму ощутимый урон. Необходимо понять, что же такое стресс, чтобы научиться управлять им.[4]
Рассмотрим основные психологические способы управления стрессами.
1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напряжению мышц, аутотренингу и т.п.).
2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации. Здесь можно выделить: отрицание (уклонение от восприятия негативной информации); вытеснение (забывание или переключение на другое); принятие обстоятельств такими, какие они есть; замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рационализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, незаинтересованности в ней на самом деле и проч.).
3. Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.
4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирования и бездействия.
Наконец, в острых случаях или в том случае, когда первичное и вторичное вмешательство оказались безуспешными, наступает необходимость вмешательства врачей или консультантов-психологов.
Так же при возникновении стрессовой ситуации рекомендуется.
Чтобы сформировать положительный образ собственного «Я», проведите сеанс самоанализа. Вы яснее увидите свои положительные качества. Обдумайте:
• ваши цели.
Вспомните о своих приоритетах. Возможно, вы движетесь по накатанной колее. Увидев главное, вы станете целеустремленным.
• ваши достижения.
Сопоставьте ваши цели и достижения, особое внимание обратив на то, чем вы можете гордиться. Вы поразитесь, обнаружив, что достигли многого. Осознание собственных успехов поддержит веру в ваши возможности.
• ваши ожидания.
Сравните ваши ожидания с требованиями других людей. Возможно, вы обнаружите, что ваша планка намного выше, чем у других людей.
• ваши достоинства.
Мы склонны недооценивать себя. Вероятно, вы преуспели в некоторых областях жизни – оценив свои достоинства, вы почувствуете себя уверенней.
Результаты самоанализа обычно превышают ожидаемые, и это очень вдохновляет.
Экспериментально доказано, что нежелательные психические и физические реакции напрямую зависят от негативных мыслей. Испытуемым сделали инъекцию адреналина – сильнейшего гормона стресса. Последовала нормальная для этой ситуации физическая реакция (учащение сердцебиения и пр.). Но так как причин для беспокойства не было, никаких психологических реакций (страха, дурных предчувствий) не наблюдалось. Это доказывает, что в стрессовой ситуации именно негативные мысли – причина нежелательных физических и эмоциональных реакций.
К сожалению, мы идем на поводу у отрицательных эмоций, не осознавая их истинной причины. Предположим, вы обсуждаете с неприятным коллегой рабочий вопрос и при этом думаете: «С этим человеком невозможно работать» или «Чтобы я ни сделал, N все не нравится». Враждебность и агрессия нарастают.
Замечательный способ предотвратить развитие недобрых чувств – изменить образ мыслей. Положительные мысли вызывают положительные эмоции, помогая предотвратить стресс.
Имея дело с неприятным для вас коллегой нужно:
1. подумать: «N – отличный профессионал, хотя и раздражительный человек». Это даст вам возможность…
2. почувствовать безразличие, которое в свою очередь заставит вас…
3. говорить по существу, и вы получите выполненную работу, не вступая в пустые разговоры.
Поставив цель контролировать негативные мысли, вы сможете избежать всплеска отрицательных эмоций и будете удивлены тем, как много можно достичь, не расстраиваясь и не раздражаясь понапрасну. Возможно, вы даже решите, что работать с Х не так уж и плохо.
Если не воспринимать ситуацию как ужасную, исчезнет необходимость без толку волноваться и мысленно щелкать переключателем, подготавливая организм к борьбе или бегству. В результате стресс будет предупрежден.
Люди, полагающие, что они контролируют свои действия, испытывают гораздо меньше отрицательных эмоций, чем те, которые думают, что от них ничего зависит. Позиция, которую при этом занимает человек, называется «локус контроля». Личности с внутренним локусом контроля склонны брать на себя ответственность за ситуацию. Напротив, человек с внешним локусом контроля считает, что на его жизнь влияют внешние факторы. Хотя ни одно из этих представлений не соответствует действительности, большего успеха добиваются люди, занимающие первую позицию, привыкшие не зависеть от обстоятельств, а преодолевать их.
Итак, чем чаще вы будете напоминать себе, что именно вы управляете своей жизнью, тем реже будете ощущать себя листочком, трепещущим на ветру. Мысль о том, что вы брошены на произвол судьбы, усиливает стресс, между тем уверенность в том, что вы можете справиться с любой неприятностью, уменьшает его.
Из вышеизложенного можно сделать выводы, что освоив позитивный подход к жизни и работе, вы измените мнение о себе и своей способности влиять на стрессовую ситуацию.
Отказавшись от отрицательных мыслей, вы возьмете на себя ответственность за собственную жизнь и станете уверенней.
Важно понять: у нас гораздо больше возможностей управлять своими чувствами, чем мы думаем. Но, чтобы обрести уверенность в собственных силах и нести ответственность за собственную жизнь, нужно пройти длинный путь, научившись эффективно управлять стрессом. [8]
Способы предупреждения стресса
Чтобы научиться контролировать стресс, проанализируйте свой образ жизни, приобретенный опыт и разработайте собственную стратегию противостояния стрессу.
Задумайтесь над тем, какой образ жизни вы ведете: способствует ли он стрессу? Например, если вы полностью погружены в работу и сосредоточены исключительно на карьерном росте, вам будет трудно ослабить стресс, если возникнут трудности в профессиональной деятельности. Чтобы повысить сопротивляемость, воспользуйтесь следующими советами.
• Соблюдайте режим сна. Возможно, спровоцированную стрессом усталость усиливает недостаток сна. Простое решение – спать столько, сколько нужно. Привычка поздно ложиться и рано вставать истощает ваши силы. Нарушьте старую схему: засидевшись допоздна, как обычно, используйте технику расслабления, а затем проснитесь через 7–8 часов, дав организму возможность отдохнуть и запастись энергией.
• Питайтесь здоровой пищей. Привычка есть всухомятку и на бегу только усугубляет стресс. Быстрое питание оставляет организм голодным. Рецепт прост: найдите десять минут, чтобы спокойно съесть салат или бутерброд, желательно не на рабочем месте. Дайте вашему организму возможность переварить пищу и усвоить все питательные вещества, необходимые для продуктивной работы.
• Употребляйте алкоголь умеренно. Небольшое количество спиртного помогает расслабиться и успокоиться. Алкоголь в больших дозах превратит стресс в тревогу и депрессию.
• Находите время для хобби. Увлечение чем-либо помимо работы развивает творческий потенциал. Вы заряжаетесь энергией и, возвращаясь к работе, без труда находите ответы на мучительные вопросы, которые раньше вызывали стресс.
• Общайтесь с друзьями или время от времени уединяйтесь. Если вы открытый человек, взаимодействие с людьми, возможность выразить свое мнение и обмен идеями вас успокаивают.
Продуктивное общение отодвинет стресс на второй план и представит проблему в другом свете. Если же вы по характеру замкнуты, сделайте паузу в суматохе дня и отдохните в одиночестве. Это вернет вам душевное равновесие.
Правильная линия поведения поможет вам восполнить растраченную энергию, вы почувствуете себя помолодевшим и способным справиться с любыми невзгодами. Отказ от вредных привычек, спровоцированных стрессом, даст вам уверенность в том, что вы действительно можете управлять своей жизнью и это не иллюзия, а факт.
Хотя у некоторых людей упоминание о физических упражнениях сразу вызывает желание прилечь, тем не менее это гарантированный способ ослабить стресс. Апатия порождает апатию. Умеренная физическая нагрузка заряжает энергией, помогая организму освободиться от гормонов стресса. Физические упражнения стимулируют выработку эндорфинов, которые вызывают ощущение полноты сил. Может, в это трудно поверить, но, как только вы начнете выполнять упражнения, сразу почувствуете прилив бодрости. Однако это вовсе не означает, что вам придется постоянно быть на ногах. Например, бег можно заменить ездой на велосипеде.
Чтобы вам не казалось, что во время физических занятий вы теряете время, стимулируйте умственную активность, слушая кассету с личными записями, – таким образом вы убьете двух зайцев.
Выберите наиболее подходящий для вас вариант – это сократит вероятность того, что вы быстро сдадитесь.
• По двадцать минут в день прогуливайтесь пешком. Помимо того что ходьба полезна для здоровья, вы сможете полюбоваться окружающей природой, что не удастся сделать из окна машины, автобуса или поезда.
• Достаньте ваш старый велосипед или купите новый – и наслаждайтесь путешествием.
• Купите видеокассету с упражнениями. Занимайтесь в удобное для вас время и не ленитесь.
• Запишитесь в спортивный клуб на аэробику, плавание или в группу здоровья.
Поначалу выполнять физические упражнения не очень приятно, но это абсолютно необходимо для хорошего самочувствия. Ведь, встретившись с мамонтом, вы бы не задумываясь сделали физическое упражнение. Представьте, что стресс и есть страшный мохнатый мамонт.
Теперь задумайтесь о своем жизненном опыте, о том, что вы умеете. Говорят, если вы хотите иметь то, чего у вас никогда не было, нужно делать то, что вы никогда не делали. Но в состоянии стресса научиться чему-то новому очень сложно, поэтому вы действуете по привычке. Попробуйте применить знания, которыми владеете.
• Осознайте ограниченность ваших возможностей. Из горького опыта вы знаете предел своих возможностей: что вы в состоянии сделать, а что нет. Планирование сроков сделает вашу цель более реальной и достижимой.
• Принимайте перемены. Устаревшая и неэффективная система работы делает вашу жизнь утомительной и скучной. Попробуйте изменить ее – и вам станет легче.
• Научитесь говорить нет. Вас беспокоит то, что обычно вы берете на себя слишком много? Откажитесь делать то, что может вызвать у вас стресс, как бы настойчиво вас ни просили об этом.
• Признайте свои недостатки. Вы знаете, что никто не совершенен, и у вас тоже есть недостатки. Признайте это – и напряжение уменьшится.
• Избегайте неприятных людей. Избегайте встреч с неприятными для вас людьми – и вы будете меньше огорчаться.
• Объективно оценивайте ситуацию. По опыту вы знаете, что может вызвать у вас стресс. Принимая решение заняться тем или иным делом, полагайтесь на свою интуицию. Это избавит вас от лишних переживаний.
• Делайте все вовремя. Вам знакомо чувство паники, возникающее, когда вы опаздываете на поезд или не успеваете выполнить работу в срок? Если вы придете на вокзал пораньше, чтобы успеть купить газету, вам не придется запрыгивать в отъезжающий поезд. Старайтесь делать все вовремя, не откладывая на последний момент. Это значительно ослабит стресс.
Уроки, которые вы извлекли из прошлого, помогут вам избежать стрессовых ситуаций в будущем. Научитесь предвосхищать события. У вас намного больше возможностей контролировать ситуацию, чем вы думаете.
В стрессовом состоянии люди не способны мыслить рационально, а значит, найти конструктивный выход из положения. Научившись решать проблемы по мере их возникновения, вы существенно снизите вероятность стихийного, неконтролируемого стресса.
Вот шесть линий поведения, которые помогают бороться со стрессом.
1. Если вас что-то беспокоит, решите, должны ли вы предпринимать какие-либо действия. Если вы не можете отреагировать немедленно, не мучьте себя – выбросьте проблему из головы до тех пор, пока у вас появится возможность что-нибудь сделать.
2. Расположите проблемы в порядке убывания их значимости. Возможно, одна из проблем кажется вам очень серьезной, но, увидев ее в списке, где под номером один значится смертельная болезнь, вы поймете, насколько ваши страхи преувеличены.
3. Освободите свое сознание, созерцая что-нибудь умиротворяющее, например тихий пруд, лазурное небо или идиллический уголок природы, который пробуждает приятные воспоминания. Эти несколько минут необходимы для того, чтобы приостановить напряженный ход мыслей и прояснить ваше сознание.
4. Избавьтесь от беспокойства, сконцентрировавшись на выполнении конкретной задачи. Сказав себе: «Я не собираюсь думать о чем-то еще, кроме этого», вы сможете сосредоточиться и без труда придумаете несколько вариантов решения проблемы.
5. Взгляните на проблему со стороны. Вообразив, что существующая проблема не имеет к вам отношения, вы сможете взглянуть на нее со стороны и избавитесь от отрицательных эмоций.
6. Найдите корень зла. Спросите себя: «В чем суть этой проблемы?» Например, если вы волнуетесь по поводу встречи, назначенной на раннее утро, возможно, вас беспокоит не ее исход, а то, что будильник не сработает и вы опоздаете.
Лучше отработать все возможные линии поведения, чем испытывать постоянное беспокойство. Регулярно прилагая усилия, чтобы снять напряжение, вы ослабляете стресс.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что распределение времени и усилий между работой и увлечениями, а также здоровый образ жизни помогают управлять стрессом.
Стресс не возникает сам по себе, у него есть предыстория. Поэтому, сталкиваясь с новой ситуацией, используйте свой опыт для достижения положительного результата.
Правильное питание, регулярные физические нагрузки и эффективные линии поведения, помогающие справиться с беспокойством, существенно снизят уровень вашего стресса. [2]
а) аффект
б) стресс
в) фрустрация
г) депрессия
Ответ:
а) Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.
Верным является ответ 4 (кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль).
б) стресс - является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Верным является ответ 1 (состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии).
в) фрустрация - (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Верным является ответ 3 (эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд).
г) депрессия - (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассивностью поведения
Верным является ответ 2 (состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности).
Под стрессом понимают психическое и физиологическое напряжение, возникающее у человека в результате воздействия стрессогенных факторов, которые нарушают существующее равновесие. Термин «стресс» ввел в 1954 году канадский исследователь Ганс Селье. Он обнаружил, что при изменении условий окружающий среды и связанных с этим переживаниях надпочечники человека начинают выделять гормональные вещества, помогающие адаптироваться к изменениям. Учитывая физиологию стресса, становится понятно, что незначительные стрессы полезны для организма, так как вызывают адаптивный эффект за счет производства организмом требуемых гормонов.
Но если уровень напряжения достигает такой критической отметки, при которой человек уже не может с ним справиться, то такой стресс (в научной литературе его называют дистресс) оказывает вредное воздействие на здоровье человека. В повседневной жизни, говоря о стрессе, обычно имеют в виду именно отрицательный стресс.
В своем развитии стресс проходит следующие фазы:
Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. В деловых отношениях выделяют 3 основных вида профессионального стресса:
1. информационный;
2. эмоциональный;
3. коммуникативный.
Основными источники стрессовых ситуаций являются:
Избежать стресса нельзя, так как стресс - часть нормальной жизни. Невозможно полностью удалить стресс из нашей жизни, но это и не рекомендуется делать. Вместо этого, мы должны научиться управлять стрессом так, чтобы можно было бы контролировать стресс и его влияние на физическое и психическое здоровье.
Основные способы управления стрессами :
1. Волевой контроль за состоянием своего организма
2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации.
3. Эмоционально-психологическая разрядка
4. Изменение позиции по отношению к проблеме
Чтобы научиться контролировать стресс, необходимо проанализировать свой образ жизни, приобретенный опыт и разработать собственную стратегию противостояния стрессу.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.