Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стресс и его природа (Вариант 21)

Стресс и его природа (Вариант 21) [04.10.09]

Тема: Стресс и его природа (Вариант 21)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.49K | Скачано: 301 | Добавлен 04.10.09 в 20:45 | Рейтинг: +29 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Понятие «стресс» и его виды 3

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом 7

3. Соотнесите понятия и их определения: 12

а) стресс 12

б) аффект 12

в) фрустрация 13

г) депрессия 14

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

4. Литература 16

 

1. Понятие «стресс» и его виды

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиком Гансом Селье, родившимся в 1907 г., который разработал общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, представляющее собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям. Стресс появляется в результате чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно, существуют стрессовые импульсы.

Стресс подразделяется на виды:

1. физиологический (системный) стресс  – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.;

2. психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.);

3. коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), рассматривается на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений, кроме того, большое значение имеет вид деятельности (профессиональная, учебная и др.), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1. реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2. фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3. фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Как говорил Г. Селье, стресс – обязательный компонент жизни и его нельзя избежать, так как природа стресса является рефлекторной. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их – значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для развития этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно, вредное для здоровья (дистресс можно перевести как «истощение», «несчастье»).

Таким образом, стресс – это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако любая эмоциональная встряска является стрессором, то есть источником стресса. Устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям  за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны. Или когда они истощают свой ресурс при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека, то есть дисстрессу характерна фаза истощения. Именно с ней надо бороться, точнее – стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности.

Раздражитель – фактор, вызывающий в организме какую-нибудь реакцию. Раздражителем живой клетки или организма в целом может оказаться любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, если оно достаточно велико, довольно быстро возникло и  долго продолжается.

Все бесконечное разнообразие возможных раздражителей можно разделить на три группы: физические, физико-химические и химические. К физическим раздражителям относятся: температурные, механические (удар, укол, давление, перемещение в пространстве, ускорение и др.), электрические, световые, звуковые. Физико-химическими раздражителями являются изменения осмотического давления, активной реакции среды. Химическими раздражителями, способными вызывать физиологические реакции, являются поступающие из внешней среды вещества пищи, лекарственные препараты, яды, а также многие химические соединения, образующиеся в организме, например гормоны, продукты обмена веществ.

По своему физиологическому значению все раздражители делят на адекватные и неадекватные. Адекватными называются те раздражители, которые действуют на данную биологическую структуру в естественных условиях, к восприятию которых она специально приспособлена и чувствительность, к которым у нее чрезвычайно велика. Для сетчатки глаза адекватным раздражителем являются лучи видимой части солнечного спектра, для тактильных рецепторов кожи - давление, для скелетных мышц – нервные импульсы, притекающие к ним по моторным нервам.

Неадекватными называются те раздражители, для восприятия которых данная клетка или орган специально не приспособлены. Так, мышца сокращается при воздействии кислоты, электрического тока, внезапного растяжения, механического удара, быстрого согревания и т. д.

Клетки значительно более чувствительны по отношению к своим адекватным раздражителям, чем к неадекватным. Это является выражением функционального приспособления, выработавшегося в процессе эволюции.

Одни и те же раздражители действуют на различных людей по-разному, так как у каждого человека свое личное восприятие в сложившейся ситуации.

 

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессора могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Различают несколько групп стрессовых факторов. Организационные факторы:

· перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

· конфликт ролей, который возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования;

· неопределенность ролей происходит, когда работник не уверен в том, что от него ожидают;

· неинтересная работа (так, на примере исследований было доказано, что из 2 тыс. рабочих мужчин 23-х различных профессий, те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

· плохие физические условия такие, как шум, холод и др.;

· неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

· плохие каналы обмена информацией в организации.

Выражающиеся в отношении человека к своей профессиональной деятельности организационно-личностные факторы, которые выделили В. Зигерт и Л. Ланг:

· страх не справится с работой;

· страх допустить ошибку;

· страх быть обойденным другими;

· страх потерять работу;

· страх потерять собственное Я.

К организационно-производственным факторам относятся:

· неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

· неразрешенные конфликты;

· отсутствие социальной поддержки;

· проблемы личной жизни, связанные со здоровьем, «кризисом среднего возраста» и т.д.

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

Таким образом, причины стресса выявить нетрудно. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Итак, нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, к примеру, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов формируются и для руководителей, в чьи обязанности входит снижать уровень стресса у сотрудников, и для подчиненных, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная руководству:

· чаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников, учитывая, что нужно поручать соответствующий объем и сложность заданий;

· не пренебрегать к четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников, что может предотвратить мелкие конфликты и взаимные обиды;

· не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;

· демонстрировать, как можно чаще свое доверие и поддержку подчиненным, так например, в Америке провели исследование, что сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержу начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто поддержки не замечали;

· использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;

· при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;

· не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;

· не использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;

· если же возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;

· задумываться периодически о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов, держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная подчиненным:

· если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, следует тщательно проанализировать, насколько реальны возможность организации по улучшению этих проблем;

· обсуждать рабочие проблемы с коллегами и руководством, при этом необходимо позаботиться о том, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся;

· следует наладить эффективные деловые отношения с руководством, нужно оценить масштабы его проблем и помочь разобраться в своих; руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить;

· найти в себе силы сказать «нет», если объем поручаемой работы явно превышает возможности, при этом необходимо позаботиться о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа;

· не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых заданий;

· обсуждать с руководством проблему несовместимости порученных дел сразу, фиксируя внимание руководства на том, что пострадает именно дело;

· искать возможность кратковременного отклонения и отдыха при напряженной работе, по данным опытов видно, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;

· необходимо помнить, что неудачи на работе редко бывают фатальными, набираться опыта на собственных ошибках – естественное право подчиненного;

· следует разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлимых формах;

· стараться не смешивать личные и служебные проблемы.

Кто же больше подвержен стрессу «сильные» или «слабые» люди? Трудно определить, кто из нас является «слабым», а кто «сильным». Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые.

Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в не малой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

 

3. Соотнесите понятия и их определения

Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии. Характеристику стресса я рассмотрела выше.

Аффект лат. (afficio, affectum - душевное волнение, переживание) - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, который порождается противоречием между его собственными влечениями, стремлениями, желаниями. Причиной аффекта может быть и столкновение требований, которые предъявляются к человеку, с невозможностью выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при не способности человека найти иной выход из опасной, критической или неожиданной ситуации. Характерной особенностью аффекта являются его властность, на короткое время подчиняющая человека и лишающая его возможности критически оценить ситуацию и разумно управлять своим поведением, сужение сознания, при котором внимание человека целиком сосредоточено на обстоятельствах, вызвавших аффект. Исключительно сильные аффекты могут завершиться потерей сознания и памяти на прошлое. Важная особенность этого эмоционального состояния - бурность, яркость его внешнего проявления, очень выразительная и резкая мимика, пантомимика (выразительные движения всего тела), речь, действия. Содержанием аффекта могут быть гнев, возмущение, досада, страх, доходящий до ужаса и паники, горе. Аффективные вспышки могут возникать и при сильных положительных эмоциях («не помнит себя от радости», «потерял голову от восторга»).

Аффектам особо подвержены люди, которые не привыкли к самоконтролю, не считают необходимым сдерживать себя. Аффективность личности, склонность к бурным эмоциональным проявлениям зависит не только от темперамента (холерики в этом отношении резко отличаются от флегматиков), но и уровня её моральной воспитанности, которая предполагает самообладание. В то же время случаются аффекты, вызванные бестактностью партнёра по общению.

Фрустрация (frustration - расстройство планов, уничтожение замыслов) – эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями. Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей границу терпимости конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции); апатия (состояние полного безразличия, равнодушия); агрессия (действие или поведение, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба, вплоть до полного уничтожения, другому существу или объекту, одно из проявлений агрессии - грубость) и деструкция (направленность психики и поведения человека на разрушение объектов и субъекта); стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; регрессия (форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, сильных степеней эмоциональной напряженности, стресса, состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую).

Психологическое изучение фрустрации требует исследования соотношения между состояниями фрустрации и другими психическими состояниями, как, например, состояниями тревоги или беспокойства и прежде всего с предшествующим появлению фрустатора состоянием, в частности с тем, настолько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле восприятия новизны этого барьера, так и в смысле «вооруженности», являющейся условием толерантности, то есть отсутствием или ослаблением реагирования на какой-либо благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию). Например, в утомленном состоянии человек по всей вероятности более остро переживает фрустрацию и менее склонен к толерантности, чем в бодром состоянии. Что касается партнеров в профессиональной деятельности, то фрустрация может возникнуть в связи с неудовлетворением потребностей партнера, с тем, что он нужен другому партнеру как объект, используемый только для удовлетворения своих целей, или вообще не воспринимаемый как равноправный участник взаимодействия, когда его состояния не учиты­ваются.  В таком случае партнер будет чувствовать себя ненужным, обездоленным, отверг­нутым, что приведет к конфликту, разрыву отношений.

Депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности. Основные симптомы: плохое настроение, откладывание выполнения каких-либо планов или дел, либо долгий настрой на их выполнение, мгновенная усталость даже после незначительного физического усилия, либо ощущение постоянной усталости, разнообразные расстройства сна, снижение аппетита, появление неоправданной нерешительности, критическая оценка всей прожитой жизни, потеря смысла жизни. Депрессия может стать ответной реакцией на внешние, травмирующие события, такие, как смерть близкого человека, разлука, отвержение или перемены в жизненной ситуации: переезд в другой город или страну, выход на пенсию, развод, рождение ребенка и т.д. Эндогенная депрессия - нарушение в эмоциональной сфере человека, возникающее без видимых внешних причин, как правило, протекает в тяжелой форме, практически парализуя социальную активность человека. Одним из наиболее тревожных симптомов эндогенной депрессии являются мысли о суициде (самоубийстве). На сегодняшний день депрессия является одной из наиболее распространенных причин обращения за психологической помощью. Как депрессия, вызванная внешними событиями, так и эндогенная депрессия успешно лечатся посредством психотерапии. Поэтому, несмотря на чувство безысходности, которое нередко сопровождает это состояние, не стоит отчаиваться. Своевременно полученная профессиональная помощь, поможет обрести внутреннее равновесие и вернуться к нормальной жизни.

 

Литература

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
  2. Г. Селье. «Стресс без дистресса». – М., 1982.
  3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999.
  5. Психология и этика делового общения / Под. ред. В.Н. Лавриенко. – М., 2004.
  6. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. – М., 1994.
  7. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.
  8. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. М., 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+29
Размер: 17.49K
Скачано: 301
Скачать бесплатно
04.10.09 в 20:45 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе