Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стресс и его природа (управления стрессом)

Стресс и его природа (управления стрессом) [07.11.10]

Тема: Стресс и его природа (управления стрессом)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 36.40K | Скачано: 283 | Добавлен 07.11.10 в 19:53 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

Введение.

1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

3. Тест.

Заключение.

Приложение.

Список использованной литературы.

 

Введение

На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы... Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома...

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую - более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали - он заработал в два раза больше, другого обокрали - он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

 

1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации.

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда - напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом -- индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Факторы, вызывающие стресс, очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров. При всем разнообразии видов стресса и вызывающих его факторов реакция организма на любой стресс в сущности одинаковая.

Не зря говорят: "Все болезни - от нервов (и только одна - от удовольствия)". Стресс вызывает в организме значительные сдвиги, в большинстве своем негативные.

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс - эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был - положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он - неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

 

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия.

Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Противострессовая "переделка" дня.

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Первая помощь при остром стрессе.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Организационные факторы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Авторы попу­лярного пособия по основам менеджмента выделяют организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

Организационно-личностные факторы.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профес­сиональной деятельности.

Немецкие психологи В. Зигерт и JI. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

• страх не справиться с работой;

• страх допустить ошибку;

• страх быть обойденным другими;

• страх потерять работу;

• страх потерять собственное Я.

Организационно- производственные  факторы.

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д. К этому «букету» стрессоров организационно-производствен­ного характера могут добавляться и проблемы личной жизни че­ловека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кри­зис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не состав­ляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное пра­вило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.

Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдель­ный человек если и может воздействовать, то очень незначитель­но.

Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосре­доточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

 

3.Тест.

Соотнесите понятия и их определения:

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;

1)состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2)состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3)эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4)кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;

Ответ:

1-б;

2-г;

3-в;

4-а.

 

Заключение.

Стресс – это  часть  повседневной  жизни.  Стрессы  порой  необходимы  каждому:  борьба  за   свои  права,  приготовления  к  празднику,  преодоление  трудностей, подготовка к  экзамену,  необходимость  произвести  должное  впечатление  при  служебном  разговоре  –  во  всех  этих  ситуациях  требуется  стимуляция  позитивного  стресса.

Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий  страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

 

Приложение.

Словарь терминов и персоналий.

Агрессия (от лат. aggredi) – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Апатия (от греч. apatheia – бесстрастность) – состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

Аутогенная тренировка (от греч. autos – сам, genos – происхождение) – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Бессознательное – 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. В бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов; оно находит свое выражение в интуиции, сновидениях, подпороговых восприятиях, автоматизированных и непроизвольных действиях и т.д.

Бред – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Бред выступает симптомом многих психических заболеваний, при этом его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и т.д.

Внушаемость – степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов.

Галлюцинации (от лат. hallucinatio – бред, видение) – патологическое нарушение перцептивной деятельности (восприятия), состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, независящего от субъекта, проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших в сознании образов как объективно воспринимаемой реальности.

Гипноз (от греч. hypnos< – сон) – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Делинквент(от лат. delinquens – правонарушитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Депрессия (в психологии) (от лат. depression – подавление) – аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Влечение, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких.

Дидактогения (от греч. didakticos – поучительный и genos – происхождение) – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных взаимоотношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Диссимуляция – сознательное стремление скрыть болезнь или ее симптомы. Наблюдается в основном при заболеваниях, которые сопряжены для человека с некоторыми объективно или субъективно невыгодными ситуациями. Диссимуляция противоположна симуляции.

Инсайт – (от англ. insight) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Понятие инсайта приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения творчества. Инсайт (озарение) представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания.

Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен личностный инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии К.Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно К.Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы.

Либидо (от лат. libido – желание, влечение) – одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию: использовалось как синоним сексуального влечения. Либидо рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально-приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам «психологической защиты». В более поздних работах З.Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни (Эроса).

Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

Медитация (от лат. meditatio – размышление) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Медитация – прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения.

Мнемоника (мнемотехника) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан).

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация» в широком смысле используется во всех областях психологии, исследующих причины и функции в регуляции поведения человека и животных.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.

Неврозы (от греч. neuron – нерв) – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Негативизм (от лат. negatio – отрицание) – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей. Наиболее выражены явления негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и освоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития.

Патопсихология (от греч. pathos – страдание, болезнь) – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Педология – (от греч. paidos – дитя, logos – учение) – течение в психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование.

Перцепция (от лат. perceptio – восприятие) – процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п.

Подсознание – собирательное понятие, которым обозначают различные неосознаваемые системы психики или их совокупность. Вопреки широко распространенному заблуждению, в учении З.Фрейда понятие «подсознание» практически не употреблялось, хотя именно психоанализ непреднамеренно содействовал популяризации этого понятия и его внедрению в общественное сознание и язык обыденной жизни.

Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социо-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа».

Психическая травма – вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищенности (силы духа) и устойчивости к ударам судьбы.

Психоанализ (от греч. psyche – душа и analisis – разложение, расчленение, исследование) – 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З.Фрейда; 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод исследования З.Фрейда. Основными техническими средствами психоанализа являются 1) анализ свободных ассоциаций; 2) анализ снов и толкование сновидений; 3) анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни. Согласно З.Фрейду, психоанализ занимает «среднее место» между медициной и философией.

Психопатии (от греч. psyche – душа и pathos – страдание, болезнь) – патология характера, при которой наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т.д.

Рационализация (от лат. rationalis – разумный) – 1) в психоанализе один из защитных механизмов личности, обеспечивающий блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека и формулировку более приемлемых для личности объяснений ее поведения; 2) бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны.

Релаксация (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Симуляция (от лат. simulatio – видимость, притворство) – поведение, направленное на имитацию болезни или ее отдельных симптомов с целью ввести в обман. Мотивами симуляции могут быть: достижение определенных льгот, уклонение от обязанностей, стремление обратить на себя внимание (например, при недостатке родительской заботы у детей), потребность в помощи, опеке и т.д.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой угрозы. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой.

Стресс (от англ. stress - напряжение) – 1) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г.Селье); 2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров – значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей.

Стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. В наиболее общей форме различают стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.)

Фобии (от греч. phobos – страх) – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т.п.). Фобии встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга. При невротических фобиях больные, как правило, осознают необоснованность своих страхов, относятся к ним как к болезненным и субъективно мучительным переживаниям, которые они не в силах контролировать. Фобии имеют определенные поведенческие проявления, цель которых – избегание предмета фобии или уменьшение связи с помощью навязчивых, ритуализированных действий.

Адорно Теодор (1903-69) - нем. философ и социолог искусства леворадикальной ориентации; один из видных представителей Франкфуртской школы. Воззрения А. сложились на пересечении нем. неогегельянства и авангардистской критики культуры. Согласно социальной философии А., история западноевропейской культуры начиная с гомеровских времен выступает как история «неудавшейся цивилизации», история «индивидуализации» человека, тождественной его углубляющемуся отчуждению.

Аристотель (384-322 до н. а.) - древнегреч. философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Маркс называл его «величайшим мыслителем древности». Род. в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог, колеблясь «между идеализмом и материализмом» (Ленин В. И., т. 29, с. 258). Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей).

Бруно Джордано (1548-1600) - итал. философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов эмпеаокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итал. материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и совр. ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника.

Бэкон Фрэнсис (1561 - 1626) - англ. философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. При короле Якове I достиг высокого положения в государстве, став лордом-канцлером. Автор знаменитого трактата «Новый Органон» (1620) (в отличие от «Органона» Аристотеля), в к-ром развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь эту цель может только наука, постигающая истинные причины явлений.

Вебер Макс (1864-1920) - нем. социолог. Был близок к неокантианству и позитивизму. По В., сущность всякого социально-экономического явления определяется не только его объективными сторонами, но прежде всего т. зр. исследователя, тем культурным значением, к-рое приписывается данному процессу.

Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945) - академик, естествоиспытатель, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об атомах. В. завершил становление геохимии; создал новую ее отрасль - биогеохимию; развивал учение о ноосфере; он - один из создателей гене-, тическрй минералогии и радиогеологии; работал также в области кристаллографии, почвоведения, метеоритики, истории и методологии естествознания. В своем научном творчество В.: стоял на позициях материализма, стихийно руководствовался рядом идей диалектики.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) - фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво: Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, «первого двигателя» (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции.

Галилей Галилео (1564-1642) - итал. физик и астроном. Г. критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, догматическую схоластику и первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности - геометрического, моделирования явлений природы. Гл. достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно к-рому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе.

Галич Александр Иванович (1783-1848) - рус. философ, эстетик и психолог. Окончил Петербургский педагогический ин-т (1808), учился в Германии (1808-13). Объективный идеалист, Г. в университетских лекциях (он преподавал в Петербургском ун-те в 1817-21) и «Картине человека...» (1834) подчеркивал объективную обусловленность мышления, роль ощу^ щений в процессе познания, стадиальность его развития (гипотеза - понятие - идея), связь мышления с физиологией, обосновал антропологическую философию истории, включавшую социальную утопию.

Гамильтон Уильям (1788 - 1856) - англ, философ-идеалист и логик. Понимая познание как «выявление условий» существования познаваемого предмета, отрицал объективную истину, сближаясь о агностицизмом; «абсолютное», т. в, материальная действительность, по Г., познаваемо лишь посредством сверхъестественного откровения. Вслед за Кантом признавал априоризм, а также моральные постулаты как основу религиозной веры.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Иенском, а с 1818 - в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. В целом философия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной револю-> ции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом к-рой был Г. Отсюда, с одной сторож ны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др. - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем. буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством.

Дальтон Джон (1766-1844) - англ, химик и физик. Открытия Д.; способствовали превращению атомистики из натурфилософской догадки в естественнонаучную теорию, укрепляли позиции материализма в естествознании. Именно поэтому Энгельс называл Д. отцом совр. химии.

Дарвин Чарлз Роберт (1809-82) - англ, естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории. Обобщив данные современной ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831-36), пришел к выводу об эволюционном развитии живой природы путем естественного отбора.

Блонский Павел Петрович. (1884-1942) - российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития мышления, сексуального развития.

Божович Лидия Ильинична. (1908-1981) - отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.

Брентано Франц. (1838-1917) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - "психологии акта". Автор книги "Психология с эмпирической точки зрения" (1874).

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — российский философ, представитель персонализма. Профессор философии (1919), д-р теологии (1947). Учился в Киевском кадетском корпусе. С 1894 г. учился на естественном и юридическом фак-тах ун-та Святого Владимира (Киев). Систематически изучал философию под руководством Г.И. Челпанова. Увлекался социал-демократическими идеями и принимал активное участие в социал-демократическом движении. В 1898 г. в связи с разгромом Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" был арестован и исключен из университета.

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (1882) фак-ты Московского ун-та.

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856—1925) — российский психолог и философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1899), которое при его содействии было образовано в 1897 г. (по аналогии с Московским обществом) и просуществовало до 1917 г. Формирование современной объективной психологии было основной целью В., которой были посвящены практически все его сочинения.

Гомер - др.-греч. эпический поэт. Биографич. данные недостаточны. В античное время Г. считали автором "Илиады" и "Одиссея", гимнов и др. сочинений.

Демокрит (460-ок.370). - др.-греч. философ, основоположник атомистического строения мира. Первоначалом Д. считал множество субстанций (атомов), совокупность которых обозначал понятием бытия. Евклид (кон.4 в. до н.э.) - др.-греч. математик, основоположник античной геометрии; преподавал математику в Александрии. Систематизировал многочисленные открытия греческих математиков, заложил основы стереометрии, сферической астрономии, оптики; исследовал музыкальные интервалы и др.

Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского-литературного языка. Вершина творчества "Божественная комедия" в трех частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песня, поэтическая энциклопедия средних веков.

Петрарка Франческо (1304-1374) - итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения, основоположник итальянской национальной поэзии. Поэма "Африка" о второй Пунической войне, аллегорические стихи на темы из сельской жизни ("Буколики"), книги песен, любовные стихи (сонеты).

Платон (427-347 гг. до н.э.) - др.-греч. философ, родоначальник объективного идеализма - одного из направлений античной философии. Ученик Сократа. Много путешествовал. Около 387 г. до н.э. основал в Афинах собственную школу - Академию. Характерной формой его работ были диалоги, главным действующим лицом большинства из них является Сократ. Разрабатывал вопросы этики, политики, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве, вопросы воспитания подрастающего поколения, логики, риторики и многие другие.

Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Главные произведения: росписи комнат (станц) Ватикана, многочисленные изображения мадонн, в т.ч. "Сикстинская мадонна",

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) - католический теолог, итальянец по рождению. Доминиканский монах. Учился во Франции и Германии, преподавал в Неаполе, Риме, Париже. Был причислен католической церковью к лику святых. Предпринял попытку философского обоснования христианского вероучения. В этих целях систематизировал и прокомментировал с христианской точки зрения идеи артистотелевской философии.

Шоу Джордж Бернард (1856-1950) - англ. писатель. Один из учредителей фабианского общества. Создатель драмы-дискуссии, в центре которой столкновение противоположных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем. Произв. "Дом Вдовца", "Цезарь и Клеопатра", "Пигмалион" и др. Лауреат Нобелевск. премии.

Эйнштейн Альберт (1879-1955) - немецк. физик-теоретик, один из основателей современной физики, создатель общей и частной теории относительности; труды по квантовой теории света, ввел понятие фотон, установил законы фотоэффекта, создал квантовую статистику Бозе-Э и мн др. Лауреат Ноб. премии, иностр. член-корресп. Российской АН (1922).

Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарск. психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение. Произв.: "Метаморфозы и символы либидо" и др.

Ясперс Карл (1883-1969) - нем. философ, ведущий представитель экзистенциализма; доктор медицины, проф. психологии, занимался "психологией мировоззрения", ввел понятие "немецкой вины" (после 1945). Выступал как политический моралист. Социальный идеал - бюргерский гуманизм эпохи Просвещения. Взаимосвязь культур, как и объяснение культурно-исторического развития рассматривает с помощью "осевого времени", демонстрирующего смысл истории.

Фридрих Ницше (1844-1900) рассматривается как  предтеча философии жизни Его философские воззрения -  своего рода реакция на Гегеля В своем творчестве он  испытал влияние Шопенгауэра, хотя во многом отошел от  него и создал свою систему философии иррационализма.  Ницше родился в г. Реккене в Германии, хотя  впоследствии отрекался от своего немецкого происхождения.  Он изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге.

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович (р. 1929) — российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности.

ФИЗЕР (Feather) Норман Томас (р. 1930) — австралийский психолог, специалист в области психологии развития, организационной психологи, психологии личности.

Ипполит Жан (1907-68) - фр. философ-экзистенциалист. Осн. работы посвящены Гегелю. Утверждая, что гегелевская философия имеет такое же значение для современности, какое имела философия Аристотеля для средних вв., И. рассматривает осн. философские направления как продолжен ние отдельных частей гегелевской системы.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - нем. философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального исчисления), физики (предвосхитил закон сохранения энергии); кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений. Свою философскую эволюцию Л. начал с механистического материализма. Но, не удовлетворенный пассивным характером субстанции в рамках этого мировоззрения, перешел впоследствии на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в учении о монадах («Монадология», 1714).

Лобачевский Николай Иванович (1792 - 1856) - рус. математик. В основу построения геометрии Л. легла идея о тесной зависимости геометрических отношений от самой природы материальных тел. Л., предположив независимость пятого постулата геометрии Евклида от др. положений этой геометрии, построил логически непротиворечивую новую систему геометрии, в к-рой пятый постулат гласит: через точку, лежащую вне прямой, Можно провести не одну, а по крайней мере две параллельные линии (независимо от Л. к этим идеям пришли также К.-Ф. Гаусс и Я. Войай; яз них, однако, только второй решился опубликовать свои результаты в 1832).

Юркевич Памфил Данилович (1826-74) - рус. философ-идеалист, богослов. В статье «Из науки о человеческом духе» (1860) пытался опровергнуть работы Чернышевского об антропологическом принципе в философии с позиций идеализма. Ю. отвергал материалистическое истолкование психической жизни человека, противопоставлял ему христианское понимание единства души и тела. Человек, по его мнению, познается двояко: тело познается внешними чувствами, а душевные явления - внутренним чувством, верой, средоточием к-рых является сердце.

Сократ (469-399 до н. э.) - древ-негреч. философ, учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристипп, Евклид из Мегары. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания С. выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая-искусство жить.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900)- рус. философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский ун-т (1873). На взгляд ды С. большое влияние оказала христианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и др. религиозно-философских систем. Мн. он заимствовал из нем. философии (Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр и др.). Особенно близок С. к славянофилам. Центральной в учении С. является идея «всёединого сущего». Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа). Безусловное «всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по С., лишь «цельным» знанием, к-рое представляет собой синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883—1969) — немецкий философ, психолог, психопатолог, психиатр, специалист в области клинической психологии, философии психологии и теоретической психологии.

Спенсер Герберт (1820-1903) - англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной бур-, жуазии в канун эпохи империализма. Философские взгляды С. сложились под влиянием Юма, Канта, Милля.-Значительное место в его системе зач нимало учение о «непознаваемом». Любое научное понятие, по С., противоречиво, а потому непостижимо. Др. доказательство неспособности науки проникнуть в сущнрсть вещей С. видел в том, что наука базируется лишь на ограниченном опыте индивида, т. е. на ложной основе.

 

Список использованной литературы:

  1. Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006
  2. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  3. Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ.ред.В.Н.Дружинина. – СПб.:Питер, 2005
  4. Психология и этика делового общения: Учебник /Под ред. ЛавриненкоВ.Н..- М.: ЮНИТИ, 2006.
  5. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002
  6. Павлова Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г
  7. Психология делового общения: учеб. пособие / И.И. Аминов. – 4-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007
  8. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. М., 2006. 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 36.40K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
07.11.10 в 19:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе