Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стресс и его природа

Стресс и его природа [13.10.13]

Тема: Стресс и его природа

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Реферат | Размер: 19.28K | Скачано: 289 | Добавлен 13.10.13 в 18:40 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

Введение 3

1. Понятие «стресс» и его виды 4

2. Способы предупреждения и управления стрессом 10

3.Соотнести понятия и их определения 13

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

Жизнь современного человека в последнее время стала   очень беспокойной  и тревожной. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а значит иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Тревожные ситуации нередко порождают различные опасные случаи и конфликты. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.

В настоящее время стресс – это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни, оно является неотъемлемой частью человеческого существования, с которым далеко не все могут совладать. Поэтому проблема борьбы со стрессом  является наиболее актуальной в наше время тревог и переживаний.

Цель данной работы:  охарактеризовать и проанализировать понятие «стресс», выявить его сущность, характерные признаки и виды, причины возникновения стресса и нахождение методов борьбы с ним. 

 

«Стресс» и его виды в конфликтной ситуации

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Впервые в научный оборот этот термин ввел канадский врач Ганс Селье (р.1907), в своей книге «Стресс и дистресс», опубликованной в 1936 г., он дал следующее определение этому понятию:

«Стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, это напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям». [1, с.212]

В современных источниках стресс определяется как специфическая реакция организма на воздействие экстремальных факторов. [5, с.308]

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов [4, с.406]:

Основные виды вредного стресса (дистресса) [4, с.408-409]:

Симптомы стресса (дистресса) [4, с.411]:

Одни и те же раздражители действуют на людей абсолютно по-разному. Например, реакция на стресс мужчины и женщины. Конфликт на работе, о котором женщина забудет, едва переступив порог дома, мужчину способен довести до сердечного приступа. Мужчине требуется намного больше времени, чтобы переключиться.

Реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться  не из-за личностных и биологических  особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку устранить проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине - когда она говорит о ней. 

Любой человек подвергается воздействиям, вызывающим стресс – стресс-факторам или стрессорам. Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию [5, с.309].

Основные виды стрессоров [5, с.309]:

  1. физиологические – шум, чрезмерная боль, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов;
  2. психологические – информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни, соревнования (конкуренция), угрозы социальному статусу, самооценке или ближайшему окружению;
  3. служебной деятельности (общие) – плохая организация служебной деятельности, недостаток сотрудников, ненормированный рабочий день, статусные проблемы, заорганизованность и заседательская суета, неопределенность в развитии организации;
  4. служебной деятельности (специфические) – нечеткие ролевые обязанности, ролевой конфликт, нереалистично высокие притязания, взаимодействие с коллегами по горизонтали, взаимодействие с руководством, особенности взаимодействия с клиентами, особенности управленческого труда.

Стрессовое состояние имеет свою динамику, свои этапы развития, роста. Обычно выделяют три основных фазы развития стресса [6, с.214]:

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшения самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Происходит это потому, что разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). К сожалению не все умеют вовремя выйти из под давления стрессора, не все удерживают защитные силы организма от истощения. Не всегда помнят, что цена поражения в борьбе со стрессом – болезнь.

 

Способы предупреждения и управления стрессом

Управление стрессом начинается с выявления источников стресса. Это не так просто, как кажется. Истинные источники стресса не всегда очевидны, и слишком легко упустить из виду собственные стрессообразующие мысли, чувства и поведение. Можно знать, что постоянно беспокоишься о том, чтоб выполнить работу в надлежащие сроки. Но, возможно, причина гонки в откладывании важных дел на «потом», а не фактически перегруженный график, что, в итоге, приводит к стрессу.

Чтобы выявить стресс, нужно обратить внимание на его ранние сигналы – ведь чем раньше их обнаружишь, тем легче будет справиться с причинами и последствиями назревающего в организме сбоя.

К физическим сигналам относятся: головная боль, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, прерывистое и неглубокое дыхание, головокружение, аллергические реакции, высокое давление, мышечный спазм. Это сигналы от организма о перенапряжении [5, с.311]. 

К психологическим сигналам относятся: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность [5, с.311]. 

Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний. Человек, адаптационный ресурс которого недостаточен, и организм не может уже успешно противостоять стрессу, становиться пассивным. У него возникает чувство подавленности, беспомощности, безнадежности. На самом деле, человек умеет «справляться» с такими ситуациями. Мужчины, как правило, для выхода из такого состояния лезут в бутылку, у женщин есть более «гуманный» способ – разрядка с помощью бурного плача. Однако на лицо явное несовершенство данных методов снятия стресса. Есть еще два, намного более полезных.

Активная защита от стресса: сменить сферу деятельности и найти что-либо более подходящее для душевной гармонии, способствующие улучшению состояния здоровья (музыка, спорт, коллекционирование и т.д.) [5, с.312]. 

Наиболее действенной считается активная релаксация (расслабление), с ее помощью повышается природная адаптация человеческого организма, как психическая, так и физическая [5, с.313]. В этом нелегком, но полезном деле борьбы со стрессом за свое хорошее самочувствие, будут полезны следующие несколько советов [1, с.215]:

Трудно определить, кто из нас является «слабым», а кто «сильным» по отношению к стрессу. Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые. Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). кроме того, восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

 

Соотнесите понятия и их определения:

  1. состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
  2. состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижение активности;
  3. эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд;
  4. кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Аффект - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Пример. Ученик 10-го класса одной из средних школ А. дружил со своей одноклассницей М. В семье последней сложилась крайне неблагоприятная обста­новка, связанная с тем, что ее отчим — К., ранее неоднократно судимый, нигде не работал, систематически пьянствовал, учинял дома дебоши, избивал мать М., оскорблял ее и дочь нецензурной бранью.

Однажды, когда А. пришел на квартиру к М., пьяный К. беспричинно набросился на него, стал угрожать убийством, исключительно цинично оскор­бил его. Это так взволновало А., что он частично утратил контроль над свои­ми действиями, схватил перочинный нож и стал наносить К. удары в различные части тела. От полученных множественных ранений потерпевший скон­чался на месте происшествия. А. был осужден Ростовским областным судом по ч. 1 ст. 107 УК РФ.

Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

Пример.  Работники испытывают сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других людей. Ролевые проблемы также могут быть источником профессионального стресса, включая ролевую перегрузку, двусмысленность роли и ролевой конфликт. 

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд.

Пример. Человек всеми силами души жаждет получить некоторую должность, однако вожделенную должность отдают другому претенденту. Такое крушение планов приводит к разочарованию в себе, подрыву веры в свои профессиональные способности и способности общения с людьми. Появляются сомнения и страхи, которые нередко выливаются в необходимость немотивированной и нежеланной смены рода деятельности. Человек отгораживает от мира, становится агрессивным, испытывает недоверие к людям. У него нарушаются нормальные социальные связи.

Депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижение активности.

Пример. Девушка полюбила молодого человека. Решила выйти за него замуж. После конфликта между ними молодой человек повесился. В первый момент девушка не могла осознать, что случилось, бесцельно металась по комнате. Затем возникла слабость, все время лежала, плохо спала, боялась выключить свет. Окружающее было, «как в тумане», «говорили как не про меня». Ходила с трудом, ноги были «как резиновые». Во время еды возникала рвота, «сжимало горло». Тоска появилась на похоронах. На следующий день, надев траурное платье, сидела на видном месте в холле общежития. Почти ничего не ела, плохо спала. На 7‑й день была помещена в больницу. Ориентирована правильно, общительна, говорит, что все стало «мрачным и неинтересным». Временами слышит его голос, оклики по имени, ощущает его прикосновение. Винит себя в его смерти, считает, что теперь не имеет права на счастье. Периодически возникают яркие представления о его речи, отчетливо вспоминает сказанные им фразы. Постоянно думает о нем, часто плачет. Считает, что «никто ранее не переживал ничего подобного». Постепенно стала общительнее, проявляла интерес к окружающим больным, охотно ходила в кино, гуляла, но продолжала утверждать, что «все житейское ей неинтересно».

 

Заключение

 

В работе рассмотрена проблема стресса и стрессоустойчивости. Стресс - это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса - это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие - болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни.

Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

  1. стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  2. стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  3. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Итак, стресс - целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

 

Список литературы

  1. Васильева И.Н., Островский Э.В., Юртаев И.Ю. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. – 3 изд. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 320 с.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
  3. Петросян Д.С., Фаткина Н.И. Организационное поведение. Новые направления теории: Учеб. пособие/Под ред. проф. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 272 с.
  4. Руденко А.М. Психология: учебник/Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 556 с.
  5. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие/Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 329 с. – (Высшее образование: Магистратура).
  6. Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 256 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.28K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
13.10.13 в 18:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе