Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Стресс и его виды в конфликтной ситуации
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.75K | Скачано: 276 | Добавлен 05.11.13 в 15:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Владимир 2013
Содержание
Введение 3
1. Стресс и его виды в конфликтной ситуации 4
2. Способы предупреждения и управления стрессом 9
3. Соотнести понятия и их определения 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Стресс является повседневной частью нашей жизни, мы испытываем его постоянно, когда попадаем в новую, неизвестную для нас обстановку, когда встречаемся с новыми людьми, или находимся в ситуации, которая разворачивается самым неожиданным для нас способом. Мы испытываем стресс даже дома, пусть в меньших дозах, когда смотрим телевизор, слушаем радио или читаем газеты. Стресс нам приходится испытывать даже когда мы размышляем, придумываем себе ситуации, которых нет на самом деле, но которые могут причинить вред нашей жизни, здоровью или благополучию.
Наш мир меняется на глазах, особенно заметно в нём происходят изменения вот уже на протяжении около века. И, вполне естественно, что человек не может так быстро приспособиться к столь грандиозным изменениям. Да, в некоторой степени жить стало легче, и даже начинает увеличиваться средняя продолжительность жизни, однако, у этих изменений есть другая сторона, та, что заставляет нас испытывать тревогу, а за ней и стресс.
Каждый день наш разум атакуют потоки информации, среди которой негативная информация занимает не меньше половины объёма. По телевизору, по радио, в газетах и в интернете всё чаще сообщают о военных действиях, убийствах, грабежах, угонах, банкротствах и нищете. Мы слышим плохие новости и в копилке нашего разума образуется бесчисленная масса фобий, что заставляет нас буквально бояться выглядывать на улицу. Мир давит на нас со всех сторон, бесчисленные сроки, в которые мы не успеваем уложиться, словно тиски сжимают наш разум, мы боимся не успеть жить, и боимся не пожить так, как хочется. Все эти факторы могут и становятся причиной возникновения стресса.
1. Стресс и его виды в конфликтной ситуации
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).
Стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают следующих видов.
Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».
Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.
Отличительные признаки стресса
Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак - изменение поведения. Чаще всего встречаются:
повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
постоянное уныние и жалость к себе;
потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.
Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния.
Отрицательная стратегия поведения
Находясь в состоянии стресса, мы обычно выбираем такую линию поведения, которая, как нам кажется, уменьшает дискомфорт. Увы, чаще всего подобная тактика не дает ожидаемого результата.
Типичные линии поведения.
Бегство - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.
Самоедство - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.
Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.
Проволочки - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.
Поиски приключений - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.
Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.
Затворничество - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.
Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться таким образом от подавленности, мы лишь усиливаем стресс.
Эмоциональный стресс
Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.
Внутриличностный стресс
Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.
Рабочий стресс
Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.
Финансовый стресс
Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.
Общественный стресс
Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.
Экологический стресс
Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.
Такое разделение стрессов на виды очень относительно, существуют и другие варианты классификаций. Цель этой статьи была не в том, чтобы показать, как сложна тематика стресса, а объяснить, как важно правильно понимать причины разного вида стресса. Возможно, Вы найдёте свой вариант и причины «плохого эмоционального состояния» и иногда этого бывает достаточно, чтобы постараться что-то изменить к лучшему.
2. Способы предупреждения и управления стрессом
Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. Г. Селье утверждал, что имеет значение не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем. Эмоциональное расстройство является не результатом реальных событий, имевших место в жизни того или иного человека, а следствием иррациональных убеждений индивидов по отношению к этим событиям.
Основная концепция, на которую опираются современные рекомендации по управлению стрессом и его снятию, заключается в том, что цепь событий, приводящих к патологическим изменениям в организме, должна быть разрушена. Так, английским ученым Коксом была предложена модель так называемого трансакционного анализа, согласно которой определенное воздействие на организм может прервать развитие патологического процесса. Этого можно достичь несколькими способами. Прежде всего, можно изменить элементы, которые вносят вклад в познавательную оценку человеком требований среды и собственных возможностей справится с этими требованиями. Это достигается путем перестройки окружающей среды, путем изменения уровня интеллектуального развития человека, его поведенческого и социального реагирования и, наконец, путем воздействия на различные познавательные процессы человека.
Изменение материальной среды. Требования, формирующиеся в структуре материальной среды, могут проявляться в экстремальных условиях воздействия шумом, температурой, влажностью и освещением. Каждый из этих стрессорных раздражителей может быть устранен с помощью программы мероприятий по изменению условий материальной среды в соответствии с необходимостью снизить или повысить уровень сильнодействующего стрессора.
Изменение социальной среды. Предпосылки к стрессу могут возникнуть в результате социального воздействия, а в этом случае можно предложить психосоциальные преобразования, т.е. реорганизацию и перестройку человеческих взаимоотношений. Примером попытки изменения социальной среды является проведение лечения психически больных людей внутри семьи, а не изолировано. При этом полагают, что проблемы каждого отдельного члена семьи тесно связаны с проблемами других её членов.
Изменение восприятия. Поскольку возникновение стресса связано с тем, что человек осознаёт наличие дисбаланса между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью выполнить эти требования, то изменение механизма его восприятия является чрезвычайно мощным средством для управления стрессом. Можно изменить восприятие человеком каждого из этих аспектов познавательной оценки – предъявляемого требования, способности его выполнить и важности справиться с ним.
Изменение поведенческой реакции на стресс несколько отличается от изменения попыток человека справиться с источником этого стресса. При интенсивном или длительном воздействии стресса поведение человека, как правило, становится дезорганизованным.
Изменение физиологической реакции. С помощью изменения физиологической реакции организма на стресс можно достичь двух целей. Во-первых, можно усилить поведенческую способность организма к преодолению стресса, особенно когда она требует большого физического напряжения. Во-вторых, можно предупредить развитие патологического состояния, связанного с перенапряжением. Физиологическая реакция на стресс подготавливает и облегчает активную поведенческую реакцию его преодоления, но многократное повторение физиологической реакции приводит к повышению степени изнашивания и разрушения организма.
Причины стрессов и пути избавления от них надо искать не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека, в его психологических особенностях (характере). Эмоции неотделимы от мысли, т.е. наши отношения зависят от того, как мы воспринимаем, интерпретируем, оцениваем то или иное явление. Иначе говоря, характер эмоциональных реакций зависит от наших убеждений, представлений, мировоззрений, сложившихся в течение жизни. Об этом говорит и тот факт, что к одному и тому же явлению разные люди относятся по-разному: один смеётся, другой раздражён, а третий безразличен. Напрашивается вывод: многие эмоциональные стрессовые состояния являются результатом сложившегося неправильного, искаженного восприятия мира. Бывает, например, что человек желаемое принимает за действительное, не осознавая, что реальная жизнь совсем иная. Следовательно, если эмоциональные реакции обусловлены нашими представлениями, убеждениями, то, исправляя искаженные представления, убеждения, можно устранить и стресс, достичь адекватных, разумных эмоциональных реакций.
Способы выхода из стресса.
Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что "могло быть и хуже". Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем ("а другому гораздо хуже") позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что "то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо".
Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Когда человек выговорится, его возбуждение снижается и появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже "стационарным бегом трусцой".
Выделяют три группы активных способов повышения общей устойчивости человеческого организма.
Первая группа включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.
В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам, хочется обратить внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" - для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика"- кто избегает его; "стресс льва" - кого такие ситуации мобилизуют.
3. Соотнести понятия и их определения
А) Аффект
Б) Стресс
В) Фрустрация
Г) Депрессия
1) Состояние возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.
2) Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности.
3)Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
4) Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
А-4; Б-1; В-3; Г-2
Аффект лишает человека обычной рассудительности и воли. Он является противоположностью спокойствия духа, обозначает всякую вызванную чувством приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений.
Считается, что аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие, а в его основе лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. В психологической литературе отмечается, что аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.
Аффект необходимо отличать от фрустрации. Фрустрация — это сложное мотивационно-эмоциональное состояние, являющееся результатом продолжительного блокирования целенаправленного поведения. Возникает она в тех случаях, когда человек в своей жизни сталкивается с препятствиями, которые воспринимаются им как непреодолимые. Иногда фрустрацию называют “аффектом неадекватности”, поскольку длительное состояние фрустрации приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера, таких как обидчивость, подозрительность, раздражительность, склонность к негативизму и агрессивным реакциям.
Причины стрессов действуют на человека по-разному (в зависимости от субъективных обстоятельств). Интересная, насыщенная работа, являющаяся источником самовыражения, утомляет значительно меньше, чем работа с отсутствием интереса или с ощущением бесполезности. Подрыв наиболее ценных устоев личности приводит к тяжелым последствиям для здоровья человека (у каждого человека имеется уникальная система отношений, которая свойственна только ему и никому другому). Для большинства людей наиболее ценным является удовлетворение социальных потребностей. Вот что писал об этом Паскаль: «Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей... Имея все возможности преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах... Ничего не может отвлечь его от этой цели... Даже презирающие род людской, третирующие людей как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им...»
Примером могут служить годы перестройки, когда тысячи людей пребывали в состоянии неопределенности и растерянности, когда рушились нравственные устои, многие ощущали свою ненужность, как следствие возрос уровень неврозов, самоубийств, не говоря о внезапной смерти среди практически здорового мужского населения работоспособного возраста (35—50 лет) от сердечно-сосудистой патологии. Старшее поколение до сих пор не оправилось от потрясений, которые сократили продолжительность жизни многих из них.
Вы, наверное, слышали неоднократно выражение «Без прошлого, нет настоящего», в нем глубокий нравственный смысл — разрушая или забывая прошлое, настоящее теряет смысл. Нельзя вычеркивать целые эпохи из истории, нельзя лишать людей прожитой жизни. Вы спросите: «К чему все эти рассуждения?» Человеческая жизнь — это целая эпоха, происходящие события — наш опыт, уберите приобретенный опыт, и вы на несколько ступенек спустились вниз по социальной лестнице, не правда ли?
Все эти примеры необходимы для того, чтобы показать круг психотравм, которые приводят к проявлениям стресса, негативно влияют на органы и системы, повышают заболеваемость и смертность. Зная, с чем вам предстоит иметь дело, вам легче будет понять, как можно с этим бороться.
В качестве примера депрессии возьмем реактивную. Это самая простая для понимания депрессия, потому что она появляется после какой-либо серьезной потери чего-то, что жизненно важно для человека: смерть близких, развод, разорение, увольнение и пр. — все зависит от системы ценностей данного человека. Для актрисы — это может быть разрыв контракта, для ребенка — переезд в другой город, для ученого — неудачный эксперимент и пр. Отличительная черта этой формы депрессии — чувство потери, психические свойства и чувство реальности остаются нетронутыми, чувство потери может быть связано с чувством гнева по поводу этой потери.
Самое сильное чувство потери может быть связано со смертью любимого человека. Симптомы депрессии и траура аналогичны, но при этом известно, что психически и физически здоровый человек испытывает чувство потери в связи с трауром в течение около девяти месяцев. Если оно продолжается значительно дольше, то дело не только в чувстве траура, в каждом обществе существуют принятые нормы поведения и длительности траура. Более длительная депрессия может указывать на психиатрические осложнения, менее длительная может вызвать подозрительность других членов семьи.
Часто истинные причины, вызывающие депрессию, могут быть совершенно непонятны непосвященным (например, скрытые конфликты в семье, неудачи в реализации своих творческих планов, потеря самоуважения).
Заключение
В результате рассмотренных вопросов можно сделать следующий вывод: стресс можно, в общем, определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.
Современный мир подвергает серьезным испытаниям психику человека. Повышенный темп, скорость, перегрузки пронизали все стороны бытия современного человека, живущего в нестабильном мире резких перемен и кризисов.
Сегодня каждому человеку, испытывающему весь груз современных пере напряжений, необходимо иметь представление о природе стресса, причинах, его вызывающих, его последствиях, о методах психопрофилактики постстрессовых состояний и общедоступных психотерапевтических техниках их преодоления.
Список использованной литературы
1. Блинов А. О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие для экономических колледжей и вузов. — М.: ГЕЛАН, 2001.
2. Вечер Л. С. Секреты делового общения. - М., 2007.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. – М., 2003.
4. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. - Л., 2007.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 2000.
6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. М.: ЮНИТИ, 4-е изд., 2003.
7. Шейнов В.П. Искусство убеждать: учебно-практ. пособие. – М., 2000.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.