Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стиль руководства (сущность и понятие)

Стиль руководства (сущность и понятие) [18.03.13]

Тема: Стиль руководства (сущность и понятие)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.83K | Скачано: 256 | Добавлен 18.03.13 в 08:15 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Сущность понятия «стиль руководства» 4

1.1 Понятие руководства, управления и лидерства 4

1.2 Стиль руководства 5

1.3 Три основных типа методов управленческого воздействия 6

2. Типы стилей руководства 9

2.1 Наиболее принятые стили руководства 9

2.2 Оптимальный стиль руководства 10

3. Соотнесите перечисленные характеристики с понятием «руководитель» и «лидер» 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

Введение

Я считаю важным рассмотреть стиль руководства. Так как это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников, что ведет к улучшению деятельности организации.

Тема достаточно актуальна на современном этапе развития экономики нашей страны.

Цель данной работы заключается: анализ стилей руководства.

Поставленная цель достигается путем решением следующих задач:

  1. Рассмотрим понятия руководства, управления и лидерства.
  2. А также рассмотрим, методы управленческого воздействия и типы стилей руководства, их достоинства и недостатки.
  3. Выделим оптимальный стиль руководства.

 

1. Сущность понятия «стиль руководства»

1.1 Понятие руководства, управления и лидерства

Термин стиль руководства большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки "развести" по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как руководство, управление, лидерство и т.п. Уточним их значения [5;ст. 225].

Понятие руководство подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Нередко его отождествляют с управлением вообще, но все-таки управление и руководство это не тождественные понятия [7].

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. А различение понятий "руководство" и "лидерство" связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных.

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений [5;ст. 226].

 

1.2 Стиль руководства

Стиль руководства - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов личной работы руководителя, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства  [6;ст. 84].

Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов [5;ст. 226].

Стиль руководства влияет на характер реализации всех основных функций руководства, особенно на способы принятия решений. Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Следует отметить, что стиль руководителя складывается из двух главных компонентов - личностных качеств руководителя - это его социальная направленность, ценностные ориентации, моральные и волевые качества, и характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций.

Эффективный современный руководитель должен обладать следующими важнейшими качествами:

1. способность влиять на людей, главенствовать, быть лидером. Для этого необходимо уметь ясно излагать свои мысли, четко формулировать принимаемые решения, понимать чувства и переживания своих работников, обладать чувствами воли, настойчивости, упорства в отстаивании интересов организации, учитывать не только собственные мнения и интересы, но взгляды и потребности других и т. п.

2. эмоциональная уравновешенность, стабильность, стрессоустойчивость. Иными словами руководитель должен поддерживать ровные отношения с людьми, не допускать раздражительности, эмоциональных срывов даже в сложных ситуациях, он должен уметь преодолевать возникающие в процессе работы фобии и т. п.;

3. креативность, способность к творческому решению управленческих задач, стремление к новому, использованию всех имеющихся возможностей; умение в необходимых случаях принимать на себя инициативу, ответственность;

4. независимость, способность самостоятельно принимать решения и лично отвечать за них;

5. коммуникабельность, способность поддерживать прочные деловые отношения с людьми, которая обычно опирается на такое врожденное качество, как экстравертность, т. е. обращенность психики к внешнему миру, прежде всего - к людям.

Все указанные качества обусловлены некоторыми врожденными чертами психики. И в то же время каждое из данных качеств целеустремленный и эффективный руководитель может и должен развивать, совершенствовать, ведь руководителем не рождаются, а становятся [6; ст. 75].

 

1.3 Три основных типа  методов управленческого воздействия

Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:

- административный (командный);

- экономический (договорный);

- социально-психологический [5;ст.226].

Командный метод предполагает использование «административных» механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения). При командном методе управления оттенил руководителя и подчиненного - это отношение власти и подчинения. Основные достоинства данного метода заключаются: в обеспечении единства воли руководства в достижении цели; в малых организациях оперативно достигаются цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды; не предполагает крупных материальных затрат. Недостатки метода проявляются: в подавлении инициативы, творческой работы; не используются действенные стимулы труда, не исключается возникновение антистимулов.

Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. В рамках экономического метода управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер ("как работаешь, так и получаешь"). Достоинства данного метода заключаются: в стимулирование  проявление инициативы; свободой руководителя и подчиненного; реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Метод также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.

Социально-психологический метод опирается на договорные механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми, награждение грамотой, благодарностью в приказе, внедрения плана социального развития коллектива и мероприятий по реализации. При использовании социально-психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчиненным также договорные, но без специфической материальной, товарно-денежной основы. Достоинства этого метода заключаются в том, что: включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; практически не требуются материальные затраты. Очевидные недостатки метода: не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; оказывается, достаточно трудно прогнозировать результаты [2].

Методы управления каждого из приведенных типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к "любимым" навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства. [5;ст. 226]

 

2. Типы стилей руководства

2.1 Наиболее принятые стили руководства

Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

- автократический;

- демократический;

- свободный (либеральный).

Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д [5;ст.227].

Автократический стиль характеризуется сосредоточением власти в руках руководителя, который определяет цели и средства их достижения. Сильные стороны данного стиля составляют точность и быстрота выполнения задания, возможность предсказания результата. Слабой стороной является возможность сдерживания инициативы подчиненных[3].

Исповедующий этот стиль руководитель, как правило, убежден в безусловном превосходстве своих компетенции, опыта и способностей достигать желаемых целей по сравнению с подчиненными. Отсюда - стремление решать все проблемы по своему усмотрению, внешне проявляющееся в приказном тоне, жесткости, а порою и грубости в общении, нетерпимости к критике и т. Д [5;ст. 227].

Демократический стиль отличается разделением власти и участием работников в управлении, предоставлением, подчиненным возможности проявлять инициативу. Однако данный стиль руководства требует много времени на обсуждение и согласование разных точек зрения на решение проблемы [3].

Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, терпимость к критике. «Считается, что данный стиль руководства ориентирован в первую очередь на человека, работника, раскрытие творческих возможностей которого и приводит, в конечном счете, к высоким производственным показателям [5;ст. 228].

Либеральный стиль означает невмешательство, «свободу рук» (от фр. laissez faire – «не трогайте»; пусть идет, как идет; пусть идет само собой). Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей деятельностью. Слабой стороной такого стиля является возможность потери работником скорости и направления движения без вмешательства лидера[3].

Руководитель в этом случае равно безразличен как к нуждам персонала, так и к критике в свой адрес. Хотя обычно бывает приветлив и тактичен в общении, избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников. К. Левин еще называл этот стиль анархическим, так как его непременные условия - практически полная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии [5;ст. 228].

 

2.2 Оптимальный стиль руководства

Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде. Различные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств, производственной ситуации.

Любой реальный стиль конкретного руководителя - это всегда некая комбинация приемов из множества стилей, но, конечно, с преобладанием одного из них. Следует отметить, что стиль руководства напрямую зависит от господствующего в данный период времени стиля в социальном управлении страны, а также от формы собственности, размеров и успешности предприятия.

Выбор оптимального, лучшего стиля задача непростая. Достоинства и недостатки имеет каждый из них, однако надо признать, что свободный стиль на практике встречается гораздо реже, чем два других, именуемых основными - авторитарный и демократический. По общим соображениям наиболее привлекательным должен представляться демократический стиль [6;ст. 77].

Однако бесспорные достоинства демократического стиля руководства совсем не означают, что авторитарный, допустим, стиль руководства хуже и его не стоит применять в процессе руководства. Демократический стиль имеет и недостатки, так например его трудно использовать при необходимости принятия быстрых решений, также он применим только при достаточно высоком культурном, профессиональном уровне работников, сам руководитель также должен отличаться высокой коммуникабельностью, волей и т. д.

Необходимо учитывать то, что разные характеристики работы подчиненных регулируются разными методами, так, например, «будить» инициативу, создавать творческую атмосферу можно только демократическими средствами, а укреплять дисциплину, исполнительность, четкость в работе - преимущественно авторитарными.

В каждом конкретном случае хорошим окажется руководитель, который сумеет использовать возникшую ситуацию, которая потребуется от него иного способа воздействия на подчиненных, т. е. изменения стиля руководства. Для этого необходимо знать способности подчиненных, возможность выполнения стоящей задачи, свои способности и полномочия.

Таким образом, эффективным является тот руководитель, который способен при необходимости корректировать свой стиль руководства, т. е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Такой подход называют адаптивным руководством, руководством посредством активного воздействия на среду в широком смысле слова с тем, чтобы улучшить ее, приспособить (и приспособиться) с целью достижения подчиненными поставленной цели [1;, ст. 97].

Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности [5;ст. 230].

В современных условиях успех дела, и в том числе продуктивность работы подчиненных определяется не только стилем руководства, но и рядом других обстоятельств: конкретной ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, продолжительностью совместной работы, характером решаемых задач и др. В связи с этим возобладал так называемый ситуационный подход, создающий неповторимую ситуацию деятельности группы. Данный подход исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную зависимость в отношениях руководителя и подчиненных, позволяющую предсказать возможное поведение руководителя и последствия этого поведения. Следует отметить, что исследователи, считавшие, демократический стиль руководства самым лучшим, исходили из того, что между продуктивностью работы группы и удовлетворенностью ее членов существует однозначная связь: чем больше удовлетворенность людей своей работой в группе, тем более продуктивно работает группа. Поскольку демократический стиль руководства способствует более высокой удовлетворенности, то предполагалось, что благодаря этому, он будет способствовать и более высокой продуктивности. Но этого не происходит. Как показали исследования, низкая удовлетворенность часто ведет к высокой текучести и низкой продуктивности, но высокая удовлетворенность далеко не всегда сопровождается высокой продуктивностью.  И, тем не менее, каждый из стилей руководства определенным образом связан с продуктивностью работы группы и удовлетворенностью ее членов трудом.

Общий итог, заключается в том, что, как правило, демократическое и авторитарное руководство имеет примерно равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворенности трудом, то здесь весьма серьезное преимущество у демократического стиля руководства [4].

 

3. Соотнесите перечисленные характеристики с понятием «руководитель» и «лидер»

а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;

б) выполняет несколько социальных ролей;

в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;

г) имеет психологическую природу;

д) даны права и полномочия законом.

Ответ: «руководитель»: а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей; в) осуществляется в системе административно-правовых отношений; д) даны права и полномочия законом.

«лидер»: б) выполняет несколько социальных ролей; г) имеет психологическую природу.

Термин «лидерство» происходит от английского слова «leadership», что означает и руководство, однако отечественные авторы иногда выделяют руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным (в той или иной степени) общностям. Основное их различие состоит в следующем. Взаимодействие руководителей и руководимых ими людей осуществляется в системе административно-правовых отношений той или иной официальной организации.

   Лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямые распоряжения и команды. Он в высокой степени наделён "чувством локтя", умеет убеждать, склонен поощрять. Он обладает неформальным авторитетом (ему подчиняются, за ним идут, даже если он не занимает руководящего поста). Лидер оптимистичен (уверен, что подавляющее число проблем, которые встают перед людьми, разрешимы). Умеет планировать совместную работу с учётом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Люди без особых колебаний соглашаются на участие в делах, которые он организует, так как знают, что он не станет предлагать им бесполезную работу. Способен вовлекать людей в выполнение дел, необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных сотрудников. Способен использовать для принятия коллективных решений мнения и предположения, противоположные собственной позиции. Умеет увлечь людей на выполнение незапланированных заданий.

Если наличие руководителей является необходимым признаком любой официальной организации, то лидеры возникают спонтанно как следствие взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организациях. Таким образом, в одном и том же акте взаимодействия двух сотрудников какой-либо организации или учреждения иногда можно наблюдать одновременно и отношения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из этих видов отношений [8].

 

Заключение

Можно сделать вывод то, что нет оптимальный стиль руководства. В  своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так, же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

 

Список используемой литературы

  1. Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.
  2. Викулина О. В. Теория и практика психологии управления http://fictionbook.ru/author/olga_vasilevna_vikulina/teoriya_i_praktika_psihologii_upravleniy
  3. Дорофеева Л.И. Менеджмент http://www.be5.biz/ekonomika/m002/38.htm
  4. Ильин Е.П.Дифференциальная психология профессиональной деятельности 2006г. http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_difi/03.aspx
  5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
  6. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2009. - 249 с.
  7. Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. http://www.be5.biz/ekonomika/p003/21.htm
  8. Психология человека http://www.psibook.com/16/60.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.83K
Скачано: 256
Скачать бесплатно
18.03.13 в 08:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе