Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стили руководства (сущность и понятие)

Стили руководства (сущность и понятие) [31.03.10]

Тема: Стили руководства (сущность и понятие)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.97K | Скачано: 270 | Добавлен 31.03.10 в 11:23 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы


Содержание

1) Сущность понятия «стиль руководства» стр.2

1.1 Методы управления стр 4

1.2.1. Административный метод управления стр.4

1.2.2. Экономический метод управления стр. 6

1.2.3. Социально – психологический метод управления стр.8

2) Типы стилей руководства стр.10

3) «Руководство» и «лидерство» стр.12

Список использованной литературы стр.15

 

Сущность понятия «стиль руководства»

В данном пункте, следует дать определение понятиям «руководство», «лидерство» и «управление», также соотнести эти понятия друг с другом, обозначить разницу между ними. Рассмотреть три основных метода управленческого воздействия.

Понятия «руководство», «лидерство» и «управление» тесно переплетаются между собой в организации управления, и следует различать эти близкие по смыслу понятия.

Следует отметить, что в отличие от лидера руководитель коллектива всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти, т.о. роль руководителя определяет формальная структура, функции в отличие от лидерства, т.к. лидерство формируется спонтанно, стихийно [2; с.235].

Для того чтобы управляемый участок (компания) стал коллективом творческих и исполнительных людей, которые слаженно, бесконфликтно и успешно выполняют поставленные перед ними задачи, следует правильно выбрать стиль руководства, так как именно от этого зависит успех фирмы.

Немецкий психолог К. Левин выделял три типа стиля руководства: авторитарный (жесткие методы  управления, пресечение любой инициативы и обсуждения принимаемых решений и т.д.), демократичный (коллегиальность,  поощрение инициативы и т.д.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т.п.) [6].

Следует отметить, что стиль руководства - это, прежде всего, совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных и форму исполнения этих методов. Именно через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

 

Методы управления [1; с.550]:

Административный метод управления

Административный (командный) – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Наличие дисциплины, власти, ответственности – главные составляющие административного метода.

Различают пять основных способов административного воздействия:

Следует отметить, что административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

 

Экономический метод управления

Экономический (договорной) метод управления носит косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Основные экономические методы управления [1; с.570]:

Хозяйственный расчет основан  на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.

 

Социально-психологические методы управления.

В настоящее время, для достижения определенных целей и результатов человек действует не один, а непосредственно в обществе, таким образом, задействуя определенный круг. Для достижения цели человек (руководитель) старается правильно использовать социально-психологические методы управления.

Данный метод требует знание как психологических, так и социальных основ. Нельзя разделять данный метод и говорить отдельно о социальном методе управления и о психологическом методе управления, так как человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе людей.

Социальная сторона данного метода устанавливает социальные цели и критерии (потребность в жилье, уровень оплаты труда и т.д.), то есть она направлена на определенную группу людей, а психологическая сторона данного метода помогаем руководителю управлять конкретным человеком, для решения определенных задач. Именно психологическая сторона помогает руководителю создать определенный климат в команде, свести к минимуму конфликтность в команде, увеличить работоспособность и т.п. Для правильной оценки работника следует учесть его тип личности, темперамент, интеллектуальные способности черты характера – именно эти характеристики помогут руководителя сделать правильный выбор при выборе сотрудника.

Для достижения каких-либо целей следует правильно выбрать метод психологического воздействия. Следует отметить, что для каждого работника стоит подобрать индивидуальный подход исходя из его личностных качеств.

Существует множество таких методов, но наиболее часто встречающимися являются: убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, требование (распоряжение), командование [3].

Что касается социальной стороны, то ее руководители обычно используют для подбора персонала, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Для принятия таких решений существуют социальные методы исследования: собеседование, анкетирование, интервьюирование, методы наблюдения, социометрический метод (используется при анализе деловых и дружеских отношений).

Использование социально-психологических методов поможет сохранить трудоспособный и дружелюбный коллектив, правильно подобрать подход к каждому работнику и с успехом добиваться поставленных целей.

Благодаря использованию все трех методов вместе (административный, экономический и социально-психологический)  обеспечит максимальную эффективность работы компании, продвижения ее вверх. В руках руководителя не только будущее фирмы, но и будущее каждого работника, ведь правильно оценить и применить навыки каждого отдельного работника, оценить его потенциал – это большой залог успешной работы как фирмы, так и работника в целом.

Каждый метод в той или иной степени используется руководителем, но не использовать данные методы нельзя, так как в них – ключ успеха предприятия.

 

Типы стилей руководства.

В данном вопросе следует выделить наиболее принятые стили руководства (авторитарный, демократический и либеральный), указать разницу между этими стилями управления и отметить взаимоотношение подчиненных и руководителя.

Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Стиль руководства отражает, прежде всего, степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи в контексте управления, т.е. стиль руководства отражает привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

[1; с. 34]Обычно различают три типа стилей руководства: авторитарный (автократический, административный, волевой, директив­ный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (коллегиальный, товарищеский) и либе­ральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительс­кий, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номиналь­ный), сосредоточенный на человеке (другая край­ность). Таким образом, не зная стилей можно сделать вывод о том, что демократический стиль – самый подходящий стиль – демократический стиль, так данный стиль подразумевает общее решения проблем, принятие совместного решения, действий. Именно демократический стиль подразумевает ответственность коллектива, за что собственно коллектив поощряется (премия, оплачиваемый отпуск и т.д.).

Авторитарному стилю присущи единоличный способ принятия решения, ему присущ жесткий и строгий контроль руководителя за выполнение заданий, минимальное информирование сотрудников о предстоящем деле. Выбирая данный стиль руководитель уверен в своем превосходстве, опыте, способностей. Из всего выше сказанного следует сделать вывод о том, что такого руководителя не интересует личностные потребности работников, его интересует результат.

Выбор либерального стиля руководителем говорит о его  уклонения от его же обязанностей (от принятия решений), отсутствует четкости в указании заданий, малым контролем подчиненных.

Более подробные различия приведены в таблице (см. приложение).

Из всего выше сказанного, следует отметить, что любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

 

«Руководитель» и «Лидер».

В данном вопросе следует рассмотреть: 1. Понятия, которые выделяли отечественные исследователи, дать им определение, указать различия. Также следует определить является ли наличие лидера (в отличие от руководителя) необходимым признаком любой официальной организации. 2. Соотнести перечисленные характеристики.

Следует знать, что именно отечественные исследователи выделяли «лидерство» и «руководство» как два разных явления, но лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, следует дать определение понятию «лидер» и «руководитель».

Важно знать, что в любом коллективе (школьный класс, студенческая группа, группа работников и т.п.) существует неформальный лидер и номинальный лидер. Разница лишь в том, что неформальный лидер  оказывает существенное влияние  на группу работников в силу своих способностей и авторитета (а не формального статуса),  а номинальный лидер, не смотря на имеющий у него статус, может фактически не выполнять его функции.

Лидер в коллективе выполняет не последнюю роль, так именно лидер может подвигнуть коллектив (часть ее) на те или иные поступки. Лидер способен  положительно влиять на морально-психологический климат в коллективе.

Руководитель и лидер – два взаимоважных друг для друга человека, так как благодаря лидеру руководитель может управлять коллективом (большей его частью), точнее направлять его «в нужное русло» для руководителя, а лидер в свою очередь является неким «любимчиком» руководителя.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже – наставлениями.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя, ведь задача руководителя состоит в обеспечении морально-психологического климата в коллективе, в обеспечении работоспособности, в правильном направлении работы сотрудников, он должен способствовать их дальнейшему развитию и т.д.

В заключении следует сказать, что руководство необходимо, так же как и лидерство. Человек может не быть лидером по натуре, но при этом он может великолепно руководить предприятием. Лидерство скорее заражает идеей и ведёт за собой, чем управляет людьми - такая политика хороша для многих сфер жизни человека.

Руководство и лидерство, к сожалению, являются разными понятиями, но к руководящим постам в условиях рыночной экономики всё чаще приходят люди, являющиеся о натуре лидерами.

Соотнесите перечисленные характеристики с понятием «руководство» и «лидерство»:

А) Осуществляется как в системе административно – правовых, так и морально – психологических связей;

Б) Выполняет несколько социальных ролей;

В) Осуществляется в системе административно-правовых отношений;

Г) Имеет психологическую природу;

Д) Даны права и полномочия законом.

Ответ:

Руководство: - даны права и полномочия законом;

- осуществляется в системе административно-         правовых отношений;

- выполняет несколько социальных ролей.

Лидерство: - имеет психологическую природу;

- выполняет несколько социальных ролей.

 

Список использованной литературы

  1. Егрошин А.П. «Управление персоналом».-Н.Н.:- с.720;
  2. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения».-М.:2003-с.415;
  3. Непомнящий Е.Г. «Экономика и управление предприятием».-Т.:1997- с.374; (эл. Ресурс: http://www.aup.ru/books/m83/);
  4. Бураканова Г. «Корпоративный менеджмент» (эл. Ресурс: http://www.cfin.ru/management/people/style_and_effect.shtml);
  5. Лекции по дисциплине «Деловое Общение»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 30.97K
Скачано: 270
Скачать бесплатно
31.03.10 в 11:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе