Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Бесплатная шпаргалка по деловому общению

Бесплатная шпаргалка по деловому общению [01.05.09]

Тема: Бесплатная шпаргалка по деловому общению

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Шпаргалка | Размер: 14.51K | Скачано: 630 | Добавлен 01.05.09 в 16:09 | Рейтинг: +43 | Еще Шпаргалки


Вопросы на экзамен:

1 (1). Предмет дисциплины «Деловое общение» и ее основные принципы.

2 (4). Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение».

3 (5). Проблемы Межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

4 (7). Бессознательное в психоанализе З. Фрейда и его роль в анализе делового общения.

5 (8). Психоанализ З. Фрейда о психической структуре личности и механизмах психологической защиты.

6 (9). Деловые переговоры: основные стадии и стили коммуникативной стратегии.

7 (10). Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Роль того и другого в деловом общении.

8 (11). Бихевиоризм как психология поведения и его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.

9 (12). Перцептивная сторона делового общения.

10 (14). Сущность вербального общения. Техника речи, техника слушанья.

11 (18). Приемы эффективного слушания делового партнера. Выяснение, перефразирование и резюмирование.

12 (20). Психологические механизмы межличностного делового общения: идентификация, эмпатия, рефлексия.

13 (22). Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера («фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам»).

14 (24). Интеракция (взаимодействие) как сторона делового общения.

15 (25). Роль в деловой беседе средств невербального общения.

16 (26). Конфликты в деловом общении. Типология конфликтов.

17 (31). Этапы делового общения: общая характеристика.

18 (33). Система психики индивида в аналитической психологии К. Юнга.

19 (36). Основные виды общения (биологическое, социальное и т.д.).

20 (37). Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).

21 (38). Основные теории лидерства.

22 (39). Морально-психологический климат в рабочей группе: основные элементы.

23 (45). Виды межличностного общения (императив, манипуляция, диалог).

 

Ответы к экзамену

1 (1). Предмет дисциплины «Деловое общение» и ее основные принципы.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. По характеру и содержанию общение бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое). Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. Психологическая наука основывается на принципах: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Универсальный закон нравственности: «Поступай с другими так, как они могли поступить по отношению к тебе».

 

2 (4). Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение».

Человеческое общение прошло деятельный путь социальной эволюции: древняя философия, эпоха нового времени и др. Конфуций (551—479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и по­лезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе. Древнегреческий философ Сократ (469—339 до н.э.) обосно­вал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассмат­ривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека. Ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.) считал, что обще­ние между людьми должно строиться на основе таких добродете­лей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблю­дение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собе­седников.

 

3 (5). Проблемы Межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

Важные проблемы социальной психологии рассматриваются в трудах Де-Роберти и Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика. Де-Роберти обращает внимание на желание, эмоции, страсти, характер, образ мыслей. Кареев обращал внимание на три основные стороны бытия человека – его ум, чувства, волю. Свой вклад внесли Плеханов и Ленин. Плеханов считал, что психический склад человека проявляется в его привычках, нравах, в образе жизни и положении в обществе. Ленин в своих работах обозначил различные проявления психики людей из-за их классового и национального самосознания. Бехтерев исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, опираясь на данные физиологии.   

 

4 (7). Бессознательное в психоанализе З. Фрейда и его роль в анализе делового общения.

Опираясь на научные данные и собственный опыт, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека влияет не только  рациональное, но и иррациональное мышление. Речь идет о разного рода импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Психологическая структура по Фрейду: Оно, Я и Сверх Я. Оно – бессознательное, часть личности, которая подчиняется принципу удовольствия. Содержит 2 инстинкта: сексуальные и деструктивные (смерти). Характеристики Оно: не словесно, не вербально, никогда не умирает, не теряет силы и энергии, закрыт прямой доступ к сознанию.

 

5 (8). Психоанализ З. Фрейда о психической структуре личности и механизмах психологической защиты.

Зигмунд Фрейд, психиатр. Основные положения: 1) все психологические процессы бессознательны, сознательны лишь отдельные акты человеческой психики. 2) страсти и вожделения могут быть направлены на социальные цели. 3) психологическая структура: Оно, Я и Сверх Я.  Оно – бессознательное, часть личности, которая подчиняется принципу удовольствия. Содержит 2 инстинкта: сексуальные и деструктивные (смерти). Характеристики Оно: не словесно, не вербально, никогда не умирает, не теряет силы и энергии, закрыт прямой доступ к сознанию. Я – следует принципу реальности, осознает окружающий мир. Я способно учитывать социально-культурные ценности. В процессе развития Я способно контролировать требования Оно. Сверх Я развивается на основе системы запретов и приказаний. Три функции: самообладание, совесть, формирование идеалов.

 

6 (9). Деловые переговоры: основные стадии и стили коммуникативной стратегии.

Каждый человек имеет свой набор интересов, может совпадать или не совпадать с другими. Деловые партнеры ограничены в возможностях, они не могут реализовать каждый свои интересы, поэтому нужны переговоры, чтобы сбалансировать свои интересы. Переговоры – процесс согласования интересов, с целью выработки устраивающего соглашения. Стратегии: 1) Сила – неравные переговоры, когда один использует власть, авторитет, деньги, а у другого ничего нет. Реализовываются интересы одного. 2) Компромисс – когда ни один не имеет явных преимуществ. Возникает баланс интересов, который сразу нарушается, если один получает преимущество. 3) Равенство – самая эффективная. Интерес в друг друге, баланс, объединение усилий с целью заключения соглашения.

 

7 (10). Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Роль того и другого в деловом общении.

Выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушаниеэто  умение внимательно молчать, Не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: "Я не понял", "Что Вы имеете в виду? Перефразированиесобственная  формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: "Как я понял Вас...", "По Вашему мнению...". При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: "Вероятно, Вы чувствуете...", "Вы несколько расстроены...". При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего.

Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивание, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы.

                                                 

8 (11). Бихевиоризм как психология поведения и его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.

Бихевиоризм – психология поведения. Возникла в США в 20 веке. Психолог Уотсон написал статью: «Психология, как ее видит бихевиарист», в которой утверждал в качестве предмета изучения психологию не сознания, а поведения. Цель психологии в том, чтобы из области знания превратить в область управления. Формула способа управления поведением людей: Стимул – Реакция. Однако к 30 годам 20 века бихевиоризм утрачивает свои позиции. Появляется новая идеология – Необихевиоризм. Она считает, что формула не отражает личностных особенностей. Между стимулом и реакцией должны быть промежуточные переменные: мотив, образ, желание, предпочтение.

 

9 (12). Перцептивная сторона делового общения.

Перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Факторы превосходства: внешний вид, манера поведения. Деловая одежда: цена, форма, цвет (чем ярче цвет, тем менее предполагаемый статус человека), атрибуты к одежде. При восприятии могут возникнуть искажение, связанные с эффектом ореола, проекции, первичности и новизны. Эффект ореола – перенос благоприятных впечатлений о человеке с одного качества на все остальные. Эффект проекции – когда приятному человеку приписываются свои плюсы и наоборот. Эффект первичности и новизны – сталкивание с противоречивой информацией о человеке. Фактор привлекательности – социальное впечатление, фактор отношения к нам со стороны окружающих людей.

 

10 (14). Сущность вербального общения. Техника речи, техника слушанья.

Вербальный уровень. Средства передачи – человеческая речь. Две стороны: техника речи, техника слушанья. Техника речи функционирует на нескольких уровнях: 1) поглаживание, 2) усиленное поглаживание – одобрение, подбор слов позитивной окраски, 3) комплиментарность речи – восхищение похвала, 4) вербальное отражение (прием обратной связи), цель – дать такую информацию, которая поможет понять партнеру, как его поведение влияет на вас, и как вы его воспринимаете. Техника слушанья на уровнях: 1) рефлексивном – обратная связь с говорящим используется для точности восприятия услышанного. 2) нерефлексивный – слушанье молча, изредка подбадривая говорящего.

 

11 (18). Приемы эффективного слушания делового партнера. Выяснение, перефразирование и резюмирование.

Техника слушанья функционирует на нескольких уровнях: 1) рефлексивном – обратная связь с говорящим, используется для точности восприятия услышанного. Виды: выяснение, перефразирование, резюмирование. Выяснение – безоценочная техника, используется при просьбе о дополнительной информации. Перефразирование – безоценочная техника, используется при передачи говорящему его сообщения словами слушающего. Резюмирование – подытоживание основных идей говорящего.  2) Нерефлексивный: слушанье молча, изредка подбадривая говорящего. Таким образом, разговор имеет 2 стороны: речь, слушанье. Искусство разговора в том, чтобы найти тему, которая была бы интересна партнеру. Начать разговор лучше с улыбки.

 

12 (20). Психологические механизмы межличностного делового общения: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Процесс понимания себя и других связан с определенными психологическими механизмами: 1) Идентификация – чтобы лучше понять, надо поставить себя на его место. 2) Эмпатия – сопереживание, сочувствие. 3) Аттракция – испытывать положительные чувства к человеку. 4) Рефлексия – способность человека представлять как он воспринимает партнера по общению. Это не просто знание другого, но и как этот другой понимает нас. Зеркальное отображение.

 

13 (22). Факторы, обуславливающие ошибки в восприятии делового партнера («фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор отношения к нам»).

Фактор превосходства – способность человека поставить себя выше других. Фактор привлекательности – это по внешности. Фактор отношения к нам – это ощущение принадлежности делового партнера к одной и той же группе. Ощущение, типа «он свой, такой же как и мы».

 

14 (24). Интеракция (взаимодействие) как сторона делового общения.

Интеракционизм (взаимодействие). Основывается на том, что все формы взаимодействия подразумевают собой общение. Люди не реагируют на внешний мир и людей непосредственно, а делают это сквозь призму символов. Дж. Мидд. Суть в том, что люди взаимодействуют через стимулы. Но люди реагируют по-разному на символы: отложить реакцию, мгновенно, не реагировать. Символы – значимые и незначимые. Значимые – звуковые жесты в виде слов. Незначимые – жесты, сопутствующие ухаживанию и для спорта.  

 

15 (25). Роль в деловой беседе средств невербального общения.

Мимика помогает передавать настроение и отношение к тому, о чем говорят. Части лица выразительны: рот, губы, глаза, складки на лбу, при этом лицо динамично или неподвижно. Улыбка – универсальное средство невербального общения, снимает настороженность и располагает к общению, дружелюбию. Контакт глазами – готовность поддерживать общение, поощрять к общению, при первой встречи не надо темных очков, но не надо давить. Жесты. Жесты оценки (оценивают информацию из вне), жесты самоконтроля (руки за спиной), жесты доминирования (выставление больших пальцев руки на показ), жесты расположения (прикосновение к собеседнику). Позы. Положение тела, от умения держать себя зависит вид.

 

16 (26). Конфликты в деловом общении. Типология конфликтов.

Конфликт – столкновение  противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.  Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

 

17 (31). Этапы делового общения: общая характеристика.

Процесс взаимодействия этапы: 1) установление контакта – доброжелательность путем улыбки, наклон головы, выражение глаз. 2) ориентация в ситуации – определение стратегии общения, круг совместных интересов – вызвать интерес в беседе, сориентироваться в ролях. 3) принятие решения – обобщает позиции партнеров и вырабатывает единую точку зрения на события и явления. 4) выход из контакта – ушел с улыбкой.

 

18 (33). Система психики индивида в аналитической психологии К. Юнга.

Основные элементы системы Юнга: 1) система Я (центр сознания личности, в который стекается вся информация об осознанных психических переживаниях), 2) система Персона (связывает психические процессы с социальным лицом человека, адаптация к социальному миру), 3) система Тень (всегда полезно посмотреть на свою тень, чтобы осознать светлые стороны жизни), 4) система Женщины и Мужчины (коллективное бессознательное). На основе определенной направленности психики Юнг выделил интроверсию и экстраверсию. Интроверт больше ориентировании на свои собственные ощущения, в деловом общении он старается отгородиться от обилия информации и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.  У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он легко вступает в общение, активен, деятелен, склонен идти на риск. Четыре психические функции по Юнгу: мышление, эмоции, ощущение, интуиция. Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию. Эмоциональный тип личности способен воздействовать на партнера своими эмоциями. Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе. Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений.

     

19 (36). Основные виды общения (биологическое, социальное и т.д.).

Специалисты выделяют виды общения в зависимости от целей, форм, средств, техники общения. Биологическое общение – необходимо для поддерживания, сохранения и развития организма. Связанно с удовлетворением органических потребностей людей. Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, развития и установления связей. Межличностное общение – непосредственные контакты в группах или парах, подразумевает знание индивидуальных особенностей партнеров и наличие совместных переживаний. Массовое общение – множественные контакты при помощи средств информации. Формально-ролевое общение – регламентирует содержание и средства общения социальными ролями партнеров. Деловое общение – используется в процессе деятельности людей между сотрудниками, начальниками и подчиненными.

 

20 (37). Стили делового общения руководителя с подчиненными: авторитарный, демократический, попустительский (формальный).

Стиль руководства - это способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Характеристика основных стилей руководства: 1) авторитарный стиль, характеризующийся концентрацией власти в руках руководителя. Он принимает решения, не советуясь с подчиненными. Стимулирует людей угрозами и наказаниями. 2) демократический стиль – руководитель позволяет работникам принимать участие в управлении, он не вмешивается в работу, а только контролирует работу на стадии заключения. Он создает ситуацию, в которой люди сами себя мотивируют, так как считает, что работа является вознаграждением. 3) попустительский (формальный) – не вмешиваться в работу подчиненных, которым предоставлена полная свобода в принятии управленческих решений и в контроле за своей деятельностью. Он является только посредником между высшим руководством и подчиненными.

 

21 (38). Основные теории лидерства.

Лидер – это авторитетный член коллектива, обладающий высоким эффектом убеждения и внушения. Бывают формальные и неформальные лидеры. Неформальный лидер – это тот, кто обладает природными лидерскими данными и несет на себе черты, ожидаемые в группе. Неформальные лидеры бывают деловыми и эмоциональными. Деловой лидер – это рядовой работник, пользующийся признанием в коллективе за профессиональные знания, опыт и мастерство. Эмоциональный лидер – это работник, вызывающий чувство симпатии и располагающий людей к доверительности. Неформальные лидеры бывают позитивные и негативные. Позитивные сплошают коллектив. Негативные – обостряют отношения, вызывают конфликты. Причины  появления лидера: слабая позиция официального руководителя, плохое состояние оборудования и недостатки в организации труда, плохая система стимулирования персонала.

 

22 (39). Морально-психологический климат в рабочей группе: основные элементы.

Стадии морально-психологического климата. Первая стадия: работники общаются в соответствии с должностными стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются. Вторая стадия: складывается мнение о коллегах, возможна борьба за лидерство, разногласия обсуждаются более открыто. Третья стадия: четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени отношений. Групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности.

 

23 (45). Виды межличностного общения (императив, манипуляция, диалог).

Императивное общение – авторитарная форма воздействия на человека с целью достижения контроля над его поведением. В результате человек пассивен, страдалец. Манипулятивное общение – воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Диалогическое – равноправное сотрудничество между партнерами. Необходимо соблюдать правила: психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника, доверие намерениям партнера, восприятие партнера как равного себе, разговор надо вести от собственного имени.  

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+43
Размер: 14.51K
Скачано: 630
Скачать бесплатно
01.05.09 в 16:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе