Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Позитивистская социальная философия О. Конта

Позитивистская социальная философия О. Конта [12.10.10]

Тема: Позитивистская социальная философия О. Конта

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.62K | Скачано: 258 | Добавлен 12.10.10 в 18:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Оглавление
Введение 3
Позитивистская социальная философия О. Конта 4
Суть органической теории общества Г. Спенсера 4
Современный позитивизм и постпозитивизм 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Введение

Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Социальная философия как философская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Однако данное стремление в социальной философии осуществляется исключительно лишь в рамках изучения общества людей. При этом важно иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения всеобщих закономерностей бытия, своеобразно проявляющихся в общественной жизни людей, ни от изучения ее специфических законов развития, отсутствующих, например, в других  сферах бытия. Это значит, что социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место.

Вследствие всего вышесказанного можно сказать, что тема моей работы актуальна. Цель - рассмотреть историческое развитие социальной философии. Задачи: рассмотреть сущность позитивистской социальной философии О. Конта и сущность органической теории общества Г. Спенсера, выяснить первоначальные установки позитивизма и их актуальность сегодня.

Позитивистская социальная философия О. Конта

Позитивизм очень широкое и многообразное философское течение XIX-XX столетий. Позитивизм базируется на трех основных предпосылках: социальные явления качественно не отличаются от природных; методы познания естественных наук применимы и в исследовании общества; задача социального познания – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования тенденций развития общества.

Родоначальник позитивизма в философии и социологии Огюст Конт родился в Монпелье в 1798 г. в семье чиновника. Первая половина XIX в. — чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Росту богатства и власти буржуазии сопутствуют нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями. Начало учения Конта связано с его идеей трех стадий в истории человечества. Он считал, что интеллектуальное развитие человечества проходит три стадии: теологическую (определяется теологическим (религиозным) мировоззрением, явления в мире объясняются сверхъестественным, божественным воздействием - это приводит к военно-авторитарному режиму в обществе, т.к. представление о вождях и царях ассоциируется с представлением о Богах, от которых они происходят), метафизическую (возникла с развитием наук, промышленности - на базе метафизического мировоззрения, когда основа вещей рассматривается как метафизическая сущность, т.е. абстракция, но принимаемая за реальность, т.е. познается не то, что нужно – вместо реального мира некие отвлеченные абстракции - это критическая стадия ведет к разрушению науки и общества) и позитивную (позитивное состояние общества на базе позитивизма, для этого необходим отказ от попыток получения абсолютного знания, наука должна ограничиваться изучением и описанием явлений, т.е. точной оценкой существующей реальности, а не изучением абстракций.)- позитивное состояние и развитие науки способно обеспечить порядок и социальный прогресс в обществе. Конт полагал, что математика, физика и биология как науки, освободившиеся от теологического и метафизического мышления, уже находятся на позитивной стадии, однако дисциплины, изучающие человека, все еще характеризуются теологическими и метафизическими спекуляциями. Конт хотел продвинуть их на позитивную (научную) стадию. В этом смысле он становится отцом социологии как позитивной социальной науки. Позитивная научная дисциплина является в понимании Конта эмпирической, объективной и антиспекулятивной. Она занимается явлениями, как они нам даны, и их упорядоченными связями, которые могут быть обнаружены в ходе эмпирического исследования. Классическая механика может быть образцом позитивной науки, и социология должна, насколько это, возможно, следовать этой модели. Социология должна стать социальной наукой в том же самом смысле, в каком физика является естественной наукой.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов-«метафизиков», которые создавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они понимают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени.

Конт формулирует энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Основная классификация, предлагаемая Контом состоит из математики, астрономии, физики, химии, физиологии, социальной физики  (социологии) и морали.

         «Социологию», как и всякую другую науку, Конт понимал как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм проявился у Конта как раз в том, что «социологию» он понимал как «социальную физику». Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума. Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой". Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале XIX века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии. Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества.

При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнительно маловлиятельны. Однако начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос. Особенно важное значение имела апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки.

Суть органической теории общества Г. Спенсера

Созданием социологии как новой области знания О.Конт вписал свое имя в историю мировой науки. Новый термин «социология» довольно быстро был принят и во Франции, и в других  странах. Его стали использовать: Джеймс  Милль, Герберт Спенсер, Фердинанд Тённис и другие выдающиеся ученые того времени. Многие из них восприняли не только термин, но и в целом позитивистский подход к изучению социальных явлений.

Его можно с полным основанием отнести к числу зачинателей социологической науки — настолько велик его вклад в разработку важнейших вопросов общественного бытия. Книга Спенсера «Основания социологии» явилась первым опытом целостного изложения системы социологического знания, накопленного к тому времени. Социологическое учение Спенсера носит название «органической теории». Сущность ее: рассмотрение общества как гармонически развивающегося живого организма, который функционирует в силу взаимодействия его составных частей. Идеальным состоянием общества является равновесие. Вся деятельность в обществе должна содействовать сохранению равновесия. Спенсер развивал идею естественного эволюционного развития общества. Поведение людей развивается в направлении к более совершенному приспособлению, отвечающему наилучшему сохранению индивида и вида. В ходе этого приспособления у общества специализируются особые органы – «институты», которые делятся на 3 вида: 1) продолжающие род человечества (брак, семья); 2) распределительные (экономические); 3) регулирующие (религия, политическая система).Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества – индивида.

В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества Как и О. Конт, Спенсер стоял на позициях философского позитивизма. Исходя из идеи «общество есть организм» английский ученый обращает внимание на целый ряд сходных черт между социальным и биологическим организмами". В частности, тому и другому присущи рост и увеличение в объеме, усложнение структуры, дифференциация структуры и функций. Как и биологический организм, общество имеет три системы органов: «поддерживающую систему» — обеспечивающую в живом организме питание, в обществе — производство; «распределительную систему» — в живом организме это система усвоения питательных веществ, в обществе — система разделения труда и распределения продуктов; «регулятивную систему» — в живом организме это нервная система, в обществе - система государства и права. При всем своем упрощенно -редукционистском характере подход к обществу как особому «организму» имел и положительное значение. Органицизм широко использует очень важные в методологическом отношении понятия «система», «структура», «функция», «институт» и др. В дальнейшем эти понятия вошли в категориальный аппарат школы структурно-функционального анализа и теории социального действия. Наряду с понятием «организм» в органической теории Спенсера важное место занимает понятие "эволюция". Под последней подразумевается плавный, не допускающий скачков и резких изменений процесс развития по восходящей к более совершенному состоянию. В скачках, революциях Спенсер видит лишь моменты разрушения, противоестественности. На огромном этнографическом материале Спенсер подробно рассматривает эволюцию таких форм социальной организации, как «семья», «система обрядов», в соответствии с политической историей исследует эволюцию государственных форм, права. В тесной связи со своей общей теорией эволюции анализирует формы собственности, религии, производства и т.д. Главным законом эволюции Спенсер объявляет закон дифференциации и усложнения структуры «организмов», движение от однородности к разнородности. В обществе этот закон проявляется в разделении труда, дифференциации функций производства и распределения, в усложнении процессов управления. Всю человеческую историю Спенсер подразделил на две эпохи: «воинственную» («военную») и «промышленную», имея в виду, что необходимо различать два типа борьбы за существование. В исторически раннюю эпоху имеют место военные конфликты, накладывающие отпечаток на все общество и человеческий тип. В «промышленном обществе» борьба за существование выражается в форме торгово-промышленной конкуренции.

 Многие идеи Спенсера были сочувственно восприняты современной ему интеллигенцией. В частности, стала популярной идеология индивидуализма, теоретические постулаты которой были сформулированы английским эволюционистом в целом ряде работ. Так, если его предшественник ив некотором роде учитель француз О. Конт считал, что социальное целое предшествует индивиду, то Спенсер, напротив, исходил из признания примата «индивидуальности». Распространяя идеи Ч. Дарвина на человеческое общество, Спенсер считал, что подобно внутри- и межвидовой борьбе и естественному отбору наиболее приспособленных особей в обществе имеет место выживание наиболее сильных и гибель слабых индивидов, а экономическая конкуренция играет ту же роль, что и естественный отбор в живом мире. Следом за Спенсером органическую теорию развивали А. Фулье, А. Шеффле и др. Но если английский ученый в своих рассуждениях уподоблял общество и индивидов живым организмам, его последователи представляли все уже буквально: общество, люди суть живые организмы, и главными в их существовании выступают законы биологической эволюции.

Современный позитивизм и постпозитивизм

Эволюционное развитие общества как целостной системы сопровождается прогрессирующе дифференциацией его структуры, функций, формированием и совершенствованием всех его компонентов, том числе и компонентов социальной сферы. Изменение общества, усложнение его структурных социальных связей и функций отражались осмысливались в различных научных теориях. Каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства через призму требований своего времени, выстраивало различны концепции и модели социального бытия.

В конце XVIII – начале XIX вв. новая стадия развития общества и вся предшествовавшая история развития науки привели к зарождению социологии. В основу своей социальной науки,  призванной  стать организующей силой общества, основатель позитивистской социологии Огюст Конт положил идею социальной системы. Он считал, что нет смысла изучать  отдельные  социальные  явления  вне  их  связи  с другими частями общества, равно как и обществом в целом.

XX столетие принесло западной социологии своеобразную парадигмальную революцию. В 30-х годах нашего века появилось множество точек зрения, систем идей и методов анализа различных общественных феноменов, теорий, претендующих на объяснение общества. Каждая из них концентрировала свое внимание, выстраивала свою концепцию общества в зависимости от задач  социального  познания, которые ставила перед собой. При этом все парадигмальные альтернативы активно использовали концепции социологов классического периода, тесно  взаимодействуя  между  собой  и  другими  социальными  и гуманитарными науками и теориями.

Наиболее продвинутым на пути создания общей теории общества оказался американский  социолог-теоретик Толкотт Парсонс. Опираясь  на  идеи О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, он создал целостную социологическую картину мира, охватывавшую структуру и функцию  любого  элемента  социальной системы, описал, как включены в  эти  системы и взаимодействуют друг  с другом  социальные индивиды и группы, выполняющие в рамках системной целостности дифференцированные функции. Т. Парсонс выделил четыре функциональных предпосылки, без которых ни одна система не  в  состоянии выжить: адаптивную, целедостижения, интегративную и поддержания порядка.  Он  полагал, что каждой из них соответствуют специальные  институты, составляющие подсистемы общества.

Первой функции, служащей целям приспособления общества к среде, по его мнению, соответствует  такая подсистема,  как  экономика. Второй, связанной  с  достижением  целевых  установок  общества  и  его  отдельных членов,  побуждающих стремиться к ним, является подсистема политических учреждений.  Третьей –  функции  обеспечения внутреннего  единства, достаточной сплоченности  и  упорядоченности –  соответствует  подсистема, в которую  входят  институты,  поддерживающие  общую  культуру  и  набор  необходимых  для  существования системы символов. И последняя  функция,  решающая  задачу  усвоения  членами  общества  норм  системы, связана с подсистемой, включающей институты, согласовывающие структуру личных мотиваций с целями и ценностями общества (семья, школа, религия).  Динамическим ядром системы, с точки зрения Парсонса, является процесс социализации, поскольку именно он воспроизводит общественную структуру,  создает  компетентных  носителей  ролей, присоединяющихся  к  оценкам  системы,  приобретающих  определенный  статус  принадлежности  к  этому обществу и социальное единство в обмен на собственный конформизм.

Промышленная революция, по Парсонсу, влечет дифференциацию экономической и политической подсистем, демократическая – отделяет социальное  общество от политической системы, образовательная революция ведет к отделению от социального сообщества  подсистемы  воспроизводства структуры и поддержания  культурного  образца. Эта подсистема призвана регулировать взаимоотношения социальных субъектов в рамках системной целостности и функционально наиболее близка к нашему понятию социальной сферы.

Попытки построить теорию общества в рамках структурно-функционалистской  объяснительной идеи предпринимались и следующими поколениями социологов: Робертом Мертоном, Рихардом Мюнхом, Юргеном Хабермасом, Николасом Луманном и другими.

Роберт Кинг Мертон (1910-2003) является одним из наиболее ярких представителей структурно-функционального направления в современной социологии. Его широкая эрудиция, глубокое знание работ классиков социологического знания и собственный незаурядный талант исследователя помогли ему отстаивать парадигму функционального анализа в условиях жесточайшей критики, обрушившейся на функционализм в 60-70-е годы. Он считал, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. И в этом смысле функционализм является основным, если не единственным, способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины.

Анализируя взгляды М. Вебера, У. Томаса, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, он пришел к выводу, что представление об обществе как объективном, структурированном феномене и его влиянии на поведение индивидов ведет к значительному расширению социологического знания, не решая, конечно, всех проблем. Из эмпирической направленности работ Р. Мертона вытекает его своеобразный взгляд на социологическую теорию, его анализ бюрократической организации мало чем отличается от теоретических построений Т.Парсонса: и там и здесь социальная организация - интегрированная совокупность ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться; формирование образцов действия рационально; структура воздействует на личность, определяя ее черты и т. д. Но Р. Мертон и не претендует на оригинальность. Он просто утверждает, что анализ Т. Парсонса слишком абстрактен, не слишком детализован, а потому не применим в исследовании социальных реальностей. Заложенные в нем колоссальные возможности не работают из-за чересчур большого отвлечения от эмпирических феноменов и чересчур громоздкой системы отношений между понятиями, лишенной гибкости, а, следовательно, вынужденной "подстраивать" под себя существующие факты. Поэтому своей задачей Р. Мертон видит создание "теории среднего уровня", которая являлась бы своеобразным "соединительным мостом" между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсонианской.

Построение такой "теории среднего уровня", согласно Р. Мертону, может быть осуществлено на основе последовательной критики наиболее широких, неоправданных обобщений предшествующего функционализма и введением новых понятий, служащих целям организации и интерпретации эмпирического материала, но не являющихся "эмпирическими обобщениями", то есть не производимыми индуктивно из имеющихся фактов. Критикуя предшествующий функциональный анализ, Р. Мертон вносит в него поправки, изменяющие наиболее одиозные и неприемлемые положения функционализма, оставляя, в сущности, его модель без изменений. Он разделяет основные положения классиков социологии, в том числе и Т. Парсонса, о том, что общество - это особый вид объективной реальности, что действие индивидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления рассматриваются им прежде всего как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающие их рациональный выбор. Его дополнения к функциональному анализу включают возможность понимания того, что социальные структуры, будучи дифференцированы, могут вызывать социальные конфликты и что они одновременно способствуют как изменениям элементов структуры, так и ее самой.

Заключение

История социологии представляет естественный, необходимый и важнейший источник развития социологического знания, она не просто очерчивает путь развития познания социального феномена, она дает представление о многообразии точек зрения на общество, общественную жизнь и общественного человека. Ценность социологической теории в наименьшей степени определяется временем ее создания. Невозможность определения истинности или ложности того или иного социологического построения приводит к относительному равенству всех существующих теорий. Отсутствие "основания сравнения" заставляет возвращаться к более ранним концепциям для поисков ответа или "наводящих указаний" о нерешенных вопросах.

Рождением социологии в качестве самостоятельной науки, есть дисциплина, с которой она всегда находится в тесной связи, это социальная философия. Дело в том, что социальная философия (философия истории) сыграла историческую роль в деле возникновения и развития социологии, и даже после того как социология в лице О. Конта провозгласила свою независимость от философии и объявила себя подлинной наукой об обществе, она продолжала играть свою роль в формировании социологического знания. В социологии получили широкое применение эмпирические методы (20-30-е гг. XX столетия) и произошел раскол ее на "эмпирическую" и "теоретическую" сферы, теоретическая социология оставалась и остается тесно связанной с социальной философией. Многие плодотворные идеи и 'научные импульсы теоретическая социология, а через нее эмпирическая, продолжает получать как раз из области социальной философии.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  2. История философии: B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - 464 с.
  3. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.М., изд-во «Мысль», 1971 г.- 463 с.
  4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с.
  5. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. - 448 с.
  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
  7. Социальная философия. Учебник. - Под редакциейИ.А.Гобозова.-М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 528 с.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  9. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-548 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.62K
Скачано: 258
Скачать бесплатно
12.10.10 в 18:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе