Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое развитие социальной философии

Историческое развитие социальной философии [17.10.12]

Тема: Историческое развитие социальной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 50.43K | Скачано: 555 | Добавлен 17.10.12 в 08:39 | Рейтинг: +3 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

1)Введение 3

2)Позитивистская модель социальной философии О.Конта 4

3)Суть органической теории общества Г.Спенсера 8

4)Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности 11

5)Заключение 14

6)Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Аристотель говорил: «Человек по своей природе есть существо общественное». И действительно, ведь без взаимодействия с другими людьми, социумом развитие человека и его рода невозможно.   Прошли уже тысячелетия, а люди до сих пор расходятся во мнениях и пытаются понять, что же такое общество и какое место в нем занимает отдельный человек. Так  общество,  этапы его развития, сам индивид, как представитель социальной группы - все это затрагивается в социальной философии, которая нацелена на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. При этом, чтобы лучше понять современную социальную философию и основные идеи и мысли ее представителей, необходимо рассмотреть историческое развитие социальной философии, именно поэтому данная тема очень актуальна в наше время. Человечество с каждым годом наращивает свои знания в различных областях. Но до сих пор человек и общество остаются одними из сложнейших предметов для изучения, при этом интерес к ним философов и ученых только возрастает. А открытия, выяснение новых фактов происходят, как правило, на базе уже имеющихся знаний, которые были получены путем изучения истории и  наработок предшественников. Т.е. чтобы понимать и разбираться в социальной философии, нужно для начала рассмотреть ее историческое развитие.

Так, целью данной работы является ознакомление с историческим развитием социальной философии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) Описать позитивистскую модель социальной философии О. Конта 2) выяснить суть органической теории общества Г. Спенсера 3)изучить позитивистский и постпозитивистский взгляд на гармонию и равновесие в обществе как основу его стабильности.

Объектом изучения в данной  работе является социальная философия в целом, при этом предметом выступает ее историческое развитие.

ПОЗИТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ О. КОНТА

На протяжение многих веков философское знание развивалось и расширялось, в результате чего постепенно стали выделяться отдельные отрасли ( логика, этика, эстетика). Вследствие этого изменялась структура философского знания, при этом все его элементы остаются непрерывно связанны между собой.  В XIX веке решающий шаг в своем предметном самоопределении сделала социальная философия. «Социальная философия- это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.» [3, с.320]

В XIX веке проблематика социальной философии была представлена в первую очередь в работах Огюста Конта( 1798—1857) - французского философа. Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.  Философия Огюста Конта получила название «философия позитивизма».  Позитивная философия представляет собой целостную систему положительного знания фактов и законов, открываемых научным познанием. На основе этой философии он стремился создать объективную науку об обществе, помогающую людям рационально действовать в соответствии с двумя основными потребностями: в порядке и в прогрессе. Эту науку он вначале назвал социальной физикой, а позднее также и социологией. Он ввел в науку термин «социология», что означает «учение об обществе». [7, с.25]

  Огюст Конт считал, человек не может развиваться автономно и быть абсолютно свободным в своих действиях. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Конт разделил социологию на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая — законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве. Он рассматривает основные общественные институты — семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. [5, с.35]    Подлинная элементарная единица общества - это семья. Семья – это первая и главная ячейка, где индивиды учатся выходить за пределы самого себя, жить в других и именно посредством жизни ради других удовлетворять свои потребности. Отсюда семья есть образец общества, поскольку характеризуется наивысшей степенью сплоченности. Именно через семью воспитывается, во-первых, эмоциональное единство человечества и, во-вторых, происходит преемственность поколений, передача материального и духовного богатства человечества. Он выделил два вида необходимых отношений, составляющих основу семьи: подчинение полов и подчинение возрастов.  Второй важнейший институт, определяющий порядок в обществе, – это государство, такой инструмент, который устанавливает порядок силой. И третий ключевой институт порядка – это церковь, религия, поскольку она создает моральные и культурные нормы и ценности, способствует их распространению и тем самым формирует общий духовный порядок на земле. Объединение человечества в единое целое есть важнейшая социальная функция религии, и характер религии всегда обусловлен потребностями и характером общества. Так социальный порядок стоит на трех китах: семье, государстве, религии. [6, с.60]

«Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Прогресс, по Конту,  состоит не только в постоянном улучшении материальной жизни людей, но главным образом в совершенствовании и развитии человеческих качеств, что выражается в возрастающем влиянии разума в области социального бытия.  «Преобладающий принцип», определяющий прогресс человека- «развитие разума». «Великий закон трех стадий» Конт объявил «фундаментальной концепцией» социальной динамики. [1, с.230]  Он выделял три этапа интеллектуальной эволюции: теологический, метафизический и позитивный. В своей работе «Дух позитивной философии» он писал : «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями: теологическая, метафизическая и научная… Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным». [2, с.6]

Так, по мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Люди, стремясь к абсолютному знанию,  объясняют явления внешнего мира по аналогии со своими действиями, таким образом явления наделяются человеческими качествами и , якобы, находят объяснения. Конт выделял три главные формы теологического духа:1) фетишизм, под которым понимается приписывание всем внешним телам жизни, существенно аналогичной нашей, но более энергичной. 2) политеизм. Появляются вымышленные, невидимые существа. Их вмешательством в жизнь человека и объясняются различные явления. 3) монотеизм. Развитие чувства, говорящего о необходимом подчинении всех явлений неизменным законам.    Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества, т.к. выступает в качестве исходной точки познавательного процесса. Он писал: «Каким бы несовершенным ни должен казаться теперь такой философский метод, весьма важно неразрывно связать нынешнее состояние человеческого разума со всем рядом его предшествовавших состояний, признавая, что теологический метод должен был быть долгое время столь же необходимым, сколь и неизбежным» [2, с.9] Метафизическая стадия от теологической тем, что вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, метафизика заменяет их сущностями или олицетворенными абстракциями.  Для метафизической стадии характерно  недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение - постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Огюст считал, что метафизическое состояние нужно рассматривать как своего рода хроническую болезнь, естественно присущую эволюции нашей мысли на границе между младенчеством и возмужалостью. [2, с.17] Позитивная или реальная стадия -  стадия, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Человеческое сознание в своих суждениях опирается преимущественно на научные наблюдения.  Конт писал: «Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова- простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.  Мы можем знать только различные взаимные связи, не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования».[2, с.20] 

На ряду с умственным Конт выделил еще и закон технического развития человечества, который предполагает прохождение трех стадий : традиционное, доиндустриальное и индустриальное общества. Первая стадия определяется теологией, вторая- метафизикой, третья- наукой. Т.о. в законах Конта прослеживается взаимосвязь знаний и социально-экономического развития общества. Так Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания. Но теория общественного развития Конта была не более чем метафизической, умозрительной схемой. Ни истинной специфики общественной жизни, ни движущих сил истории, ни тем более направления будущего развития общества Конт определить не мог.

СУТЬ ОРГАНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

Рис.1 Эволюция по Спенсеру

Герберт Спенсер(1820-1903)- английский философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. Он испытал на себе определенное влияние философии Конта. Он также как и Конт исследовал такие общефилософские проблемы, как теория познания, всеобщая эволюция живой материи и проблемы социологии. Он воспринял и развил многие идеи Конта, прежде всего позитивистские установки на использование в философии данных наук о природе и обществе, а также представления об обществе как целостном социальном организме. Спенсер считается основоположником органической школы в социологии. Ее суть в том, что в ней решается актуальная и по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. На общество Спенсер переносит многие положения биологической теории эволюции.  Он считает потребности людей объективной обусловленностью социальной эволюции. Эволюция распространяется им на понимание всего существующего, в том числе и на общество: отсюда следует эволюционная социология Спенсера. Эта эволюция сводится к двум полярным процессам- интеграции (переход от простого к сложному) и дифференциации (переход от однородного к разнообразному). [4,с. 567] Будучи изменением простого в сложное, а также однородного в неоднородное, эволюция представляет собою, кроме того, еще и процесс перехода из неопределенного состояния в определенное (рис.1).[8]   В пример перехода от однородного к разнородному Спенсер приводил прогресс человека. В работе «Синтетическая философия» он писал : «Не только человеческий организм сделался более разнородным у цивилизованных членов вида, но даже сам вид как целое сделался более разнородным благодаря размножению рас и их дифференциации».  Особенность в том, что все социальное целое он низводит до уровня организма.  По мнению Герберта, общество развивается по законам, схожим с законами, открытыми Ч.Дарвином. Для объяснения он использует следующие доказательства: 1) Точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет (с неорганическими агрегатами такого не происходит). 2) По мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение. 3) И в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций различных их органов. 4) Одновременно, в ходе эволюции второго и третьего процессов, развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов. 5) И в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. В то же время, пока не произошло никакой катастрофы, сокращающей жизнь агрегата, жизнь целого бывает гораздо продолжительнее жизни отдельных составляющих его единиц. [8] Но важное отличие общества от простого организма Спенсер видит в том, что общество создается для нужд индивидов, тогда как в организме имеет место обратная зависимость.  Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Так государство, по его мнению, это центральная нервная система, пути сообщения- кровеносные сосуды. Спенсер считал революцию болезнью общества, а  постепенное реформирование – «нормальным» развитием. [4,с.567] Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы) общества. Исходя из организменного подхода, Г.Спенсер проанализировал роль составных частей общества, социальных институтов, показал их взаимосвязь, раскрыл движение общества как движение от простого к сложному, как общественную закономерность. Спенсер также выделил основные факторы, влияющие на процессы, которые протекают в обществе. Он разделил их на первичные и вторичные. Первичные состоят из внешних, к которым относятся, например, климат, флора и фауна и внутренних- интеллектуальные и эмоциональные качества индивидов. Вторичные факторы- это те, которые вызываются самим процессом эволюции, а в дальнейшем сами начинают оказывать на нее влияние, например, последствия загрязнения водоемов, вырубка лесов, браконьерство и т.д. Так совокупность различных факторов во многом определяет уровень развития общества. Также как и Огюст Конт Спенсер рассматривал проблемы гармонии и равновесия в обществе. Под социальным равновесием ему представлялось приспособление людей, нахождение компромиссов, т.е. некая сбалансированность  во взаимоотношениях людей и социальных институтов. Противоположностью гармонии, равновесия Спенсер считал распад общества, который возникает в результате социальной напряженности и конфликта.  Особое внимание социолог уделял пристрастиям, которые могут проявляться при проведении эмпирических исследований. К причинам пристрастий он относил образование, патриотизм, социальное положение, политические предпочтения и религиозные взгляды.  В связи с этим Герберт сформулировал основной, по его мнению, принцип социологии, который заключался в свободе от оценочных суждений. Так последователи Спенсера утверждали, что ученые-социологи должны быть беспристрастными. И многие современники поддерживают это мнение, видят в нем залог научной объективности.

Герберт Спенсер, наряду с Огюстом Контом, рассматривается как один из отцов-основателей науки социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат социологии и первым научно обосновал структуру общества, тем самым внес большой вклад в мировую социологию.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЗИТИВИЗМ И ПОСТПОЗИТИВИЗМ О ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИИ В ОБЩЕСТВЕ КАК ОСНОВЕ ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ

С самого начала позитивизм  призывает отказаться от метафизических абстракций. Метафизические объяснения считаются теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Вопрос взаимоотношения философии и науки находится в центре внимания позитивистов. Позитивистское направление не признавало ни идеализма, ни материализма, а исходило из тезиса, что все настоящее позитивное знание можно получить только как результат исследования отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что одна только философия не может претендовать на исчерпывающее исследование реальности. Позитивная философия, по мнению Конта, должна принести человечеству следующую пользу:1) позволит достичь более точного знания о логических законах человеческого ума, сформулировать правила, направляющие людей в поисках истинного знания. 2) позитивная философия должна стать основой системы воспитания, ее преподавание будет обязательным для учебных заведений. 3) Позитивная философия будет способствовать более плодотворному развитию частных наук. 4) Положительная философия должна способствовать коренному преобразованию общественной жизни на основе науки. Это, по своей сути, первоначальные установки позитивизма, его задачи. [1, с. 225] 

Позитивизмом ставилась и решалась проблема гармонии и достижения стабильности в развитии общества, которая до сих пор как нельзя актуальна. Гармония в обществе, по Конту, – это наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Она достигается, когда «политические учреждения» гармонируют с нравами и идеями. Спенсер считал гармонию результатом приспособительных действий людей, т.е. это некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов. Так многие идеи позитивизма послужили отправной точкой для образования направления структурно-функционального анализа в социальной теории. Его представителями являются Т.Парсонс и его ученик Р.Мертон. Социальная жизнь представляется сторонникам структурно-функционального подхода как огромное множество разнообразных взаимодействий людей, их взаимовлияние. Каждая социальная система, по представлениям структурных функционалистов, должна отвечать определенным требованиям: 
1) адаптация(общество должно быть приспособлено к среде) 2) целедостижение 3)интеграция относится к координации частей социальной системы. 4)удержание образца предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.  Чтобы системы успешно функционировали, необходима высокая степень их организации, совместимость с другими системами, взаимоподдержка.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.). Одним из главных представителей считают Карла Поппера. Поппер выступил против историцизма. Его суть в историческом предстказании. Поппер считал, что в обществе нет никиках объективных   законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования. Постпозитивисты придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Так Поппер утверждал, что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Так рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Развитие научного знания Поппер видит так: выдвижение гипотез - их опровержение - выдвижение новых гипотез и так далее.  Поппер также выступал в защиту демократии. Он выдвинул идею открытого общества, т.е. основанного на демократии. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект  и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Поппер указывал, что "открытое" общество может со временем эволюционировать в "абстрактное". Он представлял абстрактное общество как общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. Такое общество еще называют безличным. После Поппера постпозитивизм был представлен разными мыслителями. Но в целом для постпозитивизма характерно: 1) ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний; 2) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, его противоречий; 3) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а попытки гибко сочетать их, «смягчить» их противопоставление — эмпирии и теории, науки и философии; 4) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции); 5) анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; 6) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; 7) замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки.  [9]

Позитивизм проделал нелегкий путь, во многом претерпевал изменения, но нельзя не отметить, что он сыграл огромную роль в становлении и развитии социологии. Позитивизм позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмеживаться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная философия прошла достаточно долгий путь развития. Большое влияние на нее оказал позитивизм, который в течение долгого времени определял направление развития. Обширная проблематика социальной философии была представлена, прежде всего, в работах Огюста Конта- основоположника социологии, затем  Герберта Спенсера и других. По мнению Конта, социология должна дать позитивное знание о социальных процессах, при этом практическая ее цель в организации человеческого общества. Он был глубоко убежден в том, что именно наука в будущем станет главным фактором общественного прогресса. В дальнейшем, социология получила второе рождение благодаря работам Герберта Спенсера. В своих трудах он отвел много места проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости. Спенсер являлся создателем органической теории, перенеся во многом на общество эволюционные разработки Дарвина. Его учения оказали большое влияние на интеллектуальную атмосферу того времени.  В дальнейшем идеи Конта и Спенсера были развиты постпозитивистами. Они по-новому определили отношение между наукой и ненаукой. Согласно Попперу, теория научна, если она фальсифицируема (опровергаема). Существенным достижением постпозитивизма является признание тесной взаимосвязи философии и науки, а также переход от анализа только внутринаучных проблем к обсуждению связей науки и философии с внешними для нее социальными институтами.  Многолетнее развитие социальной философии привело к тому, что на сегодняшний день она  предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй планК ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Васильев В.В. Западная философия XIX в.: учебник/ В.В. Васильев, Е.А. Войниканис; под ред. А.Ф. Зотова.- М.: Высш.шк., 2005.- 519с.

2) Конт О. Дух позитивной философии.- СПб: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.- XIV+ 162с.

3) Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников.-М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-584с.

4) Мареев С.Н., История философии (общий курс): учебное пособие/ С.Н.Мареев, Е.В.Мареева — М.: Академический

Проект, 2003. — 880 с.

5) Осипов Г.В.  История социологии в Западной Европе и США: Учеб-ник для вузов./ Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.

6) Трошкин Е.И.. История социологии: Учебное пособие. – Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 200 с.

7) Лапин Н.И. Как и когда Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н.И.Лапин/ ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук «Социологическое исследование».- 2003.- №4(228)

8) Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии[электронный ресурс]/ В.Ф. Анурин- Электрон. дан.- Н. Новгород: НКИ, 1998. – Режим доступа: http://forstudy.h1.ru/books/anurin/content.htm, свободный.- (дата обращения: 05.03.2012)

9)  Кохановский В:  История философии: Учебник для высших учебных заведений[электронный ресурс]/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев -  Электрон. дан.- Ростов н/Д, «Феникс», 2002. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Kohan/37.php , свободный.-(дата обращения: 11.03.2012)

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 50.43K
Скачано: 555
Скачать бесплатно
17.10.12 в 08:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе