Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое развитие социальной философии: позитивизм, органическая теория

Историческое развитие социальной философии: позитивизм, органическая теория [13.10.10]

Тема: Историческое развитие социальной философии: позитивизм, органическая теория

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.78K | Скачано: 276 | Добавлен 13.10.10 в 18:20 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


План работы
Введение 1
1. Позитивная модель социальной философии О.Конта 3
2. Суть органической теории общества Г.Спенсера 8
3. Современный позитивизм и пост позитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

                                                Введение.

   Данная контрольная работа посвящена теме «Историческое развитие социальной философии». Должны быть рассмотрены следующие вопросы: позитивная модель социальной философии О.Конта, суть органической теории общества Г.Спенсера, современный позитивизм и пост позитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.

    Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

     *КОНТ (Conte) Огюст (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54).

    СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой и институтами, регулирующими его деятельность. Будучи сторонником  эволюционизма, полагал, что обществу присуще то же развитие, что и животному миру. В то же время Спенсер не полностью отождествлял

                                                                  -1-

общество и живой организм, отмечая различия между ними. Разделял все человеческие общества на два типа - военное и индустриальное. Первому присущи сильный централизованный контроль, строгая дисциплина, иерархическая организация власти, совместная деятельность по обороне и завоеванию новых территорий; второму - политическая свобода, преобладание промышленности и торговли, мирная деятельность. В этике — сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры*.

1.Позитивная модель социальной философии О.Конта

    Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия).

   Огюст Конт (1798—1857) ввел в науку термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение) и означающий «учение об обществе».  Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.

О. Конт выступил против того, чтобы считать общество про­стой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями  до него рассматривались как своего рода «социальные атомы»,  существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо и др.

   Иная точка зрения, которую проповедовали, например, французские мыслители XVIII в. Гольбах и Гельвеции, заключается в том, что человек есть продукт социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании личностей и отмечали, что не только навыки к той или иной деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество,

                                                                 -3-

если не во всем, то во многом формирует людей по своему обра­зу и

подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более со­вершенными и гармонично развитыми, надо изменить общест­во, присущие ему социальные и политические институты, сис­тему воспитания и образования. *Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм по­ведения, выполнение которых общество обеспечивает через со­ответствующие социально-политические и другие институты.

Такой подход к весьма актуальной не только в XVIII в., но и в XIX в. проблеме взаимодействия личности и общества поддер­живал и развивал О. Конт. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социаль­ного организма. Согласно его взглядам общество определяет раз­витие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания, о которых часто встречаются в его работах. Он ввел в социологию понятия «социальная статика» для истолкования структуры общества, взаимосвязей его различных сторон и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирова­ния и развития общества. Он разработал систему понятий соци­альной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых особое место занимают «Курс пози­тивной философии» в шести томах и «Система позитивной по­литики» в четырех томах*.

О. Конт называл свою философию и социологию позитив­ными, поясняя при этом, что они целиком базируются на дан­ных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю

__________________________________

*Философия. Учебник/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова.- М.:ЮНИТИ, 2001,с.330-331

                                                                                     -4-

науки и философии как ос­новоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений философии.

Центральными проблемами позитивистской социальной фи­лософии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал «великий основной закон интеллектуальной эво­люции человечества». Согласно этому закону познавательная деятельность людей, их общественное сознание и, в конечном счете, человеческая история прошли три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На первой из этих стадий — теологической — доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формирова­лась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни. На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, боль­ше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого разви­тия знаний людей об окружающем их мире эти понятия доволь­но-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию (то есть учение о Боге — примеч. авт.) и ма­ло-помалу разлагал ее». В то же время он не позволял понять более конкретно сущность многих явлений и не мог окончательно избавить сознание от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах пре­имущественно из научных наблюдений. Теологический (религиозно-мифологический) и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследовани­ем его законов, то есть «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предви­деть их действие. В этом О.Конт видел практическое назначение позитивной философии и социологии (социальной философии):

«*Истинное положительное мышление заключается преимущественно в
                                                                 -5-

способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов»*.

Позитивизмом ставилась и решалась проблема прогрессив­ного развития общества под влиянием биологических и «астрономических» (то есть космических) законов. Конт писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава насе­ления. Однако основное влияние на развитие общества оказыва­ет, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эво­люция его сознания.

    Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков подход основоположника позити­вистской философии О. Конта к решению проблем историче­ского развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.

В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он ука­зывает на большую роль в этом процессе общественного разде­ления труда. Особое значение он придавал политической дея­тельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики». Решая проблему социального прогресса, Конт писал: **«Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умст­венной и политической точек зрения»**. При этом интеллекту­альная эволюция человечества определяет содержание и направ­ленность всех сторон прогрессивного развития общества, явля­ется как бы внутренней субстанцией этого прогресса.

Как видно, проблемы, которые решались в социальной фи­лософии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не ут­ратила своего значения и

__________________________________

*Конт О. Дух позитивной философии. — Спб., 1910.-с.19

** Социология Конта в изложении Риголажа. — Спб., 1898.-с.55

                                                              -6-

методология решения этих проблем. Речь идет, прежде всего, о его подходе

к обществу как к целост­ной социальной системе, а также о методологическом значении его положений о закономерном и прогрессивном развитии об­щества, роли в этом развитии разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма акту­альны сегодня и взгляды Конта о факторах гармонии в обществе и его стабильности, а также о роли политиков в согласовании интересов различных социальных субъектов. *Эти и другие поло­жения социальной философии Конта помогают глубже осмыслить многие современные проблемы развития общества. Именно  в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Кон­та, и научной продуктивности их решения его учение было ус­воено и продолжено многочисленными последователями.

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии данных наук о приро­де и обществе, а также его представления об обществе как цело­стном социальном организме, воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903). Более подробно об органической теории общества Герберта Спенсера мы рассмотрим в следующем вопросе*.

__________________________________

*Философия. Учебник/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова.- М.:ЮНИТИ, 2001,с.333-334

                                                      -7-

2.Суть органической теории общества Г.Спенсера.

    *Наличие тесной связи общества и природы привело ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно организмам в природе естественным эволюционным путем. Так и возникла «органическая теория» общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а так же его последователи: П. Лилиенфельд, А. Сторонин (Россия), А. Шеффле (Германия) и др.

    Английский мыслитель Герберт Спенсер - последователь позитивистских идей О. Конта - является основателем органической школы в социологии.

    Суть органической теории общества заключается в том, что в ней решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал в раз­витии общества. Спенсер рассматривал общество как единую  систему взаимозависимых природных, прежде всего биологиче­ских, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

    Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что «каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов»*. Данное обстоятельство

__________________________________

*Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис,1996.с.43

                                                                                             -8-

рождало важное требование, суть которого заключалось в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.

    Существование социального организма находится во власти двух процессов – дифференциации и специализации. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению структур, позволяет материальным и духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированных социальных «органов». Из последних образуется целостная система жизнеобеспечения, где каждый «орган» выполняет свои особые общественные функции – управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет духовные потребности сограждан и т.д.

    В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения – производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал «церемониальные нормы», включающие обычаи, ритуалы, традиционные церемонии и т.п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины. Основным психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной систем, является страх. С помощью «страха перед живыми» в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха перед мертвыми» - религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него – это условие его развития и совершенствования. В ней, как в любой борьбе, побеждает сильнейший, т.е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями.
                                                                  -9-

    Спенсер использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

   Спенсером утверждаются 4 пункта сходства организма и общества: во-первых, как живые организмы, так и общества, возникая посредством соединения незначительного числа частей, постепенно так увеличиваются в объеме, что некоторые из них достигают размера в десять тысяч раз более первоначального. Во-вторых, и те и другие развиваются по одному типу, переходя от простого к сложному. В-третьих, и в тех, и в других постепенно развивается, растет и крепнет взаимная зависимость частей, достигая такой степени, что жизнь и деятельность каждой части обусловливается жизнью и деятельностью остальных частей. В-четвертых, элементы организма, а также элементы общества рождаются, совершают свое развитие, действуют и умирают каждый сам по себе, между тем, как целое продолжает жить и переживать одно поколение элементов за другим. Эти пункты сходства представляются Спенсеру чрезвычайно важными, тогда как, наоборот, пункты различия не имеют, на его взгляд, серьезного решающего значения. Пунктов различия также четыре. Во-первых, организмы имеют определенные внешние конкретные формы, тогда как общества их лишены. Но это различие сглаживается, с точки зрения Спенсера, как неопределенностью некоторых низших животных, так и тем фактом, более общего характера, что внешние формы как организмов, так и обществ «зависят от окружающих условий». Во-вторых, живые элементы общества не образуют такой сплошной массы,

                                                                  -10-

какой является живая ткань организма. *Далее, живые элементы организма

большей частью неподвижны, в то время как элементы социального организма способны к передвижению. «И это различие лишь поверхностное, — утверждает Спенсер. Ибо, как социологические единицы, выполняющие определенную функцию, люди, собственно говоря, также неподвижны. Сельский хозяин, мануфактурист и т. д. прикреплены, по существу, к тому определенному месту, где они функционируют, а если отлучаются временно или навсегда, то находится заместитель». Так что, с точки зрения социальной, указанное различие совершенно исчезает. Следующий пункт различия, гласящий, что «в теле животного только известный род тканей одарен чувствительностью, в обществе же все члены одарены ею». Но и этот пункт различия Спенсер старается сгладить, с одной стороны, тем, что в некоторых низших животных, не имеющих нервной системы, обладаемая ими чувствительность распределяется одинаково на все части, а с другой стороны, указанием на парламент, как на высшее чувствилище общественно-политического тела. Несмотря, однако, на стремление смягчить и это различие, Спенсер считает его важным и значительным и, в конце концов, сам строит на нем свой буржуазный индивидуализм*.

__________________________________

*Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис,1996.с.48

                                                                                            -11-

3.Современный позитивизм и пост позитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.

   Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.

    Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Гармония в обществе, по Конту, есть гармония между целым и частями социальной системы», а также между самими частями, в качестве которых выступают духовная, политическая, экономическая и биологическая стороны жизни общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, — это, прежде всего, наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Значение политической власти и достоинство политиков состоит в мудром согласовании интересов социальных субъектов. Гармония в обществе достигается, в частности, тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой.

   В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека. По его мнению, социальной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества, согласования интересов всех социальных слоев и личностей с интересами общества.

   Так же, как и О. Конт, Г. Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях

                                                                  -12-

социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Большую роль в этом Г.Спенсер отводил политическому управлению со стороны государства, «социальному контролю» и церкви. Со времен Конта и Спенсера проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе постоянно рассматриваются в западной социальной философии.

    *Спенсер излагает свое видение проблем распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. «Распаду общества предшествует его упадок», — писал он. Этот процесс совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распад общества, по Спенсеру, начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институты власти, армии, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов». Движению масс мешают отдельные личности, прежде всего политики. При распадении общества происходит «уменьшение интегрированных движений (направленных на совместное решение проблем экономической и политической жизни.) и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных». Растет беспорядок, правительство часто демонстрирует неумелые и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом*.

    Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада (распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе. Это же можно сказать о многих других положениях его социальной философии.

    Предмет анализа современного позитивизма— структура и

__________________________________

*см.Спенсер Г.Система синтетической философии.Соч. В.2 т.Т.1.-Спб.,1898.-с.314

                                                                 -13-

функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего

разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс (1902—1979) и Р. Мертон (р. 1910). Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Как видно, современный позитивизм решает весьма актуальные проблемы существования и развития общества.

   *ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902-1979), американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. С 1927 в Гарвардском университете. Основные сочинения: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1952).

    Одной из центральных задач социологии для Парсонса является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Поскольку социальное действие, по Парсонсу, имеет системный характер, он использует термин «социальная система». Система есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они смогли выжить; располагать средствами распределения материальных ресурсов; выработать способы социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам. Каждое общество имеет, кроме универсальных, присущие только ему ценности. Фундаментальные ценности должны стать частью личности, только тогда люди смогут успешно интернализировать

__________________________________

*Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г.(в электронном виде)

                                                          -14-

потребность подчинения нормам.

    Парсонс использует понятие социального порядка, который оказывается в основном продуктом двух процессов: 1) тенденции социальной системы к самосохранению и 2) тенденции к сохранению определенных границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Он полагал, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они не могут достичь его в действительности, и что социальное изменение есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе достигается в ходе дифференциации. В более поздних работах Парсонс использовал эволюционную теорию для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе.
    В поздних работах (1960-х – начало 1970-х гг.) Парсонс обратился к диахроническому рассмотрению общественного развития и рассматривал социальную систему как последовательный процесс повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации определенных функций).

   *МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910), американский социолог, представитель структурно-функционального анализа.

     Выдвинул идею о так называемых теориях среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии; разработал теорию аномии, поведения, отклоняющегося от социальных норм. Разработал теорию явных и латентных функций. Изучал малые группы и ролевой набор в них, использовал понятие референтной группы (действительная или воображаемая группа, с которой индивиды идентифицируют себя и с которой сопоставляют свое поведение и

__________________________________

*Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г.(в электронном виде)

                                                          -15-

социальные позиции). По Мертону, индивиды демонстрируют принципиально различное отношение как к целям, так и к институциональным средствам, имеющимся в обществе; выделил формы подобного отношения (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж). С либерально-демократических позиций критикует бюрократические и милитаристские тенденции в США. Работы по социологии массовых коммуникаций, познания, науки.

    *Сегодня постпозитивизм во  многом  утратил  свое  былое  значение.  Это

связано с тем, что создание общепризнанной теории  развития  науки  зашло  в тупик.  Наличие  дискуссий,  содержащих  в  рамках  самого   постпозитивизма множество противоречивых точек зрения,  еще  раз  показало  плюралистический характер философского знания*.

__________________________________

*Философия. Учебник/под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова.- М.:ЮНИТИ, 2001,с.336

Заключение.

   Философия, согласно Конту, не имеет своего предмета и метода и должна быть коренным образом перестроена, отбросив «метафизическое» содержание (в частности, упразднить онтологию и отказаться от многих проблем гносеологии ) и сведя свои функции до систематизации знаний, поставляемых конкретными науками и реализации их единства.

   Идеи Г.Спенсера оказали громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией, убеждённостью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции и историческом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности, разработкой конкретных поисковых социологических технологий Г.Спенсер внёс существенный вклад в становление и развитие социологии.

Его теоретические построения, обобщения, выводы и подходы в области анализа форм, механизмов и вектора эволюции общественных систем, не утратили своих конструктивных потенций и в наше время.

   Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам.

Список использованной литературы.

1.Философия. Учебник/под ред. проф. В.Н. Лавриненко и проф.В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Конт О. Дух позитивной философии. — Спб., 1910.

3. Социология Конта в изложении Риголажа. — Спб., 1898.

4.Спенсер Г. Основные начала. — Спб., 1898.
5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. В 2 т. Т. 1. — Спб., 1898.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис,

1996.

7. Спенсер Г.Система синтетической философии.Соч. В.2 т.Т.1.-Спб.,1898.

8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г.(в электронном виде)

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.78K
Скачано: 276
Скачать бесплатно
13.10.10 в 18:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе