Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое развитие социальной философии: теории философов

Историческое развитие социальной философии: теории философов [28.05.10]

Тема: Историческое развитие социальной философии: теории философов

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.02K | Скачано: 303 | Добавлен 28.05.10 в 15:58 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Содержание
Введение 3
1. Позитивистская социальная философия О. Конта 4
2. Суть органической теории общества Г. Спенсера 6
3. Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе, как основе его стабильности? 9
Заключение 12
Список литературы 13

Введение

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Объектом познания социальной философии является не весь мир, а только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Предметом социальной философии является знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.

Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена прежде всего в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера.

1. Позитивистская социальная философия О. Конта

Огюст Конт - французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Наиболее известная теория Конта по крайней мере частично заимствована у Сен-Симона и Тюрго (1750), это - знаменитый "закон трех стадий", применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как "идеи", "силы" и "последние сущности". На третьей, или позитивной, стадии - в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить - разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий. Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества. По Конту, естествознание уже вступило в позитивную стадию, тогда как социальные науки далеко от него отстали. Необходима "социальная физика", в которой человек получил бы то же значение, какое атом имеет в физике или планета - в астрономии, а именно занял бы свое место в процессе детерминации, строго определенном и однозначном. Конт предложил назвать эту науку об обществе социологией. Социология также может выступить как наука, в которой будет осуществлен синтез всех других областей знания, имеющий практическую цель - реорганизацию общества на базе полученного о нем знания. Конту также принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику, основным понятием которой является "прогресс".

Социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.

Социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий ("иерархия наук"). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.

2. Суть органической теории общества Г. Спенсера

Спенсер Герберт – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, родоначальник органической школы в социологии. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О.Конта, хотя Спенсер отрицал свою зависимость от его взглядов.

Спенсер являлся основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение его в рамках различных институтов, Спенсер истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно распределение функций между органами (например, голова уподоблялась правительству, сосудистая система – транспорту и т.д.). В эволюции он видел следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнообразному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка). По Спенсеру, социальная эволюция  есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Он показывал объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей.

С точки зрения Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В то же время он подчеркивал, что общество должно служить индивидам, а не поглощать их. Он обратил внимание на то, что в ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества; они «возрастают  в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».

Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюций выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (разделенного на классы) общества. Спенсеру не чужда идея социального прогресса, который воплощается у него в механизме единения дифференциации и интеграции, что должно автоматически обеспечивать преодоление социальных противоречий. В связи с этим он отрицательно относился к социализму и революции, рассматривая последнюю как болезнь общества.

Суть органической теории общества Спенсера заключается в том, что в ней решается, фундаментальная и актуальная по сей день, проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Так же как и О.Конт, Г.Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Большую роль в этом  Спенсер отводил политическому управлению со стороны государства, «социальному контролю» и церкви.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распад общества, по Спенсеру, начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институты власти, армии, прогрессивные в прошлом организации. Растет беспорядок, правительство часто демонстрирует неумелые и нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи с политическим организмом.

Идеи Спенсера пользовались большой популярностью в конце 19 века и оказали значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

3. Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе, как основе его стабильности?

Представители позитивизма поставили себе определенные установки:

- выводы и теории позитивизма базируются на данных, которые получены с помощью научных социологических наблюдениях, что позволяет говорить об объективности суждений;

- общество – это целостный социальный организм, постоянно функционирующий и развивающийся;

- каждый отдельный индивид – есть одна из главных составляющих общества. Развитие общества зависит от интеллектуального уровня индивидов, поэтому необходимо создавать условия для развития интеллектуальных, физических и духовных способностей;

- каждый отдельный индивид общества должен следовать не только своим желаниям, но и идти в согласии с нуждами общества;

- в любом обществе должны присутствовать важнейшие социальные институты – семья, религия, государство;

- с помощью науки и сильного государства общество способно развиваться гармонично и стабильно.

Из первоначальных установок позитивизма видно, что они актуальны и сегодня при решении различных проблем общественной жизни.           

Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно– функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон.

Главные проблемы в структурно – функциональном анализе:

- стабильность социальной системы;

- «нормальное» функционирование социальной системы;

- изучение условий, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Общество — это такой тип социальной системы среди любых социальных систем, который должен достигать самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению; это образование, состоящее из конкретных человеческих индивидов. Представители постпозитивизма выделяли среды социальных систем:

- высшая реальность;

- культурная система;

- система личности;

-физико-органическая среда (поведение отдельных индивидов).        

Самодостаточность и сбалансированность общества зависит от сбалансированной комбинации механизмов контроля над его отношениями с этими пятью средами, а также от его собственного состояния.
Структурные компоненты общества:

- нормативный порядок;

- объединение людей в обществе;

- правовая основа;

-отношения с личностью индивидуального члена социальной системы.

Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь людей. Как порядок, он содержит ценности, нормы и правила, причем все должно соотноситься с данной культурой общества. Для выживания и развития социальное сообщество должно поддерживать единство общей культурной ориентации.

Политические структуры связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей.

Ценности являются первичными при поддержании  функционирования социальной системы. Нормы преимущественно регулируют процессы, которые содействуют осуществлению ценностей. Функционирование коллективной организации связано с реальным достижением целей в интересах социальной системы. Индивиды осуществляют социально важные функции в коллективе в качестве его членов.

И тем не менее, все четыре категории компонентов общества являются по своей природе независимыми переменными. Знание ценностей общества не дает возможности наделять его такими фикциями, которые бы противоречили установившимся нормам и принципам.

Таким образом, современный позитивизм приобретает свою  актуальность, так как ставит в центр проблемы существование и развитие общества, сохранение его ценностей и норм поведения людей в нем, рассматривает влияние каждого отдельного человека на общество, и влияние самого социума на человека, формирования его собственных ценностей и моральных норм. 

Заключение

Социальная философия ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века, отвечает на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Ее яркими представителями являются французский философ Огюст Конт и его последователь Герберт Спенсер.

Наиболее известная теория Конта это -  знаменитый "закон трех стадий", применимый к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Также ему принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику.

Спенсер являлся основоположником органической школы в социологии. Он проводил аналогию общества с живым организмом. Спенсер решал, фундаментальную и актуальную по сей день, проблему взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества.

О.Конт и Г.Спенсер решали проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Большую роль в этом  они отводил политическому управлению со стороны государства, «социальному контролю» и церкви.

Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности. Первоначальные установки позитивизма актуальны и сегодня при решении различных проблем общественной жизни.       

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/Под общ. ред. И.Т. Фролова.  - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник. – М.: Ид «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 480с.

3. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов Н/Д.: «Феникс», 2003. – 576 с.

4. Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001- 584с.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 13.02K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
28.05.10 в 15:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе