Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Предмет социальной философии

Предмет социальной философии [07.12.11]

Тема: Предмет социальной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.39K | Скачано: 414 | Добавлен 07.12.11 в 07:51 | Рейтинг: -1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 3
1. Специфика социального познания 4
2. Предмет и функции социальной философии 8
3. «Объект» и «субъект» социального познания. Их конкретно исторический характер и диалектика взаимодействия 12
Список литературы 14

Введение

Предметом социальной философии являются  наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах, используя при этом всевозможные конкретные методы. Социальная философия опирается на социологические исследования  и осуществляет свои собственно философские обобщения.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального раздела философии? Очевидно в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение имеет в жизни человека.

Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории и т.д.

Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

Исходя из этого, справедливо рассматривать историю социально-философской мысли в единстве с анализом становления идей философии истории.

1.Специфика социального познания.

Человеческое познание  подчиняется общим закономерностям. Однако  особенности объекта познания обуславливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. В узком смысле слова социальное познание-это система знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Специфика этого  вида познания заключается, прежде всего, том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук о самом объекте социального познания изначально присутствует его субъект.

Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой, это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные, субъективные факторы; имеют значения, как чувства, страсти так и разум. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обуславливают сложность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.[1,с.241]

К трудностям социального познания добавляются трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом, в конечном счете, является сам человек хотя и  вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект. Таким образом, по характеристике социального познания следует иметь ввиду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, и его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную.

Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в которой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу сущности социального бытия людей.

Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И.Канта, как Виндальбанд и Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, так как все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само общество существует лишь как наше представление о нем, а не как объективная реальность.

На самом деле человеческое общество имеет объективную, прежде всего природную основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть не зависимо от того, кто и как его кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо линии развития.

К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.

Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно сформулировать собственные законы и категории, и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. В социальном познании онтология во многом определяет гносеологии.

К гносеологической стороне социального познания относится решение таких проблем:

Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания.

Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная - аксикологическая его сторона, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания- с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным опытом и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.

Сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе «наукам о природе».[3,с.45]

Таким образом, ценностная сторона социально познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов и, следовательно, более научное объяснение социальной жизни. Главное заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов, позиций и мнений выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных наук.

Онтологическая, гносеологическая, ценностная стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

2. Предмет и функции социальной философии

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин  «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Прежде всего, отметим, что из понятия социального исключается, с одной стороны, природные, а с другой стороны, индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - всегда общественные явления. Однако под понятие общественные явления подходят и экономические, и политические, и национальные и множество других явлений.

Неравномерность этого определения состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная реальность общества, лежащая за пределами мира понятий.

Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа или общество в целом.

На основе изложенного можно дать следующее определение: социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.[2,с.113]

Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

Предмет и специфику социальной философии как науки нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Выделим основные из них.

Гносеологическая функция социальной философии связана с тем, что она исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития всего общества и социальные процессы на уровне больших групп.

Методологическая функция социальной философии заключается в том, что она выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению. Именно на социально-философском уровне зарождается общая постановка той или иной социальной проблемы и основные пути их преодоления. В рамках методологии вырабатывается и определенный способ практического освоения действительности. Наряду с этим социальная философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы, принципы исследования. Социально-философская теория в силу большой степени общности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других общественных наук. Однако эти два взаимообусловленные качества социальной философии не следует смешивать.

В этом же ряду находится и такая функция, как интеграция и синтез социального знания, установление всеобщих связей общественного бытия. Здесь же  следует выделить и прогностическую функцию социальной философии, формулировку ее в рамках гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше социальная философия опирается на науку.

Необходимо отметить и мировоззренческую функцию социальной философии. В отличие от других исторических форм мировоззрения социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира.

Критическая функция социальной философии - принцип « подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему социальному знанию и социокультурным ценностям. Такой подход играет антидогматическую роль в развитии социального знания. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающая на диалектическом отрицании, конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической тесно связана и ценностная функция социальной философии. Любая социально-философская концепция содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных социальных ценностей. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что из старых ценностей сохранить.

Социальная функция социальной философии – довольно многоплановая по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. В наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно его хорошо обьястить. Если говорить о ключевом моменте задачи, то следует обратить внимание, прежде всего на роль социальной философии в интеграции и консолидации человеческого общества.

Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть вглубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов об их сущности, содержании  и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития         общественных явлений и общества в целом.

Прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвиденью тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическими и четким, что является показателем культуры мышления.[1,с.169]

Соотношение социальной философии с другими общественными науками носит диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социальной философии на такую науку, как экономика обусловлено, прежде всего, тем, что социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки, в соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества.

Социальная философия оказывает большое влияние на развитие других общественных наук. При этом следует иметь в виду, что характер воздействия социальной философии может быть разнокачественными. Все зависит от того, на что опирается сама социальная философия - науку или мистические представления.

Отметим также, что социальная философия, формулируя наиболее общие закономерности, неизбежно проникает в саму ткань других общественных наук и помогает им в формулировке конкретных категорий и методов исследования.

Далее, представители более конкретных, чем социальная философия, общественных наук создают свои концепции под влиянием общих понятий о развитии общества и человеческой истории.

 И здесь мы сталкиваемся с взаимодействием социальной философии и частных общественных наук.

Влияние конкретных общественных наук на социальную философию состоит, прежде всего, в том, что она обобщает данные общественных наук и развивается на этой основе. Таким образом, происходит постоянная пульсация, взаимопереход от общего к частному, и наоборот.[3,с.378]

3. «Объект» и «субъект»  социального познания. Их конкретно исторический характер и диалектика взаимодействия

Специфика социального познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами, помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е причинами, имеющими основания в специфике обьекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является, в конечном счете, сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющие свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить конкретно исторический характер и диалектику их взаимодействия.

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не  начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь материально- технические реалии. Они выступают для каждого поколения как реальная основа того, что составляет отправной пункт его жизнедеятельности. Таким образом, объективный фактор истории - это, прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющейся кристаллизацией предшествующей деятельности людей.

Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось его предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор по тому и так и называется, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковыми являются массы, социальные группы и отдельные люди.[2,с.168]

Список литературы

  1. Спиркин А.Г. «Философия», учебник.-2-е изд. М.:Гардарики,2009.-736с.
  2. Лавриненко В.Н. «Социальная философия», учебн. пособие для вузов. - М.; Культура и спорт, ЮНИТИ,2007.-240с.
  3. Кохановский В.П. «Философия», учебн. пособие для вузов.-Изд.20-е-Ростов н/Д: Феникс,2010.-568с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

-1
Размер: 17.39K
Скачано: 414
Скачать бесплатно
07.12.11 в 07:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе