Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое развитие социальной философии: концепции

Историческое развитие социальной философии: концепции [16.01.11]

Тема: Историческое развитие социальной философии: концепции

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.14K | Скачано: 310 | Добавлен 16.01.11 в 10:48 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2009


Содержание
Введение
1. Позитивная модель социальной философии О. Конт 4
2. Суть органической теории общества Г.Спенсер 11
3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности 14
Заключение 23
Список литературы 24

Введение.

Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки.

Выбор философских концепций, предоставляющих такую возможность, не так велик. К одной из наиболее заметных концепций можно отнести постпозитивизм. Данное философское направление относительно молодо

(работы его основоположника Карла Поппера относятся к 30-м годам нашего века), однако воздействие его идей – как в “узком кругу” философов науки, так и общекультурное – представляется весьма значительным. Многообразие составляющих его идей – стимул мощной эволюции – вылилось в создание достаточно правдоподобной философской картины науки сегодняшнего дня, дополнительную ценность которой придает ее уникальность. По этой причине анализ идей философии постпозитивизма представляется необходимым для понимания закономерностей функционирования и развития современной

науки. Задача социальной философии состоит, прежде всего, в том, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усилия на их реализацию.  Выбрав тему контрольной работы, я постараюсь рассмотреть основные направления социальной философской мысли, получив развитие в прошлом и нынешнем столетиях, раскрыть  поставленные задачи в полном объеме.

Позитивная модель социальной философии О. Конт

Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40х годов прошлого столетия.

Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Позитивизм возник в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе.  

ПОЗИТИВИЗМ - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Что же такое “позитивное” в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает пять значений этого слова:

- реальное в противовес химерическому;

- полезное в противовес негодному;

- достоверное в противовес сомнительному;

- точное в противовес смутному;

- организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция. Позитивное мышление, которому свойственны теологический, метафизический и позитивный признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма.

С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основателем позитивизма является О. Конт.

Огюст Конт (1798—1857) родился во французском городе Монпелье и семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее; этого города. Увлекался либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, и проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу, а 1816 его исключают за вольнодумство. Затем он возвращается месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.

1817—1824 гг., он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем:

– «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество»;

–«Система позитивной политики».

В 1825 г. Конт заключил брак «по благородному расчету» с бывшей проституткой Каролин Массэн. У него было серьезное психическое заболевание, попытался закончить жизнь самоубийством.

С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. В своей работе Конт рассматривает  «закон  трех  стадий»  развития  интеллектуального   сознания человечества, исторически  и  логически  объединяя  теологию,  метафизику  и позитивизм,  тем  самым  подчеркивает  непрерывность  социального   познания общества и человека. Согласно этому закону все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – ее предназначение.

В 1844 г. социолог публикует «Рассуждение о духе позитивной философии».

В 1848-1851 гг. — «Рассуждение о позитивизме в целом».

В 1851 г. — «Позитивистский катехизис» (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов).

В 1851—1854 гг. — «Систему позитивной политики».

В 1848 г. Конт создает «Позитивистское общество», задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения.  Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.

Считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» [1996. С. 39—40] Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Так как законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов. Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравни тельный, исторический и в определенной степени математический методы.

Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление. Все эти направления и течения позитивизма отличались стремлением объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора».

Программу изучения социологии Конт разделил на две  части:  социальную статику,  анализирующую  равновесное  состояние  «организма»   человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и  социальную динамику  (социальную   кинетику),   изучающую   различные   изменения   или последовательные состояния  взаимосвязанных  социальных  фактов.

 Социальная статика: Высшей целью для социальной статики – обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики – законов прогресса.

Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование.

Социальная статика выделяет “структуру коллективного существа” и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. “Подлинный социологический элемент” - не индивид, а семья.

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: “...Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера...” Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья – это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация». Каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д.

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

Социальная динамика: Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с

«критическими», когда преемственность нарушается. И, тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим»  

Социальная динамика  в  значительной  мере  отождествлялась  с   прогрессом   и   стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал,  что  динамику  и  статику можно отделять друг от друга только  в  целях  анализа,  и  это  отличие  не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются  двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.

Основной единицей общества Огюст Конт  считал  семью,  представляющая элемент социальной  структуры,  так  как  семья  возникла  как  естественное состояние  человеческих  отношений.  В  семье  отражаются  все  общественные отношения:   неравенства   (например,   между   поколениями   или   полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда  следует,  что семья является основой формирования государства, моделью его организации,  а социальные функции семьи во многом  отражают  функции  общества  (начиная  с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.). О. Конт  изучает  реальную  социальную  структуру  общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса:  «спекулятивный»  класс,  в который включены представители науки, философии и  эстетики;  «практический» класс,  включающий  в  себя  представителей  производства  и  сферы  оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители  сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.  Структура власти строится по  принципу  важности  выполняемой  классом функции в обществе. Принадлежность к тому  или  иному  классу,  согласно  О.Конту, основана на «естественном порядке вещей».  Поэтому  часть  людей  «по природе» должна управлять, другая часть – подчиняться. Вторая часть  социологии  –  «социальная  динамика»  должна  быть,  по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества,  изучающей развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым  мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум. С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития:  военную, соответствующую   теологической    стадии    развития    ума,    переходную, соответствующую  метафизической  стадии,  и,  наконец,  научно-промышленную, соответствующую  стадии   позитивной,   которую   он   считал   завершающей, замыкающей собой все общественное развитие.  Главная идея позитивизма заключалась в  том,  что новое «положительное» знание должно быть свободно  от  всяких  «домыслов»  и опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией. С появлением О. Конта  социальная  теория  обретает  институциональный статус, получает права гражданства в научном мире. 

К  числу  наиболее  важных  принципов   позитивизма   можно   отнести :

1.  Постулат  онтологического  натурализма,  или  утверждение  о  том,   что    социокультурные  и  природные  явления  качественно  однородны.  

2. Постулат методологического  натурализма,  состоящий  в  утверждении,  что    система социологического знания должна  строиться  по  модели  физических    наук, использовать их методологические установки.

3. Постулат феноменализма,  т.е.  преувеличение  роли  опыта  и  чувственных    данных в социологическом познании  в  противовес  умозрительным  выводам,    нередко преобладавшим в социальной философии.

4.  Принцип  «ценностной  нейтральности»,  согласно  которому  социолог  как    ученый должен воздерживаться от любых  ценностных  суждений  относительно    природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.

5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с  этим    ориентация на социальную инженерию, как особый тип  социальной  практики,    социальной терапии – лечения социальных болезней.

Суть органической теории общества Г.Спенсер

Существенно обогатил предмет науки английский социолог   Г.Спенсер   (1820-1903r.r.).   В   традициях позитивистской  социологии  Спенсер,   опираясь   на исследования   Ч.Дарвина,   предложил   использовать эволюционную теорию   для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические,   органические   и   надорганические (социальные). Социология призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества, и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый  приводит многочисленные   примеры   зависимости   характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. Эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится  в зависимости с эволюцией. Качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит от «усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную   эволюцию   с   помощью, спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут не только прогрессировать, но и деградировать: При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел(общество), он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Он считал, что эволюционная гипотеза,  находит поддержку, как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе “Основные начала” различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Как и «Система синтетической философии», он глубоко и подробно изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явлений.

Свою органическую теорию общества он изложил в сочинение «Научные, политические и философские опыты». Суть органической теории общества заключается  в том, что в ней решается фундаментальная, и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. В эволюции он видел следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

   Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов.

Так же как и О.Конт, Г. Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей, и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Спенсер излагает свое видение проблем распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Этот процесс совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распад общества по Спенсеру, начинается с прекращением эффективной  деятельности государственных институтов, включая институты власти, армии, прогрессивные в прошлом организации.   

 Особое внимание было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроль за поведением членов групп. Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем:

- «производящей средства для жизни»;

- «распределительной»;

- «регулятивной».

Последняя система включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.

Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г.Спенсера о гармонии равновесии  в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс (1902-1979) и Р. Мертон (р. 1910). Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, и ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которой формируются поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Как видно современный позитивизм решает актуальные проблемы существования и развития общества.

Р. МЕРТОН выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем.

Основные положения своего учения Мертон изложил в «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами, которой являются: значение самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы. Мертон описывает пять значений функции:

  1. как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя;
  2. в смысле рода или вида человеческой деятельности;
  3. в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой);
  4. как способ связи элементов системы (структурных единиц);
  5. как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т.д.) действий.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата.

         1. Функциональное единство общества. (Фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей).

         2. Универсальный функционализм. Констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т.д.).

         3. Функциональная необходимость. Непременным условием социального  является способность к функционированию в составе социальной системы. Не может функционировать, не может быть (стать) социальным (общественным).

         Однако эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы. - Первый постулат предполагает учет последствий функционирования отдельных «сегментов» социальной системы на разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема функционального единства решается уже иным образом. - В связи со вторым постулатом применительно к современному сложно дифференцированному обществу Мертон обращает внимание на системные дисфункции — Мертон является автором этого понятия — и тогда соответственно системные элементы обретают при определенных условиях иную, дисфункциональную, природу. - В связи с третьим постулататом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов), что все в целом позволяет ему сформулировать основную теорему структурно-функционального анализа: точно так же как одно явление может выполнять множество функций в социальной системе, одна функция может выполняться весьма разными явлениями. Разделение Мертоном функций на два вида — дисфункцию и эвфункцию (еуфункцию) — для понимания функциональных процессов в общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно, результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий характер: в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы (в более узком смысле — ее адаптации), и тогда имеет место системная эвфункция; в другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы (ее дезадаптации), и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая функции с точки зрения связи намерения и результата (следствия), Мертон различает и другие разновидности функций, являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся следствием ненамеренных поступков, латентными. Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями «структурного функционализма» и «теории социального действия».

Мертон сопоставил теоретическое и прикладное знание с социологически понимаемыми ценностями и нормативными принципами. Его вклад в становление социологии науки состоит не в изобретении системы норм науки или утверждении принципа, согласно которому нормы – основа всякого социального института, а в применении этих представлений в качестве основы теоретической модели науки при рассмотрении ее как социального института.

Диапазон интересов и идей Мертона как исследователя гораздо шире и сложнее его парадигмы: в отличие от большинства современных социологов он прекрасно знал классическую социологию знания, а его работа «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» – одна из первых работ по исторической социологии науки. Осознание огромных практических возможностей науки, ее достижений и перспектив, беспрецедентные финансовые вложения в науку 50-х годов, казавшиеся залогом будущих успехов, привлекали большое внимание к проблемам развития науки, но вопрос о необходимости научно обоснованной политики в данной области не ставился. Основной причиной этого было, конечно, «самопроизвольное» успешное развитие науки, но не последнюю роль играл и господствующий «образ» науки (причем совершенно одинаковый как в кругах научного сообщества, так и у социологов науки), который передавался и во вненаучные круги. Наука изображалась как некая эзотерическая деятельность, имеющая свой собственный внутренний контроль, которая может быть только разрушена попытками регулировать ее извне, но которая будет исправно производить объективное, и тем самым – практически эффективное знание, если ей предоставят независимость и адекватную поддержку. Систематическое исследование социальных аспектов науки получило официальное поощрение и поддержку.

Наука рассматривается как относительно самостоятельный институт, специфическая сфера деятельности, внутренние механизмы которого и подвергаются исследованию.

Он дал некую целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена, на основе которой можно было:

  1. формулировать поддающиеся исследованию вопросы;
  2. устанавливать критерии оценки получаемых ответов;

Он сформулировал научный этос – совокупность норм, действующих в научном сообществе, – который представил основным механизмом функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Сила же, обеспечивающая движение этого механизма, – институционально подкрепляемое стремление каждого ученого к профессиональному признанию. Мертон,  внес большой личный вклад в разработку центральных вопросов знания «аналитическую парадигму». Наконец, опираясь на личные научные потенции, авторитет признанного социолога и организационные возможности руководителя кафедры в крупнейшем Колумбийском университете, Р. Мертон создал сильную школу в социологии науки. Он обеспечивал прямое и детальное руководство всеми современными американскими социологами науки или уж, во всяком случае, их большинством. Мертона принято считать основоположником "институциональной" социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. А любой социальный институт с точки зрения структурно-функционального анализа – это прежде всего специфическая система ценностей и норм поведения.

Рассматривая науку как социальный институт среди других социальных институтов, Мертон попытался идентифицировать нормы науки и сформулировать свой широко известный научный этос. Предложенное им описание этого этоса, включающее императивы универсализма, коллективизма, бескорыстности и организованного скептицизма, сохранялось как исходное представление о нормативных регуляторах науки многие годы – 30 лет неизменно или с небольшими дополнениями, а затем – как объект критики и полемики. В 60-е годы императивы научного этоса становятся у Мертона «правилами» научной деятельности, а процесс познания начинает рассматриваться как деятельность по правилам. Все внимание социолога сосредоточивается на науке как относительно самостоятельном социальном институте. Императив универсализма порождается неличностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, то они универсальны и в том смысле, что они справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и в том смысле, что их истинность не зависит от того, кем они высказаны.

Теория социального действия была разработана Т. ПАРСОНСОМ, (1902—1979). Американский социолог рассчитывал на то, что эта теория станет «всеохватывающей». Он исходил из понимания общества как самоорганизующейся системы, специфика которой заключается в наличии символических форм регуляции индивидуальных действий (язык и пр.), нормативности, воли (волюнтаризма) и иррациональных моментов в поведении людей. Социальные системы, учит Парсонс, имеют две оси ориентации. Первая ось соответствует векторам внутренних и внешних связей, вторая ось - одним полюсом связана с сиюминутными факторами человеческой жизни. Наложение этих осей дает систему координат, выражающую четыре ряда функциональных категорий в обществе: во внешней ориентации — категории адаптации и достижения цели, во внутренней — категории системной интеграции и образа взаимодействия людей в системе.

Функционирование социальных систем осуществляется как процесс социального действия, ориентированного на определенные ценности, которые Парсонс разделяет на пять основных групп в оппозиционной связи:

1) «универсализм — партикуляризм»,

2) «достижение — предписывание»,

3) «аффективность — нейтральность»,

4) «специфичность — диффузность»,

5) “ориентация на себя — ориентация на коллектив”.

Эти пять оппозиций социального действия реализуются на четырех системных уровнях: субъекта действия, где оппозиции проявляются как многообразные варианты реальных форм действий. Система имеет «внутренний» и «внешний» аспект существования. Если система находится в отношениях обмена с окружающей средой, то она является открытой системой, в противном случае - закрытой системой. Под системой понимается целостность элементов, обладающая следующими признаками: структурированной связью элементов между собой, целенаправленностью системы, интегрированностью элементов в единое целое, длительностью существования, стабильностью и равновесием, ограниченностью от окружающей среды, с которой система может вступать в регулярные отношения.

 Школа структурно-функционального анализа страдает целым рядом существенных недостатков. В частности, ей присущ крайне абстрактный (академический) подход к исследованию сложнейших социальных процессов, формализм и антиисторизм. Школа структурно-функционального анализа не сумела избежать метафизического преувеличения статического аспекта социальных систем. Авторы теории функционального анализа полностью обошли проблемы материально-производственного, экономического основания социальных процессов. Все это вызвало справедливую критику многих видных специалистов.

 Анализ творчества Парсонса позволяет раскрыть цели, логику и результаты его теоретического поиска; пусть ценой утраты некоторых деталей и схематизации отдельных составных частей всё-таки дать панораму творчества Парсонса как видного представителя системно-теоретического направления в фундаментальной социологической теории. В социологии Парсонса получили развитие общая теория систем, социологическая традиция системно-теоретического мышления и теория социального действия. Системная теория возникла в 30-е годы ХХ века как результат критики биологами основ ньютоновской физики. Понятие системы играет центральную роль не только в биологии, но и в других естественных науках, а также в кибернетике. Важнейшей характеристикой системы является упорядоченность взаимодействия ее элементов в противоположность хаосу, то есть структура. Благодаря этому система отличается от простого множества элементов.

 Парсонс уподобляет молодое поколение «варварам» и утверждает, что социализация позволяет сделать из них «нормальных людей». Так называемое «варварское вторжение» нового поколения детей имеет место в любом обществе. Под ним следует понимать отсутствие у ребенка схем поведения, связанных с социальными статусами наряду с длительным периодом биологической зрелости. Согласно Парсонсу важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального учения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения.

Взаимоотношения личности и общества по сути дела представляют собой "социализацию" как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус. Личность является основной формой организации социального действия, и процесс социализации всегда существенен для её становления и функционирования. Итак, социализация представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества.

В центре внимания Парсонса находится динамика социальных систем и соединение общезначимых ценностей со структурой потребностей личности.  Парсонса пока не интересуют вопросы социальной эволюции, он сосредоточен лишь на одном фундаментальном вопросе социологии - проблеме возникновения и сохранения социального порядка.

Цели социологии Парсонса: - Во-первых, теоретическая разработка проблемы стабильности современного общества, а не вопросов социальных изменений. Парсонс является "социологом социального порядка". - Во-вторых, Парсонс стремится создать теорию, справедливую не только для конкретного общества и конкретных исторических условий, а фундаментальную (общую) теорию. Он создает "теорию, годную на все случаи жизни" и обращается к общей теории систем, исторические предпосылки которой нами уже были рассмотрены, и теперь на первый план выходит ее основное социологическое содержание.

В социологии Парсонса понятие функции используется для характеристики вклада элемента в сохранение или изменения определённого состояния социальной системы. Факторы, способствующие сохранению системы, являются функциональными, а нарушающие ее равновесие - дисфункциональными.

Итак, в центре внимания социологии Парсонса находится сохранение общественной системы, а не ее изменение, причем целью теории общества является "определение условий, при которых отношения между составными частями социальной системы имеют тенденцию к стабильности - будь то в "статическом" или в "динамическом" смысле," то есть условий подвижного равновесия Парсонс даже назвал свою теорию "общей теорией систем", что в отношении теории социальной системы требует философско-антропологических комментариев. Система означает упорядоченность относящихся к ней явлений и процессов

Заключение

Таким образом, по данной теме контрольной работы я раскрыла такие вопросы: - основателем социологии как науки является О.Конт; - социальная статика; - социальная динамика; - позитивизм; - Спенсер как основатель органической школы; - направление структурно-функционального анализа в социальной теории её представители.

Существенным достижением постпозитивизма является признание тесной взаимосвязи философии и науки, а также переход от анализа только внутриначальных проблем к обсуждению связей науки и философии с внешними для нее социальными институтами, такими как политика, государство, религия.

Литература

  1. Конт «Дух позитивной философии»
  2. Лавриненко Ратникова Философия: учебник для вузов / под. ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова Кравченко А.И.
  3. Социология: Учебник для вузов.- М.: Издательская корпорация «Логос», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. - 382 с..
  4. Кравченко А.И. Социология: учеб пособие.- Екатеринбург, 1998
  5. Радугин А, Радугин К. Социология.- М, 1996.
  6. Островски Э.В. Основы философских знаний: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.14K
Скачано: 310
Скачать бесплатно
16.01.11 в 10:48 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе