Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое развитие социальной философии: Огюст Конт и Спенсер Герберт

Историческое развитие социальной философии: Огюст Конт и Спенсер Герберт [10.10.09]

Тема: Историческое развитие социальной философии: Огюст Конт и Спенсер Герберт

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.24K | Скачано: 285 | Добавлен 10.10.09 в 14:01 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


План работы
Введение 3
1. Позитивистская социальная философия О. Конта 4
2. Суть органической теории общества Г. Спенсер 7
3. Роль современного позитивизма и постпозитивизма 10
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Введение

Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

 Социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место. Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, но и изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей.

Объектом познания социальной философии является не весь мир, а только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Предметом социальной философии является знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.

Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20 – 40 годов 19 века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем его последователя Герберта Спенсера.

1. Позитивистская социальная философия О. Конта

Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии (именно он ввел в научный оборот термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas – общество и греческого logos – учение и означающий учение об обществе). О.Конта нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки, которую он называл социальной философией. На воззрения О.Конта непосредственное влияние оказал А.Сен-Симон, секретарем которого он был в течение нескольких лет.

Главные сочинения Конта, излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду его творчества. Наибольшую известность ему принес «Курс позитивной философии». О.Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображениях и догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма – философского направления, одного из наиболее влиятельных и поныне направлений философии, которое утверждает, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по Конту, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущности, а только феномены. О.Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов: личность, сословие, класс. Положительная философия, согласно О.Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Назначение позитивизма состоит в том, чтобы произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей». О.Конт ввел в социологию понятия «социальная статика» для истолкования структуры общества, взаимосвязей его различных сторон и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. Социальная статика имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя. В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. О.Конт разработал  систему понятий социальной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс.

Центральными проблемами позитивистской социальной философии О.Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. По утверждению О.Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон интеллектуальной эволюции общества. О. Конт в своей работе «Дух позитивной философии» писал: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная.…Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая – представляет собой в действительности только видоизменения разрушительного характера, имеющие лишь временное назначение – постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».

На теологической стадии (или состояние вымысла) все явления объясняются на основе религиозных представлений. Другими словами, доминирует религиозно мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни.

На метафизической стадии (или абстрактное состояние) человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии – критическая, разрушительная, она подготавливает третью и последнюю стадию.

На позитивной стадии (или научное состояние) человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. На основе этой стадии возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, – позитивная философия, имеющая своим сосредоточием социологию.

О.Конт писал, что основное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция человечества как эволюция сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков подход О.Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.

Практическое назначение позитивной философии и социологии состоит, по О.Конту, в том, что: «Истинное  положительное мышление заключается преимущественно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизбежности естественных законов».

Многие идеи О.Конта, прежде всего, его позитивистские установки на использование в философии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как о целостном социальном организме, воспринял и развил мыслитель Герберт Спенсер (1820 – 1903).

2. Суть органической теории общества Г. Спенсер

Спенсер Герберт – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, родоначальник органической школы в социологии. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О.Конта, хотя Спенсер отрицал свою зависимость от его взглядов.

Философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания.

Основным сочинением Г.Спенсера является «Система синтетической философии», в котором он достаточно глубоко изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явлений. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».

Спенсер являлся основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение его в рамках различных институтов, Спенсер истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно распределение функций между органами (например, голова уподоблялась правительству, сосудистая система – транспорту и т.д.). В эволюции он видел следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнообразному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка). По Спенсеру, социальная эволюция  есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Он показывал объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей.

С точки зрения Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В то же время он подчеркивал, что общество должно служить индивидам, а не поглощать их. Он обратил внимание на то, что в ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества; они «возрастают  в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».

Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюций выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (разделенного на классы) общества. Спенсеру не чужда идея социального прогресса, который воплощается у него в механизме единения дифференциации и интеграции, что должно автоматически обеспечивать преодоление социальных противоречий. В связи с этим он отрицательно относился к социализму и революции, рассматривая последнюю как болезнь общества.

Суть органической теории общества Г.Спенсера заключается в том, что в ней решается, фундаментальная и актуальная по сей день, проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Так же как и О.Конт, Г.Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Большую роль в этом Г. Спенсер отводил политическому управлению со стороны государства, «социальному контролю» и церкви.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распад общества, по Спенсеру, начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институты власти, армии, прогрессивные в прошлом организации. При распаде общества происходит «уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных». Растет беспорядок, правительство часто демонстрирует неумелые и нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи с политическим организмом.

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе.

Философия Г. Спенсера резюмировала принципы и фактический материал естествознания середины 19 века, давая им метафизическое истолкование; она внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию. Идеи Спенсера пользовались большой популярностью в конце 19 века и оказали значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

3. Роль современного позитивизма и постпозитивизма

Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеобщие характеристики познавательной деятельности. Выяснение смысла научной деятельности – это, бесспорно, заслуга позитивистской методологии. Хотя позитивизм ориентируется преимущественно на естественные науки и их методы, он, тем не менее, поставил проблему рационализации научной деятельности и самой философии.

Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании. Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов.

Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.

Обращение позитивистской философии к проблемам новейших логико-математических исследований делает ее притягательной для ученых и по сей день.

Современный позитивизм, или  постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г.Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего, разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются Т. Парсонс и Р. Мертон. Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которых формируются, поддерживаются, и изменяются различные типы социальных организаций.

Структурно-функциональный анализ, один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.

Структурно-функциональное направление основывается на противопоставлении функционализма и историзма. В рамках этого направления (Парсонс) развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих 4 основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений системы. В качестве основных структурных образований системы рассматриваются

ценности и нормы. Пользуясь методом структурно-функционального анализа, Парсонс конструирует модель социальной системы, исходной клеточкой которой служит акт взаимодействия индивидов. Механизмом, с помощью которого устанавливается согласованность в их действиях и осуществляется выполнение предписанных им обществом ролей, является, с точки зрения Парсонса, усвоение общепринятых норм, стандартов поведения, превращение их во внутренние мотивы деятельности. Главными факторами, определяющими поведение людей (а следовательно, и характер социального целого), выступают у него факторы идеальные (прежде всего, нормативно-ценностная структура общественного сознания). Рассматривая равновесие как важнейший признак нормального состояния социальной системы, Парсонс уделяет большое внимание процессам регулирования, средствам социального контроля над этим состоянием (деятельность политических и правовых органов, реакции на поступки людей со стороны окружающих и т.д.), призванным уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т. п.

В отличие от функционального императивизма Парсонса, вариант концепции Мертона квалифицируют как функциональный структурализм. Мертон подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций "организационного скептицизма") его основные методологические установки и теоретические положения. "Организационный скептицизм" позволил Мертону вскрыть три  постулата (достаточно не обоснованных) структурного функционализма: 1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого; 2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий); 3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности.

На основании проделанного анализа был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа Мертона): точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по-разному выполняться. Отсюда задачи уже "структурного функционализма" на выделение в тотальностях общества: 1) социальных форм (систем и их частей); 2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни; 3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций. Если классический "фукциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход Мертона "оборачивает" это отношение. Структура характеризуется через: а) организованность рядов социальных отношений; б) регулярность (периодичность) этих отношений; в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений; г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Развитие концепции М. явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

Заключение

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О.Конта. Слабая сторона позитивизма связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Позитивизм, начиная уже с О.Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человека.

Весь ход исторического развития общественного сознания и самопознания людей, как в зеркале, отражается в истории философии и, прежде всего, в истории социальной философии. Именно в рамках социальной философии происходит осмысление и объяснение социального мира и самого человека.  Вся история философии есть история развития человеческого духа, человеческого сознания. Человеческое самосознание и самопознание реализуются не только через социальную философию. Оно осуществляются через духовную культуру, через всю духовную жизнь общества. Задача социальной философии состоит, прежде всего, в том, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усиления на их реализацию.

Список использованной литературы:

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
  2. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
  3. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 – XIV+ 162 с.
  4. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.,1910
  5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. В 2т. Т.1. СПб.,1898
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004 — 511 с.
  7. Новейший философский словарь, Минск 1999, Научное издание.
  8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 584с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 19.24K
Скачано: 285
Скачать бесплатно
10.10.09 в 14:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе