Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

История развития социальной философии

История развития социальной философии [23.05.09]

Тема: История развития социальной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.22K | Скачано: 279 | Добавлен 23.05.09 в 16:19 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2009


Содержание
1. Позитивистская модель социальной философии Конта 3
2. Суть органической теории общества Г.Спенсер 6
3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основа стабильности 9
Список литературы 13

1. Позитивистская модель социальной философии О.Конта

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология», стал ее основоположником. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях, защищая тем самым необходимость объективности социологических исследований.

О.Конт был против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, поставив при этом проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Именно само общество определяет развитие и деятельность все составляющих его субъектов. Он ввел в социологию такие термины, как «социальная статика» и «социальная динамика». Социальная статика объясняла структуру общества и его взаимосвязи, а социальная динамика раскрывала функционировании и развитие общества. Конт разработал много других терминов в социологии, которые выражают его взгляды на общество.

Огюст Конт выделил в обществе такие важнейшие институты, как семья, религия, государство. Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности. По мнению философа, гармония общества – это гармония между духовной, политической, экономической и биологической сторонами жизни общества. Гармония, как лучшее сочетание интересов и взглядов различных личностей и социальных слоев, необходима для любого общества. Кроме того, на развитие и гармонию общества влияет наука, именно она дает объективную оценку реальности, двигает нашу жизнь вперед. Подход философа к обществу как к целостной социальной системе, понимание значения влияния разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры, делают позитивистскую философию Конта актуальной и сегодня. Он так же отводил немалую роль на организацию гармонии в обществе политическим деятелям, которые должны согласовывать интересы самых разных социальных субъектов.

Центральной проблемой социальной философии Конта стала проблема закономерного характера развития общества и его первоосновы. Для того, чтобы решить данную проблему, он предложил закон интеллектуальной эволюции человечества. Концепция этого закона заключается в том, что познавательная деятельность людей, их общественное сознание и человеческая история прошил три стадии развития: 1

- теологическую;

- метафизическую;

- позитивную.

На первой стадии – теологической – преобладает религиозное мифологическое сознание. На такой основе складывается отношение людей к внешнему миру, формируется их мораль.

На второй стадии – метафизической – люди оперируют понятиями,

  1. - Философия: Учебник/ Под ред.А.Г.Спиркина – М.: Гардарики, 2001, стр.99

отражающими реальные процессы жизни, но в силу того, что знание людей

об окружающем мире все еще слабые, они являются и абстрактными.

Третья стадия общественного сознания и человеческой истории – позитивная – человечество опирается теперь на выводы из научных наблюдений и исследований. Теологический и метафизический подходы к окружающему миру сменяются открытием и исследованием его законов.

Являясь философом – позитивистом, Конт видел практическое значение позитивизма: знание естественных законов развития позволяет учитывать и предвидеть их действие в дальнейшем. Позитивизмом ставилась и решалась проблема прогрессивного развития общества под влиянием биологических и космических законов, отдавая при этом приоритет интеллектуальной эволюции человечества. Наука – высшее проявление интеллектуальной эволюции человечества. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является внутренней субстанцией этого процесса.

2. Суть органической теории общества Г.Спенсера

Позитивистские идеи О.Конта были развиты английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820-1903). Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в своей работе «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории Спенсера заключается в том, что в ней решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. Спенсер, как и Конт, рассматривал общество как единую систему взаимосвязанных природных, биологических, и социальных факторов. Все стороны жизни общества органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально – природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:

- как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

- те и другие усложняются;

- их части приходят во все большую зависимость друг от друга;

- те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (например, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Но такая система доказательств сходства общества с живым организмом полностью опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. Поэтому Спенсер, для подтверждения своей теории, говорит о том, что правительство, управляемое страной сродни мозгу человека, а, например,  торговля в обществе -  это кровообращение в живом организме.  

Спенсер выдвигал и проблему социальной эволюции. В эволюции он представил  следующие моменты:2

- переход от простого к сложному, то есть интеграция;

- переход от однородного к разнообразному, то есть дифференциация;

- переход от неопределенного к определенному.

По мнению Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Философ показывал объективную обусловленность социальной эволюции потребностям людей. Общество должно служить благу индивидам, но не поглощать их. В процессе социальной эволюции увеличивается роль совместной деятельности людей и различных социальных институтов.

2 - Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000, стр.37

Философ считал, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как одной из многочисленных общественных единиц. То есть член общества должен действовать и в направлении улучшения социальной жизни.  

Как и Конт, Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности развития в обществе. Социальное равновесие, по мнению Спенсера, это результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе.

Спенсер считал, что политика и политические деятели должны способствовать появлению такого баланса в обществе. Распаду общества предшествует его упадок. Этот процесс совершается под действием внутренних и внешних причин. Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию и т.д. Происходит уменьшение экономической и политической интеграции.

Говоря о капиталистическом укладе экономики, Спенсер утверждал, что капитализм лишен внутренних противоречий и является самым совершенным и гармоническим строем. Классовую борьбу пролетариата против буржуазии Спенсер объявлял нарушением равновесия и на этом основании выступал против стачечного движения английских рабочих. Спенсер с ненавистью высказывался о социализме.

3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе стабильности

Представители позитивизма поставили себе определенные установки:

- выводы и теории позитивизма базируются на данных, которые получены с помощью научных социологических наблюдениях, что позволяет говорить об объективности суждений;

- общество – это целостный социальный организм, постоянно функционирующий и развивающийся;

- каждый отдельный индивид – есть одна из главных составляющих общества. Развитие общества зависит от интеллектуального уровня индивидов, поэтому необходимо создавать условия для развития интеллектуальных, физических и духовных способностей;

- каждый отдельный индивид общества должен следовать не только своим желаниям, но и идти в согласии с нуждами общества;

- в любом обществе должны присутствовать важнейшие социальные институты – семья, религия, государство;

- с помощью науки и сильного государства общество способно развиваться гармонично и стабильно.

Из первоначальных установок позитивизма видно, что они актуальны и сегодня при решении различных проблем общественной жизни.  

Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно– функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон.

Главные проблемы в структурно – функциональном анализе:

- стабильность социальной системы;

- «нормальное» функционирование социальной системы;

- изучение условий, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Общество — это такой тип социальной системы среди любых социальных систем, который должен достигать самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению; это образование, состоящее из конкретных человеческих индивидов. Представители постпозитивизма выделяли пять сред социальных систем:

- высшая реальность;

- культурная система;

- система личности;

-физико-органическая среда (поведение отдельных индивидов).

Самодостаточность и сбалансированность общества зависит от сбалансированной комбинации механизмов контроля над его отношениями с этими пятью средами, а также от его собственного состояния.
Структурные компоненты общества:

- нормативный порядок;

- объединение людей в обществе;

- правовая основа;

-отношения с личностью индивидуального члена социальной системы.

Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь людей. Как порядок, он содержит ценности, нормы и правила, причем все должно соотноситься с данной культурой общества. Для выживания и развития социальное сообщество должно поддерживать единство общей культурной ориентации.

Политические структуры связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей.

Ценности являются первичными при поддержании  функционирования социальной системы. Нормы преимущественно регулируют процессы, которые содействуют осуществлению ценностей. Функционирование коллективной организации связано с реальным достижением целей в интересах социальной системы. Индивиды осуществляют социально важные функции в коллективе в качестве его членов.

И тем не менее, все четыре категории компонентов общества являются по своей природе независимыми переменными. Знание ценностей общества не дает возможности наделять его такими фикциями, которые бы противоречили установившимся нормам и принципам.

Таким образом, современный позитивизм приобретает свою  актуальность, так как ставит в центр проблемы существование и развитие общества, сохранение его ценностей и норм поведения людей в нем, рассматривает влияние каждого отдельного человека на общество, и влияние самого социума на человека, формирования его собственных ценностей и моральных норм. 

Список литературы

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ, 1998
  2. Философия: Курс лекций/Под ред.АА.Радугина – М.: Центр, 1998
  3. Философия: Учебник/ Под ред.А.Г.Спиркина – М.: Гардарики, 2001
  4. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 15.22K
Скачано: 279
Скачать бесплатно
23.05.09 в 16:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе