Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Социальная философия в поиске построения и обоснования теоретической модели общества
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 25.20K | Скачано: 301 | Добавлен 09.10.12 в 20:01 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 4
2. ТРИ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ЦЕННОСТНАЯ) 8
3. ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ И КАК ПРОЦЕССА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания. Социальная философия является философским исследованием того, что представляет собой человеческое общество, какие этапы оно прошло в своем развитии, какие тенденции этого развития представляют интерес для настоящего и исторически обозримого будущего.
В социальной философии ХХ в. в качестве основной модели социально-философских исследований утвердился системный подход к исследованию общества, который рассматривает общество как систему общественных отношений, выражающих устойчивый, восприимчивый характер зависимости между людьми.
Современное общество внедряет в повседневную жизнь не только сложные технические устройства, но и сложные формы социальных взаимоотношений, требующих осведомленности в экономической, политической, юридической и других областях. Поэтому каждый человек должен обладать значительным запасом социального познания (которое присуще социальной философии), уметь сопоставлять и анализировать информацию, почерпнутую из разных источников, чтобы быть в состоянии дать оценку происходящему в обществе.
«Социальная философия – это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни» [7, с. 320].
Наряду с другими социально-историческими и гуманитарными дисциплинами социальная философия изучает человека и мир, который он создает и в котором живет. В этот мир входят: язык, наука, право, этика, нравы, способы человеческой деятельности и организации.
Проблема социальной философии как одного из основных разделов философии в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и каковы обязанности человека перед обществом.
Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на массив знаний гуманитарных наук: истории, социологии, политологии и др.
В задачи социальной философии входят исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем.
Функции социальной философии:
Социальная философия возникла и выделилась в относительно самостоятельную науку еще в Древнем мире. Однако в разные исторические эпохи она получала различные названия: «этика», «политическая философия», «философия истории» и т. д. В этих названиях отражались те или иные, хотя и важные, грани такого многогранного явления, как общая наука об обществе. Современный термин - «социальная философия» для обозначения этой науки вошел в повседневный научный оборот, начиная с 40-х гг. ХIХ в. Его ввел выдающийся французский мыслитель Огюст Конт. Поиск собственного предметного поля социальной философии, как в рамках общефилософского знания, так и в рамках становящегося комплекса социально-гуманитарных наук продолжался до конца XVIII - начала XIX в. В XIX в. возникают такие науки как социология, культурология, социальная психология и т.д., что способствовало выделению предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций в отдельную науку - социальную философию. Возникнув во Франции, термин «социальная философия» затем распространился в Германии, а в конце XIX - начале XX в.в. укоренился в России. Таким образом, как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества, социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, приблизительно в XIX веке. В это время философские проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования.
Социальная философия является наукой об обществе. На основе эмпирических данных мира социальных отношений ею создаются теории, позволяющие объяснять (предсказывать) и понимать ход социальных процессов; следствия социальных теорий сопоставляются с опытом, что позволяет совершенствовать теории. Она развивается, и результаты этого развития часто также воплощаются в реальную жизнь.
Вместе с тем социальная философия отличается существенным своеобразием и занимает особое положение среди других наук об обществе.
Социальная философия может заниматься почти любыми общими, не имеющими пока решения, проблемами социальных и гуманитарных наук: природа общества и возможность социального прогресса, направление человеческой истории и ее движущие силы, сущность человека и его предназначение, соотношение стихийного и сознательного в истории, сущность морали и права и т. д.
Материал для своего анализа социальная философия черпает из конкретных наук о культуре, стремясь, однако, к предельной общности своих рассуждений. Проверка теорий, развиваемых в рамках социальной философии, осуществляется на основе соответствия их выводам социальных и гуманитарных наук. Социальная философия не вдается в эмпирические детали, ее цель – общая характеристика общества, являющаяся итогом и выводом из всего того, что говорят об отдельных аспектах его жизни и истории конкретные социальные и гуманитарные дисциплины. Политическая наука занимается политическими отношениями (государство, власть, правительство, политические партии и т. п.). Экономическая наука изучает производство и распределение ресурсов. Социология исследует основы участия людей в жизни общества, анализирует структуру социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия. Социальная философия рассматривает политические, экономические и социальные феномены в их единстве и взаимосвязи.
Отличия социальной философии от других наук об обществе связаны, прежде всего, с тем, что социальная философия призвана исследовать жизнь общества в ее целостности и полноте.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества.
Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние, как на сам процесс познания, так и на его результаты.
В наиболее общем смысле объектом философии выступает система «мир – человек», в рамках которой рассматриваются различные предметные уровни: гносеологический, онтологический, аксиологический, прагматический и т.д. В социальном познании можно выделить следующие стороны: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
Словосочетание «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие, сущее) и «logos» (слово) и по-русски переводится как учение о бытии. Онтологическая проблематика впервые рассматривается в философии элеатов (рубеж VI – V вв. до н. э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля.
«Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. Вместе с тем, она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек. Особенно в том аспекте, где он включен в систему общественных отношений» [7, с. 315].
Философы, придерживающиеся учения о бытии (онтологии), сначала предлагают некоторую картину реальности, а потом объясняют, как и почему эту реальность может познать человек. Например, Платон, который создал одно из первых систематических учений о познании, считал, что основу всего сущего составляет особый мир идей или форм. Это была его онтология.
Общество является целостной высокоорганизованной системой, продуктом совместной исторической деятельности людей, совокупностью общественных связей, отношений и компонентов. Без активной деятельности человека в обществе невозможен никакой прогресс. Совместная деятельность людей связана не только с физическим воздействием на природу и общество, но и с обменом информации между людьми, как внутри одного, так и между разными поколениями, что обеспечивает преемственность между ними. Разнообразные виды социальных связей, отношений, элементов образуют тот «язык», на котором общество говорит с человеком. На деятельность индивида всегда накладывается некая социальная форма, присущая историческому человечеству или отдельному этапу его истории. Эта форма является результатом исторической деятельности людей и поэтому составляет для человека жизненную реальность.
«Гносеологическая (от греч. gnōsis – знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории, и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки»? [7, с. 317]
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом. Без общественного целого, без людей, неразрывно связанных между собой всей системой общественных отношений, нет ни экономики, ни политики, ни нравственности. Все это – грани единого целого, живущего по единым законам. «Специфика общественных законов проявляется, по К. Марксу, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших количествах людей и в больших временных интервалах. Общественные законы складываются на основе сознательной деятельности людей. Критерием социальной материальности, по К. Марксу, является наличие независимой от сознания системы потребностей, в которой определяющую роль играют практические потребности. Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей» [6, с. 276]. Таким образом, люди пытаются реализовать собственные цели, но результат этой деятельности людей в целом в истории принимает более общий и закономерный характер, приводя к объективным результатам не зависящим впрямую от сознания людей.
«Ценностная – аксиологическая сторона (от греч. aхios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания – с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами» [7, с. 318]. Вместе с тем, продукт своей познавательной деятельности – знание, картину действительности – исследователь стремится представить максимально «очищенным» от всяких субъективных, человеческих (в том числе и ценностных) факторов. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с вопросом «зачем», «с какой целью». Следствием этого и явилось абсолютное противопоставление естественнонаучного и гуманитарного знаний. Следует признать, что в социальном познании ценностные ориентации действуют более сложно, чем в естественнонаучном познании.
Некоторые исследователи сомневаются в правомерности ценностного подхода. На самом деле, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов, следовательно, более последовательное научное объяснение социальной жизни.
Выделение социальных наук в отдельную область, характеризующуюся своей собственной методологией, было инициировано творчеством И. Канта. Кант разделил все существующее на царство природы, в котором господствует необходимость, и царство человеческой свободы, где такой необходимости нет. Кант считал, что наука о человеческих действиях, руководствующихся свободой, в принципе невозможна.
Одной из важнейших задач социальной философии является исследование и раскрытие движущих сил истории, взаимосвязь общественных процессов и явлений.
Общество представляет собой сложную систему. Эта система существует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, модифицирует их, но развиваясь, она меняет свои формы на собственной основе. На характер развития этой системы оказывает влияние такой фактор, как воля, интерес и сознательная деятельность отдельных людей и целых социальных групп. Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них. А элементы, входящие в систему, в свою очередь приобретают присущие ей свойства и черты поведения.
Общественная жизнь в отличие от природы характеризуется тем, что включает в себя не только материальные процессы, но и духовную компоненту, сознание, а человеческое общество в различных формах своей жизнедеятельности представляется в виде взаимодействия разных компонентов. Материальная сторона этого взаимодействия создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Духовная сфера обеспечивает сознание этого процесса и степень глобализации освоения предметного мира. Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве, обеспечивают не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие.
Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, связывают между собой все другие формы деятельности людей: политическую, духовную, социальную и т.д. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.
Динамика общества очень зависит от его социальной структуры, но это не означает, что развитие этого общества зависит только от него. Огромное влияние на развитие того или иного общества оказывают политика, экономика, культура, идеология и образование. Их действие осуществляется через активность социальных групп, которая, в свою очередь, зависит от места, занимаемого группой в социальной структуре общества.
Человеческая сущность и природа – это характерный признак социальных систем, являющихся одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние общества и человека, а также взаимодействие конкретных людей, образующих социальную структуру. Поэтому социальная структура — это совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции — это результат деятельности человека.
Человек осуществляет свою деятельность с другими людьми, объединенными в различные социальные общности, не изолированно, а в процессе взаимодействия с ними. Данное взаимодействие индивидов и превращает их в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.
Всякая философия в широком смысле является социальной потому, что предметом ее изучения является человек и его мир.
Очень много мыслителей в разные периоды времени посвящали свои труды социальной философии, познанию причин общественных процессов, определению природы общественных связей, сущности исторического развития и его закономерностей: «По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни» [10, с. 318]. Ломоносов М.В. придерживался просветительских взглядов в отношении проблем социальной жизни общества. Конт О. рассматривал человека не как отдельно взятого индивида, а в совокупности всего Человечества как огромного организма.
Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что общество, являясь целостной системой жизнедеятельности людей, на любой ступени своего развития было и будет многосторонним образованием, состоящим из множества разнообразных связей и отношений людей.
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.