Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам »

Контрольная работа: Денежно-кредитная политика (Вариант №15)

Денежно-кредитная политика (Вариант №15) [06.02.10]

Тема: Денежно-кредитная политика (Вариант №15)

Раздел: Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.30K | Скачано: 174 | Добавлен 06.02.10 в 12:21 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе 4

2. Методы реализации денежно-кредитной политики 10

3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России 16

Заключение 23

Список литературы 24

 

1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе

Денежно-кредитная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Также необходимо отметить, что общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка.

Денежно-кредитная политика – это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, социальной стабильности, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Денежная системы, в свою очередь, представляет из себя денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трехуровневой. Ее основные функции – аккумулирование временно свободных денежных средств и перераспределение их в зависимости
от потребностей. Верхний уровень занимает центральный банк.
Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков
и специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важнейшего условия  устойчивых темпов роста экономики. Основные функции центрального банка:  денежная эмиссия;  контроль за денежным обращением в стране;  контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.

Коммерческие банки, занимающие нижний уровень в рассматриваемой банковской системе, - это частные банки, сфера деятельности которых включает определенный спектр кредитных функций; в основном это аккумулирование сбережений и кредитование как в производственной так и в непроизводственной сферы.

Банковская система является основной в кредитной системе страны. Помимо банков в нее входят так называемые небанковские специализированные кредитные учреждения. Последние занимают нижний уровень в кредитной системе. Рассматриваемые учреждения не обладают универсальностью коммереческих банков, но специализация на кредитовании определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, а также  на узком круге операций дает им некоторые преимущества.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения
и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы, Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее  благоприятных условий для развития рыночной экономики. Она проводится центральным банком, который регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческим банкам кредитов. Тем самым центральный банк воздействует на частную инвестиционную живость, динамику потребительского спроса, уровень цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков (кредитная экспансия), а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный

банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

Прежде чем анализировать приемы, с помощью которых осуществляется денежно-кредитная политика, важно четко понять цели денежно-кредитной политики.

Вряд ли достаточно будет сказать, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Более конкретно: кредитно-денежная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада
для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

Это обусловлено тем, что коммерческие банки считают выгодным
в период инфляции спроса расширять предложение денег и сокращать денежное предложение для обеспечения ликвидности во время депрессии. Необходимость кредитно-денежной политики заключается в противостоянии кредитно-денежных учреждений проциклическим тенденциям
в функционировании банковской системы с помощью различных приемов, которые будут рассмотрены в следующем вопросе.

Нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее

помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Отцом денежно-кредитной политики признан Милтон Фридман,  лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности, основоположник теории монетаризма. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

Наиболее широкое применение получили два направления в теории денежно-кредитного регулирования экономики.

Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, так как основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. Отсюда берет свое начало кейнсианство. Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946) – выдающийся ученый – экономист современности. Он утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. То есть психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода. Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – "эффект мультипликатора". Это

означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

Кейнс считал, что стимулирование совокупного спроса не должно существенно повлиять на рост цен. Пока имеются неиспользованные мощности и свободная рабочая сила, расширение спроса приведет к росту производства и предложения товаров, а не к повышению цен.

Лишь после того как производственные факторы будут задействованы полностью, дальнейший рост производства натолкнется на известные препятствия, и тогда увеличение спроса трансформируется в рост уровня цен при относительно стабильном товарообороте.

В отличие от Кейнса, Фридмен исходит из наличия прямой зависимости между спросом на деньги и их количеством в обращении. Если спрос на деньги превысит денежное предложение, это вызовет стремление избавиться от излишних денег, подстегнет спрос и подтолкнет инфляционный рост цен. Фридмен опирается на ту же формулу денежного обращения, но трактует ее иначе. Как было отмечено выше, он трактует инфляцию как чисто денежный феномен. Чтобы ее притормозить, необходимо сдержать предложение денег (рост денежной массы).

Согласно монетаристскому подходу основное средство сдерживания инфляции – сокращение количества денег в обращении. Монетаристский рецепт: контроль над денежным обращением, хотя это и будет сопровождаться сокращением производства.

Монетаризм приобрел популярность в 70-х гг., когда проявилась несостоятельность кейнсианских методов обеспечения высокой занятости и преодоления инфляции. Причину экономической нестабильности монета-ристская теория усматривает в нарушениях функционирования денежного сектора, в чрезмерном росте денежной массы.

Положения и выводы монетаристской школы опираются на количественную теорию денег, признание способности рыночной экономики

к саморегулированию. Подчеркивается исключительная роль денег – особого товара, позволяющего максимизировать доходы от других видов активов. Милтон Фридмен и его последователи исходят из того, что между ростом денежной массы и динамикой национального дохода существует тесная корреляционная связь. Она наиболее рельефно проявляется в рамках долгосрочного периода. В пределах одного хозяйственного цикла изменения в темпах роста денежной массы и номинального дохода происходят с  разрывом во времени в несколько  месяцев. Наличие временных лагов говорит о неэффективности краткосрочных методов регулирования.

В отличие от кейнсианских взглядов монетаристская теория исходит из признания устойчивого спроса на деньги, являющегося главным условием устойчивости платежеспособного спроса и рыночной системы в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Формирование в   нашей   стране  рыночных  отношений  объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования.  Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики  в  целом.  Среди  них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

 

2. Методы реализации денежно-кредитной политики

 К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся три основных средства контроля:

1. операции на открытом рынке,

2. изменение учетной ставки (дисконтная политика),

3. изменение нормы обязательных резервов.

Последнее время распространение получил еще один метод денежно-кредитной политики – валютная интервенция. 

  Остановимся на каждом из методов более подробно.

1. Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин «операции на открытом рынке» относится к покупке и продаже государственных ценных бумаг федеральными резервными банками на открытом рынке – то есть к покупке и продаже ценных бумаг коммерческим банкам и населению в целом. В этих операциях участвуют государство (через центральный банк), коммерческие банки, фирмы и частные лица. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. В зависимости от экономической конъюнктуры, каждый из участников может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг, но инициатором всегда является государство. Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Данные операции центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (репо). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастет, а деловая инвестиционная активность снижается.

Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях двигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности.

2. Изменение учетной ставки (политическое рефинансирование)

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд
со стороны  коммерческих банков, увеличения их активности
в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране (политика «дешевых денег»).

Если центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться (политика «дорогих денег»).

Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков выдаются краткосрочные ссуды, тогда как в целях преодоления сложного финансового положения центральный банк предоставляет им среднесрочные и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка центрального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита, но предоставление кредитов центральным банком может сопровождаться административными ограничениями.

Ссуды центрального банка увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение в рамках банковской системы имеющихся резервов.

Вместе с тем ссуды центрального банка составляют относительно небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учетная ставка центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионистской политики и влечет снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем — и для небанковского сектора.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

3. Изменение нормы обязательных резервов

Реже в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Резервная норма – часть банковских депозитов в ЦБ, которые коммерческие банки не могут использовать для осуществления своих активных операций. Нормы устанавливаются ЦБ в процентах к привлеченным ресурсам. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Снижение нормы имеет обратный эффект. В первом случае процентная ставка повысится, а во втором – снизится. Инвестиционная активность, напротив, уменьшается в первом случае и увеличивается во втором, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определенном уровне объем денежной

массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента (рис. 1). Так, например, центральный банк в качестве тактической цели ставит перед собой задачу удержания ставки процента на неизменном уровне, допуская рост денежной массы путем покупки на открытом рынке ценных бумаг и увеличивая тем самым кредитные ресурсы коммерческих банков.

Центральный банк не может одновременно зафиксировать и денежную массу, и ставку процента. Чаще всего ему приходится прибегать к промежуточным вариантам относительно более жесткой (рис. 2) или же относительно более гибкой денежно-кредитной политике (рис. 3). Угол наклона МS отражает большую степень влияния изменения спроса на деньги на денежную массу (рис. 3), либо на ставку процента (рис. 2).

4. Валютная интервенция

Валютная интервенция в переводе с англ. «currency intervention» - вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке с целью

регулирования курса национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. При нежелательном снижении курса национальной валюты, чтобы искусственно повысить спрос на нее, ЦБ продает иностранную валюту, а при повышении курса - покупает.
Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, разновидность девизной политики, от которой отличается более крупными масштабами и сравнительно коротким периодом проведения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных валютных (реже - золотых) резервов и кредитов по сделкам на основе соглашений между центральными банками. Валютная интервенция применяется с XIX в. Масштабы ее возросли после отмены золотого стандарта. В период мирового экономического и валютного кризиса в 30-х гг. для проведения валютной интервенции были созданы валютные стабилизационные фонды.

В современной России Центральный банк РФ периодически проводит валютную интервенцию для сдерживания падения курса рубля в основном через валютные биржи в Москве и Санкт-Петербурге, а также на межбанковском валютном рынке. Валютная интервенция оказывает определённое влияние на валютный курс. Однако огромные затраты на Валютную интервенцию не всегда обеспечивают его стабилизацию, если рыночные факторы курсообразования оказываются сильнее государственного регулирования.

Несмотря на то, что использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране, к сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время не способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

 

3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России

Главной функцией Банка России, как и в других странах является проведение денежно-кредитной политики. Это отражено в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)».  

Характерной чертой современной системы регулирования денежного вращения является определение центральным банком потребностей денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП.           Основой общего роста денежной массы служат деньги центрального банка с учетом денежного мультипликатора банковской системы. В Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» определены три основные цели Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран.

В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции до 5-6% на период до 2010 года. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов. Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 6-7% в 2008 году, 6—5,5% в 2009 году.

Чтобы достигнуть установленного показателя, Банк России намерен реализовывать политику инфляционного таритирования. Само наименование такой политики говорит о том, что ее основная цель - это снижение инфляции. Инструментарий, которым владеет Банк России, должен работать на достижение данной цели в приоритетном порядке. По-видимому, в связи с этим придется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса и принять меры, которые позволят использовать процентную ставку в качестве главного инструмента денежной политики.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

 В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

 Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

От уровня инфляции 2007 г. во многом зависит реалистичность прогноза на 2008 г. и на период до 2010 г. Если инфляция в 2007 г. составит не 8%, а 9%, может, и выше (именно так и будет), то достижение планируемого уровня 2008 г. (6 - 7%) практически нереально. Соответственно, под большим вопросом остается  показатель инфляции 5 - 6% в 2010 г.

Курсовая политика Банка России в 2007 г. направлена на сдерживание инфляции, не допуская чрезмерного укрепления курса рубля и предотвращая резкие колебания курса национальной валюты.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (далее - Основные направления) предусматривают, что в 2007 г. укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4 - 5%. Похоже, этот показатель будет перекрыт. В среднесрочной перспективе Банк России намерен перейти к более гибкому формированию валютного курса. В качестве ориентира для проведения валютных интервенций продолжат использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара (в феврале 2007 г. состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом 0,6 долл. США и 0,4 евро).

По оценке Банка России, повышение в 2008 г. реального эффективного курса рубля может составить до 10%. За такую оценку, которая была озвучена еще до принятия Основных направлений, Банк России подвергся критике со стороны правительственных органов. Однако здесь необходимо

учитывать, что этот диапазон возможного изменения реального курса рубля охватывает все варианты условий проведения денежно-кредитной политики в 2008 - 2010 гг.

Банк России, тем не менее, обозначил наиболее вероятное значение укрепления реального эффективного курса рубля в 2008 г. - 3%. Такой рост, если фактический показатель будет близок к прогнозному, вряд ли окажет негативное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуще­ствлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепен­ная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешне­торговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить отно­сительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность опре­деляется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредит­ными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это поз­воляет государству декларировать требование перевода с 2007 года россий­ского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валю­те и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Платежный баланс при всех вариантах развития должен остаться, по мнению Банка России, устойчивым. Оценивается, что положительное сальдо торговли товарами и услугами составит в 2008 г. 42,5 млрд. долл. США. Это - явно заниженный показатель, рассчитанный из снижающихся мировых цен на нефть.

В настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России.

Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.

Признается, что в 2008 г. основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Однако это не исключает и применения в связывании свободных денежных ресурсов рыночных инструментов, используемых на аукционной основе (аукционы по продаже облигаций Банка России и депозитные аукционы).

Банк будет предоставлять денежные средства кредитным организациям на аукционных и фиксированных условиях в случае снижения уровня банковской ликвидности. В этих целях выражается готовность проводить  аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы, найдут свое применение и инструменты постоянного действия (ломбардные кредиты, предоставляемые по фиксированным процентным ставкам, сделки "валютный своп").

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.

В значительной мере в 2008 г. должна продвинуться работа по созданию единого механизма рефинансирования. Предполагается, что это будет система, которая предоставит любой финансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты "овернайт" и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики.

Стратегическим направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2008 году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала.

 

Заключение.

Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации. Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.

Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать: обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке; уровень ставки рефинансирования; объемы рефинансирования коммерческих банков; операции с ценными бумагами; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени; депозитные операции.

Кратко проанализируем результаты применения указанных инструментов. Резервные требования, предъявляемые центральным банком к коммерческим банкам, призваны через ограничение денежного мультипликатора воздействовать на массу кредитных денег в обращении.

Денежный мультипликатор представляет собой отношение денежного предложения к денежной базе. Величина денежного мультипликатора находится под воздействием двух факторов: уровня резервов (отношение нормы резервирования к величине депозитов) и коэффициента наличности (отношение объема наличных денег в обращении к депозитам). Следовательно, с увеличением доли наличных денег в обращении меньше резервов доступны банковской системе и большим является значение денежного мультипликатора. Мультипликатор снижается, когда уровень резервов повышается и больший объем банковских резервов подлежит обязательному депонированию в ЦБ.

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  3. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.Туран, 2002.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Проспект, 2006.
  6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Вестник Банка России, 2005, № 65.
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Вестник Банка России, 2006, № 16.
  8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год Вестник Банка России, 2007, № 25, 24, 23, 14.
  9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год (одобрено советом директоров ЦБР 18 июня 2007 года)// Финансовые консультации.- 2007.
  10. Постановление Государственной Думы РФ от 22 ноября 2006 г.
    № 3779-4 ГД «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+8
Размер: 44.30K
Скачано: 174
Скачать бесплатно
06.02.10 в 12:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ