Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Контрольная работа: Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика [26.01.10]

Тема: Денежно-кредитная политика

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.82K | Скачано: 151 | Добавлен 26.01.10 в 22:38 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


 ПЛАН

Введение 3

I. Сущность и цели денежно-кредитной политики 5

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики 7

III. Тесты 11

Заключение 12

Список используемой литературы 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма кредитно-денежного регулирования, позволяющего ЦБ воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Кредитно-денежная политика государства – очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале кредитно-денежная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходиться решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. В зависимости от конкретных условий, сложившихся в той или иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том, что кредитно-денежная политика чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива – углубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия кредитно-денежной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Кредитно-денежная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.

В качестве проводника кредитно-денежной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, ЦБ реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Без верной кредитно-денежной политики, проводимой ЦБ, экономика не может эффективно функционировать

 

I. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика является составной частью всей экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением ''Количественной теории денег'', которая была сформулирована И.Фишером: MV=PQ, где: M – денежная масса; V – скорость обращения денег; P – средний уровень цен; Q – количество сделок. Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализацию вновь созданного общественного продукта требованием новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно т.к. с ними связана функция стоимости денег. Денежно-кредитная политика – это целенаправленное воздействие государства на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных показателей экономической политики. Денежно-кредитная политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутреннюю и внешнюю стоимость денег [1].

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Первоначально основной функцией Центральных Банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность Центрального Банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

 

II. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. В основной набор таких инструментов входят:

1.      Операции на открытом рынке. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задачка политики открытого рынка состоит в том, чтоб, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать подобающую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого действия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пробует с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на размер ликвидных средств коммерческих банков и тем самым выполнить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В особенности эффективно это употребляется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк дает коммерческим банкам приобрести ценные бумаги, чтоб уменьшить их кредитные способности по отношению к экономике и к популяции.

2.      Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования). Обязательные резервы - один из главных инструментов воплощения денежно-кредитной политики Центрального банка - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Малые резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является нужным условием их воплощения. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке русской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке инсталлируются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превосходить 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования. Фонд обязательных резервов создан для того, чтоб при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не употребляется банками в качестве кредитных ресурсов.

3.      Процентные ставки по операциям Центрального Банка. Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, именуется учетной ставкой процента либо ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя либо сокращая их способности в предоставлении кредита популяции либо компаниям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание либо удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения либо расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки без помощи других определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от денежного состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

4. Рефинансирование кредитных организаций. Cначала политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась только для действия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало употребляться как инструмент оказания денежной помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таковым образом, преобразуется в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования дозволят им свести до минимума запас ликвидных средств в итоге использования заимствований Центрального банка. Это в особенности наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где главным инвентарем предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение денежной стойкости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

5.      Валютные регулирование. Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса государственной валюты имеет огромное значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Понижение курса государственной валюты ведет к увеличению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности государственной денежной единицы. В условиях неизменного понижения курса государственной валюты цены на продукты на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса государственной валюты. Понижение курса становится фактором инфляции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов её роста на определенный период.  По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста размеров денежной массы. Принципиальным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

7.      Прямые количественные ограничения.

8.      Эмиссия облигаций.

 

III. ТЕСТЫ

  1. Какое из перечисленных отношений отражает обратную зависимость:

а) отношение между потребительскими расходами и располагаемым доходом;

б) отношение между инвестиционными расходами и уровнем процента за кредит;

в) отношение между инвестиционными расходами и национальным доходом.

Ответ: а - отношение между потребительскими расходами и располагаемым доходом.

 

  1. Увеличение учетной ставки обычно приводит:

а) к росту цен на акции и облигации;

б) к росту цен на акции и снижению цен на облигации;

в) к снижению цен на акции и росту цен на облигации;

г) к снижению цен на акции и облигации;

д) не приводит ни к одному из указанных результатов.

Ответ: г - к снижению цен на акции и облигации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита представляет собой кредитно-денежную политику. Кредитно-денежная политика – один из самых мощных инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их ограничение (кредитная рестрикция).

Кредитно-денежная политика прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное обращение, а через его посредство – на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

Работая этими тремя инструментами ЦБ проводит два вида политики:

  1. мягкую кредитно-денежную политику или политику «дешевых денег». Здесь ЦБ:

Результат: идет стимулирование экономики через рост денежной массы и облегчение условий кредита.

2)  жесткую кредитно-денежную политику или политику «дорогих денег».

Здесь ЦБ:

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 319 с.
  2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: проспект, 2000. – 448 с.
  3. Материалы Интернет-сайта: www.kons4lt.ru – все о кредитной системе.
  4. Материалы Интернет-сайта: www.aup.ru – административно-управленческий портал 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 13.82K
Скачано: 151
Скачать бесплатно
26.01.10 в 22:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ