Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Кредитно – денежная политика и реализация макроэкономических целей
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 114.00K | Скачано: 284 | Добавлен 27.05.13 в 23:28 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Орел 2012
Содержание
Введение 3
1. Цели и задачи кредитно – денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег 4
2. Инструменты кредитно – денежных государственных мероприятий 10
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно – денежной политики 15
Заключение 24
Список литературы 26
Практикум 27
Введение
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ, экономика не может эффективно функционировать.
От того, насколько грамотно Правительство разрабатывает денежно-кредитную политику, зависит экономический курс государства. В связи с реформированием экономики в денежном обращении постоянно возникают новые проблемы. К примеру, многие предприятия за неимением необходимого количества денежных средств в обращении осуществляют бартерные операции с другими предприятиями. Когда денежной массы в обращении недостаточно, то это ведет к задержке выплат заработной платы.
Отмеченные проблемы не единственные в денежно-кредитной политике нашей страны. Уровень инфляции в России остается довольно высоким, что делает производственный сектор экономик непривлекательным для иностранных инвесторов. Проблемы денежно-кредитной политики обусловлены также тем, что в российском правительстве нет достаточно «подкованных» людей в области рыночной экономики. Отсюда ее непоследовательность, неудачное заимствование зарубежного опыта.
В данной работе будут рассмотрены необходимости и цели денежно-кредитной политики, инструменты её реализации. Так же будут рассмотрены Тенденции и особенности современной российской кредитно – денежной политики
1. Цели и задачи кредитно – денежных мероприятий государства. политика «дорогих» и «дешевых» денег
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию денежно-кредитного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося потной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а по время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
Основные цели и задачи кредитно-денежной политики:
- устойчивый экономический рост;
- полная занятость;
- обеспечение устойчивой национальной валюты и стабильности цен;
- устойчивый платежный баланс;
- выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
- воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
В самом общем виде достижение указанных целей кредитно-денежной политики осуществляется следующим образом: в периоды экономического спада ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег (экспансионистская политика); в периоды «перегрева» экономики,
ускоренного экономического роста ЦБ, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе прекращает предложение денег.
Также выделяют следующие цели:
Экономически цели.После длительного периода экономического роста полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.
Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов и наладить разработки научно-технических исследований. Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.
Монетарные цели контроля над кредитом.Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов.
Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективным предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.
Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от неё зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.
Согласование целей экономической и денежной политики.Реализация совокупности задач, стоящих перед Центральным Банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое – обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Втрое направление связано с тем, что Центральному Банку предписана функция влияния на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономической политики.
В сфере денежно-кредитного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк».
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия – через систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономик.
В зависимость от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:
Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора.
В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.
Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:
Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции производство и занятость.
В России за последние пятнадцать лет политика "дорогих" денег проводилась лишь в 1997 г. – первой половине 1998 г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом – доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис.
Напротив, в 2000-х годах проводилась политика "дешевых" денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика "дешевых" денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.
2. Инструменты кредитно – денежных государственных мероприятий
Как мы уже выяснили, одна из важнейших функций современного центрального банка состоит в проведении общенациональной денежно-кредитной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства.
Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.
Методы кредитно-денежной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, изменение норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.
Нужно отметить, что кредитно-денежная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Банк можно рассматривать как своеобразную фирму, где конечным продуктом являются выданные ссуды, а «сырьем» - депозиты. Все коммерческие банки функционируют в «системе частичных резервов». Центральный банк устанавливает обязательную величину резервного требования, на основе которой формируется резервный фонд (хранится в Центральном банке). Все резервы банка, которые превосходят резервный фонд, называются избыточными резервами.
Основными инструментами и методами кредитно-денежной политики Банка России являются:
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей.
Процентные ставки по операциям Банка России
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Процентная политика используется Банком России для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования (учетная ставка). Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.
Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
Размер обязательных резервов в процентном отношении от обязательств кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
Требования обязательных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования обязательных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».
Как инструмент кредитно-денежной политики обязательные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками.
В настоящее время Центральным банком России установлены следующие нормы резервирования:
Операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.
Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможность по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Рефинансирование банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Валютное регулирование. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно меняется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля понижается. При скупке долларов их курс растет.
Установление ориентиров роста денежной массы.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики.
Банк России стремится поддерживать высокий уровень обеспеченности денежного предложения золотовалютными резервами, что способствует сохранению устойчивости национальной валюты.
Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной кредитно-денежной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Выпуск от своего имени облигаций. Банк России в целях реализации кредитно-денежной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно – денежной политики
На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, рименяемыми Центробанком, стали экономические.
Основными целями кредитной политики государства на современном этапе развития кредитно-денежного рынка в нашей стране являются: снижение инфляции, обеспечение стабильного курса национальной валюты и бескризисного развития межбанковского рынка, стабилизация экономики, экономический рост и урегулирование государственного долга.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.
В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.
В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.
Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.
Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.
В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.
Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.
Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.
В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.
Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.
Банк России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году. В январе - сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе - июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше.
В условиях экономического роста численность занятого населения в январе - сентябре 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Общая численность безработных на конец сентября 2011 года составила 6,0% численности экономически активного населения (6,6% годом ранее).
Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе - сентябре 2011 года выросли, по оценке, на 6,9%. Инвестиции в основной капитал во II квартале начали увеличиваться, и по итогам девяти месяцев их прирост составил 4,8% (в аналогичный период 2010 года - 2,9%).
На фоне более высоких, чем в 2010 году, мировых цен на энергоносители повышались доходы бюджета. Проведение жесткой бюджетной политики способствовало формированию профицита федерального бюджета в январе - сентябре 2011 года, оцениваемого в 2,9% ВВП (в январе - сентябре 2010 года отмечался дефицит 2,2% ВВП).
В течение первого полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4 - 9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках. Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.
С февраля 2011 года наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июне сменилось удешевлением этой группы товаров. Данная динамика в значительной мере обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию, наблюдавшимся в апреле - сентябре 2011 года. Это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства в 2010 году на цены уменьшается. В первые семь месяцев текущего года снижению инфляции способствовало укрепление рубля. Его некоторое обесценение в августе - сентябре не оказало значимого негативного влияния на ценовую динамику. Фактический выпуск товаров и услуг продолжал расти, оставаясь вблизи своего потенциального (естественного) уровня, что не препятствовало замедлению роста цен.
В сентябре в годовом выражении инфляция значительно снизилась и составила 7,2%, базовая инфляция - 7,4%. По итогам 2011 года прирост потребительских цен может составить менее 7% (за 2010 год - 8,8%).
В сентябре в годовом выражении инфляция значительно снизилась и составила 7,2%, базовая инфляция - 7,4%. По итогам 2011 года прирост потребительских цен может составить менее 7% (за 2010 год - 8,8%).
Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009 - 2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики. Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.
Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 - 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 - 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 - 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
Заключение
Центральный банк является проводником кредитной политики государства. Правительство заинтересовано в надежности Центрального банка, который играет особую, очень важную роль в кредитной системе страны.
Центральный банк выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.
Основными целями кредитной политики государства на современном этапе развития кредитно-денежного рынка в нашей стране являются: снижение инфляции, обеспечение стабильного курса национальной валюты и бескризисного развития межбанковского рынка, стабилизация экономики, экономический рост и урегулирование государственного долга.
Кредитно-денежное регулирование экономики, проводимое Центральный банком, является составной частью экономической политики правительства. Основные методы воздействия государства через Центральный банк на масштабы и характер операций коммерческих банков: учетная политика Центрального банка, изменение нормы обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация экономических нормативов для банков и т.д.
Специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов кредитно-денежной политики. Каждый кредитно-денежный инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции.
Таким образом, если Россия будет планомерно из года в год строить и претворять в жизнь свою кредитно-денежную политику, экономика страны будет насыщаться деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, будет изживаться иностранная валюта из внутреннего национального оборота, будет снижаться инфляция, будет наблюдаться экономический рост, и в конечном итоге – от этого будет зависеть будущее страны.
Список литературы
1.Макроэкономика: Учебник/ Под ред. С.Н.Ивашковского. – М.: Дело, 2000.
2.Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф.И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3.Микро-, макроэкономика. Практикум/ Под общ. Ред. Ю.А.Огибина. – СПб.: «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994.
4.Экономика: Учебник/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.
5.Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие/ Под ред. И.П.Николаевой.- М.: ООО «ТК Велби», 2002.
7.Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса всех специаль- ностей. – М.: Вузовский учебник, 2005.
8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9.Экономическая теория: Учебник/В.И.Антипина, И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова <и др.>; под ред. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
10. «Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2012 год и период 2013 – 2014 годов» ЦБ РФ
Практикум
В национальной экономике возникает необходимость увеличить предложение денег на 1 млн ден. ед., норма обязательных резервов составляет 0,4. принято решение использовать такой инструмент кредитно – денежной политики, как операции на открытом рынке. Требуется аргументировать характер операций на открытом рынке (покупка или продажа государственных ценных бумаг) и подсчитать объем этих операций.
Решение:
Мы уже знаем, что для увеличения предложения денег в экономике применяют политику «дешевых денег», и одной из мер такой политики является покупка ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
При норме обязательных резервов 0,4 мультипликатор равен: МР=1/0,4=2,5. Теперь найдем количество денег в обращении, зная, что предложение денег в экономике увеличивается на 1 млн ден. ед : 1000000/2,5=400000 долл. Таким образом, деньги в обращении увеличились, следовательно, государство покупает ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, тем самым предоставляя им дополнительные ресурсы, расширяя их возможность по выдаче ссуд; операции на открытом рынке будут осуществлены на сумму 400000 долл.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.