Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Денежно-кредитная политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 89.59K | Скачано: 461 | Добавлен 12.10.12 в 21:14 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы
Содержание
Введение |
3 |
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства |
5 |
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики |
10 |
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году |
17 |
Заключение |
26 |
КТЗ-I |
28 |
КТЗ-II |
29 |
Список литературы |
31 |
Введение
Важным условием повышения эффективности национальной денежно-кредитной политики является учет происходящих в экономической системе структурных и институциональных изменений. Приоритет государственной экономической политики в России на современном этапе выражается в «ускоренном» росте ВВП (валового внутреннего продукта). Реализация денежно-кредитной политики должна быть напрямую связана с решением вышеуказанной задачи. В связи с этим потребуется повысить инвестиционную направленность денежно-кредитной политики, ее связь с реальным сектором экономики, более точный учет взаимосвязи спроса и предложения денег.
В условиях системной трансформации российской экономики денежно-кредитная политика в большей степени воздействовала на выпуск в сторону его сокращения, нежели роста. Это было обусловлено рядом объективных особенностей функционирования национальной экономики и субъективными предпочтениями экономических властей. Особенности инфляции в России приводили к переносу всей нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику, в результате чего создавалось избыточное давление на экономику. Одной из главных черт сложившейся системы экономических отношений является то, что она не в состоянии выработать комплекс приоритетных решений и распределить ограниченные финансовые ресурсы так, чтобы эффективно реализовать даже те решения, которые могут считаться неприоритетными.
Актуальность данной работы заключается в том, что каждая страна имеет ряд специфических особенностей функционирования денежно-кредитной политики, знание особенностей которой поможет изменить и улучшить экономическую ситуацию в стране. Что касается России, то в результате перехода к рыночной экономике, кризисных этапов в развитии денежно-кредитной политики, имеются свои особенности и проблемы ее функционирования. В связи с этим анализ денежно-кредитной политики происходит каждый год, когда выявляются позитивные изменения, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.
Проблема денежно-кредитной политики государства анализируется в исследованиях М.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова, М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой, И.П. Николаевой, С.В. Галицкой, С.В. Мищенко, С.Ш. Содиковой, М.А. Кривкиной, А.А. Смольяниновой и др.
Объектом исследования курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики.
Предмет исследования – рассмотрение особенностей функционирования денежно-кредитной системы России в текущем году.
Целью курсовой работы является выявление сущности и особенностей функционирования денежно-кредитной политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить необходимость и цели денежно-кредитной политики государства;
– описать основные инструменты реализации денежно-кредитной политики;
– рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.
При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: обобщение, описание, метод сравнительного анализа, анализ статистических материалов.
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития [9, c. 67].
М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков под денежно-кредитной политикой государства понимают совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей [12, c. 531].
Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т.д.).
Согласно М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой, денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения [8, c.459].
Таким образом, необходимо обобщить, что кредитно-денежная политика является важнейшей составной частью макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы, осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Денежно-кредитная политика вызывает рост денежного предложения во время спада с целью увеличения совокупных доходов и сокращения денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов. Рост или снижение денежного предложения проводится путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках [15, с. 285].
Денежно-кредитная политика связана с изменением массы денег в обращении. Необходимость ее состоит в том, что нерегулируемая деятельность коммерческих банков усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.
И.П. Николаева определяет основную цель денежно-кредитной политики как создание условий, способствующих поддержанию сбалансированного развития экономики и ускорению экономического роста. Она предполагает изменение предложения денег для стабилизации производства, обеспечения занятости и сдерживания инфляции. Ее интересы прямо противоположны интересам коммерческих банков: она ограничивает предложение денег в периоды обострения инфляции и увеличивает денежные массы во время спада [15, c. 483].
Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Центральный банк Российской Федерации корректирует, изменяет денежно - кредитную политику, чтобы сгладить неблагоприятное воздействие других блоков экономической политики. И в свою очередь, денежно – кредитная политика должна подкрепляться бюджетно - налоговыми, структурными мерами в рамках единой государственной экономической политики.
Проводя денежно - кредитную политику, Центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики, его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции [6, c. 43].
Денежно-кредитная политика включает следующие элементы:
I. Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:
а) цели и ожидаемые результаты политики;
б) количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;
в) динамика денежно-кредитных показателей;
г) использование инструментов денежно-кредитной политики;
д) политика валютного курса;
е) характеристика состояния экономики и ее основных секторов (домашних хозяйств, нефинансовых предприятий, государственных финансов, внешнеэкономического и финансового секторов).
II. Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:
а) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;
б) перспективы макроэкономического развития;
в) прогноз основных показателей платежного баланса России;
г) основные параметры денежно-кредитной политики;
д) основные показатели денежной программы;
е) политика валютного курса;
ж) бюджетная политика;
з) совершенствование системы финансового посредничества в экономике.
Перспективы макроэкономического развития намечаются на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, планов действий Правительства РФ в области экономической и социальной политики, заявлений Правительства РФ и Банка России об экономической политике на соответствующий год, ежегодных бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на соответствующий финансовый год» [9, c. 68].
Основные параметры денежно-кредитной политики:
– снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для дальнейшего экономического роста;
– сохранение режима плавающего валютного курса и накопления Банком России золотовалютных резервов при сильном платежном балансе страны;
– определение Банком России ориентиров по темпам роста денежной массы;
– контроль размеров денежной базы;
– формирование денежного предложения, адекватного денежному спросу;
– повышение доли денежных расчетов в экономике;
– расширение спектра инструментов денежно-кредитной политики (обязательных резервов, операций на открытом рынке, рефинансирования банков, депозитных операций, процентной политики и др.);
– уменьшение зависимости состояния государственных финансов от колебаний мировых цен на товары российского экспорта;
– сокращение задолженности Правительства РФ перед Банком России в условиях бездефицитного бюджета;
– реформирование банковской системы;
– создание условий для стабильной и сбалансированной работы финансового рынка;
– развитие системы финансового посредничества и повышение ее эффективности;
– оптимизация всех видов финансовых рисков [14, c. 23].
Кроме того, важно подчеркнуть, что функционирование денежно-кредитной политики государства непосредственно зависит от правильно организованной работы кредитной системы, от адекватного взаимодействия с правительством государства.
Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.
В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть основные инструменты денежно-кредитной политики.
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики
Инструменты (методы) денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики [4, c. 56].
Классификацию инструментов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Инструменты денежно-кредитной политики могут быть общими, т.е. действующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными, т.е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий [4, c. 56].
Цели кредитно-денежной политики достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
К прямым инструментам относятся лимиты кредитования, прямое регулирование процентной ставки. К косвенным инструментам, которые наиболее часто применяются в рыночной экономике, относятся операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в экономике страны.
Государственные ценные бумаги покупают коммерческие банки, домашние хозяйства и фирмы, поскольку это приносит стабильный доход. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым повышает кредитные возможности коммерческих банков, расширяя денежное предложение. Процент за кредит начинает снижаться, что увеличивает спрос на инвестиции и стимулирует развитие экономики. Если необходимо сократить количество денег, то центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Этим ограничиваются кредитные возможности коммерческих банков, сокращаются их резервы, кредиты дорожают, уменьшается спрос на инвестиции [5, c. 66].
Изменение норм обязательных резервов. Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины вкладов. Обязательные банковские резервы представляют собой часть вкладов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Эти суммы дают вкладчикам какую-то гарантию сохранности вложенных средств. При повышении центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег сокращается, так как уменьшается сумма денег, оставшихся в распоряжении банков. Это ведет к подорожанию кредитов и сокращает возможности развития производства. Соответственно сумма денег, создаваемая коммерческими банками, уменьшается. И наоборот, уменьшение нормы резервов ведет к росту массы обращающихся денег и ускоренному развитию экономики.
Однако резервная политика редко используется для целей текущего контроля над предложением денег, так как постоянная норма обязательных банковских резервов служит основой для стабильности коммерческих банков и фирм и изменяется только в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.
Изменение учетной ставки. Под учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования) понимается ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка процента служит своего рода ориентиром для коммерческих банков; они, как правило, не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку процента. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, которые потом выдаются клиентам банка под более высокий процент. Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег, на инвестиционный спрос и темпы развития экономики. Если учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, что стимулирует развитие производства.
Наиболее значимым инструментом являются операции на открытом рынке. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен более точный расчет — всегда четко определяется, сколько государственных облигаций следует продать или, наоборот, сколько купить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами центрального банка, и обычно именно потому, что вкладывают большие деньги в покупку государственных облигаций. Поэтому чаще всего она выполняет информационную функцию, а не стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено использование и нормы резервов. Связано это с тем, что деньги, находящиеся в резерве, не приносят процента; по сути, это мертвый капитал. Увеличение такого капитала нежелательно ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. В связи с этим при проведении определенной денежно-кредитной политики в различных соотношениях, как правило, используют все три основных способа регулирования [5, c. 68].
Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком и направленная на стимулирование или замедление экономического роста, проводится посредством политики дешевых или дорогих денег.
Политика «дешевых денег» или мягкая денежно-кредитная политика присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Политика «дорогих денег» или жесткая денежно-кредитная политика сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума [7, c. 55].
Механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной политики следующий. Воздействуя различными методами, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая кредитно-денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В частности, это можно подтвердить следующим примером [14, c. 24].
Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок. Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели - росту ВВП.
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента кредитно-денежной политики – контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке [16, c. 152].
Наряду с общими методами регулирования кредитных отношений центральные банки применяют селективные методы. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.
Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшиться для оживления вялого рынка.
Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может пользоваться в качестве момента антиинфляционной политики. Увещевание означает использование центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита [16, с. 154].
Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году
В современных моделях развитой рыночной экономики денежно-кредитная система занимает важную позицию в работе экономического механизма, которая регулирует денежную массу, контролирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет денежные потоки, проводит взаиморасчеты между экономическими субъектами, кредитует население и отдельные отрасли экономики.
Существует два понятия кредитно-денежной системы: первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма); вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства, а затем предоставлять ссуды (институциональная форма) [17].
В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит. Второй случай сводится к следующих параметрам. Современная денежно-кредитная система – это сложный механизм, имеющий несколько уровней, который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды.
Денежно-кредитная система РФ представлена тремя ярусами: Центральным банком; банковской системой (банки коммерческого характера); специализированные кредитно-финансовые институты.
Рассмотрим характерные черты денежно-кредитной политики РФ, осуществляемой Центральным банком РФ в 2012 г.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 году – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 – 5,5% в 2012 году, 4 – 5% в 2013 году и 3,5 – 4,5% в 2014 году [17].
Расчеты по денежной программе на 2012 – 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 – 2014 годов.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов – в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 – 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 – 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте – его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 – 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 – 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году – на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей [17].
Рис. 1. Прогноз показателей денежной программы на 2012-2014 гг., млрд. руб.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 – 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 – 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований – к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 – 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 – 1,3 трлн. руб лей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году – 0,7 трлн. рублей, в 2014 году – 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 – 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 – 0,5 трлн. рублей в год [17].
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. руб лей, в 2013 и 2014 годах – на 0,5 трлн. руб лей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 – 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 – 1,0 трлн. руб лей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 – 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году – 2,3 трлн. руб лей.
При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 – 1,4 трлн. руб лей в год в 2012 – 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,4 трлн. руб лей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики.
В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 – 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора [17].
По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.
В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.
В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России.
При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.
При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.
Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами.
В 2012 – 2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка [17].
В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.
Заключение
В результате работы необходимо сделать следующие выводы о денежно-кредитной политике РФ.
Денежно-кредитная политика в России строится на основе двух базовых принципов: методе целевой инфляции, учитывающем влияние широкого спектра показателей на инфляцию, методе воздействия денежного агрегата на экономику в качестве промежуточного ориентира монетарной политики.
Денежно-кредитную политику определяют как совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита. Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.
На практике выбор конкретных инструментов (форм и методов) кредитно-денежной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Основным проводником, главным действующим органом денежно-кредитной политики в стране является Центральный банк РФ. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: регулирование процентной ставки (учетная политика), операции на рынке государственных ценных бумаг, установление норматива обязательных резервов, политика дешевых и дорогих денег.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Кроме того, денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается «валютная» или «паритетная» конкурентоспособность отечественной экономики.
Денежно-кредитная политика, как и другие виды политики, осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики. Это накладывает главное ограничение - денежно-кредитная политика должна балансировать процентные ставки, чтобы обнаруживался компромисс между потреблением и инвестированием. Помимо этого, потребуются дополнительные денежные ресурсы на погашение внешнего и внутреннего долга и обеспечение безопасности страны. Это можно осуществить, поддерживая совокупный спрос, особенно на товары и услуги потребительского назначения. Следовательно, денежная база должна расширяться постепенно, но даже не соразмерно росту ВВП, а в соответствии с институциональным расширением экономики, которое и необходимо притормозить в первую очередь.
Главной задачей Центрального банка России является снижение инфляции, но до некоторого уровня. Инфляция в определенном размере представляется необходимой, чрезмерное сжатие опасно скажется на развитии реального сектора экономики.
Обеспечение макроэкономической стабильности предполагает: контроль уровня непроцентных расходов, планомерное финансирование расходов бюджета, чтобы бюджетополучатели равномерно расходовали средства в течение года, формирование и активное использование финансового резерва, чтобы обеспечить должную ликвидность бюджета.
Критерием эффективности денежно-кредитной политики является не темп инфляции, а обеспеченность экономических структур деньгами, трансакционные издержки получения кредитов, издержки функционирования всей банковской системы и наиболее полного использования активов банков и сбережений населения на нужды экономики. Для осуществления денежно-кредитной политики очень важны взаимоотношения банков и правительства, единство денежно-кредитной и валютной политики.
КТЗ-I
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
А. Учетная ставка процента;
Б. Уровень цен;
В. Ставка за кредитные ресурсы;
Г. Норма обязательных резервов;
Д. Операции ЦБ на открытом рынке.
Правильный ответ: А, Г, Д.
Общие инструменты кредитно-денежной политики: учетная ставка процента (вариант А); норма обязательных резервов (вариант Г); операции ЦБ на открытом рынке (вариант Д).
Одна из функций центрального банка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Учетная ставка процента – процент, курс, взимаемый банком с суммы векселя, т.е. кредиты предоставляются в форме учета векселей. В российской практике наряду с термином учётная ставка для данной ситуации применяется термин ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования, т.е. размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования.
Норма обязательных резервов установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.
Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.
КТЗ-II
Что из перечисленного относится к денежно-кредитной политике:
А. Уменьшение налоговых ставок;
Б. Контроль за денежным предложением;
В. Регулирование заработной платы путем согласования ее размера с профсоюзами;
Г. Контролирование условий и сроков кредитования;
Д. Воздействие на инвестиции через изменение ставки процента.
Правильный ответ: Б, Г, Д.
Контроль за денежным предложением и контролированием условий и сроков кредитования происходит в результате применения инструментов денежно-кредитной политики.
Так, при повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
С помощью операций на открытом рынке, в частности при продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.
Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. (резервы коммерческих банков — денежный капитал, который может быть отдан в кредит; избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы).
Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.
Воздействие на инвестиции через изменение ставки процента (вариант Д) происходит с помощью политики «дешевых денег» и «дорогих денег».
Политика «дешевых денег» делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Политика «дорогих денег» сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.