Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 31.96K | Скачано: 346 | Добавлен 02.11.09 в 14:39 | Рейтинг: +10 | Еще Курсовые работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Москва 2009
План
Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и роль денег в экономике: концептуальные подходы 4
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики 11
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 14
3.1. Политика обязательных резервов 14
3.2. Рефинансирование коммерческих банков 16
3.3. Операции на открытом рынке 19
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики 21
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность 24
Заключение 29
Список использованных материалов 33
Введение
Одним из необходимых условий устойчивого развития государства является формирование четкой денежно-кредитной политики государства, которая оказывает огромное влияние как на само государство в целом, так и на каждого его гражданина в частности. То есть, чем продуманнее будет денежно-кредитная политика государства, тем лучше будет жизнь его граждан, тем мощнее оно будет выглядеть на международной арене. Каждый здравомыслящий человек хочет жить в мощном государстве со стабильной экономикой и быть уверенным в своем завтрашнем дне. По этой причине изучение вопросов денежно-кредитной политики государства является в настоящее время достаточно актуальной задачей. В связи с вышеизложенным для написания данной курсовой работы и выбрана тема: «Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России». Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики, задачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.
В первой части курсовой работы отражена сущность денежно-кредитной политики, а также роль денег в экономике и концептуальные подходы, существующие в науке.
Во второй части раскрываются цели денежно-кредитной политики государства.
Третья часть посвящена инструментам, с помощью которых государство осуществляет денежно-кредитную политику.
Четвертая часть отведена изучению современной денежно-кредитной политике, которую осуществляет Россия.
В заключении кратко обобщаются выводы, сделанные в ходе написания курсовой работы.
Денежно-кредитная политика и роль денег в экономике: концептуальные подходы
Денежно-кредитная политика государства - это комплекс мероприятий, проводимых государством в области денежного обращения и кредита, которые направлены на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Среди экономистов длительное время ведутся дискуссии по данной теме. В результате этого образовалось несколько подходов к теории денег.
Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
1) Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.
2) Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
3) Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y=C+G+I+NX,
где Y - номинальный объем ВНП,
С - потребительские расходы,
G - государственные расходы на покупку товаров и услуг,
I – частные плановые инвестиции,
NX – чистый экспорт.
4) Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении денежно - кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами, существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.
В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм.
Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:
Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:
М * V= P*Q , где
М - количество денег в обращении;
V - скорость обращения денег;
Р - средняя цена товаров и услуг;
Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).
Произведение Р*Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары
войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема
производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мало, экономисты допускают равенство Qt=Yt.
Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то
M*V=P*Y
где Р*Y- объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Y - тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП, а P- как дефлятор ВНП. Отсюда V - номинальный объем ВНП/M.
Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банку о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.
Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:
K*M=P*Y
в такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.
Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина).
Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.
В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.
Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.
Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
DM=DP+DY,
где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста BНП, % за длительный период;
DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста BНП будет падать.
Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста BНП на уровне 3- 5% в год.
Таким образом, современные теоретические модели денежно- кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования». Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
1) политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
2) политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.
Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
1) регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
2) достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
3) создание безинфляционной экономики.
Экономический рост при стабильности цен и полной занятости требует соответствия темпов роста естественного уровня реального объема производства росту совокупного спроса. Выбор конкретной промежуточной цели денежно-кредитной политики должен быть подчинен наилучшему способу корректировки баланса между этими переменными.
К промежуточным целям денежно-кредитной политики государства можно отнести:
1) контроль темпа роста денежной массы;
2) контроль номинального объема производства;
3) контроль уровня цен.
3. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
Выше были изложены цели денежно-кредитной политики государства. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых государство в лице центрального банка проводит свою денежно-кредитную политику. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
3.1. Политика обязательных резервов
Обязательные резервы – часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем, как правило, беспроцентном счете.
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоко ликвидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
3.2. Рефинансирование коммерческих банков
Официальная учетная ставка – ставка центрального банка, по которой он учитывает векселя или предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям в качестве кредитора последней инстанции.
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Центральный банк иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.
Когда банк берет ссуду, он переводит центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды центральный банк взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.
Давая ссуду, центральный банк увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.
Если центральный банк уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у центрального банка. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.
Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.
3.3. Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Операции с ценными бумагами на открытом рынке – операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, включая краткосрочные операции с совершением позднее обратной сделки.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
3.4. Иные методы осуществления денежно-кредитной политики
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.
Валютные интервенции – купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения (курса) денежной единицы.
Нормы инвестирования в государственные ценные бумаги – устанавливаются для банков, кредитных учреждений в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.
Кроме того, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность
Особенностью современной денежно-кредитной политики России является то, что эта политика осуществляется в переходный период от плановой экономики к рыночной.
Денежно-кредитная политика 1992-1993 г.г. характеризуется отсутствием постоянных целевых ориентиров. Активно проводилась денежная экспансия. Правительство и Банк России действовали несогласованно. В 1994 г. основными инструментами денежно-кредитной политики стали: рефинансирование коммерческих банков, процентная политика, нормативы обязательных резервов, операции с государственными ценными бумагами. Приобрела острый характер проблема стабилизации курса рубля, являющегося национальной валютой РФ.
Главным итогом 1995 г. стал перелом негативных инфляционных процессов. Банк России установил предел прироста денежной массы и границы курса рубля по отношению к доллару. В то же время, интенсивные внутренние заимствования правительства тормозили процесс снижения процентных ставок. Это препятствовало формированию условий для экономического роста. В 1996 г. работа по сдерживанию инфляции продолжилась. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в 1997 г., следует отметить, что впервые за 6 лет реформ российская экономика преодолела нулевой барьер в основных макроэкономических показателях. ВВП впервые вырос на 0,4%. Банк России был вынужден проводить валютные интервенции. В 1998 г. ЦБ РФ проводил денежно-кредитную политику, направленную на поддержание стабильности внутренней и внешней покупательной способности рубля. Поддержание заявленного курса рубля сопровождалось сокращением золото-валютных резервов. В августе 1998 г. государство отказалось от политики валютного коридора. В 1999 г. промежуточной целью денежно-кредитной политики стало поддержание темпов роста денежной массы. ВВП вырос на 5,4%. Рост индекса потребительских цен составил 36,59%. В 2000 г. в связи с отсутствием реальной инфляционной угрозы не предпринималось мер, направленных на ограничение прироста денежной массы. В этом году денежно-кредитная политика приблизилась к принципу целевой инфляции. Ее темп составил 20,1% в год. Рост ВВП 9%. В 2001 г. политика ценовой инфляции продолжилась. ЦБ РФ начал накапливать золото-валютные резервы. Инфляция составила 18,6%, рост ВВП 5%. Денежно-кредитная политика в 2002-2003 г.г. характеризуется продолжением применения принципа целевой инфляции и использование прироста денежной массы в качестве ориентира развития экономики. В 2004 г. продолжается рост экономической активности. Объем ВВП увеличился на 7,4%. На 30,4 млрд. долларов США увеличились золотовалютные резервы. В 2005 г. рост мировых цен на сырье, поставляемой РФ за рубеж, продолжился. Темп роста промышленного производства составил 4%, инфляция составила 7,1%.
Инфляция в РФ с 1 января по 16 октября 2006 года составила 7,4%. Об этом сообщил 24.10.06 глава МЭРТ Герман Греф на совещании президента РФ Владимира Путина с членами кабинета министров.
Инфляция в России к 29 декабря 2008 года составила 13,3 процента. Об этом говорится в сообщении Росстата. Ранее Минэкономразвития ожидало роста потребительских цен по итогам 2008 года на уровне 11,8 процента. Причиной роста цен стали последствия глобального финансового кризиса, вызвавшего увеличение инфляции и во многих других странах мира.
Эволюция целей денежно-кредитной политики России в 1992-2006 г.г. выглядит следующим образом:
1992 г. – сохранение управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий и противодействие инфляционному давлению;
1993 г. – сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике;
1994 г. – снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений;
1995 г. – снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег задаче проведения антиинфляционного экономического курса;
1996 г. – снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП;
1997 г. – двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада, достижение финансовой стабильности и поддержание стабильности национальной валюты;
1998 г. – снижение инфляции до 5-8% в целом за год, поддержание стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего года;
1999 г. – ограничение роста цен до 30% годовых и поддержание их на уровне, позволяющем предотвратить значительное падение производства и занятости;
2000 г. – снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия снижения безработицы и роста реальных доходов населения;
2001 г. – закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14% в год), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики;
2002 г. – плавное снижение инфляции, в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем в предыдущем;
2003 г. – в ближайшие 3 года снизить инфляцию до уровня ниже 8%. На 2004 г. уровень инфляции установлен в интервале 9-12%;
2004 г. – снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. К 2007 г. снизить ее до 5,5-7,5%.
2005-2006 г. – ограничение инфляции в пределах 7,5-8,5%.
2007 г. - снижение инфляции до 6,5-8%.
В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный период 2007 года. Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что, в свою очередь, сказалось на росте потребительских расходов. Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. В течении года сохранялся высокий рост потребительских цен. И к концу 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13.3%
2009 г. – инфляция в РФ за 2009 год прогнозируется на уровне 13%.
Анализ деятельности Банка России и используемых им инструментов денежно-кредитной политики и сопоставление данного инструментария с тем, который используется центральными банками в развитых странах с рыночной экономикой, показали, что Банк России за годы его функционирования существенно расширил набор инструментов, разнообразил формы их применения и совершенствовал модель денежно-кредитной политики. Административные методы регулирования денежной массы не исчезли, но отошли на второй план, уступив место методам косвенного воздействия. В ходе проводимой денежно-кредитной политики была достигнута финансовая стабилизация, выраженная в снижении темпов инфляции и укреплении рубля.
Заключение
Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики вообще и в России в частности.
Не секрет, что денежно-кредитная политика оказывает огромное влияние на экономику страны. На протяжении веков лучшие умы планеты «ломали голову» над тем, как эту денежно-кредитную политику лучше проводить. В ходе этого процесса образовалось несколько концептуальных взглядов на теорию денег. Однако, современные модели денежно-кредитной политики учитывают рациональные моменты и кейнсианства и монетаризма.
При рассмотрении основных и промежуточных целей денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что и основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики государства постоянно меняются в процессе развития его экономики. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
При рассмотрении инструментов осуществления денежно-кредитной политики был сделан вывод о том, что в распоряжении государства имеется широкий спектр воздействия на экономику. Основными из них являются: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке. Кроме того существуют и иные способы осуществления денежно-кредитной политики.
При изучении особенностей современной денежно-кредитной политики России, а также ее эффективности было установлено, что первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики России является центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Центральный банк тоже использует эти инструменты. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
В целом в настоящее время денежное регулирование в РФ построено по образцу западных стран. В то же время активное использование крупномасштабных операций на открытом рынке как основного инструмента регулирования ликвидности в РФ осложнено тем, что оно потребовало бы дальнейшего массированного наращивания государственного долга.
Что же касается учетных ставок (ставок рефинансирования) то их роль пока не достаточно активна, а резервные требования не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, поскольку из-за вялости кредитной политики коммерческих банков в России он в несколько раз ниже, чем в развитых индустриальных странах.
Денежная система России еще не достаточно созрела для применения в полной мере гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, учетную ставку, норму обязательных резервов.
В России в настоящее время проводимую правительством кредитно-денежную политику нельзя назвать эффективной. Это связано, прежде всего, с неверно избранным курсом проводимых в этой сфере реформ. Принципы данной политики были заимствованы от промышленно развитых западных стран. Проведение в жизнь этих простых и понятных решений в условиях сложной и неординарной Российской экономики создало ещё больше проблем.
Для успешного и эффективного применения «западной» политики в России необходимо сначала наладить и поднять на должный уровень производственный сектор. Также необходимо принять во внимание, что финансовая олигархия в сложившейся ситуации ставит своей основной задачей получить максимальную прибыль и сохранить личные сбережения в надежных заграничных банках, разоряя тем самым национальную экономику.
Необходимо создать условия для развития промышленности, уменьшив размер налогов и привлекая дополнительные инвестиции. Политика Центрального Банка Российской Федерации должна ориентироваться на эти цели и в соответствии с ними осуществлять регулирование экономики через коммерческие банки. Устанавливать норму обязательных резервов, исходя из сложившейся ситуации, и понижать учетную ставку процента в целях стимулирования инвестиций.
Список использованных материалов
I. Нормативно-правовые акты
II. Книги
III. Статьи из периодических изданий
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.