Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Денежно-кредитная политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.69K | Скачано: 306 | Добавлен 26.02.10 в 08:45 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Введение
Одним из необходимых условий эффективного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма кредитно-денежного регулирования, позволяющего Центральному Банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что денежно кредитная политика в современной экономике является одним из основных инструментов государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования денежного обращения обусловлена, во-первых, несовершенством бумажного денежного обращения и необходимостью его регулирования в целях ограничения инфляционных процессов в экономике, во-вторых, на современном этапе актуальность государственного регулирования денежного обращения возрастает в связи с последствиями мирового финансового кризиса.
Цель данной работы – изучить теоретические основы денежно-кредитной политики государства.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
Объектом исследования в данной курсовой работе является денежно - кредитная политика государства.
Предметом исследования – влияние денежно - кредитной политики на экономику страны.
На сегодняшний день теме денежно - кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы, с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономике, банковскому делу и кредитованию содержатся главы просвещенные денежно-кредитной политике.
Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой — кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Необходимость денежно-кредитной политики государства заключается в поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике.
Как известно, бумажные наличные деньги являются по сути находящимися в обращении долговыми обязательствами государства перед населением, а деньги на банковских счетах – долговыми обязательствами коммерческих банков или сберегательных учреждений. Действительной стоимости такие деньги не имеют.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными
усилиями правительства и центрального банка. Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет
выпуска дополнительного количества денег.
При проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.
Центральный банк осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Стратегические – это ключевые цели в общегосударственной экономической политике, они являются долгосрочными. К ним относится:
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров.
Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулированы стратегические цели денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. Стратегические цели достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Для достижения стратегических целей центральные банки разрабатывают промежуточные цели.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Так, если целью общегосударственной экономической политики определен экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. Промежуточные цели дополняют стратегические.
Особенностью промежуточных целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказано их эффективность.
К промежуточным целям относят:
Тактические цели денежно-кредитной политики - ежедневно решаемые Центральным банком задачи в целях выполнения промежуточных целей. Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка.
Осуществляя денежно-кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики
Инструменты денежно-кредитной политики - это операции, способы, при помощи которых Центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
К основные инструментам, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам,относятся в первую очередь, изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.
1. Рефинансирование коммерческих банков.
Учетная ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. В российской практике учетная ставка именуется ставкой рефинансирования, в Великобритании – банковской ставкой, в Германии – ломбардной ставкой.
При понижении ставки рефинансирования кредиты Центрального Банка становятся дешевле и делаются более доступными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке увеличивается, приводя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Занятые у центрального банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут расширение вкладов. Денежная масса увеличится.
Таким образом, изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.
Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов. Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается. Сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
3. Операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.
Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.
Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. Выступая на рынке ценных бумаг, Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.
Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году
Глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в сфере единой государственной денежно-кредитной политики. И это заставило руководителей экономики страны, Центральный банк РФ всерьез пересмотреть как свои прогнозы на текущий год, так и сценарии макроэкономического развития на последующие три года.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, подготовленных Центральным Банком РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей рефинансирования для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций.
В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год была поставлена цель снижения темпа прироста потребительских цен до уровня 6–7%. Однако согласно статистическим данным, представленным ЦБ РФ, сложилась и получила свое развитие в первой половине 2008 года тенденция нарастания инфляционных процессов (инфляция на потребительском рынке возросла в 1,4 раза. Причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также на товары и услуги.
В связи с этим депутаты Государственной Думы порекомендовали ЦБ РФ уточнить денежную программу на 2009–2011 годы.
Таким образом, в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов.
Оценивая развитие экономики России и денежно-кредитную политику в 2009 году, Банк России отмечает, что условия развития российской экономики в январе – июле 2009 года были значительно хуже, чем в 2008 году.
Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).
Несмотря на то, что в январе-октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары – до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь-октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта – до 9,0%.
Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Происходящее с конца I квартала 2009 года укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.
Чистый отток частного капитала в январе-июне 2009 года оценивается Банком России в 27,6 млрд. долларов США (в первом полугодии 2008 года наблюдался его чистый приток в объеме 17,0 млрд. долларов США). По оценке Банка России, чистый отток частного капитала составит 42,0 млрд. долларов США. В целом за 2009 год прогнозируется уменьшение валютных резервов на 3,0 млрд. долларов США.
Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в августе 2009 года по отношению к декабрю 2008 года снизился на 6,4%, при этом курсы доллара США и евро к рублю повысились с 1 января по 1 сентября 2009 г. на 8,3 и 9,7% соответственно.
Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.
Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что она будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. Производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Оживление мировой
экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.
Заключение
Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.
Изучив теоретические основы денежно-кредитной политики можно сделать следующие выводы, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами Центрального Банка являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.
Основной целью единой государственной денежно-кредитной политики, в текущем году и на предстоящие периоды, остается снижение уровня инфляции. Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов.
Таким образом, можно сказать: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.
Тесты
КТЗ-1
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
А.Учетная ставка процента;
Б. Уровень цен;
В. Ставка за кредитные ресурсы;
Г. Норма обязательных резервов;
Д. Операции на открытом рынке;
Правильный ответ: А, Г, Д.
К основным инструментам, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам, относятся в первую очередь, изменение ставки рефинансирования (учетная ставка), изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.
КТЗ-2
Что из перечисленного относится к денежно-кредитной политике?
А. Уменьшение налоговых ставок;
Б. Контроль за денежными средствами;
В.Регулирование заработной платы путем согласования ее размера с профсоюзами;
Г.Контролирование условий и сроков кредитования;
Д. Воздействие на инвестиции через изменение ставки процента.
Правильный ответ: Б, Д.
Денежно-кредитная политика Центрального банка — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Тем самым Центральный Банк воздействует на инвестиционную активность.
Список литературы
1. Курьянов А. М. Денежно-кредитная политика: от теории к практике. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2006.
2. Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
3. Симкина Л. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
4. Селищев А.С. Деньги; Кредит; Банки. - СПб.: Питер, 2007.
5. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. — М.: ЗАО Издательство «ЭкопомиKas», 2006.
6. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2007. №3.
7. Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы. Управление в кредитной организации. 2008. N 6.
8. Степыкина А.В. Актуальные задачи государственной денежно-кредитной политики России. Финансы и кредит.2006. N 4(208).
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.