Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Курсовая работа: Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика [29.11.13]

Тема: Денежно-кредитная политика

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 26.38K | Скачано: 117 | Добавлен 29.11.13 в 20:33 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Самара 2013


Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики стр.5

1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции стр.5

1.2. ЦБ России как основной проводник денежно-кредитной политики стр.8

2. Денежно-кредитная политика в России стр.11

Заключение стр.21

Список использованной литературы стр.23

 

Введение

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает некоторые проблемы денежно-кредитной политики и представляет сегодня для нас определенный интерес.

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух частей: практической и теоретической части исследования, заключения, и списка использованных материалов.

Во введении дается обоснование темы, говорится о цели, задачах, ее актуальности, о материале исследования, о структуре работы.

В I части – теоретической части исследования рассматриваются основные концепции денежно-кредитной политики.

2 часть – практическая часть исследования посвящена анализу современной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в 2012 году и перспективы развития в 2013-2015 годах.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики

1.2. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции

Одним из важнейших условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. 

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме. Воздействие на макроэкономические процессы осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента – все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. 

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. 

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы. 

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом - с другой.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм.

С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос и предложение денег.

Теория активного государственного вмешательства в виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики благодаря активному стимулированию эффективного спроса создана английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, нашедшая отражение в главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Распространено понятие «кейнсианская революция», отражающее новые подходы в экономической теории: необходимость государственного вмешательства в экономику на макро уровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики.

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Кредитно-денежная политика государства направлена на изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия на уровень инвестиций при помощи банковской ставки процента. Кейнс рассматривал модель стимулирующей политики (снижение учетной ставки ради роста инвестиций).

Государство должно увеличивать свои расходы. Дефицит государственного бюджета, возникающий при такой политики, может покрываться кредитно-денежной эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма М.Фридмен - лауреат Премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики».

Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком. Методология монетаризма заключается в том, что рынки в достаточной мере конкурентные, рыночная система без особого вмешательства государства способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность. Инструментами саморегулирования экономики являются гибкие цены, заработная плата и ставки процента.  Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;

 

1.2. ЦБ России как основной проводник денежно-кредитной политики

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего Центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется Центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия Центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым - по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Поэтому более подробно остановимся на структуре банковской системы и ее особенностях в России.

Центральный банк России - основной проводник денежно-кредитной политики. К числу его основных задач отнесены обеспечение стабильности национальной денежной единицы, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, бесперебойное осуществление расчетов. Сам Банк России по закону независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти, подотчетен законодательной власти. Он в своей деятельности руководствуется лишь законами Российской Федерации и своим уставом. Этот банк является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, и не отвечает по обязательствам правительства, как и правительство по обязательствам Банка России.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

 

2. Денежно-кредитная политика в России

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%.  Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года – на 5,0%).

В условиях роста экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).

На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1,4%  ВВП (в январе-сентябре 2011 года– 2,9% ВВП).

В январе-мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти, и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5–6%).

По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2011–начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на II квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения, завесь период наблюдений– 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до5,1% в мае.

Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года – на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция – до 5,7%.

По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в2011 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).

Платежный баланс Российской Федерации в январе-сентябре 2012 года формировался под воздействием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта. На фоне значительного профицита счета текущих операций в условиях умеренного инвестиционного спроса экономики сложились предпосылки для активизации вывоза частного капитала.

Положительное сальдо счета текущих операций в январе-сентябре 2012 года равнялось 74,7млрд. долларов США, его прирост относительно того же периода 2011 года составил 6%. Профицит торгового баланса возрос со 144,0 до 150,4млрд. долларов США.

 Экспорт товаров в январе-сентябре 2012 года составил 391,3 млрд. долларов США, увеличившись на14,0млрд. долларов США, или на 4%. Импорт товаров увеличился с 233,3до 240,8 млрд. долларов США при существенном замедлении темпов прироста (до3%) по сравнению с январем-сентябрем 2011 года.

Отрицательное сальдо счета первичных доходов в январе-сентябре 2012 года составило 43,8 млрд. долларов США (44,9млрд. долларов США в сопоставимый период 2011 года). Дефицит баланса инвестиционных доходов сформировался в размере 35,9 млрд. долларов США, преимущественно за счет объема объявленных российскими компаниями дивидендов. Рост отрицательного сальдо оплаты труда (до8,6млрд. долларов США) был обусловлен увеличением средней заработной платы, выплаченной занятым в российской экономике нерезидентам.

В 2012 году Банк России продолжал осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара США). Диапазон ее допустимых значений задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие-либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались.

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста. В условиях формирования бюджетного профицита и повышения гибкости курсообразования основным источником увеличения денежного предложения в 2012 году стал рост рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России, что способствовало усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Реализованные Банком России в текущем году меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики были направлены на снижение волатильности ставок денежного рынка в пределах процентного коридора по операциям Банка России и расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования.

 В целях развития и повышения ликвидности российского фондового рынка Банком России совместно с Минфином России в феврале 2012 года был осуществлен ряд мер по либерализации рынка государственных ценных бумаг и консолидации биржевой инфраструктуры. Указанные меры включали перевод вторичного обращения государственных ценных бумаг на фондовую биржу, а также на внебиржевой рынок. В результате объединения вторичных торгов по государственным и негосударственным ценным бумагам, а также унификации депозитарного учета упростился доступ и расширился круг инвесторов на рынке государственных ценных бумаг. Следующим шагом в направлении либерализации рынка государственных ценных бумаг станет планируемая до конца текущего года организация размещения ОФЗ на торгах фондовой биржи и допуск ОФЗ к обслуживанию в международных депозитариях.

При принятии решений по вопросам процентной политики Банк России ориентировался на среднесрочные оценки инфляционных рисков, динамику инфляционных 12 ожиданий, оценки перспектив экономического роста, а также учитывал изменение других факторов. Принимались во внимание отсутствие значимого воздействия на инфляцию со стороны спроса в условиях сохранения совокупного выпуска вблизи своего потенциального уровня, немонетарный характер краткосрочного замедления инфляции впервой половине текущего года и ее роста во втором полугодии, а также ужесточение денежно-кредитных условий.

Основываясь на анализе указанных и других факторов, Банк России в январе-августе 2012 года не изменял направленность денежно-кредитной политики–ставка рефинансирования и процентные ставки по основным операциям (за исключением ставок по сделкам «валютный своп») были сохранены на уровне, установленном с 26 декабря 2011 года.

В III квартале 2012 года на фоне роста инфляции и инфляционных ожиданий возросли риски превышения среднесрочных ориентиров Банка России по инфляции. Поэтому Банк России принял решение о повышении с 14 сентября 2012 года ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям на 0,25 процентного пункта. В октябре 2012 года Банк России, принимая во внимание стабилизацию темпов роста кредита экономике и признаки охлаждения деловой активности, сохранил на неизменном уровне ставки по своим операциям.

Экономические процессы в мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями потоков капитала между более и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые то-

вары, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки перспектив развития внешних условий функционирования российской экономики и финансового рынка.

В рамках прогнозов МВФ и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение темпов роста мировой экономики в 2013 году, возможно умеренное ускорение экономического роста в странах – основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014–2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013

году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014–2015 годах.

Прогнозируемое повышение деловой активности в мире поддержит сложившийся уровень потребления нефти и других товаров российского экспорта, что ослабляет риски ухудшения платежного баланса страны.

Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013–2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до73 долларов США за баррель. В этих условиях в2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут сократиться на 0,4%, инвестиции в основной капитал – на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%.

В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013–2015 годы. Предполагается, что в 2013 году цена на российскую нефть может составить 97 долларов США за баррель.

Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в2013 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть сорта «Юралс» до 121 доллара США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 году ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения – до 4%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4%.

В 2014–2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2–5%.

Во всех вариантах прогноза учтено потенциальное влияние на платежный баланс вступления России в ВТО, которое в среднесрочной перспективе еще не проявится в заметном изменении экспорта товаров, дополнительный прирост импорта товаров в результате поэтапного изменения тарифной политики оценен в размере 2,5–5,0 млрд. долларов США.

Согласно первому варианту прогноза, при падении средней цены на российскую нефть в2013 году ожидается резкое сокращение положительного сальдо баланса торговли товарами и услугами – до 72,5 млрд. долларов США и профицита счета текущих операций – до 11,9 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза некоторое ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит уменьшение активного сальдо торговли товарами и услугами до 101,9 млрд. долларов США и счета текущих операций до 31,0 млрд. долларов США. По третьему варианту при улучшении ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта положительный итог как баланса торговли товарами и услугами, так и счета текущих операций (172,0 и 94,7 млрд. долларов США соответственно) будет выше показателей 2012 года.

Дефицит баланса первичных и вторичных доходов в зависимости от варианта может составить от 60,5до 77,4млрд. долларов США. В его величине отражено уменьшение сумм дивидендов, начисляемых в пользу нерезидентов, в результате объявленных сделок слияния и поглощения.

Отрицательное сальдо финансового счета в первом варианте оценивается в размере 22,2млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах профицит финансового счета составит 2,8 и 13,2млрд. долларов США соответственно.

Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый в первом и втором вариантах, сократится до 35 и 10 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте трансграничное движение частного капитала будет сбалансированным. В этих условиях активизируется деятельность банков по привлечению внешних ресурсов и распределению их на внутреннем рынке.

Сектор государственного управления и центральный банк сократят чистые иностранные активы на 12,8–13,2 млрд. долларов США как за счет прощения задолженности по внешнему государственному долгу, так и за счет предполагаемого выпуска ценных бумаг.

В 2013 году в первом варианте в условиях заметно сократившегося сальдо счета текущих операций и дефицита финансового счета снижение международных резервов России может достичь 20,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах прирост резервов на 23,8и 97,9млрд. долларов США соответственно будет следствием совокупного положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета.

В среднесрочной перспективе (до 2015 года) баланс товаров и услуг будет складываться при опережающем росте импорта по сравнению с экспортом. Одним из факторов, сдерживающих динамику экспорта товаров во всех вариантах прогноза, станет отсутствие роста физического объема вывоза топливно-энергетических товаров. Наряду с этим ежегодный темп прироста импорта то-

варов замедлится относительно средней величины за последние десять лет в 2–5 раз. Наибольшее сокращение положительного сальдо торговли товарами и услугами прогнозируется в 2015 году по первому варианту, в рамках которого по сравнению с 2012 годом профицит уменьшится в 2,9 раза. По второму варианту положительный итог внешней торговли товарами и услугами снизится в 2015 году до78,0млрд. долларов США. Лишь в третьем варианте в 2015 году профицит баланса товаров и услуг сохранится на уровне 2012 года. Во всех вариантах прогнозируется постепенное расширение дефицита баланса первичных и вторичных доходов (до 93,4млрд. долларов США в 2015 году). В этих условиях сальдо счета текущих операций в первом и втором вариантах перейдет от положительного значения в 2014 году к отрицательному значению в 2015 году и составит 13,2 и 3,8 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте профицит счета текущих операций сохранится, однако его величина в 2015 году уменьшится по сравнению с 2012 годом почти на треть.

Недостаток поступлений от текущих операций в 2014–2015 годах при возрастающей потребности экономики в ресурсах для финансирования внутренних инвестиций обусловит необходимость увеличения использования средств из внешних источников. Как предполагается, резиденты расширят их привлечение на фоне сохранения положительного спреда между ставками российского и международного рынков капитала. Однако устойчивый ввоз частного капитала на чистой основе прогнозируется лишь в третьем варианте в объеме до 20 млрд. долларов США. Во втором варианте потоки частных инвестиций в 2014 году будут сбалансированными и лишь в 2015 году сложатся в пользу нетто-ввоза в объеме 15 млрд. долларов США. В первом варианте вывоз капитала банками и прочими секторами продолжится, хотя в 2015 году его объем сократится до10 млрд. долларов США.

Прогнозируемая динамика финансового счета и счета текущих операций определит устойчивый нетто-приток валютных ресурсов на внутренний рынок в третьем варианте прогноза. В этих условиях вероятный объем накопления резервных активов Банком России достигнет 91,9 млрд. долларов США в 2014 году и 78,4млрд. долларов США в 2015 году. Значительные размеры наращивания международных резервов будут связаны в основном с планируемым пополнением Резервного фонда в соответствии с действием нового бюджетного правила в условиях цен на нефть, превышающих базовые уровни. Во втором варианте прирост резервов в 2014 и 2015 годах составит 22,1 и 13,7млрд. долларов США соответственно. В первом варианте сокращение резервных активов на 7,1млрд. долларов США в 2014 году и на 20,7млрд. долларов США в 2015 году будет связано с уменьшением притока валютных ресурсов в экономику.

 

Заключение

 

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России.

Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.

Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.

Итак, мы видим, что перед Центральным банком России стоит задача по улучшению и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.

Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.

 

Список использованной литературы

Официальные документы.

  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 75
  2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 10 июля 2002] // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2001. N 86-ФЗ
  3. Булатов А.С. Экономика: Учебник / Общая редакция Булатова А.С. – М.:Экономист, 2009. – 43 с.
  4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: Теория и Российская практика: Учебник Общая редакция Грязновой А.Г.- М.: КноРус, 2011.- 68 с.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 448 с.
  6. Зверьков А. И. Эффективность денежно-кредитной политики РФ в современных условиях. Монография. - Оренбург: Белфорт - принт, ГОУ ВПО ОГУ, 2012. - 88 с.
  7. Ларцев М.И. Денежно-кредитная политика развитых стран: современные направления развития. XXIII Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 2010, 0,1 п.л.

Статистические сборники и справочная литература.

  1. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов.
  2. Российский статистический ежегодник. 2012 год: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2013.
  3.  
  4. Официального сайта Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
  5. Свободная энциклопедия «Википедия», раздел «Центральный банк Российской Федерации» http://ru.wikipedia.org/wiki/Центральный банк РФ
  6. Свободная энциклопедия «Википедия», раздел «Денежно-кредитная политика государства» » http://ru.wikipedia.org/wiki/ Денежно-кредитная политика государства

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 26.38K
Скачано: 117
Скачать бесплатно
29.11.13 в 20:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ