Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Денежно-кредитная политика
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 61.28K | Скачано: 401 | Добавлен 07.04.15 в 17:38 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1.Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции 5
1.2.Развитие экономики России и денежно-кредитной политики в 2014 году 9
Глава 2.Сценарии макроэкономического развития на период 2015-2017 г.г 15
Глава3. Реализация денежно – кредитной политики 20
3.1. Политика валютного курса 2014 года 20
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики в 2015-2017 годах 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение.
Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает некоторые проблемы денежно-кредитной политики и представляет сегодня для нас определенный интерес.1
Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.
Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.1
Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.
Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух частей: практической и теоретической части исследования, заключения, и списка использованных материалов.
Во введении дается обоснование темы, говорится о цели, задачах, ее актуальности, о материале исследования, о структуре работы.
В 1 главе – теоретической части исследования рассматриваются основные концепции денежно-кредитной политики.
Во 2 главе Сценарии макроэкономического развития на период 2015-2017 г.г.
В 3 главе – исследование реализации денежно – кредитной политики в 2014 году и перспективы развития в 2015-2017 годах.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции.
Одним из важнейших условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Воздействие на макроэкономические процессы осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента – все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса.
Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.1
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом - с другой.
И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм.2
С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос и предложение денег. Теория активного государственного вмешательства в виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики благодаря активному стимулированию эффективного спроса созданаанглийским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, нашедшая отражение в главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Распространено понятие «кейнсианская революция», отражающее новые подходы в экономической теории: необходимость государственного вмешательства в экономику на макро уровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики.1
Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению в уровне национального производства..
Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики. Кредитно-денежная политика государства направлена на изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия на уровень инвестиций при помощи банковской ставки процента.
Кейнс рассматривал модель стимулирующей политики (снижение учетной ставки ради роста инвестиций).
Государство должно увеличивать свои расходы. Дефицит государственного бюджета, возникающий при такой политики, может покрываться кредитно-денежной эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими.
Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма М.Фридмен - лауреат Премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики».
Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком. Методология монетаризма заключается в том, что рынки в достаточной мере конкурентные, рыночная система без особого вмешательства государства способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность. Инструментами саморегулирования экономики являются гибкие цены, заработная плата и ставки процента. Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
1.2.Развитие экономики России и денежно-кредитной политики в 2014 году.
В 2014 году реализация Банком России денежно-кредитной политики осуществлялась в нестандартных условиях. События на Украине и санкции ряда стран против российской экономики оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем финансовом рынке, в банковском и реальном секторах.
В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спроса, которое наложилось на структурное замедление экономического роста, начавшееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 году существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уровне около 2% в 2014 году, Банк России прогнозирует замедление экономического роста в указанный период до 0,4%.
Одновременно в силу специфики действия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляционные риски существенно возросли. Курсовая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 - начале 2014 года на фоне изменений в политике Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5% в июле с 6,1% в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа привели к ускорению роста потребительских цен. Вместе с предполагаемым воздействием на инфляционные ожидания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.
В этих условиях Банк России предпринял решительные действия. В целях ограничения инфляционных рисков была существенно повышена ключевая ставка. Наряду с временным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвратить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, наметившийся рост процентных ставок по рублевым вкладам банков способствовал восстановлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долларизации банковских вкладов.1
Проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика создает предпосылки для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4%.
В январе-августе 2014 года в мировой экономике продолжалось плавное восстановление на фоне невысокого, хотя и постепенно растущего инфляционного давления. При этом ситуация оставалась неоднородной: темпы роста ВВП и инфляции в разных странах демонстрировали существенно различную динамику.
Кроме того, в I квартале ряд негативных факторов (прежде всего неблагоприятные погодные условия в США и опасения участников рынка насчет возможного долгового кризиса в Китае, меры властей страны по сдерживанию роста закредитованности и цен на недвижимость) способствовали значительному снижению темпов роста ВВП во многих странах. Во II квартале темпы экономического роста в США и Китае повысились. Однако замедление мировой экономики в январе-марте оказалось достаточно сильным для того, чтобы прогнозы международных организаций относительно темпов роста мировой экономики в целом в 2014 году были снижены. В частности, прогноз Международного валютного фонда (МВФ) на 2014 год был снижен с 3,7 до 3,4%. Кроме того, экономика еврозоны продолжала замедляться во II квартале, а текущие индикаторы деловой активности не позволяют говорить о ее ускорении в III квартале.
Несмотря на постепенный рост инфляционного давления в январе-августе 2014 года, уровень инфляции в странах - торговых партнерах России оставался низким по сравнению со средними историческими значениями вследствие слабой экономической активности. Годовая инфляция в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в июле составила 1,9%, что было выше, чем в начале года (1,7%). Базовая инфляция сохраняется на уровне 1,9%. Однако общая стабильность цен маскировала расходящиеся тренды в разных странах.
Темпы прироста цен в США в течение рассматриваемого периода ускорялись, к августу темп инфляции за год достиг 1,7% (годом ранее - 1,5%). В еврозоне инфляция, напротив, продолжала нисходящий тренд, оставаясь на уровне значительно ниже целевого ориентира Европейского центрального банка (ЕЦБ). Так, к августу годовой прирост потребительских цен составил, по предварительной оценке, 0,4% (годом ранее - 1,3%). В этих условиях ЕЦБ дважды за рассматриваемый период, 11 июня и 10 сентября, снизил процентные ставки, а также ввел дополнительные стимулирующие меры.1
Финансовые условия в январе-августе 2014 года для большинства развивающихся экономик смягчались. Долгосрочные процентные ставки и показатели ожидаемой волатильности цен в странах с развитой экономикой снизились, индексы рынка акций выросли, несколько раз обновив исторический максимум. В этих условиях приток капитала на рынки развивающихся экономик восстанавливался, несмотря на то, что они демонстрировали слабую экономическую активность, валюты большинства развивающихся стран с февраля укреплялись относительно доллара США.
Сохранение мягкой денежно-кредитной политики ФРС США и дополнительные стимулирующие меры, введенные ЕЦБ, поддерживают низкий уровень доходности на рынках заемного капитала в развитых странах.2
В 2014 году наблюдались более низкие темпы экономического роста, чем предполагалось в рамках базового сценария в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» (2%). В I и II кварталах 2014 года темпы прироста ВВП составили 0,9 и 0,8% к соответствующему периоду предыдущего года соответственно. Усиление неопределенности перспектив развития российской экономики привело к сокращению инвестиционного спроса при существенном увеличении оттока капитала с внутреннего финансового рынка.
Объем вложений в основной капитал в январе-августе 2014 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,5% (в январе-августе 2013 года - на 0,4%). Вклад валового накопления в прирост ВВП в первой половине 2014 года, по оценкам, был отрицательным. Сжатие инвестиционного спроса определило уменьшение объемов производства в строительстве (кроме жилищного).
В 2014 году Банк России осуществлял реализацию денежно-кредитной политики посредством управления краткосрочными ставками денежного рынка: на протяжении всего периода однодневные ставки межбанковского кредитования преимущественно формировались в рамках процентного коридора Банка России (ключевая ставка ±1 процентный пункт). В целом динамика ставок денежного рынка определялась прежде всего изменениями ставок по операциям Банка России.
Динамика ставок и доходности на отдельных сегментах российского финансового рынка.
Снижение темпов роста кредитования экономики, являющегося основным источником формирования денежной массы, вело к замедлению роста денежных агрегатов. Наряду с указанным фактором этому способствовало также изменение сальдо операций с внешним сектором, выразившееся в сокращении чистых иностранных активов Банка России вследствие проведения валютных интервенций в январе-апреле 2014 года, не компенсируемое ростом чистых иностранных активов кредитных организаций. Кроме того, в 2014 году остатки на бюджетных счетах в Банке России росли быстрее, чем в предшествующем году, вследствие чего чистые требования банковской системы к расширенному правительству уменьшались.
В результате по состоянию на 1.08.2014 годовой темп прироста широкой денежной массы (агрегат М2Х) составил 9,0% против 15,7% на 1.01.2014 и 17,5% на 1.08.2013.
Замедление темпов роста денежной массы сопровождалось изменением ее структуры. В условиях экономической неопределенности и номинального ослабления рубля в начале 2014 года отмечался некоторый отток средств вкладчиков из банков в сочетании с перетоком средств вкладчиков из рублевых депозитов в валютные. В результате долларизация депозитов населения, входящих в денежную массу, возросла с 19,4% на 1.01.2014 до 23,8% на 1.04.2014, долларизация депозитов организаций за тот же период увеличилась с 22,2 до 28,0%. Начиная с апреля восстановился приток средств вкладчиков в российские банки, причем прирост средств на рублевых депозитах опережал прирост средств на валютных, что способствовало постепенному снижению уровня долларизации депозитов. В этих условиях годовой прирост агрегата М2 снизился с 14,6% на 1.01.2014 до 6,2% на 1.08.2014, достигнув минимального значения с 2010 года.1
Глава 2. Сценарии макроэкономического развития на период 2015-2017 г.г.
Условия развития российской экономики на предстоящий трехлетний период будут характеризоваться высокой неопределенностью. Прежде всего, она связана с внешними факторами, к которым относится возможное изменение геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. Помимо данного специфического фактора, существенная неопределенность сохраняется в отношении динамики традиционно значимых для России цен на нефть и другие энергоресурсы, а также дальнейшей политики денежных властей крупнейших развитых стран, определяющей внешние финансовые условия для России.
Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут определяться скоростью и последовательностью необходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений, связанных в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями. Важный вклад в обеспечение устойчивого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, которое создаст условия для повышения производительности экономики и увеличения эффективности на уровне отдельных отраслей и рынков.
Ключевым условием для преодоления спада инвестиций является снижение экономической неопределенности и улучшение делового климата.
В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансовой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономического роста. В рамках реализации режима таргетирования инфляции Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ориентиров для экономики относительно уровня инфляции. Решения по денежно-кредитной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на основе оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейшего развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систему и экономику в целом.
Важным каналом сглаживания воздействия негативных внешних тенденций на внутреннюю экономическую активность станет возможность изменения курса рубля в соответствии с динамикой фундаментальных факторов курсообразования в условиях режима плавающего валютного курса.1
Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики в период 2015-2017 годов (варианты I, II и III), формирующие различные условия проведения денежно-кредитной политики. В сценариях заложены различные предположения о развитии внешнеэкономической ситуации, в том числе с учетом возможных изменений параметров действия введенных в 2014 году обоюдных санкций, внешних финансовых условий, а также цен на мировых рынках энергоносителей, определяющих динамику условий торговли. В части внутренних факторов все варианты исходят из предпосылки об инерционном характере роста российской экономики в ближайшие три года. Вместе с тем предпосылки относительно принимаемых правительством мер в области налоговой политики различаются.
Вариант I, рассматриваемый в качестве базового, исходит из предпосылки о постепенном восстановлении мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть, а также разрешении геополитических проблем и снятии в течение 2015 года большей части введенных в 2014 году взаимных санкций. Данный вариант не предполагает повышения налоговой нагрузки на экономику. Отличие варианта II от варианта I состоит в предположении об ухудшении геополитической обстановки, более длительном действии санкций, а также повышении налоговой нагрузки на экономику. Вариант III предполагает наиболее негативные с точки зрения реализации денежно-кредитной политики внешние и внутренние условия, включая стагнацию внешнего спроса и значительное ухудшение условий торговли.
Банк России определяет параметры денежно-кредитной политики с учетом необходимости обеспечения замедления инфляции до целевого уровня без создания рисков для устойчивости экономического роста. При принятии решений Банк России ориентируется на широкий спектр показателей, характеризующих инфляционное давление в экономике, прежде всего со стороны экономической активности и состояния денежнокредитной сферы.
Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику и условия проведения денежно-кредитной политики.
В частности, рисками для достижения цели по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, традиционно отличающихся высокой волатильностью. Их краткосрочные изменения могут определяться факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сельскохозяйственного года (урожая отдельных культур). Значительное влияние на ценовую динамику также могут оказать возможные изменения государственной тарифной и налоговой политики.
Ускорение годовых темпов инфляции под действием указанных выше факторов, как правило, имеет краткосрочный характер, то есть по мере его исчерпания на горизонте до одного - полутора лет происходит соответствующее замедление инфляции. В этом случае уровень инфляции возвращается на траекторию, соответствующую достижению целей в среднесрочном периоде, без дополнительного изменения направленности денежно-кредитной политики. Вместе с тем важно учитывать влияние подобных факторов на динамику широкого круга ценовых показателей и инфляционные ожидания, в случае повышения которых ускорение инфляции может оказаться более продолжительным и устойчивым.
В случае действия указанных разовых факторов Банк России будет принимать решение о целесообразности изменения направленности денежнокредитной политики с учетом рисков для достижения среднесрочных целей по инфляции, принимая во внимание нежелательность усиления волатильности финансовых и экономических показателей.
Существенным риском, реализация которого может значительно повлиять на экономическую ситуацию и условия реализации денежно-кредитной политики, может быть более глубокое снижение цен на нефть. В этом случае будет происходить, с одной стороны, ускорение темпов ослабления рубля, а с другой стороны - существенное снижение экономической активности, вплоть до отрицательных темпов роста экономики. В случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить в том числе и структурный характер. В этих условиях стимулирование экономической активности мерами денежно-кредитной политики может оказаться непродуктивным.
Другим фактором, который может усугубиться с учетом расширения действия формальных и неформальных ограничений доступа российского корпоративного сектора к внешним финансовым рынкам либо быть расширенным следствием реализации указанного выше сценария падения цен на нефть, является усиление оттока капитала из российской экономики. Форсированное погашение внешнего долга компаний и банков и сохранение оттока капитала частного сектора в ближайшие годы на уровне, сопоставимом с 2014 годом, приведут к более выраженному снижению экономической активности (в результате падения инвестиционного и потребительского спроса в условиях сокращения прибыли и других доходов). Одновременно будет наблюдаться усиление рисков для ценовой и финансовой стабильности, в первую очередь из-за ослабления рубля и ухудшения ожиданий. При этом динамика обменного курса рубля может характеризоваться уменьшением чувствительности к изменениям внутренних процентных ставок, в том числе ключевой ставки Банка России, что в краткосрочном периоде может обусловить снижение действенности денежно-кредитной политики по данному каналу и препятствовать достижению целей по инфляции.
В указанных выше случаях денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В целях обеспечения устойчивости финансовой системы, сохранения доверия к ней и недопущения развития неблагоприятных вторичных эффектов изменения внешних условий, в том числе через ожидания субъектов экономики, Банк России будет готов использовать широкий спектр инструментов, включая возможные операции на внутреннем валютном рынке. Направленность денежно-кредитной политики будет определяться исходя из оценки характера замедления роста экономики, состояния финансовой системы, ожидаемого эффекта переноса динамики валютного курса и влияния снижения деловой активности на динамику потребительских цен. При этом важным фактором будет являться изменение инфляционных ожиданий. Если следование политике инфляционного таргетирования повысит доверие к способности Банка России обеспечивать достижение целевых ориентиров, при прочих равных условиях будет возможным поддержание более мягкой направленности денежно-кредитной политики.1
Банк России на регулярной основе будет осуществлять оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на решения в области реализации денежно-кредитной политики.
Глава 3. Реализация денежно – кредитной политики
3.1. Политика валютного курса 2014 года.
Банк России в январе-августе 2014 года продолжил осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, не устанавливая фиксированные ограничения на уровень курса национальной валюты или целевые значения его изменения. Как и в 2013 году, Банк России использовал в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США и 0,45 евро), диапазон допустимых значений стоимости которой задавался плавающим операционным интервалом. До 18.08.2014 ширина интервала составляла 7 рублей; 18.08.2014 Банк России осуществил симметричное расширение операционного интервала до 9 рублей.
Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты при нахождении стоимости бивалютной корзины в операционном интервале, причем внутри него выделялся «нейтральный» диапазон, в котором валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности курса рубля, не совершались. Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически, при достижении установленной величины накопленным бъемом операций Банка России, в расчет которого не включалась величина целевых покупок и продаж иностранной валюты.1
В условиях преобладания тенденции к ослаблению рубля по отношению к основным мировым валютам Банк России осуществлял в 2014 году значительные объемы валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса национальной валюты. Ограничение отдельными странами доступа ряда российских организаций к внешним финансовым рынкам стало дополнительным фактором увеличения напряженности на внутреннем валютном рынке и способствовало ухудшению возможностей банковского сектора по управлению краткосрочной валютной ликвидностью.
Банк России для смягчения указанных негативных воздействий с 17 сентября 2014 года ввел операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли с их последующей покупкой. Новый инструмент предполагает заключение Банком России сделок «валютный своп» на срок 1 день с расчетами «сегодня/завтра» и «завтра/послезавтра» в соответствующем сегменте торгов ОАО «Московская биржа». Учитывая вспомогательный характер указанных операций, Банк России лимитировал объемы сделок с расчетами «сегодня/завтра» и «завтра/послезавтра» величинами 1 и 2 млрд. долларов США соответственно. Процентные ставки по данным операциям были установлены на фиксированном уровне 7,00% годовых по рублевой части и 1,50% годовых по валютной части. Предоставление Банком России иностранной валюты носит временный характер и направлено на уменьшение рисков нарушения стабильного функционирования внутреннего финансового рынка.
По мере уменьшения волатильности на внутреннем валютном рынке Банк России продолжил постепенное повышение гибкости курсообразования рубля, снизив объем интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса рубля, во внутренних диапазонах операционного интервала суммарно на 200 млн. долларов США. 1
В результате корректировок внутри плавающего операционного интервала ширина диапазона, в котором Банк России не совершает валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности обменного курса рубля, увеличилась с 3,1 до 5,1 рубля (с учетом «технического» диапазона). Кроме того, Банк России уменьшил объем накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, до 1 млрд. долларов США. С 18.08.2014 Банк России произвел симметричное расширение плавающего операционного интервала с 7 до 9 рублей, установил объемы валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса рубля, во внутренних диапазонах операционного интервала равными 0 долларов США и снизил объем накопленных валютных интервенций до 350 млн. долларов США.
В результате перечисленных корректировок Банк России дальше не совершает валютные интервенции, направленные на сглаживание колебаний курса национальной валюты, при нахождении стоимости бивалютной корзины внутри операционного интервала. Как и прежде, при достижении стоимостью бивалютной корзины границ операционного интервала Банк России осуществляет интервенции без ограничения по объему до тех пор, пока стоимость бивалютной корзины не окажется внутри плавающего операционного интервала в результате изменения курсов рубля к доллару США и евро или сдвига границ операционного интервала согласно правилу.
3.2. Инструменты денежно-кредитной политики в 2015-2017 годах.
Банк России устанавливает ключевую ставку на основе среднесрочного макроэкономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по инфляции. Ключевая ставка определяет направленность денежно-кредитной политики и выступает в качестве ориентира для процентных ставок «овернайт» денежного рынка. Банк России стремится сблизить ставки денежного рынка и уровень ключевой ставки, устанавливая параметры своих операций. Решения Банка России в области применения и развития инструментов напрямую не зависят от варианта сценарных условий, исходя из которых Банк России устанавливает ключевую ставку, и принимаются на основе анализа и прогноза состояния ликвидности банковского сектора, а также особенностей функционирования российского денежного рынка.
В 2015-2017 годах ожидается увеличение структурного дефицита ликвидности банковского сектора на 0,3-0,8 трлн. рублей ежегодно. Потребность в рефинансировании будет формироваться прежде всего за счет роста наличных средств в обращении в среднем в размере 0,3-0,5 трлн. рублей.
Банк России продолжит реализацию мер по увеличению потенциала рефинансирования в рамках операций РЕПО. Расширение Ломбардного списка будет происходить за счет включения в него новых выпусков ценных бумаг, соответствующих установленным требованиям. Наряду с этим меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать развитию механизмов секьюритизации, которое должно происходить при активном участии кредитных организаций.1
В условиях прогнозируемого увеличения структурного дефицита ликвидности в 2015-2017 годах направления развития системы инструментов денежно-кредитной политики будут определяться двумя ключевыми факторами. С одной стороны, потребность банков в рефинансировании с высокой вероятностью будет расти быстрее, чем объем ценных бумаг в их портфелях. В целях снижения нагрузки на рыночное обеспечение Банк России продолжит наращивать объемы предоставления ликвидности с использованием других видов активов.
С другой стороны, рост задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования может привести к дальнейшему увеличению разрыва между срочностью их активов и пассивов. В этих условиях Банк России будет стремиться ограничить такое влияние структурного дефицита ликвидности на балансы кредитных организаций.
Банк России продолжит проведение операций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Применение данных инструментов позволит поддерживать задолженность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, проведение указанных операций рефинансирования позволит решить проблему, связанную с воздействием структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.
Основным инструментом рефинансирования на нестандартные сроки останутся ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. При необходимости Банк России может также проводить аналогичные операции на срок 12 месяцев. Максимальные объемы предоставления средств на кредитных аукционах будут устанавливаться таким образом, чтобы по возможности не допускать резких колебаний задолженности банков по данным операциям. В качестве вспомогательного инструмента Банк России будет применять операции постоянного действия на сроки от 2 до 549 дней под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Во взаимодействии с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать процедуры проведения операций на длительные сроки.
Банк России планирует дополнить систему инструментов денежно-кредитной политики операциями своп с золотом с использованием металлических счетов на сроки от 1 до 7 дней на аукционной основе и на срок 1 день по фиксированной процентной ставке. В настоящее время передача золота в залог по обеспеченным кредитам
Банка России предполагает его физическую поставку. Проведение операций своп с золотом с применением биржевых технологий будет способствовать повышению удобства использования данного вида обеспечения для кредитных организаций и увеличения потенциального объема рефинансирования.
Банк России также рассмотрит возможность введения операций «валютный своп» на аукционной основе на сроки от 1 до 7 дней, которые будут использоваться наряду с операциями РЕПО на аналогичные сроки для управления краткосрочными ставками денежного рынка.1
В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использования кредитов без обеспечения. Банк России будет применять данный инструмент, только если потенциал рефинансирования с помощью стандартных инструментов окажется исчерпанным. При возникновении потребности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и проводиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. В рамках базового варианта макроэкономического прогноза Банк России оценивает вероятность применения данного инструмента в предстоящий трехлетний период как минимальную.
Наряду с операциями рефинансирования и абсорбирования ликвидности важным элементом системы управления ставками денежного рынка являются обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения основных аукционных операций. Кроме того, Банк России продолжит постепенное повышение коэффициента усреднения обязательных резервов.
Это позволит банкам эффективнее адаптироваться к колебаниям уровня ликвидности, в том числе посредством перераспределения средств на межбанковском рынке, и будет способствовать снижению волатильности ставок денежного рынка.
Одновременно с развитием системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит реализацию мер в смежных областях в целях совершенствования операционной процедуры.
Банк России продолжит работу по повышению степени взаимной согласованности параметров проведения операций денежнокредитной политики, работы платежной системы и финансовых рынков. При этом Банк России будет уделять существенное внимание разработке комплекса мер по совершенствованию платежной инфраструктуры, в том числе синхронизации работы платежной системы и операций Банка России. Это будет способствовать расширению возможностей кредитных организаций по урегулированию внутридневного дисбаланса потоков, а также уменьшению воздействия крупных платежей на уровень ликвидности банковского сектора.
В целях сглаживания влияния на ликвидность банковского сектора сезонных тенденций, обусловленных главным образом неравномерностью расходования бюджетных средств, Банк России продолжит сотрудничество с Федеральным казначейством по вопросам управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России. Проведение Федеральным казначейством аукционов по размещению временно свободных средств на депозиты кредитных организаций будет способствовать повышению эффективности реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Данная практика хорошо зарекомендовала себя в последние годы.
Наряду с инструментами денежно-кредитной политики, воздействующими на экономику на агрегированном уровне, Банк России продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами. Банк России будет на постоянной основе осуществлять мониторинг результатов реализации указанных программ и в случае необходимости корректировать их параметры.
Банк России также введет новый механизм предоставления ликвидности («линий ликвидности») для банков, которым будут установлены нормативы краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III.
Банк России придает большое значение разъяснению кредитным организациям и другим участникам финансового рынка действующей операционной процедуры, а также особенностей применения инструментов денежно-кредитной политики. При этом важную роль будет играть наличие обратной связи с участниками рынка и возможность обсуждения с ними принимаемых Банком России решений. Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике будет способствовать формированию стабильных ожиданий относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улучшению переноса изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.1
Заключение.
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России.
Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.
Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:
Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
Итак, мы видим, что перед Центральным банком России стоит задача по улучшению и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.
Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.
Список использованной литературы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.