Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Курсовая работа: Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика [07.04.15]

Тема: Денежно-кредитная политика

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 61.28K | Скачано: 182 | Добавлен 07.04.15 в 17:38 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

Глава 1.    Теоретические аспекты денежно-кредитной политики  5

1.1.Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции 5  

1.2.Развитие экономики России и денежно-кредитной политики в 2014 году 9

Глава 2.Сценарии макроэкономического развития  на период 2015-2017 г.г  15

Глава3.  Реализация денежно – кредитной политики 20

3.1. Политика валютного курса 2014 года 20

3.2. Инструменты денежно-кредитной политики в 2015-2017 годах 22

 Заключение 28

 Список использованной литературы 30  

 

Введение.

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает некоторые проблемы денежно-кредитной политики и представляет сегодня для нас определенный интерес.1

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.1

Актуальность данного исследования определяется необходимостью разъяснения и описания ряда еще не решенных до конца проблем.

Основная цель: Описать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух частей: практической и теоретической части исследования, заключения, и списка использованных материалов.

Во введении дается обоснование темы, говорится о цели, задачах, ее актуальности, о материале исследования, о структуре работы.

В 1 главе – теоретической части исследования рассматриваются основные концепции денежно-кредитной политики.

Во 2 главе Сценарии макроэкономического развития  на период 2015-2017 г.г.

В 3 главе – исследование  реализации денежно – кредитной политики в 2014 году и перспективы развития в 2015-2017 годах.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики.

 

1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики. Основные концепции.

Одним из важнейших условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. 

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе­ме. Воздействие на макроэкономические процессы осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента – все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. 

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. 

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.1 

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом - с другой.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм.2

С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос и предложение денег. Теория активного государственного вмешательства в виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики благодаря активному стимулированию эффективного спроса созданаанглийским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, нашедшая отражение в главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Распространено понятие «кейнсианская революция», отражающее новые подходы в экономической теории: необходимость государственного вмешательства в экономику на макро уровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики.1

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению в уровне национального производства..

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики. Кредитно-денежная политика государства направлена на изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия на уровень инвестиций при помощи банковской ставки процента.

Кейнс рассматривал модель стимулирующей политики (снижение учетной ставки ради роста инвестиций).

Государство должно увеличивать свои расходы. Дефицит государственного бюджета, возникающий при такой политики, может покрываться кредитно-денежной эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими.

Формирование теории монетаризма в 60-70-х годах XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма М.Фридмен - лауреат Премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики».

Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком. Методология монетаризма заключается в том, что рынки в достаточной мере конкурентные, рыночная система без особого вмешательства государства способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность. Инструментами саморегулирования экономики являются гибкие цены, заработная плата и ставки процента.  Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;

 

1.2.Развитие экономики России и денежно-кредитной политики в 2014 году.

В 2014 году реализация Банком Рос­сии денежно-кредитной политики осуществлялась в нестандартных условиях. Собы­тия на Украине и санкции ряда стран против российской экономики оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем финан­совом рынке, в банковском и реальном сек­торах.

В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капита­ла с российского финансового рынка и ухуд­шения ожиданий экономических агентов от­носительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спро­са, которое наложилось на структурное за­медление экономического роста, начав­шееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 го­ду существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в «Основ­ных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уров­не около 2% в 2014 году, Банк России про­гнозирует замедление экономического роста в указанный период до 0,4%.

Одновременно в силу специфики дей­ствия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляци­онные риски существенно возросли. Курсо­вая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 - нача­ле 2014 года на фоне изменений в полити­ке Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания ин­фляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5% в июле с 6,1% в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа привели к ускорению роста по­требительских цен. Вместе с предполагае­мым воздействием на инфляционные ожи­дания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.

В этих условиях Банк России предпринял решительные действия. В целях ограниче­ния инфляционных рисков была существен­но повышена ключевая ставка. Наряду с вре­менным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвра­тить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, на­метившийся рост процентных ставок по руб­левым вкладам банков способствовал вос­становлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долла­ризации банковских вкладов.1

Проводимая  Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика соз­дает предпосылки для стабилизации курсо­вых и инфляционных ожиданий, восстанов­ления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на до­стижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4%.

В январе-августе 2014 года в мировой экономике продолжалось плавное восста­новление на фоне невысокого, хотя и посте­пенно растущего инфляционного давления. При этом ситуация оставалась неоднород­ной: темпы роста ВВП и инфляции в разных странах демонстрировали существенно раз­личную динамику.

Кроме того, в I квартале ряд негатив­ных факторов (прежде всего неблагопри­ятные погодные условия в США и опасения участников рынка насчет возможного дол­гового кризиса в Китае, меры властей стра­ны по сдерживанию роста закредитованности и цен на недвижимость) способствовали значительному снижению темпов роста ВВП во многих странах. Во II квартале темпы эко­номического роста в США и Китае повыси­лись. Однако замедление мировой эконо­мики в январе-марте оказалось достаточно сильным для того, чтобы прогнозы между­народных организаций относительно темпов роста мировой экономики в целом в 2014 году были снижены. В частности, прогноз Международного валютного фонда (МВФ) на 2014 год был снижен с 3,7 до 3,4%. Кро­ме того, экономика еврозоны продолжала замедляться во II квартале, а текущие инди­каторы деловой активности не позволяют го­ворить о ее ускорении в III квартале.

Несмотря на постепенный рост инфляци­онного давления в январе-августе 2014 го­да, уровень инфляции в странах - торговых партнерах России оставался низким по срав­нению со средними историческими значе­ниями вследствие слабой экономической активности. Годовая инфляция в странах - членах Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) в июле со­ставила 1,9%, что было выше, чем в начале года (1,7%). Базовая инфляция сохраняет­ся на уровне 1,9%. Однако общая стабиль­ность цен маскировала расходящиеся трен­ды в разных странах.

Темпы прироста цен в США в течение рассматриваемого периода ускорялись, к ав­густу темп инфляции за год достиг 1,7% (го­дом ранее - 1,5%). В еврозоне инфляция, напротив, продолжала нисходящий тренд, оставаясь на уровне значительно ниже целе­вого ориентира Европейского центрального банка (ЕЦБ). Так, к августу годовой прирост потребительских цен составил, по предвари­тельной оценке, 0,4% (годом ранее - 1,3%). В этих условиях ЕЦБ дважды за рассматрива­емый период, 11 июня и 10 сентября, сни­зил процентные ставки, а также ввел допол­нительные стимулирующие меры.1

Финансовые условия в январе-августе 2014 года для большинства развивающих­ся экономик смягчались. Долгосрочные про­центные ставки и показатели ожидаемой волатильности цен в странах с развитой эко­номикой снизились, индексы рынка акций выросли, несколько раз обновив историче­ский максимум. В этих условиях приток ка­питала на рынки развивающихся экономик восстанавливался, несмотря на то, что они демонстрировали слабую экономическую активность, валюты большинства развиваю­щихся стран с февраля укреплялись относи­тельно доллара США.

Сохранение мягкой денежно-кредитной политики ФРС США и дополнительные сти­мулирующие меры, введенные ЕЦБ, поддер­живают низкий уровень доходности на рын­ках заемного капитала в развитых странах.2

В 2014 году наблюдались более низкие темпы экономического роста, чем предпо­лагалось в рамках базового сценария в «Ос­новных направлениях единой государствен­ной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» (2%). В I и II кварталах 2014 года темпы прироста ВВП составили 0,9 и 0,8% к соответствующе­му периоду предыдущего года соответствен­но. Усиление неопределенности перспектив развития российской экономики привело к сокращению инвестиционного спроса при существенном увеличении оттока капитала с внутреннего финансового рынка.

Объем вложений в основной капи­тал в январе-августе 2014 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,5% (в январе-августе 2013 года - на 0,4%). Вклад валового накопления в прирост ВВП в первой половине 2014 года, по оценкам, был отрицательным. Сжатие ин­вестиционного спроса определило уменьше­ние объемов производства в строительстве (кроме жилищного).

В 2014 году Банк России осуществлял ре­ализацию денежно-кредитной политики по­средством управления краткосрочными став­ками денежного рынка: на протяжении всего периода однодневные ставки межбанков­ского кредитования преимущественно фор­мировались в рамках процентного коридора Банка России (ключевая ставка ±1 процент­ный пункт). В целом динамика ставок де­нежного рынка определялась прежде все­го изменениями ставок по операциям Банка России.

Динамика ставок и доходности на отдельных сегментах российского финансового рынка.

Снижение темпов роста кредитования экономики, являющегося основным источ­ником формирования денежной массы, ве­ло к замедлению роста денежных агрегатов. Наряду с указанным фактором этому способ­ствовало также изменение сальдо операций с внешним сектором, выразившееся в со­кращении чистых иностранных активов Бан­ка России вследствие проведения валютных интервенций в январе-апреле 2014 года, не компенсируемое ростом чистых иностран­ных активов кредитных организаций. Кро­ме того, в 2014 году остатки на бюджетных счетах в Банке России росли быстрее, чем в предшествующем году, вследствие чего чи­стые требования банковской системы к рас­ширенному правительству уменьшались.

В результате по состоянию на 1.08.2014 годовой темп прироста широкой денежной массы (агрегат М2Х) составил 9,0% против 15,7% на 1.01.2014 и 17,5% на 1.08.2013.

Замедление темпов роста денежной мас­сы сопровождалось изменением ее струк­туры. В условиях экономической неопреде­ленности и номинального ослабления рубля в начале 2014 года отмечался некоторый от­ток средств вкладчиков из банков в сочета­нии с перетоком средств вкладчиков из руб­левых депозитов в валютные. В результате долларизация депозитов населения, входя­щих в денежную массу, возросла с 19,4% на 1.01.2014 до 23,8% на 1.04.2014, дол­ларизация депозитов организаций за тот же период увеличилась с 22,2 до 28,0%. Начи­ная с апреля восстановился приток средств вкладчиков в российские банки, причем прирост средств на рублевых депозитах опе­режал прирост средств на валютных, что спо­собствовало постепенному снижению уровня долларизации депозитов. В этих условиях го­довой прирост агрегата М2 снизился с 14,6% на 1.01.2014 до 6,2% на 1.08.2014, достиг­нув минимального значения с 2010 года.1

 

Глава 2. Сценарии макроэкономического развития  на период 2015-2017 г.г.

 

Условия развития российской экономи­ки на предстоящий трехлетний период будут характеризоваться высокой неопределенно­стью. Прежде всего, она связана с внешними факторами, к которым относится возможное изменение геополитической ситуации, нео­пределенность относительно продолжитель­ности действия взаимных санкций и мас­штаба их влияния на российскую экономику. Помимо данного специфического фактора, существенная неопределенность сохраняется в отношении динамики традиционно значи­мых для России цен на нефть и другие энер­горесурсы, а также дальнейшей политики де­нежных властей крупнейших развитых стран, определяющей внешние финансовые усло­вия для России.

Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут опреде­ляться скоростью и последовательностью не­обходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений, связанных в том числе с небла­гоприятными демографическими тенденци­ями. Важный вклад в обеспечение устойчи­вого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, которое соз­даст условия для повышения производитель­ности экономики и увеличения эффективно­сти на уровне отдельных отраслей и рынков.

Ключевым условием для преодоления спада инвестиций является снижение экономиче­ской неопределенности и улучшение дело­вого климата.

В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансо­вой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономическо­го роста. В рамках реализации режима тар­гетирования инфляции Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ори­ентиров для экономики относительно уров­ня инфляции. Решения по денежно-кредит­ной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на ос­нове оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейше­го развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систе­му и экономику в целом.

Важным каналом сглаживания воздей­ствия негативных внешних тенденций на вну­треннюю экономическую активность станет возможность изменения курса рубля в со­ответствии с динамикой фундаментальных факторов курсообразования в условиях ре­жима плавающего валютного курса.1

Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики в пери­од 2015-2017 годов (варианты I, II и III), формирующие различные условия проведе­ния денежно-кредитной политики. В сцена­риях заложены различные предположения о развитии внешнеэкономической ситуации, в том числе с учетом возможных изменений параметров действия введенных в 2014 го­ду обоюдных санкций, внешних финансо­вых условий, а также цен на мировых рынках энергоносителей, определяющих динамику условий торговли. В части внутренних фак­торов все варианты исходят из предпосылки об инерционном характере роста российской экономики в ближайшие три года. Вместе с тем предпосылки относительно принима­емых правительством мер в области налого­вой политики различаются.

Вариант I, рассматриваемый в качестве базового, исходит из предпосылки о посте­пенном восстановлении мировой экономи­ки, незначительном снижении цен на нефть, а также разрешении геополитических про­блем и снятии в течение 2015 года большей части введенных в 2014 году взаимных санк­ций. Данный вариант не предполагает по­вышения налоговой нагрузки на экономи­ку. Отличие варианта II от варианта I состоит в предположении об ухудшении геополити­ческой обстановки, более длительном дей­ствии санкций, а также повышении на­логовой нагрузки на экономику. Вариант III предполагает наиболее негативные с точ­ки зрения реализации денежно-кредитной политики внешние и внутренние условия, включая стагнацию внешнего спроса и зна­чительное ухудшение условий торговли.

Банк России определяет параметры де­нежно-кредитной политики с учетом необ­ходимости обеспечения замедления инфля­ции до целевого уровня без создания рисков для устойчивости экономического роста. При принятии решений Банк России ориенти­руется на широкий спектр показателей, ха­рактеризующих инфляционное давление в экономике, прежде всего со стороны эконо­мической активности и состояния денежно­кредитной сферы.

Во всех рассмотренных сценариях воз­можна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляци­онную динамику и условия проведения де­нежно-кредитной политики.

В частности, рисками для достижения це­ли по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, традиционно отличающихся высокой вола­тильностью. Их краткосрочные изменения могут определяться факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сель­скохозяйственного года (урожая отдельных культур). Значительное влияние на ценовую динамику также могут оказать возможные изменения государственной тарифной и на­логовой политики.

Ускорение годовых темпов инфляции под действием указанных выше факторов, как правило, имеет краткосрочный харак­тер, то есть по мере его исчерпания на го­ризонте до одного - полутора лет происхо­дит соответствующее замедление инфляции. В этом случае уровень инфляции возвраща­ется на траекторию, соответствующую до­стижению целей в среднесрочном периоде, без дополнительного изменения направлен­ности денежно-кредитной политики. Вме­сте с тем важно учитывать влияние подобных факторов на динамику широкого круга це­новых показателей и инфляционные ожида­ния, в случае повышения которых ускорение инфляции может оказаться более продол­жительным и устойчивым.

 В случае действия указанных разовых факторов Банк России будет принимать решение о целесообраз­ности изменения направленности денежно­кредитной политики с учетом рисков для достижения среднесрочных целей по инфля­ции, принимая во внимание нежелатель­ность усиления волатильности финансовых и экономических показателей.

Существенным риском, реализация ко­торого может значительно повлиять на эко­номическую ситуацию и условия реализа­ции денежно-кредитной политики, может быть более глубокое снижение цен на нефть. В этом случае будет происходить, с одной сто­роны, ускорение темпов ослабления рубля, а с другой стороны - существенное снижение экономической активности, вплоть до отри­цательных темпов роста экономики. В случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить в том числе и структурный характер. В этих усло­виях стимулирование экономической актив­ности мерами денежно-кредитной политики может оказаться непродуктивным.

Другим фактором, который может усугу­биться с учетом расширения действия фор­мальных и неформальных ограничений доступа российского корпоративного сек­тора к внешним финансовым рынкам ли­бо быть расширенным следствием реализа­ции указанного выше сценария падения цен на нефть, является усиление оттока капитала из российской экономики. Форсированное погашение внешнего долга компаний и бан­ков и сохранение оттока капитала частно­го сектора в ближайшие годы на уровне, со­поставимом с 2014 годом, приведут к более выраженному снижению экономической ак­тивности (в результате падения инвестици­онного и потребительского спроса в услови­ях сокращения прибыли и других доходов). Одновременно будет наблюдаться усиление рисков для ценовой и финансовой стабиль­ности, в первую очередь из-за ослабления рубля и ухудшения ожиданий. При этом ди­намика обменного курса рубля может харак­теризоваться уменьшением чувствительно­сти к изменениям внутренних процентных ставок, в том числе ключевой ставки Банка России, что в краткосрочном периоде может обусловить снижение действенности денеж­но-кредитной политики по данному каналу и препятствовать достижению целей по ин­фляции.

В указанных выше случаях денежно-кре­дитная политика Банка России будет направ­лена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В целях обеспечения устойчи­вости финансовой системы, сохранения до­верия к ней и недопущения развития небла­гоприятных вторичных эффектов изменения внешних условий, в том числе через ожида­ния субъектов экономики, Банк России бу­дет готов использовать широкий спектр ин­струментов, включая возможные операции на внутреннем валютном рынке. Направлен­ность денежно-кредитной политики будет определяться исходя из оценки характера за­медления роста экономики, состояния фи­нансовой системы, ожидаемого эффекта пе­реноса динамики валютного курса и влияния снижения деловой активности на динамику потребительских цен. При этом важным фак­тором будет являться изменение инфляци­онных ожиданий. Если следование политике инфляционного таргетирования повысит до­верие к способности Банка России обеспечи­вать достижение целевых ориентиров, при прочих равных условиях будет возможным поддержание более мягкой направленности денежно-кредитной политики.1

Банк России на регулярной основе будет осуществлять оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на решения в области реализации денежно-кредитной политики.

 

Глава 3.  Реализация денежно – кредитной политики

3.1. Политика валютного курса 2014 года.

Банк России в январе-августе 2014 года продолжил осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающе­го валютного курса, не устанавливая фикси­рованные ограничения на уровень курса на­циональной валюты или целевые значения его изменения. Как и в 2013 году, Банк Рос­сии использовал в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США и 0,45 евро), диапазон допустимых значений стоимости которой задавался плавающим операцион­ным интервалом. До 18.08.2014 ширина интервала составляла 7 рублей; 18.08.2014 Банк России осуществил симметричное рас­ширение операционного интервала до 9 руб­лей.

Механизм курсовой политики предпола­гал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты при нахожде­нии стоимости бивалютной корзины в опе­рационном интервале, причем внутри него выделялся «нейтральный» диапазон, в кото­ром валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности курса рубля, не совершались. Корректировка границ опе­рационного интервала осуществлялась автоматически, при достижении установленной величины накопленным бъемом операций Банка России, в расчет которого не включа­лась величина целевых покупок и продаж иностранной валюты.1

В условиях преобладания тенденции к ослаблению рубля по отношению к основ­ным мировым валютам Банк России осу­ществлял в 2014 году значительные объе­мы валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса националь­ной валюты. Ограничение отдельными странами до­ступа ряда российских организаций к внеш­ним финансовым рынкам стало дополнитель­ным фактором увеличения напряженности на внутреннем валютном рынке и способ­ствовало ухудшению возможностей банковского сектора по управлению краткосрочной валютной ликвидностью.

Банк России для смягчения указанных негативных воздей­ствий с 17 сентября 2014 года ввел операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли с их последующей покупкой. Новый инструмент предполагает заключение Бан­ком России сделок «валютный своп» на срок 1 день с расчетами «сегодня/завтра» и «зав­тра/послезавтра» в соответствующем сег­менте торгов ОАО «Московская биржа». Учи­тывая вспомогательный характер указанных операций, Банк России лимитировал объемы сделок с расчетами «сегодня/завтра» и «зав­тра/послезавтра» величинами 1 и 2 млрд. долларов США соответственно. Процентные ставки по данным операциям были установ­лены на фиксированном уровне 7,00% го­довых по рублевой части и 1,50% годовых по валютной части. Предоставление Банком России иностранной валюты носит времен­ный характер и направлено на уменьшение рисков нарушения стабильного функциони­рования внутреннего финансового рынка.

По мере уменьшения волатильности на внутреннем валютном рынке Банк Рос­сии продолжил постепенное повышение гибкости курсообразования рубля,  снизив объем интер­венций, направленных на сглаживание ко­лебаний курса рубля, во внутренних диапа­зонах операционного интервала суммарно на 200 млн. долларов США. 1

В результате кор­ректировок внутри плавающего операци­онного интервала ширина диапазона, в ко­тором Банк России не совершает валютные интервенции, направленные на сглажива­ние волатильности обменного курса руб­ля, увеличилась с 3,1 до 5,1 рубля (с уче­том «технического» диапазона). Кроме того, Банк России уменьшил объем накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интерва­ла на 5 копеек, до 1 млрд. долларов США. С 18.08.2014 Банк России произвел симме­тричное расширение плавающего операци­онного интервала с 7 до 9 рублей, установил объемы валютных интервенций, направлен­ных на сглаживание колебаний курса рубля, во внутренних диапазонах операционного интервала равными 0 долларов США и сни­зил объем накопленных валютных интервен­ций до 350 млн. долларов США.

В результате перечисленных корректировок Банк России дальше не совершает валютные интервен­ции, направленные на сглаживание коле­баний курса национальной валюты, при на­хождении стоимости бивалютной корзины внутри операционного интервала. Как и пре­жде, при достижении стоимостью бивалют­ной корзины границ операционного интер­вала Банк России осуществляет интервенции без ограничения по объему до тех пор, пока стоимость бивалютной корзины не окажет­ся внутри плавающего операционного ин­тервала в результате изменения курсов руб­ля к доллару США и евро или сдвига границ операционного интервала согласно правилу.

 

3.2.    Инструменты денежно-кредитной политики в 2015-2017 годах.

 Банк России устанавливает ключевую ставку на основе среднесрочного макро­экономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по инфляции. Ключе­вая ставка определяет направленность де­нежно-кредитной политики и выступает в ка­честве ориентира для процентных ставок «овернайт» денежного рынка. Банк России стремится сблизить ставки денежного рын­ка и уровень ключевой ставки, устанавливая параметры своих операций. Решения Бан­ка России в области применения и развития инструментов напрямую не зависят от вари­анта сценарных условий, исходя из которых Банк России устанавливает ключевую ставку, и принимаются на основе анализа и прогно­за состояния ликвидности банковского секто­ра, а также особенностей функционирования российского денежного рынка.

В 2015-2017 годах ожидается увели­чение структурного дефицита ликвидности банковского сектора на 0,3-0,8 трлн. руб­лей ежегодно. Потребность в рефинанси­ровании будет формироваться прежде всего за счет роста наличных средств в обращении в среднем в размере 0,3-0,5 трлн. рублей.

Банк России продолжит реализацию мер по увеличению потенциала рефинансиро­вания в рамках операций РЕПО. Расшире­ние Ломбардного списка будет происходить за счет включения в него новых выпусков ценных бумаг, соответствующих установлен­ным требованиям. Наряду с этим меры Бан­ка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать раз­витию механизмов секьюритизации, которое должно происходить при активном участии кредитных организаций.1

В условиях прогнозируемого увеличе­ния структурного дефицита ликвидности в 2015-2017 годах направления развития системы инструментов денежно-кредитной политики будут определяться двумя ключе­выми факторами. С одной стороны, потреб­ность банков в рефинансировании с высо­кой вероятностью будет расти быстрее, чем объем ценных бумаг в их портфелях. В це­лях снижения нагрузки на рыночное обеспе­чение Банк России продолжит наращивать объемы предоставления ликвидности с ис­пользованием других видов активов.

С дру­гой стороны, рост задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирова­ния может привести к дальнейшему увели­чению разрыва между срочностью их акти­вов и пассивов. В этих условиях Банк России будет стремиться ограничить такое влияние структурного дефицита ликвидности на ба­лансы кредитных организаций.

Банк России продолжит проведение опе­раций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, пору­чительств, золота. Применение данных ин­струментов позволит поддерживать задол­женность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежно­го рынка. Кроме того, проведение указанных операций рефинансирования позволит ре­шить проблему, связанную с воздействием структурного дефицита ликвидности на сроч­ность пассивов кредитных организаций.

Основным инструментом рефинанси­рования на нестандартные сроки останутся ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке. При необходимости Банк России мо­жет также проводить аналогичные операции на срок 12 месяцев. Максимальные объемы предоставления средств на кредитных аукци­онах будут устанавливаться таким образом, чтобы по возможности не допускать резких колебаний задолженности банков по дан­ным операциям. В качестве вспомогательно­го инструмента Банк России будет применять операции постоянного действия на сроки от 2 до 549 дней под залог нерыночных ак­тивов, поручительств, золота. Во взаимо­действии с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать проце­дуры проведения операций на длительные сроки.

Банк России планирует дополнить си­стему инструментов денежно-кредит­ной политики операциями своп с золотом с использованием металлических счетов на сроки от 1 до 7 дней на аукционной осно­ве и на срок 1 день по фиксированной про­центной ставке. В настоящее время переда­ча золота в залог по обеспеченным кредитам

Банка России предполагает его физическую поставку. Проведение операций своп с золо­том с применением биржевых технологий бу­дет способствовать повышению удобства ис­пользования данного вида обеспечения для кредитных организаций и увеличения потен­циального объема рефинансирования.

Банк России также рассмотрит воз­можность введения операций «валют­ный своп» на аукционной основе на сроки от 1 до 7 дней, которые будут использоваться наряду с операциями РЕПО на аналогичные сроки для управления краткосрочными став­ками денежного рынка.1

В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использо­вания кредитов без обеспечения. Банк Рос­сии будет применять данный инструмент, только если потенциал рефинансирования с помощью стандартных инструментов ока­жется исчерпанным. При возникновении по­требности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и про­водиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем акти­вов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. В рамках базового варианта макроэкономического прогноза Банк России оценивает вероятность применения данного инструмента в предстоящий трехлетний пе­риод как минимальную.

Наряду с операциями рефинансирова­ния и абсорбирования ликвидности важным элементом системы управления ставками де­нежного рынка являются обязательные ре­зервные требования. В 2015 году Банк Рос­сии планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резер­вов с графиком проведения основных аук­ционных операций. Кроме того, Банк России продолжит постепенное повышение коэффи­циента усреднения обязательных резервов.

Это позволит банкам эффективнее адапти­роваться к колебаниям уровня ликвидности, в том числе посредством перераспределе­ния средств на межбанковском рынке, и бу­дет способствовать снижению волатильности ставок денежного рынка.

Одновременно с развитием системы ин­струментов денежно-кредитной полити­ки Банк России продолжит реализацию мер в смежных областях в целях совершенство­вания операционной процедуры.

Банк России продолжит работу по повы­шению степени взаимной согласованности параметров проведения операций денежно­кредитной политики, работы платежной си­стемы и финансовых рынков. При этом Банк России будет уделять существенное внима­ние разработке комплекса мер по совершен­ствованию платежной инфраструктуры, в том числе синхронизации работы платежной си­стемы и операций Банка России. Это будет способствовать расширению возможностей кредитных организаций по урегулированию внутридневного дисбаланса потоков, а так­же уменьшению воздействия крупных пла­тежей на уровень ликвидности банковского сектора.

В целях сглаживания влияния на ликвид­ность банковского сектора сезонных тенден­ций, обусловленных главным образом не­равномерностью расходования бюджетных средств, Банк России продолжит сотрудни­чество с Федеральным казначейством по во­просам управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России. Проведе­ние Федеральным казначейством аукцио­нов по размещению временно свободных средств на депозиты кредитных организа­ций будет способствовать повышению эф­фективности реализации денежно-кре­дитной и бюджетно-налоговой политики. Данная практика хорошо зарекомендовала себя в последние годы.

Наряду с инструментами денежно-кре­дитной политики, воздействующими на эко­номику на агрегированном уровне, Банк Рос­сии продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стиму­лирования отдельных сегментов кредитно­го рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами. Банк России будет на постоянной основе осуществлять монито­ринг результатов реализации указанных про­грамм и в случае необходимости корректи­ровать их параметры.

Банк России также введет новый меха­низм предоставления ликвидности («линий ликвидности») для банков, которым будут установлены нормативы краткосрочной лик­видности в соответствии с требованиями Ба­зеля III.

Банк России придает большое значе­ние разъяснению кредитным организаци­ям и другим участникам финансового рын­ка действующей операционной процедуры, а также особенностей применения инстру­ментов денежно-кредитной политики. При этом важную роль будет играть наличие об­ратной связи с участниками рынка и воз­можность обсуждения с ними принимаемых Банком России решений. Повышение уров­ня понимания и доверия к проводимой по­литике будет способствовать формирова­нию стабильных ожиданий относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улуч­шению переноса изменений в уровне ста­вок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что являет­ся важнейшим элементом трансмиссионно­го механизма денежно-кредитной политики.1

 

Заключение.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России.

Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.

Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.

Итак, мы видим, что перед Центральным банком России стоит задача по улучшению и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.

Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 10 июля 2002] // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2001. N 86-ФЗ
  2. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: Теория и Российская практика: Учебник Общая редакция Грязновой А.Г.- М.: КноРус, 2011.- 68 с.
  3. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 448 с.
  4. Зверьков А. И. Эффективность денежно-кредитной политики РФ в современных условиях. Монография. - Оренбург: Белфорт - принт, ГОУ ВПО ОГУ, 2012. - 88 с.
  5. Ларцев М.И. Денежно-кредитная политика развитых стран: современные направления развития. XXIII Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 2010, 0,1 п.л.
  6. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. Одобрено Советом директоров Банка России6.11.2014
  7. Российский статистический ежегодник. 2014 год: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2013.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 61.28K
Скачано: 182
Скачать бесплатно
07.04.15 в 17:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Отзывы о работе:

Друзья спасибо за курсовую работу реально выручили.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ