Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Финансовые отношения и финансовая система

Финансовые отношения и финансовая система [07.05.15]

Тема: Финансовые отношения и финансовая система

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Реферат | Размер: 97.08K | Скачано: 267 | Добавлен 07.05.15 в 09:56 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

Теоретический вопрос. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов. 3

Эссе на тему: Особенности фискальной политики в России на современном этапе. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет России. 11

Контрольные тестовые задания. 16

Список использованной литературы.. 17

 

Теоретический вопрос. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и струк­тура. Сущность, виды и функции налогов

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств,  различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России состоит из централизованных и децентрализованных финансов (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы РФ

Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений. Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня).

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использование фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распредели­тельных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

В состав централизованных (государст­венных) внебюджетных фондов входят:

- Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности.

Фонд социального страхования Российской Федерации – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемых как в территориальном, так и в отраслевом разрезе. Средства фонда предназначены для выплаты различных пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания фи­нансовых ресурсов на его проведение.

Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

- социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

- целевого использования средств этих фондов;

- оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

- новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

- финансирования территориальных нужд.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и кон­трольную функции.

Распределительная функция выражается в перераспределении че­рез внебюджетные фонды части национального дохода в пользу оп­ределенных социальных слоев населения.

Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о воз­никших отклонениях в производственном либо социальном процессе.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Государственный кредит представляет собой особу форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

В современном обществе налоги – неотъемлемое звено экономических отношений. Законодательно определение налога дано в статье 8 Налогового кодекса РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения,  налоги классифицируются на федеральные, региональные и местные налоги.

В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения,  налоги классифицируются на федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам, согласно ст. 13 Налогового кодекса относятся:

- налог на добавленную стоимость;

 - акцизы;

 - налог на доходы физических лиц;

 - налог на прибыль организаций;

 - налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

 - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

 - государственная пошлина.

В состав региональных налогов входят:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц (ст.15 НК РФ).

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

 

Эссе на тему: Особенности фискальной политики в России на современном этапе. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государ­ственный бюджет России

Под фискальной политикой понимается политика государства, в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью их воздействия на экономику.

Одним из основных направлений фискальной политики сегодня - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. Однако, здесь новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.

Сейчас в России основную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы.

С целью снижения налоговой нагрузки на инновационные предприятия предусматриваются следующие мероприятий: корректировка ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование; модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ порядка ведения налогового учёта расходов на НИОКР; создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, «единое окно» постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам; передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и др.

Следует отметить принятые в 2012 г. поправки в НК РФ о реформировании специальных налоговых режимов. При рассмотрении проекта удалось сохранить до 2018 г. действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек.

Торгово-промышленная палата также поддержала в 2012 г. пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Это было сделано, чтобы нивелировать некоторые их издержки в связи с вступлением России в ВТО.

Россия предприняла на ближайшие три года налоговый маневр. Он заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. А вот налоги «на престижное потребление» и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить.

Министерство промышленности и торговли утвердило формулу определения стоимости роскошных автомобилей для расчета транспортного налога. Он рассчитывается умножением налоговой ставки, которая зависит от лошадиных сил автомобиля, на коэффициент роскоши, зависящий от года выпуска и стоимости машины.

С 2015 г. платить налог за квартиру россияне теперь будут по новой схеме - его рассчитают по кадастровой стоимости. Сильнее всего изменения почувствуют владельцы дорогой недвижимости, а также жители старых домов. Все льготы сохранены, но предоставляться будут только на один объект недвижимости.

Характерными проблемами налоговой системы РФ являются:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия - ставка отчислений во внебюджетные фонды - 30 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для малых предприятий ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

Должен быть введен институт налогообложения нераспределенной прибыли, который боролся бы с уклонением от уплаты налогов. Этот институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у ее участников российских предприятий.

Надо существенно снизить налоги на малые обрабатывающие и инновационные предприятия и на производителей ширпотреба, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившими нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда выгода от неуплаты налогов не сможет компенсировать потери в случае разоблачения, и предприятия выйдут из «тени». Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т. п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку. Расчеты показывают, что потери на первом этапе в зависимости от выбора стимулируемых отраслей не превысят 1-2 % сегодняшних поступлений в бюджет; затем неминуем рост поступлений за счет увеличения налоговой базы. Одновременно решаются проблемы занятости и демографии.

3.  Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

Совершенствовать налоговую систему так же необходимо путем сближения бухгалтерского и налогового учета.

Полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчетности. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов.

 

Контрольные тестовые задания

1. Под налогом как экономической категорией понимают:

а) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

б) постоянно существующие экономические отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

в) отношения между государством, с одной стороны, и физиче­скими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

г) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

 

2. Налоговая система представляет собой:

а) совокупность налогов, установленных законом, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законода­тельства;

б) совокупность налогов, установленных законом, а также прин­ципов, форм и методов их установления, изменения и отмены;

в) совокупность налогов, установленных законом;

г) совокупность налогов, установленных законом, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

 

Список использованной литературы

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  2. Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и современный мир. - 2010. - № 4. - С.79
  3. Алешкевич И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения // Экономика и управление. – 2008. – №1.- С. 63.
  4. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева 3.А. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ТК Велби, КноРус, 2009. - 384 с.
  5. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 367 с.
  6. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. - М., 2010. - 178 с.
  7. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации.- М: ЮНИТИ, 2009. – 367 с.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник// Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 512 с.
  9. Финансы: Учебник // Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 703 с.
  10. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 382 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 97.08K
Скачано: 267
Скачать бесплатно
07.05.15 в 09:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе