Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Финансовые отношения и финансовая система

Финансовые отношения и финансовая система [30.10.14]

Тема: Финансовые отношения и финансовая система

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 122.71K | Скачано: 295 | Добавлен 30.10.14 в 18:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание:

Введение  3

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Сущность, виды и функции налогов  4

2. Особенности фискальной политики в России на современном этапе. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет
России 10

Контрольные тестовые задания 13

Заключение 15

Список использованных ресурсов 16

 

Введение

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность и структуру современной финансовой системы, а также раскрытие сущности налогов и особенностей фискальной политики РФ на сегодняшний день.

 

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и струк­тура. Сущность, виды и функции налогов.

Необходимым элементом рыночной экономики являются денежные отношения, складывающиеся между экономическими субъектами. В системе данных отношений особое место занимает подсистема финансовых отношений. Финансы – одна из наиболее сложных экономических категорий, важнейший элемент хозяйственного механизма современного общества. Субъектами финансовых отношений являются предприятия, домашние хозяйства и государство. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.

Признаками финансов являются:

  1. отношения ,предполагающие отсутствие эквивалентного обмена;
  2. фондовый характер отношений.

Финансовые отношения – это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

При созданий, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно – правового статуса. Финансовые отношения возникают в определённых социально – экономических условиях, формирующихся в результате развития общества. Сущность финансовых отношений – формирование, распределение и использование денежных доходов.

Целями финансовых отношений предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

1)  централизованные (публичные) финансы – система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы, централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации – это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти;

2) децентрализованные финансы – форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Также финансовая система подразделяется на четыре подсистемы:

1) финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности);

2) финансы домашних хозяйств;

3) государственные финансы;

4) муниципальные финансы.

Центральным звеном финансовой системы РФ является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между отраслями, территориями и сферами народного хозяйства.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Первая форма проявления сущности налогов— это денежные взно­сы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Мини­мальный размер налогового бремени определяется суммой расхо­дов государства на выполнение его основных функций: управление, оборону, суд, охрану правопорядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Сейчас налоги – важнейший источник средств государственно­го бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффек­тивное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяет воздействовать на динамику и структу­ру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития науч­но-технического прогресса, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально – экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

1) фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

2)  регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

1.  объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению;

2. субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое лицо или юридическое лицо;

3.  источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

4.  ставка налога – величина налога с единицы объекта налога (%).

5. единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица);

Различают два основных вида налогов:

1. прямые – взимаются с конкретного физического или юридического лица. Эта категория включает подоходный налог, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные взносы), налог на собственность (земля и другая недвижимость).

2.  косвенные налоги – налоги на товары и услуги. Например, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги), на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносят на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этим налогом. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста доходов.

Налоги – это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально – экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

 

2. Особенности фискальной политики в России на современном этапе. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государ­ственный бюджет России.

Фискальная политика государства – это важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Важная особенность российской налоговой политики — очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствием этого является отсутствие возможность самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.

По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35—40%  прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10—15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения (в порядке убывания приоритетности):

  1. тяжелое налоговое бремя,
  2. сложное финансовое состояние предприятий;
  3. недостаточно знание налогового законодательства;
  4. преступный умысел предпринимателей;
  5. нежелание выполнять свои обязанности перед государством;
  6. причем последнее отнесено к области российского менталитета.

Таким образом, можно утверждать, что в экономическом плане система российских налогов выполняет свои функции неудовлетворительно.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

 1) отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

2) огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снизилась после введения единого социального налога);

3) отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

4) неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне можно выделить следующие недостатки:

 1) расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;

2) ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;

 3) исключительная множественность налогов;

4) противоречивость и запутанность много численных инструкций и разъяснений Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Налоговая политика изначально формировалась с акцентом на фискальные цели. Позиция бизнеса никого не интересовала. Определяя сферу, в которой законодательство в наибольшей мере несовершенно, более 90% руководителей отмечают налоги и обязательные платежи. Большинство руководителей в качестве недостатков налоговой системы, затрудняющих работу предприятий, отмечают большое число налогов (более 60%), нечеткость документов и частые изменения в налогообложении (примерно 50—55%), а также чрезмерную величину совокупных налоговых выплат (примерно 45—48%).

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

Таким образом, налоговая система и налоговая политика Российской Федерации далеки от совершенства. Необходима рационализация налогообложения.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она строится на основе предвидения ситуации, быстрые меры не всегда дают должную эффективность, поэтому  очень важно при применении инструментов фискальной политики знать, каковы будут их последствия. Правильное построение экономических рычагов управления государства приведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

Контрольные тестовые задания

1. Под налогом как экономической категорией понимают:

а) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

б) постоянно существующие экономические отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

в)    отношения между государством, с одной стороны, и физиче­скими и юридическими лицами – с другой, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обя­зательном порядке части его стоимости в распоряжение государства;

г) постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

Ответ: а)

Я считаю, что данное определение наиболее полно характеризует определение налога. Юридические и физические лица обязаны отдавать государству определенную долю собственной прибыли (доход от сдачи земли в аренду, заработная плата). Из этого следует, что налог является возмещением затрат государства на создание условий для получения прибыли физическими и юридическими лицами.

 

2. Налоговая система представляет собой:

а)    совокупность налогов, установленных законом, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законода­тельства;

б)   совокупность налогов, установленных законом, а также прин­ципов, форм и методов их установления, изменения и отмены;

в)   совокупность налогов, установленных законом;

г)  совокупность налогов, установленных законом, а также систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Ответ: а)

Я считаю, что данный вариант ответа даёт более полное и  достоверное представление о налоговой системе. Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.  В основных законах страны (например, в Конституции РФ, ст. 3) сказано о том, по какому принципу и в какой форме взимаются налоги, в каких случаях предусмотрена их отмена, а также о том, как обеспечивается уплата налогов гражданами.

 

Заключение

 

В ходе данной контрольной работы мы раскрыли сущность и структуру современной финансовой системы, а также изучили сущность налогов и особенности фискальной политики РФ на сегодняшний день.

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Мы выяснили, что Финансовая система состоит из трех основных звеньев:

  1. государственный бюджет;
  2. местные бюджеты,
  3. внебюджетные фонды.

 Главным ядром финансовой системы является государственный бюджет.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги служат, во – первых, главным источником пополнения доходов государства, во – вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. В связи с этим создание эффективной системы налогообложения является одной из важных задач любого государства.

 

Список использованных ресурсов

Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с.

Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 202 с.

Макроэкономика: Учеб. пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 127 с.

Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М., 2008. – 682 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 122.71K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
30.10.14 в 18:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе