Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации [04.11.07]

Тема: Финансовая система Российской Федерации

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 33.25K | Скачано: 319 | Добавлен 04.11.07 в 05:17 | Рейтинг: +39 | Еще Курсовые работы


Содержание:

Введение 2

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 3

2. Сущность, виды и функции налогов 10

3. Особенности финансовой политики в Российской Федерации 21

Практикум 27

Заключение 28

Список использованной литературы 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая структура любого общества не может функцио­нировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государ­ством и различными слоями населения, между регионами и от­дельными государствами. Такие денежные потоки отражают про­цессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, ак­ционерными обществами, агропроизводителями, институтами куль­туры и т.д.)- Через финансовый механизм государство (правитель­ство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций фи­нансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии не­гативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют сни­жение издержек производства предприятий и повышение их кон­курентоспособности на мировом рынке, формируют структуру про­изводства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансо­вых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отношений происходит одновремен­но с развитием товарно-денежных отношений в целях обслужива­ния потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью.

 

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Финансовая система - фор­ма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводст­венного процесса по распределению и перераспределению совокупного общест­венного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов  экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений под­разделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутрен­ний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных ра­ботников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъ­ектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспредели­тельного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные до­ходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов эконо­мических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для ис­пользования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного обще­ственного продукта представляет собой финансовый механизм, который вклю­чает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие форми­ровать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулиро­вания и планирования финансовых отношений, способов формирования и ис­пользования финансовых ресурсов».

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных фи­нансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы орга­низаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие фор­мирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяй­ствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного са­моуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них име­ет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый ме­ханизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъек­тов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных под­систем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы до­машних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (ча­стные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использова­ния денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и клас­сификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены в приложении.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, по­скольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджет­ные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем на­правляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих органи­заций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финан­сам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, произво­дятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финан­совой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаи­модействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, ис­пользуемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредни­ков в США приведены в приложении.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в форми­ровании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также го­сударственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюд­жетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюдже­тов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собствен­ности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: феде­ральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а так­же наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная  система  Российской  Федерации  также  включает  три  уровня: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты  субъектов   Российской   Федерации   (региональныебюджеты)   и бюджеты   региональных   (территориальных)   государственных   внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципаль­ные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджет респуб­лик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов об­ластей; (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включа­ют: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов го­родских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разра­батываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источни­ков, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть исполь­зованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдель­ных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положе­нии основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидиро­ванные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъек­тов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюд­жет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, об­разуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой по­ловине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов со­ставляло около сорока.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономиче­ского назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономическо­го назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджет­ные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с ре­гиональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причи­ну можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджет­ных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного фи­нансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных иссле­дований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях эко­номики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муници­пальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Не­обходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответ­ственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирова­ние и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюд­жетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансо­вых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер. Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно от­личаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при госу­дарственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все иму­щество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федераль­ной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муници­пальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых высту­пают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, междуна­родными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Россий­ской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приво­дит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привле­каемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международ­ных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных об­разований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финан­сово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кре­диты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным ко­дексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут высту­пать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные уни­тарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указан­ных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюд­жетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и воз­мездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кас­совых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

 

2. Сущность, виды и функции налогов

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появле­нием, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от ста­дии экономического развития общества, породившего соответствующее государ­ство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под сбором понимается обязатель­ный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого являет­ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государст­венными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченны­ми органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налого­плательщику со стороны государства, требование обязательности налогового пла­тежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля ча­стной собственности (в денежной форме) становится государственной или му­ниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличива­ются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (пла­тельщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйствен­ных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление ка­ких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учрежде­ниями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявле­ний о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкрота­ми); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их житель­ства); отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носи­тель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложе­ния, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При опреде­ленных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является про­изводитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для об­ложения налогом.

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он все­гда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчисле­нии налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации тако­вым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложе­ния выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может уста­навливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По сво­ему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указывают­ся в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отноше­ние уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога,' исчисленная на весь объект налога за опреде­ленный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада нало­га и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнооб­разные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предос­тавление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Важными для понимания налоговых отношений являются также следующие понятия.

Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникнове­нием, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующие порядок исчисления, взима­ния, отмены налога; сроки уплаты; льготы; ответственность плательщиков; по­рядок обжалования действий налоговых органов.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических и организационно-правовых отношений, выражающая принудитель­но-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридиче­ских и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):

-  исчисление   фиксированной   процентной   надбавки   к   цене   реализации (классические примеры — налог с оборота и налог с продаж);

-  исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (на­ пример, в Российской Федерации в соответствии со ст.  193 Налогового кодекса  РФ  большинство  ставок  акцизов  устанавливаются  в  рублях с единицы измерения объекта);

- исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагае­мую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций). В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

Кадастровый, т. е. на основе кадастра — реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.); этот способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложе­нию (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализа­ции налогообложения.

Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие у источни­ка выплаты дохода.  Классический  пример — исчисление  и удержание  налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современной России главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность за полноту и своевременность удержания и уплаты налога).

Декларационный.   Изъятие  налога  после   получения  дохода  субъектом   и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах. Нало­говые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания на­ лога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (напри­мер, такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящими­ся носителями налога).

Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владель­цев автотранспортных средств).

Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к упла­те налог (например, налог на вмененный доход предприятий).

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (приложение 3).

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые называ­лись «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне ос­новное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государст­ва, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31 де­кабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и  субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и не­ возможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. 

Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Об­служивание государственного долга за счет бюджета потребует повышения на­логов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пи­рамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко под­твердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов раз­личных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждо­го налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходи­мость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Контрольную функцию налогов было бы неверно ото­ждествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговы­ми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контроль­ной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявля­ется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридиче­скими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на эконо­мические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализа­ции этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реали­зуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на измене­ние какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть раз­делены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная па выведение из-под налогооб­ложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень­шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им рас­ходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, на­правляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты прини­мают следующие формы:

-  снижение налоговой ставки;

-  сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);

-  возврат ранее уплаченного налога или его части;

-  отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный нало­говый кредит);

-  зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) на­туральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные ме­роприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккуму­лируемых государством и предназначенных для восстановления израсходован­ных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их во­влечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К та­кого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользова­ния объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный на­лог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределитель­ной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкрет­ных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц преду­сматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощенная систе­ма функций налогов:

- фискальная, на базе которой образуются государственные и муниципаль­ные денежные фонды;

- экономическая,   через   которую  стимулируются   или   сдерживаются  темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накопление капита­ла, расширяется или сужается платежеспособный спрос;

- социальная,   на   основе   которой   происходит   некоторое   «выравнивание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

- природоохранная, призванная сохранять и приумножать природные ресур­сы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юриди­ческих и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоход­ные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потреб­ление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Кос­венные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекла­дываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); (в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке на­следования или дарения, на сделки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) на потребление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможен­ную границу (импортные и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: (а) отно­симые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; (б) относимые на себестоимость (издержки) продукции; (в) относимые на фи­нансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физи­ческих лиц); (г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложе­ния: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспре­делительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налого­обложения — подушное. В Российской империи для содержания армии в мир­ное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего до­хода или долю имущества; т. с. налог уплачивается сообразно средствам каждо­го. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. II НК РФ).

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

- простая поразрядная профессия, суть которой состоит в том, что для об­щего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

- простая относительная прогрессия, при которой для общего размера нало­говой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждо­го разряда определяются различные ставки. По такой системе, в частно­сти,  построена логика подоходного  налогообложения  граждан  США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимости от разряда облагаемого до­ хода   ставки   изменяются   следующим   образом:   15% — 28% — 33% — 28%;

- сложная профессия, при которой налоговая база разделена на налоговые раз­ ряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зави­сит от общего размера налоговой базы. В частности, по такой системе уплачи­вался подоходный налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, рефессивным является вся­кое косвенное налогообложение. Приведем пример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в цене которых кос­венные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купив­ший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавли­вает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обез­личиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступаю­щие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегуляр­ными.

 

3. Особенности финансовой политики в Российской Федерации

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участ­вуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современ­ной России, в силу особенностей ее конституционного строя, при­оритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях (в соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию оп­ределяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рам­ках этого послания с целью реализации основных направлений раз­вития экономики и обеспечения социальной стабильности в обще­стве. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принима­ет закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет ис­полнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо до­биться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой по­литике.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально – экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика, как часть системы управления финанса­ми, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ог­раничены, и функции органов власти субъектов Федерации в фи­нансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как чле­ны Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Финансовая политика – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

За рубежом финансовая политика – деятельность органов государственной власти в области государственных доходов и расходов, однако экономическое содержание финансовой политики заключается в единстве 3-х составных частей:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансовых отношений, которая должна основываться на требованиях экономических законов, состояния экономики и целевых установок развития общества.

2) определять основные направления использования финансов на перспективу, долгосрочную, среднесрочную и краткосрочный период, исходя из поставленных основных целей.

3) разработка необходимого комплекса мероприятий и мер, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика — это совокупность методологических прин­ципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возмож­ности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организа­цией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах: управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов; общность функций всех финансовых учреждений;  общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финан­совой политики, т.е. управления финансами, являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяй­ства; соответствие интересам всех членов общества; использование экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий на осно­ве реальных возможностей.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что: налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объ­ектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; основой  налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов; косвенные  налоги целесообразно вводить для  ограничения  потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной па увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

Практикум

Рассчитать доходы и расходы главного звена финансовой системы любой
страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд
денежных единиц, трансферты - 20 млрд, проценты по обслуживанию
госдолга, составляющего 40 млрд, - 10 % годовых, налоговые поступления
- 100 млрд денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и
почему?

Доходы бюджета составляют 100млрд.ден.ед.

Расходы бюджета составляют 74 млрд.ден.ед. (50+20+10%*40/100)

100-74=26млрд.ден.ед.

Бюджет страны профицитен, т.к. его доходы превышают расходы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей курсовой работы подведу итоги всему выше изложенному.

Финансовая система включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих  и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы  формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная  сумма  денежных средств.

Совокупность государственных мер по оптимизации  и развития экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.  Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Базылев Н. И., Гурко С. П., Муталимов Г. и др., Экономическая теория: учебник, Под ред. М.: БГЭУ, 2000.
  2. Боди З., Мертон Р. Финансы / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.
  3. Булатов А. С. Экономика: Учебник. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: изд – во БЕК, 1997
  4. Видяпина В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: изд – во Рос. Экон. Акад., 2000.
  5. Сомоев Р. Г.Общая теория налогов и налогообложения. – М.: Экспертное бюро, 2000.
  6. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. Учебник для вузов. М.: Изд – во «АСА», 1998.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+39
Размер: 33.25K
Скачано: 319
Скачать бесплатно
04.11.07 в 05:17 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе