Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Финансовая система и финансовая политика государства

Финансовая система и финансовая политика государства [15.03.09]

Тема: Финансовая система и финансовая политика государства

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Реферат | Размер: 32.47K | Скачано: 466 | Добавлен 15.03.09 в 17:39 | Рейтинг: +16 | Еще Рефераты


Содержание

Введение 2

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура 4

2. Сущность, виды и функции налогов 12

3. Особенности финансовой политики в Российской Федерации 18

Практикум 25

Заключение 27

Литература 29

 

Введение

Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отно­шений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм госу­дарство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния нацио­нальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важ­ные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей. Финансо­вая политика обеспечивает  баланс финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе и от бюджетной системы к отраслям национальной экономи­ки. Финансовая политика охватывает целый комплекс инструментов, позволяющих осуществлять эффективное государственное регулирование. Содержание и цели  финансовой политики обусловлены социально- экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Для успешного решения всех этих задач необходимы средства, которые поступают в государственный бюджет в виде налогов. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работода­телями. Кроме того, все коммерческие и государственные организа­ции, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Денежный оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственной деятельности. Это область финансо­вых отношений, или финансов. Финансовые отношения - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью.

Различают финансы государства,  хозяйствующих субъектов, населения.

Государственные финансы — важнейшая часть финансовых от­ношений общества. Они связаны с формированием и использовани­ем государственных денежных фондов. Государство в качестве источ­ников пополнения казны помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, со­зданных в частном секторе, в виде обязательных платежей.

Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами (населением). Экономическая или финансовая возможность этих финансовых отношений определяется через счета прибыли и убытков, через возможности взаиморасчетов, ис­ключающих бартерные сделки.

Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, рас­ходную  - различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют как бы отложенный спрос населения, хранятся в банках и образуют важный внутренний инвестиционный ресурс.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур, и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем развитее рыночные отношения, чем сложнее и разнообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Финансовая система состоит из трех основных звеньев:

- государственный бюджет, точнее, бюджет центрального (федерального) правительства;

- местные бюджеты;

- внебюджетные фонды.

Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет -  годовой финансовый план расходов государств и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и от­вечает требованию жить по средствам. Расходная часть государственного бюджета предполагает обес­печение затрат государства на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструкту­ры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Доходная часть государственного бюджета формируется в ос­новном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых госу­дарством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет — это подоходный налог с насе­ления (до 80 %).

Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета - показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных  планов экономического роста, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует  повышение спроса на факторы производства, инновационную технику, рабочую силу. Все это ускоряет экономическую динамику, импульсирует рост промышленного и аграрного производства, занятость и улучшение условий жизнеобеспечения. За счет государственных финансов решаются многие социальные вопросы и проводятся программы по борьбе с бедностью, защиты окружающей  среды, организации производства экологически чистых товаров и благ. Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту. В свою очередь военные расходы выступают импульсом к развитию многих отраслей промышленности, и, прежде всего точного машиностроения, оптики, производства космических средств связи и слежения.

Государственный бюджет образует централизованный фонд де­нежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты  социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финан­сирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Вторым по своему значению финансовым звеном является сис­тема местных финансов.  Местные бюджеты — бюджеты штатов, земель, субъектов Фе­дерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объе­мы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтер­риториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает  значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджет­ных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%. Местные финансы охватывают ши­рокую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фон­дов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные нало­говые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно под­тверждены, с тем, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тес­но взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и со­вокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель и т.д.).

К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Большинство государственных фондов формируется для содер­жания и финансирования производственной и социальной инфра­структуры. Крупнейшими являются фонды социального страхо­вания: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработи­це, переквалификации кадров и т.д.

В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Расходная часть бюджета, характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономи­ческих процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, без­возвратный характер. Безвозвратное предоставление государствен­ных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджет­ным финансированием. Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает по­рядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, по­ступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета.

Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года). В случае если расходы превышают доходную часть в  общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит по установившимся международным стан­дартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренни­ми и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда). В случае, когда доходы превышают расходы возникает профицит бюджета.

В сложных экономических ситуациях, в которых может оказаться государство, правительство прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.

Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ве­дет к "проеданию" оборотного капитала и амортизации, раскручи­вает спираль "цена—оплата труда", обесценивает сбережения на­селения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии де­нег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка (Центрального банка) от ис­полнительной власти. В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство. Такая стабилизационная функция Центрального банка должна быть зафиксирована в Конституции или специальном законе.

Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централи­зованных денежных ресурсов образует финансовую политику госу­дарства. Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повыше­нию производительности труда, росту качества жизни людей. В це­лом финансовая политика призвана осуществлять распределитель­ные,  мобилизационные и контрольные функции:

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредото­чиваются огромные ресурсы, расходование которых может существен­но повлиять на развитие общества.

Распределительная функция предполагает концепцию формиро­вания денежных средств в государстве через различные каналы по­ступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет го­сударственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирую­щих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные  казначейства, Центральный банк и другие органы.

К числу финансовых учреждений можно отнести Министерство финансов с его подразделениями, государственное казначейство, Государственную налоговую службу и финансовые службы предприятий. Каждая из этих служб, работая самостоятельно, выполняет общую задачу обеспечения консолидированного бюджета.

Возникшие финансовые отношения в сфере материального производства составляют основу всех финансов страны. Прочность финансовой системы в материальном производстве определяет прочность всей финансовой системы, в том числе стабильность работы непроизводственной сферы. Данная сфера  на основе бюджетного финансирования в основном связана с социально-бытовым обслуживанием: жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, ряд других отраслей непроизводственной деятельности, здравоохранение, образование, культура.

Финансы предприятий сферы материального производства всех форм собственности, финансы предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы составляют единую взаимосвязь финансовой системы и характеризуют экономический потенциал региона. Для определения его ежегодно составляют сводный финансовый баланс, который отражает взаимосвязь формирования, распределения и использования всех финансовых ресурсов территорий.

 

2. Сущность, виды и функции налогов

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на эко­номику, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично мо­гут быть найдены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной эконо­мике основной производственной единицей является не государствен­ное, а частное предприятие. Для формирования государственных ре­сурсов правительство изымает также часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его ин­ститутам является налогом. Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают  не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в гос­бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динами­ку социального экономического развития общества.

Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода субъекта.

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Налоги издавна служили основным источником для формирования денежных ресурсов государства, и поэтому внимание экономистов все­гда привлекали вопросы теории налогообложения.

Основные принципы налогообложения:

- наличие минимального дохода, не облагаемого подоходным налогом;

- изменение величины налога в зависимости от величины дохода;

- наличие и величина предельной ставки налога взимаемого с достаточно больших доходов;

- санкции за сокрытие и неуплату налогов;

- налоговые льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов;

- организация учета и контроля доходов при взимании налогов.

В настоящее время в основном налоги зависят от тех выгод, которые получает налогоплательщик от государства и от получаемого дохода.

При необходимости решать более сложные проблемы государство увеличивает налоги, но при этом необходимо помнить, что увеличение налога на прибыль предприятий за определенными пределами сокращает базу налогообложения, сокращает объемы производства. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

- объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

- субъект налога -  это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

- налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

- срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и, который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

- правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных  в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоги выполняют следующие функции:

-  фискальная, сущность, которой состоит в финансировании госу­дарственных расходов, необходимых для выполнения государством его функций в рыночной экономике;

- социальная, предполагающая поддержание социального равнове­сия посредством уменьшения разрыва между доходами различных соци­альных групп населения. Для реализации данной функции используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наи­менее социально защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повы­шенное налогообложение предметов роскоши;

- регулирующая, смысл которой состоит в том, что государство осуществляет антициклическое регулирование, проводит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д.

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юриди­ческих и с физических лиц.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц

- единый социальный налог;

-  налог на прибыль организаций;

-  налог на добычу полезных ископаемых;

-  водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

-  транспортный налог.

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок:

- Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на едини­цу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.);

- Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

- Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;

- Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются и используются для общегосударственных целей. Специальные налоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые в бюджете.

Налоговая система любого государства по своей сути не статич­на, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста. Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вме­шательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ос­лабление вмешательства — с их снижением.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Интересы общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровни заинтере­сованности в налогах у них также будут различаться. Интересы госу­дарства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе сво­его функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствую­щую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения "идеальной" суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки - неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

3. Особенности финансовой политики в Российской Федерации

 

Финансовая политика – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участ­вуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современ­ной России, в силу особенностей ее конституционного строя, при­оритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию оп­ределяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рам­ках этого послания с целью реализации основных направлений раз­вития экономики и обеспечения социальной стабильности в обще­стве. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально – экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной па увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Российская  экономика эволюционирует под влиянием множества внутренних и внешних факторов, базовых основ развития, например смещения отраслевой структуры экономики в топливно-сырьевую сферу, неразвитости институтов рыночной экономики. Немаловажным или самым важным является многорегиональная структура страны с характерными для каждого региона социально-экономи­ческими особенностями.  Бюджетная система России имеет кроме государственного и местного бюджетов, еще и промежуточные звенья – бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения изменились. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоя­тельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Терри­ториальные органы власти стали самостоятельно определять на­правления использования бюджетных ресурсов. Были внесены из­менения в формирование территориальных бюджетов. В выше­стоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по еди­ной методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий. Основу составляют пять фондов:

- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации: образуется в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов и распределяется между регионами в соответствии с утвержденной методикой;

- Федеральный фонд софинансирования социальных расходов: распределение средств из этого фонда предусматривается на субсидии по частичному возмещению расходов бюджетов субъектов по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, обеспечению социальной поддержки репрессированным лицам и т.д.;

- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов:

формируется для реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашения и обслуживания долговых обязательств, развития  социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов;

- Федеральный фонд регионального развития: предусмотрен для оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового  и бюджетного законодательства в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. А также ранжируется выделение средств на возмещение убытков от содержания объектов  ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления;

- Федеральный фонд компенсаций: распределение его средств происходит с учетом нормативов финансовых затрат на субсидии по обеспечению мер социальной поддержки для лиц, награжденных «Почетный донор России (СССР)», оплату услуг ЖКХ отдельным категориям  граждан и на регистрацию актов гражданского состояния в зависимости от численности этих категорий, а также на выполнение соответствующих полномочий.

Проблема российской экономики в том, что неуклонно утверждается ее сырьевая ориентация. Сырьевые экспортеры, а не денежные власти определяют внутренний денежный и кредитный рынок, массу денег и границы внутреннего валютного (денежного) оборота, а финансовые власти способствуют закреплению струк­турно-отраслевой деформации экономики на перспективу. Другая сторона проблемы - усиление зависимости российской экономики от импорта продукции не только массового потребления, но и наукоемкой! Усиление зависимости бюджетной и денежно-кредитной политики от экспо­ртно-сырьевой ориентации экономики и притока валюты на внутренний рынок нашло отражение в предопределенности выбора инструментов их реализации - выведении части денежного капитала в форме так называемого стабилизационно­го фонда с внутреннего на внешний финансовый рынок.

В отечественной экономике директивно осуществляется политика сокращения финансового потенциала государства. Перспективы эконо­мического роста связываются с деятельностью частного бизнеса без уче­та его ограниченных возможностей. Причем жесткая ограничительная бюджетная политика проводится не только в отношении федерального бюджета, но также региональных и местных бюджетов. Проводимый в России тип финансовой политики условно можно назвать либераль­но-монетаристским.

Для России в настоящее время гораздо важнее обеспечения сбалан­сированности бюджета переломить тенденцию замедления экономиче­ского роста путем государственного стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики. В действительности практика бюджетного планирования свидетельствует о многократном за последние годы сокращении финан­сирования государственной поддержки НТП.

Сокращение государственных расходов как следствие сдерживания финансово-бюджетного потенциала сказывается как на финансовом поло­жении государственного сектора и бюджетной сферы, так и на общей ди­намике уровня жизни населения. Вопреки приоритетной задаче снижения уровня бедности политика правительства до 2008 г. предусматривает по­следовательное снижение темпов роста реальных доходов населения. Возникает вопрос: кому же достаются результаты экономического роста?

В целях преодоления негативных тенденций в социальной политике необходимо усилить социальную функцию финансовой политики, пре­вратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыноч­ной экономики России.

Новшеством в отечественной бюджетной политике является созда­ние в системе функционирования федерального бюджета стабилизаци­онного фонда как фактора обеспечения устойчивости федерального бюд­жета к воздействию неблагоприятной экономической конъюнктуры. Опыт таких стран, как Чили, Венесуэла, Норвегия свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профильный экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно соз­дание стабилизационного фонда. Вместе с тем с созданием стабилизационного фонда в России реали­зуется стремление правительства к занижению доходов бюджетной сис­темы, что позволяет ограничивать бюджетные расходы. Фактически дан­ный фонд пока является резервом правительства, не предназначенным для использования внутри страны на модернизацию и поддержку эконо­мического роста российской экономики.

Процесс преобразований в нашей стране продолжается. В сред­несрочной перспективе должны быть созданы условия для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддер­жания устойчиво высоких темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкурен­ции и повышения эффективности государственного управления. Основные социально-экономические реформы будут направле­ны на повышение качества жизни граждан через проведение реформ в образо­вании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере.

Консолидированный Бюджет Российской Федерации с 2005-2007 гг.¹)

( миллиардов рублей)

Доходы

2005

год

2006

год

2007

год

Расходы

2005

год

2006

год

2007

год

Всего:

8579,6

10625,8

13250,7

Всего:

6820,6

8375,2

11245,8

из них:

 

 

 

из них:

 

 

 

налог на прибыль организаций

1332,9

1670,6

2172,0

На общегосударственные вопросы:

754,3

827,4

1166,7

налог на  доходы физических лиц

707,1

930,4

1266,6

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

239,2

202,6

175,2

единый социальный налог

436,5

614,2

656,7

на национальную оборону

581,8

683,4

834,0

Налог  на добавленную стоимость:

 

 

 

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

585,2

714,1

864,4

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1025,8

924,4

1390,6

На национальную экономику:

764,2

948,9

1560,4

на товары, ввозимые на территорию РФ

446,5

586,7

871,1

из нее на топливо и энергетику

10,5

18,1

33,5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

 

на сельское хозяйство и рыболовство

78,6

110,8

147,0

производимым на территории РФ

236,1

253,3

288,2

на транспорт

250,5

412,1

580,7

ввозимым на территорию РФ

17,6

17,3

26,2

на связь и информатику

13,8

20,3

36,8

налоги на совокупный доход

77,5

110,0

141,8

на прикладные научные исследования в области национальной экономики

39,5

47,2

62,9

налоги на имущество

253,1

310,9

411,2

на другие вопросы в области национальной экономики

319,2

267,6

589,9

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

928,6

1187,3

1235,1

на жилищно-коммунальное хозяйство

471,4

631,7

1101,4

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

53,9

28,8

--------------

на социально-культурные мероприятия

3642,0

4546,4

5692,3

доходы  от внешнеэкономической деятельности

1680,9

2306,3

2408,3

 

 

 

 

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

255,8

352,5

525,0

 

 

 

 

Платежи при пользовании природными ресурсами

73,0

94,4

82,4

 

 

 

 

Безвозмездные поступления

22,1

21,6

17,7

 

 

 

 

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

59,1

79,5

112,3

 

 

 

 

Профицит бюджета:

1759,0

2250,6

2004,9

 

 

 

 

  1. . gks.ru – Госкомстат России. Российский статистический ежегодник

По данным Федерального казначейства. Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов

 

Практикум

Рассчитайте доходы и расходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд денежных единиц, трансферты – 20 млрд, проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд, - 10% годовых, налоговые поступления – 100 млрд денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и почему?

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами

Доходы

млрд. ден.ед.

Расходы

млрд. ден.ед.

Налоговые поступления

 

100

1. Государственные расходы

50

2. Трансферты

20

3. Проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд. – 10% годовых

4

Итого

100

Итого

74

Бюджет = доходы – расходы = 100млрд. – 74млрд. = 26млрд.

В результате доходы государственного бюджета превышают расходы на

26 млрд. денежных единиц. А отсюда следует, что государственный бюджет профицитен, так как доходы превышают расходы. Это идеальное исполнение государственного бюджета – полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

 

Заключение

Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и взаи­мозависимость характера и эффективности финансовой и экономической политики. Эта взаимозависимость реализуется с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой зако­нодательства, программированием и прогнозированием социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов, кредитно-денежными учреждениями.

Укрепление финансовой системы в эко­номике требует более полного учета возможностей финансово­го рынка для активизации инвестиционной деятельности путем соз­дания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необхо­димо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.

Финансовая система включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих  и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы  формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная  сумма  денежных средств.

Надежность финансовой системы в эко­номике имеет огромное социально-экономическое значение. Состояние финансовой системы затрагивает материальные ин­тересы каждого члена общества, ущемление которых с неотвра­тимостью вызывает серьезные негативные политические, соци­альные и экономические последствия, способные расшатать ос­новы общества.

 

Литература

  1. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой – М.: ЮНИТИ,2000
  2. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Юткиной Т.Ф. – М.: ИНФРА-М,1998
  3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002
  5. Экономическая теория: Учебное издание / Под ред. И.П. Николаевой – М.: Финстатинформ, 1997
  6. Экономическая теория: Учебник – Изд-е испр. и доп. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2006
  7. Экономическая теория: Учебник 2-е изд-е переработ. и доп./ Под ред. Океанова З.К. – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2005
  8. . gks.ru – Госкомстат России. Российский статистический ежегодник

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+16
Размер: 32.47K
Скачано: 466
Скачать бесплатно
15.03.09 в 17:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе