Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »
Тема: Финансовая система общества, ее состав
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 76.22K | Скачано: 289 | Добавлен 18.10.12 в 23:16 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2012
Содержание
1. Введение 3
2. Финансовая система, ее состав 4
3. Заключение 12
4. Тесты 13
5. Практическое задание 15
6. Список литературы 21
Введение
В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми участниками экономического процесса требование высоких знаний в области финансов.
Финансовые отношения характеризуются общими чертами:
Эти отношения создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику. Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья финансовой системы.
Таким образом целью данной работы является рассмотрение финансовой системы и ее состав.
Финансовая система
«Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений – взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.»
Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые категории имеют определенные признаки: функции, задачи, роль, цель функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим инструментом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.
Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.
Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.
Управление финансовыми звеньями осуществляется специальными институтами. На общегосударственном уровне к ним относятся комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, финансово-контрольный аппарат Администрации Президента РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему службы.
На уровне субъектов Федерации функционируют комиссии по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и финансовые институты исполнительных органов, аналогичные федеральным.
У хозяйствующих субъектов вопросами финансов занимается финансово-бухгалтерская служба. В домашнем хозяйстве финансовыми потоками управляет либо глава этого хозяйства, либо специально выделенный его член.
Рис. 1. Финансовая система РФ
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Состав финансовой системы
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
I. «Общественные финансы» – денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей. Общественные финансы обеспечивают движение финансовых потоков между налогоплательщиками и бюджетом, между бюджетом и населением, а также между юридическими и физическими лицами, добровольно передающими свои финансовые средства некоммерческим общественным фондам для решения общественных задач.
1. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
2. «Государственные и муниципальные финансы» – денежные отношения, возникающие в связи с формированием и использованием денежных фондов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, для выполнения возложенных на них функций.
По каналам государственных и муниципальных бюджетов и государственных и территориальных внебюджетных фондов проходит примерно 70% всех финансовых ресурсов, созданных Российской Федерации.
За счет этих средств осуществляется финансирование:
3. «Государственный кредит» - отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.
Государственный кредит дает возможность органам власти привлекать временно свободные средства юридических и физических лиц для использования их в качестве дополнительного источника финансирования государственных и муниципальных расходов, а также для покрытия бюджетного дефицита.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.
4. Финансы государственных внебюджетных фондов являются разновидностью государственных финансов. Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. В 1991 году они были выделены из государственного бюджета, и на их основе созданы специальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования населения. Источником формирования этих фондов являются обязательные платежи (взносы) работодателей и средства бюджетов. Средства этих фондов находятся в государственной собственности и контролируются государственными органами власти. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
5. Финансы государственных и муниципальных предприятий являются частью государственных финансов, так как учредителями этих предприятий являются государственные и муниципальные органы власти и финансы таких предприятий являются собственностью органов власти.
6. Финансы государственных и муниципальных бюджетных организаций входят в состав государственных финансов, так как эти организации создаются государственными и муниципальными органами власти для производства общественных благ, предоставление которых населению оплачивается в основном за счет средств бюджетной системы.
7. Финансы некоммерческих организаций являются составной частью общественных финансов. Финансовые ресурсы таких организаций формируются на добровольной основе за счет взносов юридических и физических лиц. Цель этих фондов - предоставлять населению общественные блага, развивать культуру, науку, искусство, науку, оказывать поддержку обществу в решении социальных, культурных, научных проблем.
II. «Финансы хозяйствующих субъектов» – денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание и использование полученных доходов.
1. Финансы коммерческих организаций. В процессе формирования и использования денежных средств коммерческих организаций возникают финансовые отношения между этими организациями и бюджетами и внебюджетными фондами; кредитной системой и страховыми организациями; хозяйствующими субъектами, населением. Коммерческие организации являются главным источником формирования налоговых доходов бюджетной системы. От финансового состояния коммерческих организаций в решающей степени зависит состояние всей финансовой системы.
2. Финансы финансовых посредников являются составной частью финансов хозяйствующих субъектов. Они создаются в процессе деятельности специализированных организаций, входящих кредитную систему страны, связанной с аккумуляцией денежных средств и инвестированием их в основном в отрасли национальной экономики. В состав кредитной системы входят:
3. Финансы домашних хозяйств. Домашнее хозяйство – важнейший элемент национальной экономики. В домашнем хозяйстве потребляется подавляющая часть ВВП. Источником доходов домашних хозяйств являются: заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с личным имуществом и денежными накоплениями в финансово-кредитной сфере. Расходы домашних хозяйств включают: личные потребительские расходы (на приобретение товаров, оплату услуг); уплату налогов; формирование сбережений и денежных накоплений. Объем денежных доходов и расходов населения превышает 20 трлн. руб. в год, или свыше 60% ВВП.
Все это предопределяет важность финансов домашнего хозяйства в финансовой системе страны.
Заключение
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.
Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.
Таким образом, состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер – совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики – ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
8.1. Тесты.
8.1.1. При помощи чего осуществляются расходы бюджета?
а) бюджетные резервы
б) бюджетные субвенции
в) бюджетные потоки
г) бюджетное финансирование +
8.1.2. Какая из перечисленных функций принадлежит финансам?
а) учетная
б) контрольная +
в) социальная
г) распределительная +
д) оценочная
8.1.3. Какая из классификаций расходов федерального бюджета отражает предоставление средств по целевым направлениям?
а) функциональная
б) экономическая +
в) воспроизводственная
г) ведомственная
8.2. Тесты
8.2.1. Заемщик при государственном кредите – это…
а) государство в лице его органов +
б) домашнее хозяйство
в) государственные и унитарные предприятия
г) юридические лица
8.2.2. Основными источниками доходов федерального бюджета являются…
а) кредиты и займы
б) налог с продаж, земельный налог, налог на имущество физических лиц
в) НДС, налог на прибыль +
г) государственные и таможенные пошлины
8.2.3. В чем заключается основной признак отличия внутренних государственных займов Российской Федерации от внешних?
а) кредиторы
б) инвесторы
в) место размещения
г) доходность
д) валюта займа +
Практическое задание
Таблица
Статья доходов бюджета
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
||||||||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % |
|
Социальная политика |
110,4 |
10,88 |
- |
97,8 |
8,19 |
-11,41 |
259,3 |
12,15 |
165,13 |
170,6 |
7,27 |
-34,21 |
Образование |
15,1 |
1,49 |
- |
24,8 |
2,08 |
64,24 |
65,0 |
3,04 |
162,10 |
100,6 |
4,29 |
54,77 |
Здравоохранение |
18,9 |
1,86 |
- |
34,2 |
2,86 |
80,95 |
31,9 |
1,49 |
-6,72 |
45,6 |
1,94 |
42,95 |
Расходы Бюджета |
1014,2 |
100 |
- |
1193,5 |
100 |
17,68 |
2134,0 |
100 |
78,80 |
2345,6 |
100 |
9,91 |
ВВП, трлн. руб. |
4000 |
- |
- |
5350 |
- |
33,75 |
7750 |
- |
44,86 |
10950 |
- |
41,49 |
Инфляция, % |
11 |
* |
* |
14 |
* |
* |
15 |
* |
* |
16 |
* |
* |
Решение:
Удельный вес элемента = ( S элемента / общая S ) * 100%
1999 год:
социальная политика = 110,4/1014,2*100%=10,88%
образование = 15,1/1014,2*100%=1,49%
здравоохранение = 18,9/1014,2*100%=1,86%
расх. бюджета = 1014,2/4000*100% = 25,35%
2000 год:
социальная политика = 97,8/1193,5*100%=8,19%
образование = 24,8/1193,5*100%=2,08%
здравоохранение = 34,2/1193,5*100%=2,86%
расх. бюджета = 1193,5/5350*100% = 23,31%
2001 год:
социальная политика = 259,3/2134,0*100%=12,15%
образование = 65,0/2134,0*100%=3,04%
здравоохранение = 31,9/2134,0*100%=1,49%
расх. бюджета = 2134,0/7750*100% = 27,53%
2002 год:
социальная политика = 170,6/2345,6*100%=7,27%
образование = 100,6/2345,6*100%=4,29%
здравоохранение = 45,6/2345,6*100%=1,94%
расх. бюджета = 2345,6/10950*100% = 21,42%
Рассчитаем каждый из расходов в отдельности в целом относительно ВВП. Для этого статью доходов бюджета (социальная политика; образование; здравоохранение) разделим на ВВП и умножим на 100%.
Рассчитаем темпы прироста по формуле:
ТПР 1999г.= *100%
Темпы роста за 1999 год рассчитать нельзя, потому что в таблице нет показателя за 1998 год. Поэтому рассчитаем темпы прироста за 2000, 2001, 2002 год и полученные расчеты занесем в таблицу.
ТПР соц.политика 2000г.= * 100% = 11,41%
ТПР образование 2000г.= * 100% = 64,24%
ТПР здравоохранение 2000г. = * 100% = 80,95%
ТПР расх. бюдж. 2000г. = * 100% = 17,68%
ТПР ВВП 2000г.= * 100% = 33,75%
ТПР соц. политика 2001г. = * 100% = 165,13%
ТПР образование 2001г. = * 100% = 162,10%
ТПР здравоохранение 2001г. = * 100% = - 6,72%
ТПР расх. бюдж. 2001г. = * 100% = 78,80%
ТПР ВВП 2001г. = * 100% = 44,86%
ТПР соц. политика 2002г. = * 100% = - 34,21%
ТПР образование 2002г. = * 100% = 54,77%
ТПР здравоохранение 2002г. = * 100% = 42,95%
ТПР расх. бюдж. 2002г. = * 100% = 9,91%
ТПР ВВП 2002г. = * 100% = 41,29%
< >Если рассматривать расходы бюджета в целом, то видно, что они росли в течение всех лет с 1999 года по 2002 год. Так в 2000 году по сравнению с 1999 годом они выросли с 1014,2 млрд. руб. до 1193,5 млрд. руб. и темп их прироста составил 17,68%. В 2001 году темп прироста был значительно больше и составил 78,80%, а в 2002 году расходы также выросли, но уже не так значительно, и их рост составил 9,91%. Что касается отдельных статей расходов, то расходы на социальную политику в 2000 году снизились на 11,41% (с 110,4 млрд. руб. до 97,8 млрд. руб.), тогда как в 2001 году их темп прироста был намного более значительным и составил 165,13% (с 97,8 млрд. руб. до 259,3 млрд. руб.), а в 2002 году, наоборот, снизился на 34,21% или с 259,3 млрд. руб. до 170,6 млрд. руб. Из этого можно сделать вывод, что к 2001 году в стране сложилась такая ситуация, которая потребовалась наибольшего вклада в социальную политику. Рост расходов на образование был наиболее значительным в 2001 году и составил 162, 10%. В 2000 году их рост составил 64,24%, а в 2002 году снизились расходы до 54, 77%. Рост расходов по здравоохранение в 2000 году был значительным и составил 80,95%, но в 2001 году рост расходов снизился на 6,72% и в 2000 году темп прироста был самым значительным, чем в остальные года, что и требовало повышение расходов в этой сфере.Доля бюджетных расходов относительно ВВП изменялась с каждым годом. Так в 1999 году она составляла 25,35%, а в 2000 году снизилась до 23,31%. Тогда как в 2001 году рост доли бюджетных расходов относительно ВВП составил 27,53%, но в 2002 году снова снизился до 21,42%. Все годы среди статьей наибольшая доля бюджетных расходов относительно ВВП приходилась на социальную политику, хотя ее уровень колебался. Так, в 1999 году доля данных расходов составляла 10,88%, в 2000 году – 8,19%, затем наблюдался рост их доли относительно ВВП в 2001 году – 12,15%, а после – в 2002 году снижение - 7,27%. Следующими по своей доле относительно ВВП идут расходы на образование. Здесь был постоянный рост. Т.е. в 1999 году она составляла 1,49%, затем увеличилась до 2,08%, затем в 2001 году снова увеличилась до 3,04% и в 2002 году доля расходов составила 4,29%. Наименьший удельный вес относительно ВВП приходился на расходы здравоохранение. Они также колебались в течение всего отчетного периода. В 1999 году они составляли 1,86%, в 2000 году повысилась до 2,86%, а затем опять снизилась до 1,49% и в 2002 году выросли до 1,94%.Если бюджетные расходы в целом росли постоянно в течение отчетного периода, то уровень ВВП имел несколько другие изменения. Так, в 2000 году бюджетные расходы увеличились на 17,68%, в тоже время наблюдался и рост ВВП на 33,75%. В 2001 году ситуация изменилась. Расходы значительно выросли, их темп прироста составил 78,80% и уровень ВВП тоже увеличился до 44,86%. В 2002 году темп прироста составил 9,91%,но рост ВВП снизился до 41,49%. Чтобы рассчитать темпы роста расходов по каждым статьям нужно: уд. вес = (статья/ВВП) *100%. В 1999 году темп роста относительно ВВП в социальной политике составлял 10,88%, а темп роста расходов составлял 2,76%, в 2000 году ВВП снизился до 8,19% и темп расходов тоже упал до 1,82, затем в 2001 году наблюдался рост ВВП – 12,15% и темп роста расходов – 3,34%, а потом в 2002 году опять понижение: ВВП – 7,27%, а темп роста расходов – 1,55%.Темпы роста ВВП и темпы роста расходов на образование с каждым годом росли. В 1999 году ВВП составлял 1,49%, темп роста расходов составлял 0,37%, в 2000 году оба роста увеличились, ВВП увеличился до 2,08%, а темп роста расходов до 0,46%, в 2001 году ВВП снова увеличился до 3,04%, темп роста расходов до 0,83% и в 2002 году рост ВВП увеличился до 4,29%, а темп роста расходов до 0,91%. В здравоохранении темпы роста ВВП и темпы роста расходов колебались с каждым годом. В 1999 году темп роста относительно ВВП составил 1,86%, а темп роста расходов составил 0,47%, в 2000 году в обоих ростах наблюдался рост, ВВП до 2,86%, темп роста расходов до 0,63%, затем в 2001 годуснизился рост ВВП до 1,49% и темп роста расходов до 0,41, но в 2002 году рост ВВП увеличился до 1,94, а темп роста расходов остался прежним – 0,41%. Из этого следует вывод о том, что большая доля бюджетных расходов приходилась на образование, так как онас каждым годом увеличивалась с темпом роста ВВП.Анализируя изменение инфляции за отчетный период, можно сделать вывод, что она увеличивалась с каждым годом, что отрицательно сказывалась наразвитии экономики. Так, в 2000 году она увеличилась на 3% (11% - 14%). И с каждым годом уровень инфляции увеличивался на 1%. В 2002 году рост инфляции составил 16%. Анализируя данные таблицы из всего вышеизложенногоможно сделать вывод, что наиболее приоритетным направлением в экономике является образование, так как с каждым годом темпы прироста росли. ВВП имеет положительные темпы прироста, как и расходы бюджета в целом. Уровень инфляции увеличивается, что отрицательно сказывается на экономике. В перспективе необходимо принимать меры по рациональному расходованию денежных средств, так как это является одной из важнейших задач национальной экономики, а также поддерживать и снижать уровень инфляции в стране.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.