Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социологическая теория марксизма

Социологическая теория марксизма [11.12.13]

Тема: Социологическая теория марксизма

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.80K | Скачано: 237 | Добавлен 11.12.13 в 10:07 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2012


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм 4
Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба 8
Практическое задание 11
Проанализируйте слова К.Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство…
Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом».
Заключение 13
Список использованной литературы 14
 
ВВЕДЕНИЕ
Социология марксизма - это теория социального развития общества, созданная К. Марксом  и Ф. Энгельсом  в середине - второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Марксистская социология остается одной из наиболее влиятельных и в настоящее время. Марксизм является наиболее обоснованным и детально разработанным философским учением. Именно он еще так недавно играл огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, он продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.
Цель данной работы – выявить суть марксистской социологии, раскрыть материалистическое понимание исторического процесса. Достижению указанной цели служат следующие задачи:
- выявление  содержания  основополагающих  категорий   исторического материализма – общественное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения.
- рассмотрение типов общественно-экономических формаций
Объектом нашего изучения является социологическая теория марксизма.
Предмет изучения – социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни.
 
1.Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм.
Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма.
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
В центре внимания Маркса и Энгельса всегда были вопросы общественной жизни и исторического процесса, которые разрешались с определенных диалектико – материалистических позиций. Что бы ни говорили современные критики марксизма, созданное ими материалистическое понимание истории является примером глубоко научного, всестороннего и последовательного анализа сложнейших проблем бытия человека и общества. В связи с этим кажется несомненным отнесение марксизма к тем социологическим теориям, которые внесли весомый вклад в развитие классической западной социологической мысли                                                                                            [1, с. 131].
Согласно материалистическому пониманию истории,  важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений                                                                  [3, с. 28].
Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития, что тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов.
С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.
В марксизме была высказана идея о том, что стремление людей к реализации естественных потребностей приводит к формированию устойчивых экономических отношений, которые образуют своеобразный «каркас» общественного целого.
Производство – это системообразующий фактор общественной жизни.
Согласно марксизму, совокупность экономических, производственных отношений становится тем своеобразным фундаментом, базисом общественного целого, над которым выстраивается система всех иных социальных отношений – классовых, политических, правовых, духовных. Благодаря им бесконечное множество индивидов с различными интересами, целями, мотивами деятельности, вся эта беспокойная масса «социальных атомов» выстраивается в очень сложную, внутренне дифференцированную социальную систему, которая сохраняет свое единство                      [1,с.-132 ].
Субъектами общественных отношений являются социальные группы, в том числе  классовые и национальные отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения.
Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей (экономические, производственно-технологические). Идеологические  складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми.
Исходя из учета содержания общественных отношений социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни, в том числе экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономическая сфера жизни общества включает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это – сфера функционирования способа производства, непосредственного воплощения в жизнь современного научно-технического прогресса, товарно-денежных отношений, удовлетворения материальных потребностей и интересов людей.
Социальная сфера – это сфера взаимодействия имеющихся в обществе больших и малых социальных групп и национальных общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности.
К политической сфере относится прежде всего совокупность функционирующих в обществе политических отношений, в рамках которых действуют различные политические партии, организации, государственные и иные политические институты, деятельность которых направлена на реализацию политических интересов различных субъектов.
Духовную сферу общественной жизни составляют наука, образование, воспитание, мораль, искусство, религия, т.е. утверждение духовных начал в поведении и деятельности каждого человека                                         [7, с. 56].
Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость.
 
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба.
Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии общественно-экономической формации. Каждая формация обладает своим способом производства, особой политической системой, классовой структурой и духовной жизнью.
Общественно-экономическая формация (строй) - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений                                            [5].
В истории человечества последовательно сменяли друг друга четыре общественно–экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.
Согласно марксизму, предпосылки смены одного общественного строя другим постепенно зреют в глубинах формации, в недрах способа производства. Характер производственных отношений должен соответствовать уровню развития производительных сил. Но производительные силы являются более динамичной, подвижной стороной способа производства, вследствие этого внутри способа производства постепенно возникает и развивается внутреннее противоречие: производственные отношения перестают соответствовать уровню развития производительных сил, начинают тормозить их функционирование и дальнейшее развитие. Результатом этой исторически сложившейся ситуации, согласно марксизму, может быть революция. Это социальный взрыв, в ходе которого происходит изменение всего общественного строя и создаются новые производственные отношения. Таким образом, само развитие материального производства приводит к тому, что одна общественно-экономическая формация сменяет другую, а общество переходит на новую ступень общественного прогресса.
В сравнении с позитивистскими воззрениями О. Конта и Г. Спенсера учение марксизма об обществе как едином социальном организме более тщательно разработано и дает о нем более конкретные представления. Выявлены взаимозависимости различных общественных отношений и сфер общественной жизни, показана объективная основа развития общества, каковой является способ общественного производства.
Важной социологической идеей марксизма было положение о том, что любые антагонистические общества (общества, где есть частная собственность на средства производства) являются неоднородными. В них существуют различные социальные группы, основными из которых являются классы.
В самом широком смысле  классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более или менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы                                  [4, с. 55 ].
Крупные владельцы средств производства образуют господствующий класс, а люди, лишенные средств производства или обладающие ими в небольших количествах, относятся к эксплуатируемым классам. Различие между ними, порожденное экономическими причинами, проявляется и в политике (где государство становится орудием в руках господствующего класса), и в правовых отношениях, в общем, во всех сферах общественной жизни. Господствующий класс всегда стремится сохранить свое привилегированное положение, а эксплуатируемые классы – изменить его, поэтому между ними возникает классовая борьба. Согласно марксизму, классовая борьба - не только свидетельство социального неравенства, но и важный фактор социального развития.
Многие социологи – предшественники марксизма были сторонниками идеи эволюционного развития общества (Конт, Спенсер).Маркс считал основным недостатком предшественников то, что они не открыли основной закон развития общества. Законы развития истории виделись ему как закон возникновения и развития человеческого общества – или иными словами, закон экономических формаций.
Марксистское учение о классовой борьбе показывает, что пока в обществе будут сохраняться экономические, имущественные противоречия, будет сохраняться и перспектива ликвидации социального неравенства только путем революций. Вместе с тем марксизм не отрицает необходимости решения задач воспитания и образования человека, формирования его богатого внутреннего мира, но более успешная реализация этих целей возможна только в условиях общества, в котором не будет классовых противоречий,  социального неравенства и несправедливости
В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных его интерпретаций. Несмотря на эти черты, его творчество оказало стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания.
3. Проанализируйте слова К.Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство…
Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом».
В процессе труда складываются отношения, обусловленные потребностями технологии и организации производства, например отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах общества. Это — производственно-технические отношения. Но в производстве, кроме этих отношений, между людьми складываются также экономические отношения. Производственно-экономические отношения отличаются от производственно-технических тем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т. е. отношения собственности. Если средства производства находятся в руках всего общества и тем самым его экономическую основу составляет общественную собственность — как это имеет место при социализме, — то между членами общества складываются производственные отношения сотрудничества и взаимопомощи. Напротив, если средства производства находятся в руках части общества, в руках частных собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком, при которых собственник выкачивает из непосредственного производителя неоплаченный прибавочный труд и присваивает либо сам труд, либо его результаты. Люди, лишённые всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической зависимости от собственников средств производства, что предопределяет отношения господства и подчинения между ними.
Таким образом, общество можно рассматривать как с экономической точки зрения, так и с политической, духовной и социальной. А возможным это становится благодаря тому, что все сферы общественной жизни в конечном счете характеризуют общество как целостную систему.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:
- понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;
 -интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций . Каждая из которых, отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений.
- обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности.
-важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Батурина В.К. Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К.Батурина. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-487с.
2.Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
3.Материалы для подготовки к экзаменам и практическим занятиям / Н.П. Менькин, Г.П. Смехнова, Г.В. Тимофеева.-Барнаул, 1999.-224 с.
4.Основы социологических знаний: Учебное пособие / А.С Гречин , В.Н.Лавриненко ,Н.А.Нартов , А.В. Сметанин , О.А.Шабанова . - М.: Экономическое образование, 1993. -165 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.80K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
11.12.13 в 10:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе