Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Лидерство в рабочей группе (ВЗФЭИ)

Лидерство в рабочей группе (ВЗФЭИ) [09.05.11]

Тема: Лидерство в рабочей группе (ВЗФЭИ)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.62K | Скачано: 240 | Добавлен 09.05.11 в 22:38 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

1. Типология личностей рабочей группы.

Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества 3

1.1 Типология личностей рабочей группы 3

1.2 Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества 4

2. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и заимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный 6

2.1 Стили руководства 6

2.2 Лидер и руководитель группы 7

3. Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях 9

Список используемых источников 10

 

1. Типология личностей рабочей группы. Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества

1.1 Типология личностей рабочей группы

Социально-психологическая (неформальная) структура рабо­чей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.

Наи­большее значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается  соотношение степени эмоционального равновесия и ори­ентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окру­жающих.

Здесь важно учитывать, что

• принадлежность к тому или иному типу определяется ге­нетической предрасположенностью;

• «чистых» психотипов практически не существует;

• существует прямая связь между темпераментом и деловы­ми качествами конкретного индивида.

Холерик неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в спо­ре, зато не обидчив и незлопамятен, предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, скло­нен к риску. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель — флегматик.

Иными качествами обладает сангвиник: начи­нает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустой­чив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика ориентация на неодушев­ленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.

Главная черта меланхолика — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на де­ловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мните­лен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительно­сти.

 

Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества

Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек.

Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

Потребность в формулировке цели и организации деятельности приводит к появлению лидеров.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер и ситуативный лидер.

Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя – вожака:

Лидер менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером (“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

 

2 Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и взаимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный

2.1 Стили руководства

Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

Для авторитарного стиля характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются. Этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений, подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников, неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе, неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

В демократическом стиле управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.

Попустительский (либеральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек). Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

 

2.2 Лидер и руководитель группы

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.

Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области.

 

3 Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях

На мой взгляд лидером быть всегда и везде невозможно. Лидер должен обладать качествами, которые выше мною были описаны: ум, целеустремленность, тактичность, активность, должен проявлять инициативу и т.д. На данном этапе своего развития я не могу обладать всеми этими качествами или же способна проявлять их в различных группах и различных ситуациях. Это доказывает мое отношение к числу ситуативных лидеров. Я человек творческий, всегда держу в голове пару идей по поводу проведения каких – либо мероприятий. Но мероприятия эти в большей степени развлекательного, торжественного плана. Здесь я могу и хочу проявлять инициативу, так как точно знаю, что делать, могу организовать работу остальных участников этого мероприятия, беру большой объем работы на себя и ответственность за проведение. Считаю себя человеком достаточно легким в общении, без проблем нахожу общий язык с людьми, часто малознакомыми, умею слушать. Я считаю также эти качества лидерскими. Но с другой стороны я недостаточно целеустремленна для роли лидера. Если дело не заладилось, я как правило откладываю его в надежде вернуться, когда будет настроение, но редко берусь за него вновь. Моя работоспособность часто зависит от настроения и вдохновения. Я вряд ли смогу быть управленцем в какой – либо промышленной компании, но с прекрасно вижу себя в рекламном бизнесе и даже в юриспруденции.

 

Список используемых источников:

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Психология делового общения/Под ред. Л. Д. Столяренко Ростов – на Дону: «Феникс», 2005.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 13.62K
Скачано: 240
Скачать бесплатно
09.05.11 в 22:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе