Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 58.07K | Скачано: 272 | Добавлен 05.10.10 в 19:52 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Ярославль 2009
Введение 3
Место ироль инвестиций в макроэкономическом развитии 6
1. Ивестиции: сущность, виды, источники 6
2. Мультипликатор инвестиций 15
3. Значение инвестиций для развития экономики России 18
Заключение 28
Тесты 30
КТЗ - 1 30
КТЗ - 2 30
Список используемых источников 31
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиций и инвестиционного климата России. В задачу данной работы входит исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент, значение инвестиций для развития экономики России.
Из представленных задач вытекает основная структура работы:
Обзор источников для выполнения курсовой работы:
Место ироль инвестиций в макроэкономическом развитии
«Инвестиции» в переводе с латинского означает «вложение».
Рассмотрим инвестирование как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
Основным документом, определяющим понятие инвестиций является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Существует очень много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них.
1.По объектам вложения различают:
Реальные инвестиции связаны с основной деятельностью, имеют главным мотивом извлечение прибыли и означающее приобретение для этих целей производственных активов. Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг, для извлечения прибыли при нормальном риске.
Финансовые инвестиции означают приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли при нормальном для данного вида инвестиций риске. В отличие от экономического инвестирования финансовое не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их использованием, поэтому финансовый инвестор в управлении реальными активами полагается на других. Процесс финансового инвестирования означает простую передачу прав: инвестор передаёт свои права на деньги и взамен приобретает права на будущей доход.
Кроме указанных основных видов инвестиций существуют и так называемые интеллектуальные инвестиции, подразумевающие покупку патентов, лицензий, подготовку и переподготовку персонала, вложения в НИОКР.
2.По характеру участия в инвестировании:
Прямые инвестиции – это вложения в частные компании, т.е. те, которые не котируются на бирже. В обмен на представленное финансирование фонды прямых и венчурных инвестиций (финансовые инвесторы) получают часть уставного капитала и определенное количество мест в менеджменте компании. Финансовые инвесторы заинтересованы не в получении дивидендов, а в продаже своей доли либо менеджменту компании, либо стратегическим (отраслевым) инвесторам через определенное время. Довольно специфический вид инвестирования, хотя может приносить высокие прибыли.
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.
Фонды прямых инвестиций – лишь один из многообразных инструментов финансового рынка. Однако сегодня в России именно деятельность таких фондов часто позволяет компаниям, уже вставшим на ноги, но испытывающим недостаток денежных средств, перейти на новый уровень развития. Примерами таких фондов может стать:
Партнерами фондов прямых инвестиций являются инвесторы, вносящие в них деньги. Основной источник денег фондов прямых инвестиций – пенсионные фонды и страховые компании.
Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов.
3.По продолжительности инвестирования:
Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и пр.)
Долгосрочные инвестиции – вложения капитала на период свыше одного года.
4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.
Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.
И вам не обязательно разбираться во всех тонкостях частных инвестиций – специалисты, являющиеся посредниками между частными инвесторами и предпринимателями (Московская сеть Бизнес-Ангелов, ОАО Банк Зенит, Финансовая компания «Частные инвестиции») подберут для Вас оптимальные варианты инвестирования.
Инвесторы заинтересованы в проектах, имеющих тщательно проработанный, обещающий высокую финансовую отдачу бизнес-план и устойчивое намерение этот план реализовать. Компания или предприниматель продвигающие проект должны быть готовы объединить свои усилия (как финансовые, так и интеллектуальные) с частным инвестором, который зачастую способен значительно усилить интересующий его проект собственными знаниями, умениями, опытом и связями.
Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.8
Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.
Государственные инвестиции направляются в основном на военные цели, а также на цели регулирования развития экономики.9
Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами
5. По региональному признаку:
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
За последние несколько лет Россия достигла определенных положительных результатов в проведении социально-экономической политики, о чем свидетельствует макроэкономическая стабилизация и положительная динамика многих макроэкономических показателей.
ВВП является очень комплексным и всеобъемлющим показателем, поэтому он зависит от множества факторов, которые, в свою очередь, находятся во взаимной зависимости.
Инвестиции – это составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом. Периоды экономического подъема сопровождаются инвестиционным бумом, но попытки вызвать подъем наращиванием накопления не гарантируют успеха.
Инвестиции являются самым нестабильным компонентом ВВП. В ходе экономического цикла их колебания наиболее резкие. Так, на подъеме величина инвестиций возрастает, а на стадии спада — резко сокращается. Падение ВВП во многом объясняется именно сокращением инвестиционной компоненты.
ВВП за 2007 и 2008 годы составил соответственно 33102,9 млрд.руб. и 41256,0 млрд. руб., темпы роста его реального объема относительно предыдущего года соответственно - 108,1% и 105,6%.
Существует мнение, что в результате экономических реформ в России начала 1990-хх годов, период проведения которых характеризовался резким расслоением общества по уровню доходов и общим экономическим упадком, ВВП России к 1992 году составил три четверти, а к 1997 году — половину ВВП 1990 года. 22 сентября 2006 министр финансов России Алексей Кудрин в ходе заседания Госдумы заявил, что Россия восстановит показатель номинального ВВП на душу населения 1990 года (2 456 долл. США) к 2007 году.
После финансового кризиса 1998 ВВП России начал неуклонно расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный ВВП России в долларах США оставался ниже своего исторического максимума вплоть до 2006 года. Реальный ВВП по ППС (Паритету покупательной способности) достиг значения 1990 года лишь к концу 2007 года.
Удвоение ВВП за десять лет считается одним из основных направлений российской политики. Данная задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года. Для удвоения ВВП за 10 лет вполне достаточно роста Реального ВВП на 7,2 % в год, что на текущий момент исполняется, и рост составил за эти годы в среднем 7,3% в год. С того момента за 5 лет (относительно 2002 года и на начало 2008 года) прирост уже составил 42%. После кризиса 2008—2009 гг. задача была провалена.
Объем ВВП России за III квартал 2009г. составил в текущих ценах 10489,5 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно III квартала 2008г. составил 91,1%, относительно II квартала 2009г. - 113,8%. Индекс-дефлятор ВВП за III квартал 2009г. по отношению к ценам III квартала 2008г. составил 99,0%.
Рассмотрим сравнение структуры использования ВВП за III квартал 2009г. и 2008 г. в таблице 1:
Таблица 1. «Структура использования ВВП»
|
III квартал 2009г. |
III квартал 2008г. |
|
||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу11 |
||
Валовый внутренний продукт |
10489,5 |
100 |
11639,5 |
100 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
расходы на конечное потребление |
7505,8 |
70,4 |
7119,8 |
61,5 |
|
домашних хозяйств |
5415,0 |
50,9 |
5299,3 |
45,8 |
|
государственного управления |
2034,3 |
19,0 |
1767,9 |
15,3 |
|
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
56,5 |
0,5 |
52,6 |
0,4 |
|
валовое накопление |
2314,7 |
21,8 |
3347,3 |
29,0 |
|
валовое накопление основного капитала12 |
2080,7 |
19,6 |
2508,5 |
21,7 |
|
изменение запасов материальных оборотных средств |
234,0 |
2,2 |
838,8 |
7,3 |
|
чистый экспорт (экспорт минус импорт) |
837,6 |
7,8 |
1100,1 |
9,5 |
|
статистическое расхождение |
-168,6 |
|
72,3 |
|
Рассмотрим динамику элементов использования ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года:
Таблица 2. «Динамика элементов использования ВВП» 16
|
2009г. |
2008г. |
||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
январь -сентябрь |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
январь -сентябрь |
|
Валовый внутренний продукт |
90,2 |
89,1 |
91,1 |
90,1 |
108,7 |
107,5 |
106,0 |
107,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
расходы на конечное потребление |
98,1 |
95,4 |
91,7 |
94,9 |
109,3 |
110,3 |
109,7 |
109,8 |
домашних хозяйств |
96,8 |
93,0 |
88,4 |
92,5 |
112,2 |
113,4 |
112,2 |
112,6 |
государственного управления |
101,3 |
102,0 |
101,5 |
101,6 |
102,7 |
102,4 |
102,6 |
102,5 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
98,7 |
98,2 |
97,8 |
98,3 |
96,5 |
99,2 |
99,6 |
98,5 |
валовое накопление |
44,0 |
45,0 |
66,9 |
54,6 |
117,0 |
120,8 |
113,2 |
116,4 |
валовое накопление основного капитала |
83,7 |
78,3 |
79,1 |
80,0 |
123,4 |
117,3 |
112,1 |
116,6 |
изменение запасов материальных оборотных средств |
|
|
28,6 |
|
90,9 |
142,8 |
115,0 |
113,6 |
чистый экспорт (экспорт минус импорт) |
117,2 |
165,7 |
198,2 |
139,3 |
85,6 |
53,5 |
38,4 |
66,1 |
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов. По состоянию на 1 июля 2009 года международные (ранее — золотовалютные) резервы Центрального банка составляли 412,6 млрд долл. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял 569 млрд долларов, этот показатель снизился на 27,5 %.19
В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт упал по сравнению с маем 2008-го на 45 %, составив 23,4 млрд долл. Импорт снизился на 44,6 % до 13,6 млрд долл. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза. В целом же по прогнозам Минэкономразвития РФ, Всемирного банка и МВФ в 2009 году ожидается сокращение экономики страны на 6-8 %.
Рост российской экономики в четвертом квартале 2009 года составил, по данным Минэкономразвития, 1,9%, что превысило показатель третьего квартала на 0,8%. Согласно прогнозу ведомства, в 2010 году рост ВВП может превысить 3%, а в перспективе вернуться к уровню в 5−6%.
«В целом при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций прирост ВВП в 2010 году составит около 3,1%», — прогнозируют в Минэкономразвития.19
Теория динамики инвестиций базируется на принципе мультипликатора.
В переводе мультипликатор означает - множитель (multiplication - умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент).
Мультипликатор – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода. Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.
Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном.
Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, вызывают тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во вторичном секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях в третичном секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины начального импульса.
Мультипликатор помогает почувствовать эффект государственного стимулирования. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.
Формула мультипликатора исходит из известного положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C+S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации М может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению (доля сбережений в любом изменении личного располагаемого дохода):
где
М – мультипликатор;
МРS - предельная склонность к сбережению.
Другое выражение этой зависимости:
где
М – мультипликатор;
МРС - предельная склонность к потреблению.
Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧНП) от изменения инвестиций, или как величина, обратная предельной склонности к потреблению:
Изменение ЧНП = мультипликатор • изменение в инвестициях
Следовательно, модель мультипликатора позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате и т.п.) изменение ЧНП при том или ином изменении инвестиций.
Мультипликатор оказывает двухстороннее действие. Рост инвестиций способствует мультиплицированному увеличению национального дохода. Вместе с тем даже небольшое сокращение инвестиций дает резкое и многократное снижение национального дохода. Эта закономерность наглядно прослеживается сегодня в российской экономике, где показатели сокращения объемов капиталовложений в несколько раз меньше показателей снижения объемов производства и национального дохода.
Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор - механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Создание благоприятного инвестиционного климата проблема номер один для привлечения инвесторов и получения инвестиций на долговременной основе. Для любой страны, экономика которой находится в состоянии недостаточной деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата залог стабилизации и экономического роста.
Уверенность инвестора, вкладывающего свой капитал в российскую промышленность, зависит от множества факторов, среди которых главными являются:
Оценивая инвестиционный климат в России можно сказать, что он не был достаточно привлекательным для привлечения инвестиций из-за глубокого экономического кризиса, высоких темпов инфляции, значительного бюджетного дефицита, социально-политической неустойчивости, недостаточно развитой транспортной системы, налоговое бремя, неполнота и нестабильность правового регулирования, психологические факторы - нацеленность основной массы предпринимателей на спекулятивный оборот в сфере обращения, предубеждение населения против частных инвестиций, распространенность бюрократизма и коррупции среди административных органов, низкий профессиональный уровень среди участников инвестиционного рынка.
Указанные причины действительно снижают инвестиционную активность, но данную отрицательную оценку можно смягчить, а в перспективе и сменить на достаточно положительную опираясь на следующие, благоприятные для нашей страны факторы:
Инвестиционный климат в перспективе, очевидно, будет иметь тенденцию к значительному улучшению, благодаря стабилизации политической обстановки, заинтересованности и поддержке государства как на федеральном, так и на региональном уровне, принятию нормативных актов, представляющих дополнительные налоговые льготы инвесторам.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.
Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь достаточно большая масса сбережений вывезена из страны и находится в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст еще одну из возможностей к развитию российского производства.
Основные направления антикризисных мер правительства РФ на 2010 год
В силу сложившегося экономического кризиса 2008 – 2009 года, правительство России принимало антикризисные меры по снижению кризисной обстановки в стане.
По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.
Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось – с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 году составит не более 8,5 %.
Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:
Для закрепления положительных тенденций в ключевых секторах российской экономики будет продолжена реализация антикризисных мер. В то же время, будут изменены подходы к формированию комплекса таких мер и контролю за их результативностью.
Прежде всего, из мер, задействованных в 2009 году, будет продолжена реализация наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год носит длительный характер, и их реализация продолжится и в 2010 году. Объем таких расходов составляет 233 млрд. рублей. Будет сохранена кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Также будут реализовываться отдельные меры, продленные решениями Правительства Российской Федерации, в частности закупка федеральными органами власти автомобильной техники, предоставление субсидий авиакомпаниям перевозчикам по перевозке пассажиров при отзыве лицензии и ряд других.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.
Наиболее сложная экономическая и социальная ситуация в краткосрочном периоде может наблюдаться в моногородах - поселениях, экономика которых зависит от одного крупного предприятия, обеспечивающего занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости положительных тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности в г. Тольятти, г. Нижний Тагил) может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей.
Правительством Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 10 млрд. рублей в виде субсидий и еще 10 млрд. рублей в виде кредитов регионам. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд. рублей из общей суммы предусмотренных на цели поддержки моногородов субсидий)
Основные направления на развитие экономики в 2010 году.
Более высокий, чем ранее ожидался, уровень цен на нефть во второй половине 2009 года и более быстрое восстановление мировой экономики позволили улучшить оценки экономического роста для наступающего года.
Большинство крупных экономик к началу третьего квартала уже преодолели нижнюю точку кризиса и возобновили экономический рост. Таким образом, после падения в 2009 году на 2%, в 2010 году ожидается, что мировая экономика вырастет на 3,3%, в 2011 году на 3,3-4,1% и на 3,8-4,8% в 2012 году.
Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством Российской Федерации обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.
В 2010 году возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 %. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.
Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 году на 2,8 процента. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5% обрабатывающих производств.
Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 года. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 %.
В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010-2012 годах и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом за 2010-2012 годы вырастет на 6,5 %. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2010 году они вырастут на 3 %. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 году численность безработных которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек (8,6% от экономически активного населения) - 6,4 млн.чел. в 2009 году.
В 2010 году начнет восстанавливаться и потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 %. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.
Таблица 3. «Основные макроэкономические показатели», %
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Индекс потребительских цен, на конец года, % |
108,8-109 |
106,5-107,5 |
106-107 |
105-106,5 |
Валовой внутренний продукт, темп роста, % |
91,5 |
103,1* |
103,4 |
104,2 |
Промышленность, % |
88,5 |
102,8* |
102,9 |
104,3 |
Инвестиции в основной капитал, % |
82,4 |
102,9 |
107,9 |
110,3 |
Объем платных услуг населению, % |
95,5 |
102,9 |
103,8 |
103,8 |
Реальные располагаемые доходы населения, % |
100,7 |
103,0 |
103,3 |
103,7 |
Реальная заработная плата, % |
96,6 |
100,9 |
102,4 |
103,0 |
Оборот розничной торговли, % |
94,3 |
103,3 |
104,1 |
104,1 |
* - Прогноз Минэкономразвития России. В случае эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры показатель может составить 3,5% и выше.
Таким образом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций в 2010 году темп прироста ВВП составит около 3,1 %. В то же время, при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 %.
Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.
Современный этап экономического развития России характеризуется целым рядом позитивных изменений, благодаря которым наблюдается улучшение инвестиционного климата в стране.
Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.
Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами собственного производства, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.
КТЗ - 1
Непосредственно на инвестиции в России Влияют следующие причины :
А. Низкие прибыли предприятий;
Б. Низкий уровень дохода населения;
В. Снижающиеся потребности;
Г. Экологическая нестабильность;
Д. Высокие налоги.
Ответ: а) Часть чистой прибыли предприятия можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции, т.е чем ниже прибыль, тем меньше инвестиции в производство.
б) Если нет превышения дохода над расходами, то нет и условий для сбережений, которые могли быть направлены на вложения в инвестиции.
в) Снижение потребления ведет к высвобождению дополнительных ресурсов, направляемых на инвестирование.
д) Чем выше налоги, тем меньше доходы, которые могли быть направлены на инвестиции.
КТЗ - 2
Инвестиционные расходы в совокупном спросе зависят от:
А. Процентных ставок;
Б. Доходов потребителей;
В. ожидаемой прибыли;
Г. Уровня налогов.
Ответ: а) Предложение инвестиций на рынке страны будет прямо пропорционально зависеть от изменения величины % ставки.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.