Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Инвестиции и их место в экономике РФ

Инвестиции и их место в экономике РФ [13.02.13]

Тема: Инвестиции и их место в экономике РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 130.59K | Скачано: 334 | Добавлен 13.02.13 в 23:30 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

1. Инвестиции и их место в экономической системе 4-9

2. Мультипликатор инвестиций 9-15

3. Роль инвестиций в экономике Российской Федерации 15-25

Заключение 25-26

Практикум 27

Список использованной литературы 28

 

Введение

Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции. Они призваны воспроизводить и обновлять основной капитал. Кроме того, инвестиции - второй важный компонент расходов помимо конечного потребления.

Инвестиции играют две роли в макроэкономике. Во-первых, поскольку они - большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Таким образом, инвестиции играют двоякую роль, воздействуя в коротком периоде на выпуск через совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через влияние образования капитала на потенциальный выпуск и потенциальное предложение.

Актуальность данной темы определяется тем, многие специалисты считают, что сегодня в нашей стране у населения скопилось порядка 100 млрд. долларов США, хранимые дома «в чулке». Необходимо заставить эти финансовые сбережения работать на экономику государства. Проблема стабилизации и увеличения уровня инвестиций в экономике периода становления рыночных механизмов по своему масштабу и сложности решения занимает одну из ведущих позиций среди проблем экономического развития.

Цель данной курсовой работы:

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие и виды инвестиций;
  2. Рассмотреть сущность сбережений как основного источника инвестиций.

  3.  Выявить проблемы инвестиций и главные пути их решения.

 

   1. Инвестиции и их место в экономической системе.

Инвестиции – это долгосрочные вложения в капитал с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики.

Совокупность практических действий по реализации финансовых и нефинансовых инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестированием), а осуществляющие инвестиции лица - инвесторами. Ввод в действие, реконструкция и модернизация основных фондов называется в России капитальным строительством.

Структура инвестиций определяется следующим. Из всего произведенного в стране валового внутреннего продукта одна часть потребляется, а другая - сберегается. Сбережение не обязательно будет израсходовано в стране и может уйти за рубеж в виде вывоза капитала, расходов по обслуживанию внешнего долга и других расходов. Одновременно аналогичные средства поступают в страну из-за рубежа. Сальдо подобного чистого увеличения или уменьшения сбережения уменьшает или увеличивает сумму сбережения в стране, превращая его в накопление, точнее, в валовое накопление. Валовым оно называется потому, что включает не только новые накопления, но и амортизационные отчисления от ранее созданного капитала. По сути дела, валовое накопление - это та величина, которая инвестируется в реальный капитал. Поэтому второе название валового накопления - капиталообразующие инвестиции. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также сальдо приобретения таких ценностей, как драгоценные металлы и камни, антиквариат.

Валовое накопление основного капитала состоит из затрат на капитальный ремонт, инвестиции в нематериальные активы и вложений в остальные основные фонды. Эти последние вложения называют капитальными.

Что касается источников финансирования инвестиционной деятельности, то инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

Почему предприятия инвестируют? В конце концов, они покупают капитальные товары, когда ожидают, что такое действие принесет им прибыль, т.е., их выручка от инвестиций будет больше издержек. Это простое утверждение содержит три элемента, являющихся центральными для понимания инвестиций: выручка, издержки и ожидания.

Инвестиции будут приносить фирме прибыль, если с их помощью она сможет реализовать свою продукцию на большую сумму денег. Это означает, что очень важным детерминантом инвестиций является совокупный уровень выпуска (или ВВП). Когда заводы и фабрики полностью не используются, фирмам нужно сравнительно мало новых производственных сооружений, и поэтому уровень инвестиций низок. Иными словами, инвестиции зависят от выручки, которая определяется состоянием общеэкономической активности. Некоторые исследования показывают, что колебания выпуска влияют на динамику инвестиций в течение деловых циклов.

Одна из значительных теорий динамики инвестиций базируется на принципе акселератора. Согласно этому принципу, уровень инвестиций определяется главным образом темпом изменения выпуска. Другими словами, уровень инвестиций будет высок, когда выпуск увеличивается, и в то же время, инвестиции будут малы, когда выпуск сокращается.  

Вторым важным фактором, определяющим уровень капиталовложений, являются издержки инвестирования. Если купленный товар употребляется много лет, мы должны рассчитывать стоимость (издержки) капитала, выраженную в ставке процента по кредиту. Чтобы это понять, нужно учесть, что инвесторы часто добывают финансы для закупки капитальных благ посредством займов (через рынки закладных или облигаций). Издержки заимствования равны ставке процента по заемным фондам. Процентная ставка - это цена, уплаченная за взятие в кредит денег на некоторый период времени.

Третьим фактором являются ожидания и уверенность бизнесменов. Инвестиции - это, прежде всего азартная игра, основанная на прогнозе будущих событий; это пари на превышение выручкой от капиталовложений издержек инвестирования. Если предприниматели полагают, что будущая экономическая конъюнктура в Европе будет характеризоваться депрессией, то они откажутся вкладывать деньги в этот континент. Если же бизнесмены ожидают в близком будущем резкого подъема деловой активности, то они начнут планировать строительство новых заводов.

Предприятия инвестируют, чтобы заработать прибыль. Так как капитальные товары используются в течение многих лет, инвестиционные решения зависят от:

1) спроса на выпуск, производимый за счет новых капиталовложений;

2) процентных ставок и налогов, влияющих на издержки инвестиций;

3) ожиданий бизнесменов по поводу состояния экономики.

Если брать все валовое накопление, то величина инвестиций исчисляется:

I = J + d K, где                                           

 I - валовое накопление;

J - чистые (новые) инвестиции;

d - норма амортизационных отчислений;

K - накопленный в стране основной капитал.

Норма амортизационных отчислений и величина накопленного основного капитала изменяются медленно, а вот чистые (новые) инвестиции обычно подвержены сильным изменениям. Именно эта часть инвестиций наиболее сильно воздействует на колебания нормы валового накопления в стране.

Норма валового накопления рассчитывается как соотношение двух показателей: объема валового накопления и величины валового внутреннего продукта:

N = (I / Y) (100), где                                          

N - норма валового накопления;

Y - величина ВВП.

Mодель IS-LM (инвестиции(I), сбережения(S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M)) — макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английскими экономистами Дж. Хиксом и Э. Хансеном и впервые использована в 1937 году.  Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

Каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на наличные деньги → более высокая процентная ставка). Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.

 Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.

Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.

 

2. Мультипликатор инвестиций.

Мультипликатор – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

Мультипликатор инвестиций представляет собой числовой коэффициент, который характеризует размеры роста ВВП при увеличении инвестиций. Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном.

Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам.

К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, вызывают тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во вторичном секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях в третичном секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины начального импульса.

Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

Формула мультипликатора исходит из известного положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C+S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации М может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению (доля сбережений в любом изменении личного располагаемого дохода):

                                                                                

где      М – мультипликатор;

           МРS - предельная склонность к сбережению.

Другое выражение этой зависимости:

 

где      М – мультипликатор;

           МРС - предельная склонность к потреблению.

Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций, или как величина, обратная предельной склонности к потреблению:

Изменение ЧНП = мультипликатор • изменение в инвестициях

Следовательно, модель мультипликатора позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате и т.п.) изменение ЧНП – (это сумма конечных товаров и услуг, произведенных и приобретенных нацией за определенный период за вычетом той части инвестиций, которая пошла на замену устаревшего и износившегося оборудования), при том или ином изменении инвестиций.

Мультипликатор оказывает двухстороннее действие. Рост инвестиций способствует мультиплицированному увеличению национального дохода. Вместе с тем  даже небольшое сокращение инвестиций дает резкое и многократное снижение национального дохода. Эта закономерность наглядно прослеживается сегодня в российской экономике, где показатели сокращения объемов капиталовложений в несколько раз меньше показателей снижения объемов производства и национального дохода.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор - механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

Кейнсианский крест (Keynesian cross) – это макроэкономическая модель в экономической теории, показывающая положительную взаимозависимость между совокупными расходами и общим уровнем цен в стране.

Теорию совокупного спроса часто называют кейнсианской экономической теорией. Кейнсианская модель исходит из тождества совокупных расходов и совокупного дохода (модель Сэя): V = Е , где V - доход, выпуск; Е - расходы.

Различают реальные и планируемые расходы. Планируемые расходы олицетворяют собой то количество расходов, которые все экономические агенты планируют потратить на товары и услуги. Реальные расходы имеют место быть тогда, когда фирмы вынуждены осуществлять незапланированные инвестиции в сферу товаро-материальных запасов в ситуации неожиданного изменения в уровне продаж. Если экономика является закрытой, то планируемые расходы можно определить как сумму потребления, планируемых инвестиций и государственных расходов:

Е = С + I + G.

Функцию потребления выразим тождеством: С = С (V - Т), функцию инвестиций - I = I’ (инвестиции фиксированы), величина государственных расходов и сумма налогов стабильна, то есть G = G’ и Т = Т’, в этом случае в закрытой экономике:

Е = С (V - T) + I’ + G’.

Данное равенство означает, что величина планируемых расходов является функцией дохода, планируемых инвестиций и планируемых государственных закупок.

 

 

«Кейнсианский крест»

На графике точка А - точка равенства фактических и планируемых расходов. При этом объем выпуска равен потенциальному. Данная модель получила название "кейнсианского креста". Если совокупный спрос (AD) возрастает до уровня Е1 и рост совокупного предложения начинает опережать рост совокупного спроса (AS > AD), то есть фирмы наращивают объем выпуска в большем объеме, чем растет совокупный спрос, то происходит незапланированное накопление запасов. Если падает совокупный спрос до Е2 и фирмы сокращают предложение до V2, будет иметь место превышение количества совокупного спроса над совокупным предложением: (AD > AS), произойдет удовлетворение его за счет сокращения запасов. Сокращение запасов станет стимулом для роста производства и экономика начнет сдвигаться в сторону естественного объема выпуска.

Равновесный объем выпуска Vo может колебаться в зависимости от изменения величины любого компонента совокупных расходов. Рост любого из компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх, что влияет на рост равновесного уровня выпуска. Спад любого из компонентов совокупного спроса влечет за собой снижение уровня занятости и равновесного объема выпуска.

Если фактический объем выпуска меньше потенциального (Vo < V'), то это говорит о том, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы в экономике недостаточны для того, чтобы обеспечить полную занятость ресурсов. Эффект недостаточности совокупного спроса депрессивно влияет на экономику - возникает рецессионный разрыв (хотя AD = AS). Для того, чтобы преодолеть данный рецессионный разрыв, а также обеспечить полную занятость, необходимо обеспечить увеличение совокупного спроса до уровня, обеспечивающего равенство фактического объема выпуска потенциальному: Vo = V'.

Если же фактический объем выпуска больше потенциального (Vo > V'), то это говорит о том, что совокупные расходы в стране избыточны. Из-за избыточности совокупного спроса возникает инфляционный бум: уровень цен, следовательно, возрастает. Фирмы не имеют возможности расширять производство, т.к. все имеющиеся ресурсы уже заняты в производстве - возникает инфляционный разрыв. Инфляционный разрыв преодолевается путем сдерживания совокупного спроса.

Крест Кейнса может быть использован только для целей макроэкономического анализа в краткосрочном периоде, т.к. подразумевает фиксированные цены и не в состоянии быть использован в целях анализа последствий макроэкономической политики в долгосрочном периоде, которые связаны с ростом либо снижением уровня инфляции.

Кейнсианский крест показывает лишь, как устанавливается равновесный объем выпуска при данном уровне планируемых инвестиций, государственных расходов и налогов.

 

   3. Роль инвестиций в экономике Российской Федерации

Еще 20 лет назад Россия была экономически закрытой страной, в том числе и для иностранного капитала. В начале 90-х, после распада СССР, в Россию буквально сразу же хлынули иностранные компании, страна стала, в каком-то роде, оживать. После довольно продолжительной «смуты» связанной с политикой Горбачева и распадом Советского Союза, привлечение инвестиций в страну стало одной из первоочередных задач правительства, поскольку это должно было сыграть огромную роль в развитии и совершенствовании страны, выхождения ее из кризиса.

Правительством России, были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Было также отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли.

Для привлечения капитала, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также, играли немаловажную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата регионов, посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления тем самым рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Одним из основных средств для стабилизации развития России, является инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Очень важно иметь согласованную экономическую политику, учитывающую специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

По инициативе Правительства Российской Федерации была создана новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Инвестирование, в целом, имеет огромное значение для России, поскольку тем самым наблюдается рост экономики. Российская Федерация – государство скорей обновленное, чем молодое, но с новой экономикой и новой политикой, а, следовательно, и думать стоит по-новому, т.е. инвестировать, получать инвестиции и идти по пути развитых стран.

В условиях финансового кризиса происходит значительное обострение всех экономических процессов, в том числе, и инвестиционной деятельности (ИД).

Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до 2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта энерго-сырьевых ресурсов, вследствие чего обоснован стратегический выбор именно инновационного, социально-ориентированного развития российской экономики. Как отмечает Э.С. Набиуллина, время, когда конкурентоспособность поддерживалась дешевизной сырья, рабочей силы и заниженным курсом рубля уходит в прошлое. Постоянное удорожание энергоносителей ведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится в ближайшие годы. И единственный адекватный ответ, который наша экономика должна дать на этот вызов, - значительное повышение эффективности, что требует инвестиций и новых технологий.

Никто не оспаривает положение о том, что значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом. В обстановке дефицита инвестиций наблюдающееся снижение эффективности инвестиционной деятельности оказывает отрицательное влияние на темпы экономического роста.

В условиях становления в экономике нового технологического уклада и сопровождающего этот процесс финансового кризиса особенно актуальна способность промышленных компаний резко наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что за счет выпуска акций финансируется относительно небольшая доля капиталовложений. Значение облигаций в этом плане гораздо выше, но весьма различается по странам.

Реализация в процессе инвестиционной деятельности высокоэффективных инвестиционных проектов является главным условием ускорения экономического роста. В конечном счете, эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией её к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики. Решения, принимаемые на основе инструментария оценки эффективности инвестиционных проектов, затрагивают не только интересы фирм, но и национальные интересы, поскольку совокупность частых решений в конечном итоге формирует облик и характеристики производительных сил страны. По мнению Э.С. Набиуллиной, «проводимая сегодня политика и те решения, которые принимаются, закладывают будущее российской экономики на 10-15 лет вперёд. От того, с какой эффективностью сработаем сейчас, зависят позиции нашей экономики в мире, и в частности то, сможет ли Россия стать к 2020г. одним из лидеров мирового процесса и инновационно-экономического развития, страной с привлекательным образом жизни и высокой конкурентоспособностью».

Внедрение нововведений во всех сферах экономической деятельности хозяйствующих субъектов, модернизация и технологическое перевооружение предприятий настоятельно требуют совершенствования научно-методического обеспечения определения экономической эффективности инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако вложение инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Например, существенные инвестиции в нанотехнологии не дают ожидаемого результата. Поэтому совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации.

Инвестиции призваны помочь государству в преодолении экономического кризиса. Они предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый рынок.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - правительство работает только на себя. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Российская экономика до недавнего времени имела ряд существенных проблем, которые отпугивали не только иностранных инвесторов, но и отечественных. Многие из них до сих пор сохраняются, в том числе:

Эти и другие проблемы определяют нестабильность экономики и как следствие невысокий рейтинг надежности РФ как заемщика.  

На протяжении 2011 г. в российской федерации наблюдалось постепенное повышение инвестиционной активности, темпы роста инвестиций на 2,3 п.п. превысили показатель предыдущего года и достигли 108,3%. Динамическое развитие инвестиционного сектора во второй половине 2011 г., создание необходимых заделов определили условии сохранение положительной динамики в начале 2012 г. В январе-феврале 2011 г. инвестиции в основной капитал составляли 115,4 %, работ в строительстве – 109,2 % и ввода жилой площади 113,1 % к соответствующему периоду предыдущего года.

В 2011 г. темпы инвестиций в основной капитал повысились до 108,3% против 106,0% годом ранее. На протяжении 2011 г. фиксировалось постепенное изменение ситуации в инвестиционном секторе. Прирост инвестиций в основной капитал увеличился с 2,7% в I полугодии до 11,3% во II полугодии 2011 г. относительно соответствующих периодов предыдущего года. Объемы работ в строительстве по итогам 2011 г. возросли на 5,1% по сравнению с 2010 г., причем основной прирост работ пришелся на II полугодие. В жилищном строительстве во II полугодии было введено в действие более 2/3 годового ввода пощади жилых домов, что позволило компенсировать спад деловой активности в первой половине года и обеспечить увеличение ввода на 6,6% относительно предыдущего года.

В 2011 г. сохранилась позитивная динамика инвестиционной активности в сегменте малого бизнеса: инвестиции в основной капитал в этом сегменте в 2011 г. увеличились на 2,3 % по сравнению с предыдущим годом.  Прирост инвестиций в основной капитал крупных предприятий за 2011 г. составил 10,1% против 5,1% годом ранее.

В 2010-2011 гг. произошли изменение в структуре инвестиций по источникам финансирования. Медленные темпы восстановления внутреннего рынка и доходов экономики обусловили большее использование собственных средств предприятий для финансирования инвестиционных программ. По итогам 2011 г. доля собственных средств предприятий в структуре инвестиций в основной капитал повысилась до 42,7%  и на 1,7 п.п. превысила показатель предыдущего года.

 

Источник: Росстат.

Рис. 1. Динамика основных показателей инвестиционного комплекса и ВВП в 2008-2011 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года.

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, ненаблюдаемых статистическими методами, % к итогу.

 

2008

2009

2010

2011

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

в т.ч. по источникам финансирования:

 

 

 

 

собственные средства

39,5

37,1

41,0

42,7

прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления)

18,5

16,0

17,1

17,2

привлеченные средства

60,5

62,9

59,0

57,3

из них:

 

 

 

 

кредиты банков

11,8

10,3

9,0

7,7

в т.ч. кредиты иностранных банков

3,0

3,2

2,3

1,5

заемные средства других организаций

6,2

7,4

6,1

5,0

бюджетные средства

20,9

21,9

19,5

18,8

в том числе:

 

 

 

 

средства федерального бюджета

8,0

11,5

10,0

9,8

средства бюджетов субъектов РФ

11,3

9,2

8,2

7,9

средства внебюджетных фондов

0,4

0,3

0,3

0,2

прочие

21,2

23,0

24,1

25,6

в том числе:

 

 

 

 

средства вышестоящих организаций

13,8

15,9

17,5

20,2

средства, полученные от долевого участия на строительство (организации и населения)

3,5

2,6

2,2

1,9

в том числе средства населения

1,9

1,3

1,2

1,1

средства от выпуска корпоративных облигаций

0,1

0,1

0,01

0,0

средства от эмиссии акций

0,8

1,0

1,1

1,0

из общего объема инвестиций в основной капитал – инвестиции из-за рубежа.

4,3

4,3

3,8

3,1

Источник: Росстат.

Изменение объемов и доли привлеченных средств в источниках финансирования сопровождалось изменением структуры их использования. Объем бюджетных средств, использованных на инвестиции в основной капитал, составил в 2011 г. 2,66% ВВП, в т.ч. средства федерального бюджета – 1,39% ВВП. В структуре источников финансирования за счет бюджетных средств доля средств федерального бюджета в 2011 г. повысилась до 52,2% против 38,2% в 2008 г.

На строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и приобретение объектов, а также реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, в 2011 г . было направлено 946,0 млрд. р. (1,74% ВВП) средств федерального бюджета, что на 181,6 млрд. р. превысило уровень 2010 г.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 г. предусматривались бюджетные средства на строительство и приобретение 3842 объектов и с вводом в действие 2226 объектов.

В счет годового лимита в 2010 г. профинансировано из федерального бюджета 504,6 млрд. р. и 51,0 млрд. р. из бюджета субъектов российской федерации. Государственными заказчиками в январе-декабре 2011 г. использовано 515,6 млрд. р. государственных капитальных вложений. Уровень использования бюджетных средств от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования составил 92,8 %.

В 2011 г. отмечалось увеличение объемов финансирования инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков. Рост кредитов отечественных банков в номинальном выражении полностью компенсировал сокращение объемов кредитов иностранных банков. За год прирост кредитов российских банков на финансирование инвестиций в основной капитал составил 46,0 млрд. р.

 

Рис. 2. Кредиты банков на финансирование инвестиций в основной капитал в 2000-2011 гг. млрд. руб. 

Изменения в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за два последних года позволяют выделить характерные черты трансформации инвестиционного спроса. В 2009–2011 гг. произошло незначительное повышение доли промышленности в общем объеме инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства). При этом наблюдалась довольно существенная дифференциация темпов инвестиций в основной капитал по промышленным комплексам. Выход их кризиса определялся как более высокими темпами роста добывающего комплекса, так и более высокой динамикой роста инвестиционного спроса с его стороны. При этом следует учитывать, что кризисное падение инвестиций в основной капитал в добывающем секторе экономики и производстве и  распределении электроэнергии,  газа и воды было менее глубоким, чем в обрабатывающем производстве. Инвестиции в основной капитал добывающих производств в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом выросли на 13,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 8,1% и  обрабатывающих – на 6,3%. Инвестиции в основной капитал в добывающем производстве на 9,4%, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды почти на треть превысили объемы 2008 г. В обрабатывающих производствах в 2011  г.  рост инвестиций в основной капитал отмечался по большинству видов деятельности, однако докризисного уровня их объемы не достигли. В целом по обрабатывающему производству инвестиции в основной капитал составили 81,0% от уровня 2008 г.  

Медленное восстановление спроса на капитальные товары и конструкционные материалы привело к сохранению объемов инвестиций в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий на уровне 2010 г. при этом инвестиции в производство готовых металлических изделий сократились на 22% по сравнению с предыдущим годом. Доля инвестиций в основной капитал машиностроительного комплекса в 2011  г составила. 2,3% от общего объема инвестиций по экономике и 13,5% от инвестиций в обрабатывающее производство. Инвестиции в производство машин и оборудования в 2011 г. увеличились на 13,0%, а в производство транспортных средств и оборудование снизились на 3,8% относительно предыдущего года. Доля инвестиций в развитие транспорта повысилась в 2011  г. до 25,3%  в общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по экономике. По сравнению с 2008 г. инвестиции в развитие транспорта и связи выросли в 1,3 раза, что связано с интенсивным выполнением инвестиционных программ по развитию трубопроводного транспорта в 2009–2011 г. Инвестиции в развитие социальной сферы остаются ниже предкризисного уровня. В последние три года фиксируется рост инвестиции в сферу научных исследовании и разработок. За период 2009–2011 гг.  инвестиции в научные исследования и разработки выросли в 1,7 раза.  На инвестиции в сферу научных исследовании и разработок в 2011 г. приходилось 1,0% от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике. 

 

Заключение

В условиях финансового кризиса все инвестиционные процессы приостановились. Экономика всех стран страдает, и инвестиции как нельзя кстати пришлись бы для поддержания экономик. Россия, как и другие страны, нуждается в инвестициях, ведь они реально способны вывести страну из тяжелой экономической ситуации.

В данной курсовой работе, были изучены предмет и структура инвестиций, источники их финансирования. Рассмотрено влияние капиталовложений на развитие экономики России, а также проанализировано текущее состояние инвестиционного климата страны.

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения необходимость создания в России благоприятного инвестиционного климата. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам.

Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. А также преодолеть финансовый кризис с наименьшими потерями для экономики страны.

 

Практикум

КТЗ: К основным причинам, влияющим на инвестиции в России, относят:

а) невысокий уровень доходов населения;

б) экологическую нестабильность;
в) относительно низкие прибыли предприятий;
г) сокращающиеся потребности в ресурсах;
д) высокие налоги.
Ответы:  а) Если нет превышения доходов над расходами, то нет и условий для сбережений, которые могли бы быть направлены на вложения в инвестиции. 
в) Часть чистой прибыли предприятия можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции, т.е чем ниже прибыль, тем меньше инвестиции в производство.

г) Снижение потребностей в ресурсах ведет к высвобождению дополнительных ресурсов, направляемых на инвестирование.

д) Чем выше налоги, тем меньше доходы, которые могли быть направлены на инвестиции.

 

Разбор экономической ситуации:

ВВП страны составляет 400 млрд. долл. Величина мультипликатора инвестиций = 2. Покажите, каков должен быть прирост инвестиций, чтобы добиться удвоения ВВП.

Решение: 1) Допустим, что произошло удвоение ВВП:

 400 млрд. долл.*2 = 800 млрд. долл.
2) Отсюда, приращение ВВП:
800 млрд. долл. – 400 млрд. долл. = 400 млрд. долл.
3) Так как мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВВП, то приращение инвестиций = Прирост ВВП/мультипликатор.
Приращение инвестиций = 400/2=200 млрд. долл.

Ответ: Для того, чтобы добиться удвоения ВВП, прирост инвестиций должен составить 200 млрд. долл.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. 2.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
  3. Инвестиции: учеб. пособие/К.П.Янковский.- СПб.: Питер, 2008.
  4. Инвестиции: учебник/ Фин.акад.при Правительстве Рос. Федерации; под ред. Г.П. Подшиваленко.- М.: КНОРУС, 2008.
  5. Инвестиционный анализ: учеб. пособие для вузов/ В.А.Чернов; под ред. М.И.Баканова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008.
  6. Инвестиции: учеб. пособие/ под ред. М.В.Чиненова.- М.: КНОРУС, 2007.- 248с.
  7. Инвестиционная политика: что-то отстаем!// Г.А. Пупкова.//Российское предпринимательство.-2008.- N 11(1) с.
  8. Кто стучится в дверь ко мне?. Современные концепции прямых иностранных инвестиций// Д.Ф. Груздев//Российское предпринимательство.-2008.- N 9(1) с.
  9. Управление инвестициями: учеб. пособие/ Ю.П.Анискин.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Омега-Л, 2006.
  10. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие/Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. 10. http://repository.vzfei.ru Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Макроэкономика»
  12. 11. http://www.russian-invest.ru/Информационно-познавательный портал «Российские инвестиции»
  13. 12. http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 130.59K
Скачано: 334
Скачать бесплатно
13.02.13 в 23:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе