Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Внешнеторговая политика государств

Внешнеторговая политика государств [29.10.09]

Тема: Внешнеторговая политика государств

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.23K | Скачано: 298 | Добавлен 29.10.09 в 13:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


Содержание

Введение 3

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма 4

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 8

Заключение 14

3. Тесты 16

Список используемой литературы 19

 

Введение

Расширение и углубление экономических отношений между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием внешней торговли. В практике мирового хозяйства реализуются два направления внешнеторговой политики: с одной стороны, происходит либерализация внешней торговли в рамках отдельных стран и их интеграционных объединений, а, с другой стороны, сохраняются устойчивые протекционистские тенденции в торгово-экономических связях различных государств и их группировок. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Однако, в условиях глобализации мирового хозяйства, возрастания взаимосвязи и взаимозависимости государств тенденция к усилению открытости национальных экономик вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма. В условиях острой конкурентной борьбы в глобализирующейся мировой экономике при дисбалансе интересов стран рациональное сочетание протекционистских и фритредерских элементов во внешнеторговой политике постоянно нарушается, возникают торговые противоречия. Эти противоречия являются одними из наиболее напряженных в мировой экономике, что обусловливает актуальность изучения их сущности и особенностей, а также путей их разрешения [4; стр.158].

Таким образом, целью данной контрольной работы является рассмотрение современной внешнеторговой политики государств относительно моделей поведения их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень своих знаний с помощью практических тестовых заданий.

 

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

Внешнеторговая политика государств неразрывно связана и направлена на повышение конкурентоспособности в борьбе за рынки с теми или иными государствами либо экономическими блоками. Следует иметь в виду, что торговая политика как многоплановое явление может быть направлена на регулирование экспортных и импортных потоков; рационализацию структуры внешней торговли; обеспеченность отечественного рынка необходимыми материально-техническими ресурсами; эффективное включение страны в международное разделение труда, а также регулирование соотношений цен на экспортные и импортные товары. Все эти средства регулирования на уровне государства могут быть использованы в двух руслах - в политике либерализации либо протекционизма.

На выбор национальной внешнеэкономической стратегии существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК. При таких обстоятельствах макроэкономическая стратегия экономического роста национального государства испытывает на себе сильное влияние внешнего фактора, определяемого ролью внешнеэкономических связей в экономической политике государства. Совершенно очевидно, что национальное внешнеэкономическое регулирование не может не испытывать, например, влияние таких проблем современной мировой экономики, как обострение конкуренции на мировом рынке, растущее неравновесие платежных балансов, огромная внешняя задолженность многих стран, экономическая и политическая нестабильность в странах.

 Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие во внешнеторговой политике национальных государств двух тенденций: фритредерства и протекционизма. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика фритредерства, основывающиеся на открытости внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и фритредерство отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма.

 Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной национальной экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности и взаимовыгодности торговых операций. Для стран с переходной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.

 Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.

Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего, потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей.

Традиционно в экономической теории свободная торговля противопоставляется политике протекционизма (от англ. Protection – защита), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций.

Несмотря на то, что ведущей тенденцией повсеместно признаётся переход всё большего числа стран к политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым навязыванием производителями своих интересов под вывеской национальных.

Среди факторов, заставляющих правительства вводить комплекс мер по регулированию Внешней экономической деятельности, необходимо выделить следующие:

1. Защита формирующихся отраслей экономики с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний.

2. Поддержка «старых» неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа.

3. Борьба с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику.

4. Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику. Этот фактор особенно актуален для стран – экспортёров сырья и природных ресурсов.

5. Увеличение доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.

К отрицательным чертам протекционизма относятся:

1. Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции.

2. Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран.

3. Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий.

4. Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации экономических доходов[5; стр.328].

 

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина – это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт и импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные производители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.

При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который для них является оптимальным.

В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильней в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается  введением дополнительных таможенных ограничений [1; стр.210].

Механизм тарифов на экспорт – зеркальное отражение механизма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну – экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются одновременно несколькими странами, объединенными интегральными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

В случае, когда изменение тарифов регламентируется законодательством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты.

Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицензии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участвующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдельных случаях лицензии представляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта[4; стр. 164].

К  нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте – санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

- обязательное соблюдение национальных стандартов;

- наличие сертификатов качества импортной продукции;

- специфичность маркировки и упаковки товаров;

- требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения.

Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм, как на внутреннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

1. Встречные закупки – страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже.

2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведенной с использованием этого оборудования.

3. Офсетная сделка – компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере.

4. Специфическая форма компенсационной торговли – свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики.

Существует в сфере внешнеторговых отношений и такое явление как демпинг.

Демпинг - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Имеет следующие трактовки:

- ситуация, когда фирмы продают товары за рубеж по ценам ниже издержек или по цене более низкой, чем на внутреннем рынке (трактовка с позиции страны-экспортера).

- ситуация, когда иностранная фирма продает на рынке товары по цене более низкой, чем “нормальные” цены аналогичных товаров на данном рынке или же мировые цены (трактовка с позиции страны-импортера).

Согласно положениям бывшего ГАТТ (сейчас ВТО) демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.

В целом демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. В любом случае он рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции.

Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть также связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (это называется валютным демпингом). Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств. Главное же состоит в том, что в стране, осуществляющей демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, но жизненный уровень населения снижается (поскольку предложение товаров сокращается, и соответственно растут цены на них). В стране же, являющейся объектом демпинга, некоторые отрасли экономики не выдерживают конкуренции с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица и, следовательно, тоже страдает население.

 

Заключение

В данной контрольной работе мы выявили, что действительно главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Иными словами, здесь действует система "прямых и обратных связей". При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.

Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.

В современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государством осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации. Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.

В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась своего рода "обратно пропорциональная зависимость" - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется и тем больше интенсивность и "жесткость" их применения[5; стр.331].

 

Тесты

Тест №1

Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

Ответ: в). Стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке, так как свободная торговля – свободное действие рыночных сил, с выходом на мировой рынок предприятия вынуждены конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными фирмами. Поэтому конкуренция развивается и ужесточается.

А пункты а), б), г) описывают политику протекционизма.

 

Тест №2

Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Ответ: а), б), г), д). Только таможенная пошлина является тарифным методом регулирования внешней торговли. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. А также к нетарифным ограничениям относятся виды скрытого протекционизма такие, как санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

 

Тест №3

Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Ответ: д). Так в развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации  в связи закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

 

Список использованной литературы

1. Мировая экономика: Учебное пособие / Под. ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. И.П. Николаевой. –  2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

3. Мировая экономика: Практикум для студентов II курса, студентов второго высшего образования и ФНО / Т.Н. Волкова, С.И. Цветкова. - М., 2002.

4. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

5. Международная торговля: Учебник / В.И. Фомичев. – М.: Инфра-М, 2001 – Гл. «Внешняя и международная торговая политика. Внешнеторговая политика».  

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.23K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
29.10.09 в 13:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе