Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государств (Тема №10)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.38K | Скачано: 303 | Добавлен 27.02.11 в 14:52 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Барнаул 2010
Тема №10
Содержание
Введение 3
Внешнеторговая политика государств
1. Свободная торговля 4
2. Протекционизм 6
2.1. Тарифные методы 7
2.2. Нетарифные методы 9
Практическое задание 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение.
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике. [4, с. 207]
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.[5, с. 388]
Цель моей работы - рассмотреть внешнеторговую политику государств относительно моделей поведения их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень своих знаний с помощью практического задания.
Внешнеторговая политика государств.
Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство. Между ними постоянно идет своеобразное соперничество, так как оба типа имеют преимущества и недостатки, и в зависимости от конкретно-исторических условий преобладает один из них. В середине XX в. наблюдалась некоторая либерализация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь cтал набирать силу.
1. Свободная торговля.
Свободная торговля, или фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля) – это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров, то есть - политика минимального вмешательства государства в международную торговлю.Это означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. [3, с. 201; 4, с. 217]
Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, реализуемый путем переговоров и взаимных уступок. Либерализация посредством переговоров является наиболее плодотворной, нежели односторонняя либерализация. Ключевым моментом становится способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двухсторонних действий. [1, с. 89]
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.
Преимущества свободной торговли.
1) Фритредерство стимулирует конкуренцию и ограничивает тем самым монополизм национальных фирм. В результате 2) производители вынуждены вводить новшества, повышать качество продукции, снижать ее себестоимость, увеличивая эффективность производства и снижая цены, что выгодно для потребителя. Свобода торговли 3) расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей - снижается риск дефицита, связанный с жесткой локализацией производства и рынков.
Наконец, беспрепятственное развитие МРТ 4) обеспечивает эффективное рыночное размещение ресурсов в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное состояние людей. Свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран, миру на планете.
В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, «наводнение» отечественного рынка иностранными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт некачественной или устаревшей продукции и т.д.). [2, с. 306-307]
2. Протекционизм.
Традиционный протекционизм (protection – защита) – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства в другие страны. Другими словами, протекционизм – политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными. [2, с. 303]
Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. [4, с. 207, 208]
В зависимости от специфики применения выделяются следующие виды протекционизма:
1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора.
2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров и услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.
4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Кроме того, протекционизм может быть односторонним – направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. [4, с. 209]
2.1. Тарифные методы.
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей. [2, с. 304]
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям:
По объекту обложения:
По характеру:
По происхождению:
2.2. Нетарифные барьеры.
Нетарифные барьеры подразделяются на две основные группы:
1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
По механизмам действия все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий:
- паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы;
- меры контроля над ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины); финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли;
- количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров;
- автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;
- государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами;
- технические барьеры, т.е. контроль над соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности. [5, с. 390]
Квоты и лицензии.
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или количественном выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Разновидностью экспортной квоты являются добровольные экспортные ограничения. В рамках ДОЭ страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. [4, с. 214] В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Существует так называемая квотная рента, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и продажи этих товаров на защищенном квотами рынке. При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля над движением товаров. Квоты обычно распределяются на основе лицензий, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензий являются:
а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
б) неавтоматическая (разовая) лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт. [3]
В отношении экспорта часто используется политика субсидирования. Выражается она в том, что государство может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет фирмам продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы продавать ее на отечественном рынке. [3, с. 199; 5, с. 390]
Демпинг
Демпинг (dumping - сбрасывание) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость.
Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть также связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (это называется валютным демпингом). В стране, осуществляющей демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, но жизненный уровень населения снижается (поскольку предложение товаров сокращается, и соответственно растут цены на них). В стране же, являющейся объектом демпинга, некоторые отрасли экономики не выдерживают конкуренции с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица.
В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов. Антидемпинговое регулирование - совокупность мероприятий государства, направленных против продажи другими странами экспортных товаров на мировых рынках по ценам существенно ниже мировых и внутренних в стране-производителе. В 1967 г. на конференции Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) принят Антидемпинговый кодекс, предусматривающий санкции при применении демпинга. [6]
Практическое задание.
Контрольные тестовые задания.
1. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда являются:
а) получение новейшей информации о конкурентах;
б) передел сфер экономического влияния между странами;
в) получение экономической выгоды;
г) доступ к источникам сырья и энергии;
д) политические мотивы.
Ответ: в). Международное разделение труда - это национально-территориальное разделение труда в своей развитой рыночной форме. Предметом специализации является продукция или услуги, производство и осуществление которых позволяет странам нести сравнительно низкие издержки. Концентрация на производстве товаров, которые изготавливаются с минимальными издержками, приводит к снижению совокупных издержек национальной экономики. Таким образом, для всех стран без исключения экономически выгодно участие в МРТ. [5, с. 380]
2. Валютный курс в широком смысле – это:
а) цена денежной единицы, выраженная в золоте;
б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой
страны;
в) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США;
г) цена денежной единицы страны, выраженная в евро.
Ответ: б) Валютный курс представляет собой соотношение обмена двух национальных денежных единиц.
Задача.
На основании статей, приведенных в таблице, составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет.
Операция |
Оценка, ден.ед.
|
Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм Импорт товаров и услуг в страну А Экспорт товаров и услуг из страны А Денежные переводы от фирм в страну А Продажа ценных бумаг страны А иностранцам Импорт золота в страну А
|
70 115 135 50 75 75
|
Решение.
Платежный баланс страны представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных ею загранице, а также изменения в ее финансовой позиции по отношению к загранице. Платежный баланс имеет дело с потоками, с изменениями в реальных и финансовых активах и пассивах, происходящими за базисный период. При составлении платежного баланса в графу «Кредит» заносится экспорт товаров и услуг, получаемый доход, увеличение пассивов или уменьшение активов, а в графу «Дебет» — импорт товаров и услуг, уплачиваемый доход, уменьшение пассивов или увеличение активов. [6] Итак, для составления платежного баланса страны А требуется разнести перечисленные внешнеэкономические операции по статьям в графы дебета и кредита:
Статья
|
Дебет
|
Кредит
|
Импорт
|
115
|
|
Экспорт
|
|
135
|
Покупка ценных бумаг
|
70
|
|
Продажа ценных бумаг
|
|
75
|
Денежные переводы
|
|
50
|
Импорт золота
|
75
|
|
Итого
|
260
|
260
|
Вывод: сальдо баланса равно нулю, таким образом, составленный документ определяем как сбалансированный, соответствующий правилам построения платежного баланса.
Заключение.
Международная практика свидетельствует, что обе тенденции – и либерализация, и протекционизм являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями – это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия. [1, с. 90]
Большинство современных цивилизованных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же под общим курсом здесь является либерализация мировой торговли. Это означает, что страны все более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле или, как сегодня принято говорить, «режим нормальных торговых отношений».
Люди современного мира все более тесно взаимодействуют и обречены на сотрудничество. Но сотрудничать – значит уметь уступать, понимать и учитывать интересы других, не с позиции силы или заносчивости «великой державы», а с позиции полного равенства и обеспечения выгоды для всех сотрудничающих сторон. [2, с. 308]
Список использованной литературы:
1. Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. - 368 с. [c. 89-100]
2. Куликов Л.М.Экономическая теория: учебник – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 432 с. [с. 303-308]
3. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и Статистика, 1998. – 272 с.: ил. [с. 198-203]
4. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –575 с. [с. 207-223 ]
5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997 – 608 с. [с. 388-393]
6. Конспект лекций (Ижболдин-Кронберг А. Р.)
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.