Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »

Основные направления внешнеторговой политики России

Основные направления внешнеторговой политики России [24.03.14]

Тема: Основные направления внешнеторговой политики России

Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России

Тип: Контрольная работа | Размер: 55.00K | Скачано: 294 | Добавлен 24.03.14 в 19:15 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение

2

Глава 1. Теоретические основы государственной внешнеторговой политики

1.1. Понятие и виды внешнеторговой политики

1.2. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

3

 

6

Глава 2. Внешнеторговая политика российского государства в современных условиях

2.1. Состояние внешней торговли России в условиях глобализирующегося мира

2.2. Концепция долгосрочного развития России об основных направлениях внешнеторговой политики

17

 

18

Заключение

24

Список литературы

25

Глоссарий

26

 

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

Целью контрольной работы является изучение основных направлений внешнеторговой политики России.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

-раскрыть понятие и виды внешнеторговой политики

- определить основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

- проанализировать состояние внешней торговли России

- охарактеризовать долгосрочное развитие России

 

Глава 1. Теоретические основы государственной внешнеторговой политики

1.1. Понятие и виды внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. Развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. [2, с.112]

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.

Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

- изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

- изменение объема экспорта и импорта;

- изменение структуры внешней торговли;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .)

- изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. [4, с.156]

Протекционизм система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Выделяют несколько форм протекционизма:

• селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

• отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

• коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

• скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. [10]

В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:

- геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;

- колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;

- различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;

- миграция населения и кризисы в МЭ:

- циклические,

- структурные,

- финансовые.

Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.

 

1.2. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. [1]

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются (ст.4 Закона):

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. [1]

Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

2) нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

·        обеспечения национальной безопасности РФ;

·        выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

·        защиты внутреннего рынка РФ. В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.

Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами. [9]

Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо:

1) остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации;

2) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы).

Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» могут вводиться соответствующие меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики.

Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года — в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара.Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.

В соответствии со ст.41 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях.

При этом указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны.

В соответствии со ст. 37 закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:

1) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;

2) товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

3) товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правительство Российской Федерации при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов.

Иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны и не могущие быть помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны в подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенное оформление таких товаров осуществляется за пределами территории особой экономической зоны до их ввоза на территорию особой экономической зоны.

При прекращении существования особой экономической зоны находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны.

Правовой основой внешнеэкономических операций являются различного рода международные договора, соглашения и конвенции. Эта институциональная база международного сотрудничества разрабатывается как самими странами - участницами международной торговли, так и международными экономическими организациями. [1]

 

Глава 2. Внешнеторговая политика российского государства в современных условиях

2.1. Состояние внешней торговли России в условиях глобализирующегося мира

По данным Росстата и ФТС РФ, в 2012 г. внешнеторговый оборот России вырос более чем на треть достигнув 821 млрд долл. США. И судя по темпам прироста, планка в 1 трлн долл. США будет достигнута уже в 204 г. 

Основным торговым партнером России по-прежнему остается Китай, объём внешнеторгового оборота между Россией и Китаем увеличился более чем на 40% по сравнению с 2012 г. и превысил 10% внешнеторгового баланса нашей страны. 

Первая десятка внешнеторговых партнеров России в 2013 г. не претерпела изменений по отношению к 2012 г. Опережающими темпами рос внешнеторговый оборот с Украиной, которая стала нашим четвертым по значимости внешнеторговым партнером, потеснив Италию. Значительно превысил средние темпы роста внешнеторговый оборот с Белоруссией, приблизившись к пятипроцентной доле во внешней торговле России. А вот объём внешней торговли с нашим вторым партнером по Таможенному Союзу – Казахстаном, напротив не вызывает оптимизма. Казахстан остается 14 по значимости внешнеторговым партнером. Ещё более удручает внешнеторговый оборот с другими странами СНГ, так объём торговли с Таджикистаном и вовсе снизился на 8,6% . [11]

Темпы роста импорта товаров в Россию в 2013 г. вновь превысили темпы роста экспорта, однако объём экспорта в стоимостном выражении по-прежнему значительно превышает объёмы импорта - 516 млрд против 305 млрд долл. США. В структуре экспорта продолжает увеличиваться доля топливно-энергетических товаров. По итогам 2013 г. она составила 69,2% экспорта России. Доля машин и оборудования в структуре импорта увеличилась до 48%, а вот доля продовольственных и сельскохозяйственных товаров в структуре российского импорта напротив снижается и по итогам 2013 г. не превышает 14%. 

 

2.2. Концепция долгосрочного развития России об основных направлениях внешнеторговой политики

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это – авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

Основным результатом базового варианта прогноза является (согласно таможенной статистике) сохранение положительного сальдо торгового баланса. Однако если досчет импорта с учетом оборота неорганизованной торговли в 2014-2018 гг. составит 10-20 млрд. долл., следует отметить, что торговое сальдо (в терминологии платежного баланса) к 2018 г. существенным образом сократится, т.е. не позволит сохранить положительные значения счета текущих операций платежного баланса.

В 2018 г. положительное сальдо торгового баланса, регистрируемого  таможенной  статистикой,   сократится  до   61   млрд.   долл.2

Возможность сохранения положительного сальдо связана с гипотезой изменения цен на нефть (в соответствии со сценарием к 2018 г. цена на нефть марки Urals достигнет 122 долл./барр.) (табл. 1).

Сравнение основного и альтернативного вариантов прогноза показывает, что замедление динамики стоимостного объема экспорта в результате снижения цен на нефть будет более существенным по сравнению с замедлением динамики импорта. Так, разница в 2018 г. между основным и альтернативным вариантами прогноза составит: по стоимостному объему экспорта 95 млрд. долл., тогда как импорта –только 38 млрд. долл.

Таблица 1

Основные показатели прогноза внешней торговли, 2014-2018 гг.

Показатель (вариант*)

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Цена на нефть марки Urals, долл./барр.

 

 

 

 

 

 

I

90

88

88

90

93

96,5

II

111

113

115

118

120

122

ВВП (прирост к предыдущему году в %)

 

 

 

 

 

 

I

5,9

5,5

5,8

5,9

6,1

6,3

II

6,2

5,6

5,8

5,8

6

6,2

Экспорт, млрд. долл. (по данным

 

 

 

 

 

 

таможенной статистики)

 

 

 

 

 

 

I

522

538

563

594

629

666

II

590

624

658

693

727

761

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Сельское и лесное хозяйство

 

 

 

 

 

 

I

10,92

11,3

11,7

12,11

12,53

12,97

II

10,92

11,3

11,7

12,11

12,53

12,97

Рыболовство

 

 

 

 

 

 

I

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

II

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

Добыча полезных ископаемых

 

 

 

 

 

 

I

250

253

260

272

285

300

II

296

309

323

336

349

362

Производство пищевых продуктов

 

 

 

 

 

 

I

260

272

290

309

330

352

II

282

303

323

343

364

385

Производство и распределение электро-

 

 

 

 

 

 

энергии газа и воды

 

 

 

 

 

 

I

0,74

0,67

0,58

0,47

0,4

0,32

II

0,74

0,67

0,58

0,47

0,4

0,32

Импорт, в млрд. долл. США (по данным

 

 

 

 

 

 

таможенной статистики)

 

 

 

 

 

 

I

387

431

484

539

598

662

II

396

451

511

571

634

700

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Сельское и лесное хозяйство

 

 

 

 

 

 

I

13,9

15,6

17,2

18,9

20,4

21,9

II

13,9

15,7

17,4

19,2

20,7

22,2

Рыболовство

 

 

 

 

 

 

I

0,56

0,65

0,74

0,87

1,02

1,18

II

0,57

0,66

0,76

0,89

1,04

1,21

Добыча полезных ископаемых

 

 

 

 

 

 

I

6,62

7,19

7,79

8,46

9,2

10

II

6,79

7,39

8,02

8,68

9,4

10,19

Производство пищевых продуктов

 

 

 

 

 

 

I

366

407

458

511

567

628

II

375

427

484

542

603

666

Производство и распределение электро-

 

 

 

 

 

 

энергии газа и воды

 

 

 

 

 

 

I

0,12

0,17

0,2

0,26

0,32

0,37

II

0,12

0,17

0,2

0,26

0,32

0,37

Источник: [14]

Большая чувствительность экспорта по сравнению с импортом к изменению мировой цены на нефть может привести к «схлопыванию» положительного сальдо торгового баланса, которое по альтернативному варианту в 2018 г. сократится до 4 млрд. долл.

Вместе с тем при более низком уровне цены на нефть в структуре российского экспорта повысится удельный вес обрабатывающей промышленности. Если в основном варианте прогноза удельный вес экспорта обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта равен в 2018 г. 50,6%, то в альтернативном варианте прогноза этот показатель достигнет 52,9%.

Однако наибольший интерес при сравнении результатов двух вариантов представляет динамика ВВП. Как показывают расчеты, в условиях снижения мировой цены на нефть на 25-28 долл./барр. не только не происходит существенного замедления экономического роста, но напротив, в альтернативном варианте прогноза в 2014-2018 гг. темпы роста ВВП оказываются более высокими по сравнению с основным вариантом. Ускорение динамики ВВП в данном случае можно объяснить двумя причинами. Во-первых, свою роль в повышении темпов экономического роста сыграет различие в факторах формирования динамики экспорта и импорта. Снижение мировых цен на нефть сильно отразится на стоимостном объеме экспорта, но почти не окажет влияния на динамику физического объема, тогда как замедление импорта, наоборот, будет связано в основном с замедлением динамики физического объема. Уточним: если рассматривать динамику экспорта и импорта в постоянных ценах, то в данном случае снижение мировой цены на нефть сильнее отразится на динамике импорта, что и скажется на ускорении экономического роста. Во-вторых, по сравнению с внутренним спросом импорт обладает большей эластичностью по отношению к изменению цены на нефть. Таким образом, замедление импорта при снижении цены на нефть будет более существенным, чем замедление внутреннего спроса.

Более подробный анализ изменения динамики и структуры внешней торговли в прогнозный период дает следующие результаты. В обоих вариантах экспорт обрабатывающих производств в прогнозном периоде будет расти большими темпами по сравнению с экспортом полезных ископаемых. Это приведет к тому, что в 2018 г. продукции обрабатывающих производств будет экспортировано больше, чем полезных ископаемых, на 23 млрд. долл. в базовом варианте и 52 млрд. долл. в варианте с более низкими прогнозными показателями цен на нефть. [13]

 

Заключение

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.

Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров.

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ.

Основным результатом базового варианта прогноза является (согласно таможенной статистике) сохранение положительного сальдо торгового баланса. Однако если досчет импорта с учетом оборота неорганизованной торговли в 2014-2018 гг. составит 10-20 млрд. долл., следует отметить, что торговое сальдо (в терминологии платежного баланса) к 2018 г. существенным образом сократится, т.е. не позволит сохранить положительные значения счета текущих операций платежного баланса.

В 2018 г. положительное сальдо торгового баланса, регистрируемого  таможенной  статистикой,   сократится  до   61   млрд.   долл.2

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ.
  2. Конституция РФ
  3. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2013 – 834с.
  4. Современная экономическая политика России: Учебник / Г. Е. Алпатов, Алтунян А.Г., Лякин А.Н, Иванов В.В. - М.: Экономика, 2011 – 349с.
  5. Стратегия модернизации российской экономики./ Под ред. В.М. Полтеровича. - М.: Алетейя, 2010 – 424с.
  6. Официальный сайт Правительства РФ: http://government.ru/
  7. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ: http://www.rosmintrud.ru/
  8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main
  9. Официальный сайт Президента России: http://kremlin.ru/

 

Глоссарий

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров.

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 55.00K
Скачано: 294
Скачать бесплатно
24.03.14 в 19:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе