Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм

Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм [11.04.13]

Тема: Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.43K | Скачано: 280 | Добавлен 11.04.13 в 19:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


Вариант № 12

План работы

Стр.

1. Контрольный теоретический вопрос «Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм» 3

2. Контрольные тестовые задания 9

3. Задача 11

Список литературы 12

 

  1. Внешнеторговая политика государств свободная торговля и протекционизм

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке. В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировалось два основных направления в такой политике – фритредерство и протекционизм. Многие века идёт спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому, или иному направлению, не отказываясь полностью от противоположного.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

  • изменение объема экспорта и импорта;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами;
  • изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
  • изменение соотношения экспортных и импортных цен;
  • изменение структуры внешней торговли.

Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы ( делятся на адволарные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т. е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время..

Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма:

  • селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров (разновидность «эмбарго» - запрет на поставки);
  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
  • коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основными наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, - это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается.

Таможенная пошлина – это налог, которым облагают импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемых либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины:

  1. Специфические таможенные пошлины (налог начисляется на единицу обложения);
  2. Адвалорные таможенные пошлины (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения);
  3. Комбинированные таможенные пошлины (размер налога устанавливается при сочетании методов обложения).

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, такие как:

1. антидемпинговые таможенные пошлины – ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам;

2. компенсационные таможенные пошлины – это пошлины, которые нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

3. сезонные таможенные пошлины – пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера.

По характеру оформления различают:

  1. автономная таможенная пошлина – вводится по решению органов государственной власти;
  2. конвенционная таможенная пошлина – вводится по двустороннему или многостороннему соглашению;
  3. преференциальная таможенная пошлина – отличаются от предыдущих количественными и качественными характеристиками, имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются:

  1. антидемпинговая пошлина;
  2. экспортно-импортные квоты, т. е. ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны;
  3. добровольные экспортные ограничения, т. е. страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну.

К нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей.

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства, устанавливаемый в соответствии с их количеством или стоимостью. Введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Одной из разновидностей квот являются также соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию, в основном, отраслей, находящихся в кризисном положении. Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Существует так называемая квотная рента, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и продажи этих товаров на защищенном квотами рынке.   

При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Свободная торговля, или фритредерство (от англ. free trade  - свободная торговля) – это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров, то есть - политика минимального вмешательства государства в международную торговлю.  Это означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизирование).

Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, реализуемый путем переговоров и взаимных уступок. Либерализация посредством переговоров является наиболее плодотворной, нежели односторонняя либерализация. Ключевым моментом становится способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двухсторонних действий.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Преимущества свободной торговли.

1) Фритредерство стимулирует конкуренцию и ограничивает тем самым монополизм национальных фирм. В результате

2) производители вынуждены вводить новшества, повышать качество продукции, снижать ее себестоимость, увеличивая эффективность производства и снижая цены, что выгодно для потребителя. Свобода торговли

 3) расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей - снижается риск дефицита, связанный с жесткой локализацией производства и рынков. Наконец, беспрепятственное развитие МРТ

4) обеспечивает эффективное рыночное размещение ресурсов в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное состояние людей. Свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран, миру на планете.

В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, «наводнение» отечественного рынка иностранными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт некачественной или устаревшей продукции ).

Демпинг (dumping - сбрасывание) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Имеет следующие трактовки:

  • Ситуация, когда фирмы продают товары за рубеж по ценам ниже издержек или по цене более низкой, чем на внутреннем рынке (трактовка с позиции страны-экспортера).
  • Ситуация, когда иностранная фирма продает на рынке товары по цене более низкой, чем “нормальные” цены аналогичных товаров на данном рынке или же мировые цены (трактовка с позиции страны-импортера).

Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:

1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий:

  • паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы;
  • меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины); финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли;
  • количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничении на ввоз и вывоз товаров;
  • автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;
  • государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами;
  • технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности.

 

2. Контрольные тестовые задания

2. Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:

+ а) сырьевая специализация;

+ б) низкий уровень развития производительных сил;

в) интенсивный тип экономики;

+ г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;

д) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.

Обоснование ответа:

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. Так как эти государства – бывшие колонии, то основными чертами являются отсталая экономика, зависимость от внешних рынков сбыта. Характеристикой развивающихся стран является низкий уровень развития производительных сил, поэтому эти страны относятся к периферии мирового хозяйства.

 

3. Основной причиной оттока рабочей силы из России является:

а) зарубежная деятельность ТНК;

б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;

+ в) безработица;

г) религиозный фактор.

Обоснование ответа:

При нынешнем режиме нет перспектив для нормальной жизни, спокойствия для своих детей. Причины экономической нестабильности в стране, как политические, так и экономические. В России мало гарантий для занятия бизнесом, политикой и даже спортом – условий для этого крайне мало. В нашей стране можно чего-то добиться только будучи сыном или дочерью «кого-то». Активным молодым специалистам, имеющим профессиональные амбиции, остается лишь эмигрировать (вынуждены экспортировать свои таланты за границу). Самореализация – базовая потребность нормального человека. К сожалению, в нашей стране на сегодня она неосуществима.

 

3. Задача

4. Два одинаковых по своим качествам товара – российский и американский – стоят, соответственно, 300 тыс. рублей и 20 тыс. долларов. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. / 1 доллар. Каков при этом реальный обменный курс?

Решение:

Валютный (обменный) курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в единицах других стран. Различают номинальный и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс представляет собой относительную цену валют. Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Он показывает соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на товары другой страны.

Реальный курс рассчитывается как произведение номинального курса на соотношение уровней (индексов) цен в двух странах:

Er = En * (Pd : Pf),

Где: Er – реальный валютный курс;

En – номинальный валютный курс;

Pd – уровень (индекс) внутренних цен, выраженных в национальной валюте;

Pf – уровень (индекс) зарубежных цен, выраженной в иностранной валюте;

Er = 24 * (300 000 : 20 000) = 24*15 = 360

Ответ: 360

 

Список литературы

  1. 4. Международные экономические отношения: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям/под. ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: 2006.
  2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
  3. Международная экономика/ М.: КНОРУС, 2005.
  4. Мировая экономика в вопросах и ответах. – М.: Вузовский учебник, 2006.
  5. Мировая экономика: Методические указания по изучению дисциплины/С.И. Цветкова, О.В. Таласила. – М.: Вузовский учебник, 2006.
  6. Мировая экономика: практикум для студентов II курса, студентов второго высшего образования и ФНО / Т.Н. Волкова, С.И. Цветкова. – М., 2002.
  7. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  8. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономист, 2008.
  9. Мировая экономика: учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007.
  10. Мировая экономика: Учебное пособие / Под. Ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити: 2007.
  11. Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учебное пособие. — М.: 2008.
  12. Экономическая теория: учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.43K
Скачано: 280
Скачать бесплатно
11.04.13 в 19:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе