Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Внешняя политика государств (Вариант 10)

Внешняя политика государств (Вариант 10) [23.03.08]

Тема: Внешняя политика государств (Вариант 10)

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.01K | Скачано: 256 | Добавлен 23.03.08 в 08:49 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2007


Оглавление

Введение 3

Сущность внешней торговли 6

Роль государства во внешнеторговой политике 8

Сущность политики фритредерства и политики протекционизма  13

Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг. 18

§       Тарифные торговые барьеры_ 19

§       Демпинг 22

§       Нетарифные торговые барьеры_ 25

Заключение 29

Тесты_ 31

Список используемой литературы_ 34

 

Введение

Переход к рыночной экономике – это долгий процесс, включающий разные аспекты экономической деятельности. Вера в то, что рыночную экономику можно ввести посредством «шоковой терапии», по сути своей неверна, и в ряде случаев попытки ее реализации создают еще больше проблем, чем хотели решить.

В условиях развития международных экономических отно­шений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внеш­няя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая поли­тика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

Государственное управление, включает в себя создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определяет цели, методы и политику, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление регулирования торговой политики параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социально-ориентированной рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства. Однако, регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области экономической жизни страны.

Новая волна внешнеторговых тенденций в большинстве развитых и развивающихся стран показывают существенные различия определяющие место и роль государства во внешнеторговых отношениях.

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами.

Осуществление же внешнеторгововой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики заключается в создании благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

 

Сущность внешней торговли

В условиях научно-технической революции для эконо­мического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда. Наглядным примером этого являются процессы, проис­ходящие на Западе, где промышленно развитые страны со­знательно не обращают внимание на экономические, а часто и по­литические границы, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, форми­рование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п., с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и науч­но-технической кооперации. Решение этих задач тесно свя­зано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика — это система меро­приятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкурен­ции иностранных товаров.

Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достиже­ния определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики го­сударства.

Внешнеторговая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

Поскольку внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внутренними аспектами хозяйственного развития, её главной задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны и увеличения национального богатства.

На протяжении ХХ века изменялись принципы и подходы к осуществлению внешнеторговой политики, а, следовательно, и практики государственного регулирования этой сферы хозяйственной деятельности. Так до первой мировой войны (1914-1918) в странах с рыночной экономикой фактически отрицалась необходимость участия государства в экономических процессах. Среди экономистов и политиков господствовали воззрения сторонников неоклассической школы, которые в целом придерживались формулы А. Смита о ведущей роли «невидимой руки» рынка. Затем, с 30 - 40-х годов, приоритет получают воззрения адептов теории Кейнса, выступающего с позиций государственного регулирования сферы производства. Наконец, в 70 - 80-х годах на первый план выходят приверженцы монетаристских концепций чикагской школы, во главе с М. Фридманом, который считал приоритетным использование государством механизмов воздействия на экономику в целом и внешнеторговую политику через сферу обращения.

Сегодня можно говорить о своеобразном синтезе всех вышеперечисленных направлений теоретического осмысления практики товарообмена между государствами. Поэтому в арсенале средств воздействия на состояние внешней торговли страны, которым располагает то или иное правительство, находятся самые разнообразные макроэкономические инструменты.

Необходимо отметить также наличие двух основных тенденций в современной внешнеэкономической политике:

  1. переход государств к открытости экономик, то есть либерализация режима внешней торговли, с одной стороны,
  2. сохранение элементов обособленности, изолированности, закрытости от мирового рынка, т.е. осуществление протекционистских мер с другой.

Следует иметь в виду, что выбор данной страной того или иного средства регулирования внешней торговли зависит от внутриэкономической ситуации и положения на мировом рынке, а в более конкретном плане – от целого комплекса факторов. Таких как:

Набор средств государственного регулирования внешней торговли постоянно расширяется, что обусловлено интернационализацией хозяйственной жизни и появлением новых сфер МЭО, например, информационного обмена или сервисной, «невидимой» экономики услуг.

Базовыми условиями для осуществления мероприятий по регулированию внешней торговли выступают формирование правового поля как комплекса международно-правовых актов, создание системы внешнеэкономической информации, особенно для небольших по размерам компаний, возможности которых в поиске зарубежных партнёров ограничены, а также совершенствование методов обучения и подготовки кадров, способных эффективно работать в этой сфере МЭО.

 

Роль государства во внешнеторговой политике

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эф­фективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тотали­тарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для  промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в вып­лате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма пра­ктикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции ко­торых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что зна­чительно повышает их конкурентоспособность на мировом рын­ке. В мировой практике прямое государственное субсидирова­ние рассматривается как одна из недобросовестных форм кон­курентной борьбы и жестко регулируется нормами

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных от­раслях — наиболее перспективное и справедливое направле­ние государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расши­рения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложе­ния, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производ­ства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

 1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирова­ние экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно разви­тые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны.

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые оста­ются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщи­ком только на закупку товаров в этой стране.

3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кре­дитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством экспорта совместно с бан­ком, когда государство может рефинансировать часть креди­тов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субси­дировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что ак­тивно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространен­ных форм поддержки экспортеров государством.      

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государ­ство осуществляет, как правило, через экспор­тно-импортный банк по низким ставкам — обычно 1 % от суммы сделки;

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятель­ности национальных экспортеров, инвесторов.

Так, в Япо­нии в 1951 году была создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд. йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки ин­формации о внешних рынках для японских экспортеров, орга­низации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст.

Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимоно­польного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различ­ные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, уве­личением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономическо­го потенциала страны.

Ограничения, заложенные в механизме платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное прави­тельством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

а) существование нескольких валютных курсов;

б) продажа валюты под строго ограниченный список това­ров, т.е валюту нельзя купить под другие программы;

в) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, зани­женному, что равносильно введению дополнительного налога;

г) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, го­сударство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.

 

Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

Политика свободной торговли (англ.- free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для её теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

На страницах своей книги А.Смит рассматривает человеческое общество в качестве всеобщего менового союза, членам которого, т.е. людям, органически присуще стремление к торговле. Поэтому обмен товарами между странами на основе разделения труда является неотъемлемой чертой экономических отношений. В таком случае государство выступает лишь как наёмный агент товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса, прежде всего своим невмешательством в хозяйственные процессы.

Отражением глобального процесса либерализации внешней торговли служит возникновение обширных региональных зон «свободной торговли» на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритредерство способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Хотя не следует забывать о том, что современное понимание свободной торговли связано не с тотальным самоустранением государства от участия в экономике, а поиском наиболее оптимальной схемы такого участия без ущерба для деятельности всех хозяйствующих субъектов.

В этом слу­чае торговля осуществляется и развивается в соответствии с меж­дународным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Положительные воз­действия свободной торговли состоят в том, что она:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечествен­ных производителей, так и на мировом рынке в целом;

•  позволяет осуществлять международную торговлю в соответ­ствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

•  создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей;

•  содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства полагают, что аргументы в поль­зу протекционизма являются дискуссионными, поскольку те цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с мень­шими издержками.

Традиционно в экономической теории фритредерство противопоставляется политике протекционизма (от англ. Protection – защита), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций.

Несмотря на то, что ведущей тенденцией мировых экономических отношений повсеместно признаётся переход всё большего числа стран к политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым навязыванием производителями своих интересов под вывеской национальных.

Среди факторов, заставляющих правительства вводить комплекс мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие:

  1. Защита формирующихся отраслей экономики с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний.
  2. Поддержка «старых» неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа.
  3. Борьба с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику.
  4. Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику. Этот фактор особенно актуален для стран – экспортёров сырья и природных ресурсов.
  5. Увеличение доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многомосуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.

Сторонники политики протекционизма считают, что свобода торговли осуществляется в ин­тересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под  зашитой  протекционизма проходили становление   и   развитие  американской,   германской,   французской промышленности и национального капитала.

В развивающейся национальной экономике протекционист­ские меры необходимы для зашиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-техническою прогресса отрас­лей  от  конкуренции  эффективных  иностранных фирм,  функ­ционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выражен­ный социальный характер в периоды формирования или струк­турной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные катего­рии занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государ­ствами и усиления международной напряженности, протекцио­нистские меры используются для сохранения национальной безо­пасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

К отрицательным чертам протекционизма относятся:

  1. Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции.
  2. Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран.
  3. Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий.
  4. Протекционизм обладает определенным мультиплици­рующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отрас­лями ведет к тому, что если для одних отраслей технологиче­ской цепочки введена протекционистская зашита, то ее потре­буют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.
  5. Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере.«Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализациивнешнеэкономической деятельности.

Таким образом, давая временный, тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане  является бесперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа.

Определяемые спецификой применения выделяются сле­дующие вилы протекционизма.

  1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту воз­никающих и оформляющихся отраслей промышленности и аг­рарного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сель­ского хозяйства).
  2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого ис­пользуются механизмы внутренней экономической политики.
  3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.
  4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например, на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим протекционист­ским инструментам относятся тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

 

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облага­емых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает:

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государствен­ных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режи­мом, изданным на территории государства, действие тамо­женного тарифа может быть ограничено.

 До определенного момента таможенный тариф — может способствовать развитию молодых наукоемких, пер­спективных отраслей, однако проведение политики, нап­равленной на поддержание данных отраслей путем ограниче­ния конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

Существуют следующие виды таможенных тарифов:

1. Тарифы на импорт, или импортная пошлина, это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Тарифы на импорт защищают отечественных производите­лей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт. Этот факт стано­вится очевидным при сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. В условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу будет покрываться импортом. Введение тарифа на импорт повысит отечественные цены и со­кратит объемы импорта.

Введения протекционистских мер защиты требуют от прави­тельства также смежные отрасли, связанные с конкретной от­раслью технологической цепочкой и поставляющие ей сырье и материалы. В связи с этим различают номинальный и фактиче­ский уровни тарифов на импорт.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли вели­чина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли бу­дет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень та­рифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

2. Тарифы на экспорт. Механизм этой меры - зеркальное отраже­ние механизма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными произ­водителями, настолько велик, что относительный выигрыш оте­чественных потребителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в моно­польное положение на мировом рынке и заставляет импортирую­щие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значи­тельна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в моно­польное положение на мировом рынке и заставляет импортирую­щие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значи­тельна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами.

Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Евро­пейского Союза.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин (таможенная пошлина — это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начис­ляемый либо с количества, либо со стоимости), которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (плате­жами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на тамо­женную территорию страны или вывозе товаров с этой терри­тории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

 В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

1.  Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения). Объектом наложения специфических пошлин являются стан­дартизированные товары. Их значение изменяется в зависимости от конъюнктуры цен и фазы экономического цикла. Специфиче­ские пошлины в большей мере ограничивают импорт товаров с более низкими ценами. В условиях роста цен в период экономи­ческого подъема значение специфических пошлин утрачивается, наблюдается снижение уровня протекционистской защиты.

2.   Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения). Адвалорные пошлины налагаются на товары, имеющие раз­личные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Уровень протекционистской защиты не зависит от конъюнктуры цен и сохраняет устойчивое положение, посколь­ку независимо от цены адвалорная пошлина увеличивает цену импортного товара. Однако при изъятии адвалорной пошлины возникают трудности в связи с необходимостью таможенной оценки стоимости товара.

3. Комбинированные таможенные пошлины: размер налога ус­танавливается при сочетании методов обложения.

Также выделяют особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие.

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. (Демпинг — прак­тика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по ко­торым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг при­меняется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса). Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспор­тера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импорто-конкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляе­мые экспортирующими странами отечественным производителям.

Демпинг и удлиняющие сроки его действия экспортные суб­сидии отечественным производителям оказывают дестабилизи­рующее влияние на протекание экономических процессов и национальных экономиках импортирующих стран. Проведение демпинговой политики и политики экспортных субсидий за­ставляет производителей импортоконкурируюших отраслей сво­рачивать производство. Прекращение подобной политики де­лает необходимым, наоборот, наращивание производства дан­ной товарной группы.

В практике мировой торговли товарами и услугами дем­пинговая политика и политика экспортных субсидий относятся к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках Гене­рального соглашения о тарифах и торговле разработано специ­альное антидемпинговое законодательство, позволяющее им­портирующим странам принимать ответные меры в виде анти­демпинговых пошлин.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошли­ны, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

В международной практике к таможенно-тарифным ин­струментам государственной внешнеторговой политики, поми­мо таможенных пошлин, относят также налог на добав­ленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на террито­рию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов. 

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт, и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечес­твенных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теря­ют больше от введения импортных тарифов, чем получает госу­дарство и национальные производители вместе взятые. Чис­тые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных това­ров и потребительский эффект — потеря полезности, кото­рую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров вследствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыноч­ным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать мо­лодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять до­ходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Расширение протекционистских форм и методов осуществ­ляется в результате использования нетарифных торговых огра­ничений, количество видов которых в настоящее время достига­ет 50. Особенно активно такие ограничения используют индуст­риально развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободы торговли. К середине 90-х гг. 14°г всех товаров, импортируемых странами Европейского Союза, США и Японией, подпадали пол нетарифные ограничения,

Основными  видами  нетарифных торговых ограничений  являются  антидемпинговые   меры,   экспортно-импортные   киоты. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечествен­ным производителям. Однако отечественные производители им­портозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие иены им­портных товаров объясняются более низким уровнем издержек \ иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее рас­пространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квоти­рование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импорт­ные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вы­возимых товаров не регламентируются, требуется проплатить став­ку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочета­нию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли опре­деленным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продук­ции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний ры­нок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становился серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэто­му правительство не имеет права самостоятельно повышать та­рифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экс­портные ограничения. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны-экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну. Видимость добровольности покрывает стремле­ние избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

ДЭО, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены на ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким обра­зом компенсируется снижение объемов экспорта путем повы­шения цен на него.

Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего является задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Таким образом, государственное регулирование внешней торговли выступает как важнейшая сфера экономической политики правительства и представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий расширенного общественного воспроизводства и повышение благосостояния народа; меры по регулированию внешней торговли могут осуществляться в рамках режимов свободной торговли или протекционизма, включают в себя как тарифные, так и нетарифные инструменты воздействия на рыночный механизм.

 

Заключение

Оценивая внешнеторговую деятельности отдельной страны, трудно переоценить роль государства в ее регулировании, можно утверждать, что государство осуществляет те или иные формы управления внешнеэкономической деятельности, исходя из сложившейся социально-экономической обстановки, а также национальных интересов страны. В наличии у государства имеется широкий набор инструментов, позволяющий с наибольшей эффективностью реализовывать национальную внешнеторговую политику.

Государственное регулирование охватило практически все стадии внешнеэкономической деятельности (ВЭД), начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны.

Она способствует интеграции стран в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

Таможенное регулирование ВЭД тесно увязывается с задачами структурных перестроек либо укрепления экономики. Несмотря на относительное снижение роли тарифного регулирования внешнеэкономических связей по сравнению с периодом 60-70-х годов, таможенный тариф остается важным инструментом защиты национальных производителей в целом ряде “чувствительных” отраслей. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа.

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу. В качестве главной цели внешнеэкономической политики в мировой тенденции большинство государств провозглашает активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе.

При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

Интенсивное развитие международных связей в последнее десятилетие стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил, применяемых в международной торговле.

 

Тесты

Вопрос 1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отросли, возникшие как результат НТП.

Политика фритредерства (свободная торговля)  - политика невмешательства государства в международную торговлю. Несмотря на то, что в чистом виде такой вариант ведения внешнеторговых отношений встречается крайне редко, и используется государствами очень осторожно, он наиболее сильно стимулирует процессы конкуренции, т.к. политика фритредерства ведет к наиболее эффективному перераспределению ресурсов в мировом масштабе, и для того что бы выдержать требования других государств в отношении производимых товаров, необходимо постоянно совершенствовать производство, применять достижения НТП и т.д.

Итак, правильным ответом является вариант в). Остальные варианты не подходят по следующим причинам:

Политика свободной торговли допускает и приветствует проникновению на внутренний рынок государства товаров и услуг других стран, иногда цены на «зарубежный товар» гораздо ниже внутренних (демпинг), что никак не может привести к поддержки субъектов национальной экономики. В такой ситуации возникает высокая конкуренция, которая не может способствовать быстрому и качественному экономическому росту новых отраслей, возникших как результат НТП.

Фритредерство невозможно использовать для сохранения экономической безопасности по тем же причинам.

 

Вопрос 2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли, так же как и тарифные, относятся к протекционистскому.  Особенно активно такие ограничения используют индуст­риально развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободы торговли. Все указанные в задании методы регулирования внешней торговли, за исключением таможенных пошлин относятся к нетарифным. Т.к. изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэто­му правительство не имеет права самостоятельно повышать та­рифы. В этом случае оно ужесточает квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

Добровольные экспортные ограничения – это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны-экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну.

Санитарно технические ограничения – разновидность скрытого протекционизма - контроль дотаможенного движения то­варов, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экс­порте.

Следовательно верными ответами являются: а), б), г), д).

 

Вопрос 3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны ответы только а) и в)

На мой взгляд, правильным ответом в этом задании является вариант д), который включает в себя: защиту новых («молодых») отраслей от воздействия зарубежных предпринимателей, рост занятости населения внутри страны, предотвращение демпинга, обеспечение национальной экономической безопасности. Протекционизм как теория и практика регулирования внешней торговли, ставит перед собой первую и основную цель -  направленную на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции. Естественное явление при сокращении допуска иностранной продукции на внутригосударственный рынок – рост и развитие производства внутри страну, что влечет за собой рост занятости внутри страны.

Демпинг - прак­тика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по ко­торым товар реализуется на внутреннем рынке, применение демпинга в стране с нестабильным состоянием экономики может привести к тяжелым кризисам, поэтому политика протекционизма использует антидемпинговые меры в своем арсенале, в цели и задачи которой входит так же и обеспечение национальной экономической безопасности.

 

Список используемой литературы

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие - М.: ДЕЛО, 2002.
  2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособиепод ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2002.
  3. Международные экономические отношения / Под редакцией В.К. Метношевской. Минск, 2002.
  4. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под.ред. И.П.Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000
  5. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М.; 1994.
  6. Экономическая теория: Учебник / Под.ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2001
  7. Вступление России в ВТО. Как это повлияет на макроэкономику, различные отрасли, рынок труда и население? // Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. № 10, май 2005г.// http://www.library.ru/1/local_uprav/consultations/business_info/add_05.php
  8. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. М.:ЮНИТИ, 2000
  9. Райсберг Б.А. Курс экономики. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.//http://mirknig.narod.ru/
  10. Чичкин А. Несговорчивая пятерка.// Российская бизнес-газета. 18 .10. 2005 г. // http://www.rg.ru/2005/10/18/rossia-vto.html
  11. Инкотермс 2000. Международные правила толкования торговых терминов : Правовая библиотека. Вып. № 10., М.:Юрайт-Изд,2006
  12. Россия в цифрах. 2005. М.: Госкомстат.2005.
  13. «Российский статистический ежегодник», Госкомстат РФ,// http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=752515

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+11
Размер: 44.01K
Скачано: 256
Скачать бесплатно
23.03.08 в 08:49 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе