Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм (Вариант №12)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.82K | Скачано: 264 | Добавлен 22.03.13 в 14:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вариант № 12
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос |
3 |
Контрольные тестовые задания |
14 |
Задача |
16 |
Список литературы |
17 |
1. Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм.
Международное движение товаров и услуг изначально выступало в форме развития внешнеторговых отношений. Сначала обменивались излишки товаров, возникавшие в отдельных странах. С ростом производительности труда отдельные страны начали специализироваться на производстве товаров, продажа которых на внешнем рынке была более выгодна, чем на внутреннем.
В современных условиях формирование мирового хозяйства и процесс интернационализации производства привели к становлению новой формы международного обмена товарами – мировому рынку.
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одна из причин свидетельствует о том, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому основными причинами существования внешнеторговых отношений и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, средства оплаты импорта, развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и т.д.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт – это продажа и вывоз товара за границу, импорт – покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.
В условиях развития международных экономических отношений большое значение приобретает оптимальная внешнеторговая политики каждой страны. Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).
Традиционный протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международный торговых отношений. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
В периоды серьезных обострений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой жизненно важной продукции.
Противники протекционизма выдвигают против этой теории следующие аргументы:
1)Нелогичность протекционизма: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.
2)В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.
3)Протекционизм оказывает негативное воздействие на экономические интересы потребителей: отечественный потребитель покупает товары по более высокой цене, причем не только импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и товары национальной промышленности.
4)В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.
Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем:
Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, сводятся главным образом к максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения. Например, с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Это возможно в той ситуации, когда спрос на товар более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а доход от пошлины пополнит государственный бюджет. Кроме того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:
1.страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;
2.ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;
3.снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.
Также аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Эту идею впервые сформулировал Дж. Кейнс в трактате «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он считал, что экономическая система не в состоянии автоматически достичь полной занятости и предложил ограничивать импорт протекционистскими мерами, что будет благотворно влиять на занятость, так как спрос на продукцию национальных производителей увеличится.
Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.
Тарифы на импорт (импортная пошлина) – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт (в результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа). Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, так как им приходится оплачивать тариф на импорт. При сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма, очевидно, что в условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Введение тарифа на импорт повышает отечественные цены и сокращает объемы импорта.
Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.
Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. В практике мировой торговли и международных отношений выделаются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся:
1.Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам (демпинг – практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке).
2.Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.
3.Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.
По характеру оформления различают автономные, конвенционные и преференциальные таможенные пошлины. Ведение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)
Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).
Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Экспортно-импортные квоты – распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю. Имеются существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, распределяет лицензии между конкретными предприятиями.
К нетарифным торговым ограничениям относятся также санитарно-технические ограничения импорта товаров. К ним относятся: обязательное соблюдение национальных стандартов, сертификаты качества импортной продукции, требования к специфической маркировке и упаковке товаров, требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения. Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.
Свободная торговля – политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade – фритредерство). Все позитивные аспекты свободной торговли выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:
Свобода торговли проявляется для стран с более низким технико-технологическим укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии с которым развитая страна всегда получает более значимую выгоду от обмена, чем бедная. Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества.
В период после промышленного переворота, когда Англия являлась техническим лидером, США и Германия развивались под давлением английской промышленности, являясь поставщиками сырья (США – хлопка, Германия – хлеба), а также покупателями английских промышленных товаров. Чтобы избавиться от экономической зависимости эти страны встали на путь протекционизма, создав условия национальной промышленности. Американский и германский капитал выходят на международный рынок в качестве лидирующих партнеров и пользуются выгодами международного разделения труда.
Каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом. Усиление взаимозависимости всех составных частей международных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирование международного экономического порядка.
Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. Приобретают большое значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам.
Одно из основных соглашений, специальное назначение которого – ускорение протекания международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы либерализации условий международной торговли (свободной торговли). Разумный протекционизм допускался только в виде таможенных пошлин, импортные квоты запрещались.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло допустимые размеры таможенных пошлин и экспортный субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредством межправительственных многосторонних соглашений, привлекало страны, нарушившие условия договора к экономической ответственности.
Углубление взаимных экономических связей приводило к оформлению новых договоров в рамках ГАТТ: свободную торговлю осуществляют страны, входящие в ЕАСТ (Европейская Ассоциация свободной торговли) – Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария.
К 1996 г. в ГАТТ состояло примерно 130 стран. С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО), объединившая 81 страну. Поскольку Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ, членство в ВТО означает автоматическое принятие государством-участником в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей в рамках ГАТТ.
Функции ВТО:
– контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;
– организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;
– наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
– сотрудничество с другими международными организациями;
– прием новых членов;
– разрешение торговых споров между членами.
В мае 1998 г. состоялась вторая министерская конференция ВТО. За время, прошедшее после Сингапурской конференции ВТО (декабрь 1996 г.) в рамках ВТО были заключены три соглашения: О либерализации (свободной торговле) торговли глобальными телекоммуникационными услугами (подписали 69 стран), Об отмене к 2000 г. импортных пошлин на продукцию информационных технологий (43 страны), Об открытии рынков финансовых услуг для иностранной конкуренции (102 страны).
Прецеденты длительного ведения переговоров о вступлении в ВТО имеются. Российская сторона на переговорах с ВТО отстаивает право на постепенное открытие своего рынка в течение семилетнего переходного периода. Однако ВТО занимает жесткую позицию, допуская только трехлетний переходный период.
Около 30 стран мира ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе – Россия, Беларусь, Казахстан, Украина и другие.
В последнее время тема присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) стала преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены.
Мнения по поводу данной темы разделились. Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия во Всемирной торговой организации Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Их оппоненты считают, что присоединение к ВТО нанесет ущерб целым отраслям промышленности.
Среди положительных последствий вступления России в ВТО эксперты отмечают доступ российских потребителей к конкурентным, а значит, более дешевым товарам и услугам.
Предполагается, что со вступлением в ВТО снизятся пошлины. Это значит, что новые мебельные фабрики, целлюлозно-бумажные комбинаты, а значит, и новые рабочие места будут появляться не в России, а в Финляндии или Польше. Но главное, что получат наши будущие партнеры в этой организации, — неограниченный выход на огромный российский рынок. Потому как российские товары проигрывают по качеству (промтовары) и по цене (сельхозпродукция). Лишившись потребителя и не имея возможности реализовывать свою продукцию, производство обречено. Эксперты отмечают, что от вступления в ВТО пострадает не только российское производство, но и каждый конкретный житель страны. Ведь тарифы на электричество и другие энергоносители в холодной стране приравняют к мировым.
Василий Колташов, глава Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений, выдвигает версию, что от вступления в эту организацию выиграют отечественные металлурги и химики. Но тут же отмечает что «ценой этого плюса станет огромный минус. Россия будет рассматриваться партнерами лишь как рынок сбыта. По схожему пути уже пошла Прибалтика. Им говорят: зачем вам промышленность и сельское хозяйство – мы продадим вам свою продукцию. Если мы повторим их судьбу, то наша промышленность и сельское хозяйство никогда не станут развитыми. Ведь правила этой организации предусматривают, что мы должны полностью открыть свой рынок для иностранных товаров и капиталов.
Французский экономист, лауреат Нобелевской премии 1988 г. Морис Алле пришел к выводу, что свобода торговли в мировых масштабах может иметь только негативные последствия. Полная либерализация торговли является нереалистичной и нежелательной. Он предлагает отказаться от принципов, лежащих в основе международного обмена. «Извращения социализма вызвали крах общества в странах Восточной Европы, будем же бдительны, чтобы извращения либерализма не вызвали краха западных обществ».
Любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Жесткий протекционизм так же абсурден, как и опасность оказаться безоружным перед лицом неограниченной свободы торговли.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
2. Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:
а) сырьевая специализация;
б) низкий уровень развития производительных сил;
в) интенсивный тип экономики;
г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;
д) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.
Обоснование ответа:
Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. Так как эти государства – бывшие колонии, то основными чертами являются отсталая экономика, зависимость от внешних рынков сбыта. Характеристикой развивающихся стран является низкий уровень развития производительных сил, поэтому эти страны относятся к периферии мирового хозяйства.
3. Основной причиной оттока рабочей силы из России является:
а) зарубежная деятельность ТНК;
б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;
в) безработица;
г) религиозный фактор.
Обоснование ответа:
При нынешнем режиме нет перспектив для нормальной жизни, спокойствия для своих детей. Причины экономической нестабильности в стране, как политические, так и экономические. В России мало гарантий для занятия бизнесом, политикой и даже спортом – условий для этого крайне мало. В нашей стране можно чего-то добиться только будучи сыном или дочерью «кого-то». Активным молодым специалистам, имеющим профессиональные амбиции, остается лишь эмигрировать (вынуждены экспортировать свои таланты за границу). Самореализация – базовая потребность нормального человека. К сожалению, в нашей стране на сегодня она неосуществима.
4. Два одинаковых по своим качествам товара – российский и американский – стоят, соответственно, 300 тыс. рублей и 20 тыс. долларов. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. / 1 доллар. Каков при этом реальный обменный курс?
Решение:
Валютный (обменный) курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в единицах других стран. Различают номинальный и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс представляет собой относительную цену валют. Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Он показывает соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на товары другой страны.
Реальный курс рассчитывается как произведение номинального курса на соотношение уровней (индексов) цен в двух странах:
Er = En * (Pd : Pf),
где Er – реальный валютный курс;
En – номинальный валютный курс;
Pd – уровень (индекс) внутренних цен, выраженных в национальной валюте;
Pf – уровень (индекс) зарубежных цен, выраженной в иностранной валюте;
Er = 24 * (300 000 : 20 000) = 24*15 = 360
Ответ: 360
1.Заблуждения протекционизма. – М.: Экономика, 2002. – 254с.
2.Адамия А. Россия и всемирная торговая организация: проблемы присоединения // Вопросы экономических наук. – 2004. – №6. –С.235-242.
3. Михневич С. Либерализация мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и государственных предприятий // Общество и экономика. – 2002. –№5. – С.121-132.
4.Новокшенов И. Таможенные аспекты ввоза товаров по международному финансовому лизингу // Промышленник России. – 2004. –№7. – С.44-45.
5.Орешкин В. Новый импортный тариф «заварить кашу легко» // Экономика и жизнь. – 2000. –№47. – С.27.
6.Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – М.:ИКЦ «МарТ», 2007. – 240с.
7. Корнева С.В., Ларин Д.А. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: лицензии, разрешения, сертификаты. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. –158с.
8. Басаргин В.Ф. Вступление в ВТО – региональный аспект // Стандарты и качество. – 2008. –№6. – С.90-93.
9.Шеленко Р.А. Антидемпинговый процесс. – М.: Акад. народ. хоз-ва при Правительстве Р.Ф., 2002. – 615с.
10.Давыдов Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М.: Кнорус, 2003. – 588с.
11.Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле. – СПб.: Питер, 2003. – 556с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.