Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Внешнеторговая политика государств

Внешнеторговая политика государств [20.10.10]

Тема: Внешнеторговая политика государств

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.79K | Скачано: 286 | Добавлен 20.10.10 в 18:33 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание

Стр.

Введение 3

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма 4

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 9

Тесты 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

Введение

Расширение и углубление экономических отношений между странами в течение столетий неразрывно связано с развитием внешней торговли. В практике мирового хозяйства реализуются два направления внешнеторговой политики: с одной стороны, происходит либерализация внешней торговли в рамках отдельных стран и их интеграционных объединений, а, с другой стороны, сохраняются устойчивые протекционистские тенденции в торгово-экономических связях различных государств и их группировок. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Однако, в условиях глобализации мирового хозяйства, возрастания взаимосвязи и взаимозависимости государств тенденция к усилению открытости национальных экономик вызывает обострение проблем эффективного сочетания свободной торговли и протекционизма.

Во всех странах регулирование внешней торговли – осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя  торговля является одной из важнейших форм международных связей, то от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

 

1 Сущность политики фритредерства и политики протекционизма

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место современной мировой экономике.

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

Традиционный протекционизм это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.

Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в., в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, французской промышленности и национального капитала.

Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма:

Положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли:

Отрицательные стороны протекционистских мер:

«Фритредерство – это политика невмешательства государства в международную торговлю».

В начале XXI века фритредерство выступает в форме либерализации торговли, обосновывающей необходимостью устранения барьеров на пути перемещения между странами товаров, капиталов и рабочей силы. Либерализация торговли отвечает интересам промышленно развитых государств, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как основной источник развития и роста.

Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

Считается, что фритредерство ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что оно привлекает многими достоинствами, политика не вмешательства в международную торговлю странами используется очень осторожно.

 

 

2 Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг

Основными и наиболее распространёнными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт. Этот факт становится очевидным при сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. В условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу будет покрываться импортом. Введение тарифа на импорт повысит отечественные цены и сократит объемы импорта.

В условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможности расширять производство, поскольку они не платят тариф, и, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме производства, который для них является оптимальным.

С ростом цен у отечественных потребителей нет другого выхода, как только сокращать потребление и импортных, и отечественных товаров.

В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильней в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается  введением дополнительных таможенных ограничений.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли – величина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами.

Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского Союза.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

Специфические таможенные пошлины: налог начисляется на единицу обложения.

Адвалорные таможенные пошлины: налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения.

Комбинированные таможенные пошлины: размер налога устанавливается при сочетании методов обложения.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам.

Демпинг – практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.

Демпинг и удлиняющие сроки его действия экспортные субсидии отечественным производителям оказывают дестабилизирующее влияние на протекание экономических процессов в национальных экономиках импортирующих стран. Проведение демпинговой политики и политики экспортных субсидий заставляет производителей импортоконкурирующих отраслей сворачивать производство. Прекращение подобной политики делает необходимым, наоборот, наращивание производства данной товарной группы.

В практике мировой торговли товарами и услугами демпинговая политика и политика экспортных субсидий относятся к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющее импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

По характеру оформления различают автономные, конвенционные и преференциальные таможенные пошлины.

Введение автономных пошлин является результатом односторонних решений законодательных органов государственной власти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующими министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются преференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируется, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Имеются также и существенные качественные отличия квот и тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

Основными способами размещения государственных импортных лицензий являются следующие.

Затратный способ размещения. Лицензии выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и других ресурсов.

Аукционный способ размещения. Государство продает лицензию по наивысшей цене, предложенной участвующими предприятиями.

Система явных предпочтений. Лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта в период до введения импортных квот.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем в случае тарифных ограничениях или квотирования импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

К нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

- обязательное соблюдение национальных стандартов;

- сертификаты качества импортной продукции;

- требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

- требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения.

Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящий ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

В современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной валютной системы и продолжении валютного кризиса ужесточаются валютные ограничения на импорт товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Компенсационная торговля существует в различных формах, а именно:

 

Тесты

1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (вы­берите верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопаснос­ти в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

Правильный ответ: в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке

Политика свободной торговли (фритредерства), основывается на открытости внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке, стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом, заставляет предприятия вводить инновации, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей.

 

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Правильные ответы: а), б), г), д).

а) Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны;

б) Правительство ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий (разрешений) между конкретными предприятиями;

г). Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну;

д) К нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, то есть сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

 

3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия кон­куренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характе­ризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Правильный ответ: д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма (в ответ входят определения а), б), в) и г).)

а) В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

б) Протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи закрытием или банкротством национальных предприятий.

в) Протекционистские меры используют для борьбы с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику;

г) В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

 

Заключение

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли, с учетом использования выгод международного разделения труда. Правительство стремится обеспечить экономические и политические условия, облегчающие национальному капиталу приспособление к изменениям на международных рынках. При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции. Внешняя торговля любого государства строится на основе взаимной выгодности.

В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась своего рода "обратно пропорциональная зависимость" - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется и тем больше интенсивность и "жесткость" их применения. Любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Ведь, признавая ценность свободы торговли, необходимо учитывать, что чрезмерная насыщенность национального рынка иностранными товарами обостряет проблему занятости. Жесткий протекционизм так же абсурден. Ведь это бы поставило под сомнение возможность протекания процессов индустриализации в развивающихся странах. Таким образом, каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом.

 

Список использованной литературы

  1. Мировая экономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. д.э.н., проф. И.П. Николаевой. - М.: Велби: Проспект, 2009. – 240с.
  2. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/ Под. ред. проф. Николаевой И.П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 575с.
  3. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. И.П. Николаевой. –- М.: Вузовский учебник.- 2006. – 186с.
  4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.:Экономисть, 2005.
  5. Сайт Economicus.Ru - экономический портал.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.79K
Скачано: 286
Скачать бесплатно
20.10.10 в 18:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе