Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Внешнеторговая политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.64K | Скачано: 282 | Добавлен 16.05.11 в 13:22 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2010
План работы
Стр.
Введение 3
1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма 5
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг 8
3. Тесты 17
Список используемой литературы 19
Введение
Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и/или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.
Внешнеторговая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.
Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок - например, внешнеторговая политика ЕС по отношению к «третьим» странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; внешнеторговая политика ведущих ТНК; в рамках федеративных государств - внешнеторговая политика субъектов федерации). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе в ней общую экономическую политику страны.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации (тактический аспект внешнеторговой политики).
Стратегия внешнеторговой политики состоит прежде всего в определении ее целей и в решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного расширенного воспроизводства национальной экономики в целом - обеспечения эффективного экономического роста, занятости и т.д.).
1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма
Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому не случайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене, - вплоть до средств военно-политического давления, что вызывает растущий протест со стороны других государств.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются фритредерство и протекционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от противоположного. В середине 20века наблюдалась некоторая либерализация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь стал набирать силу.
Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках - как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.
Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля), напротив, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения.
Протекционизм и фритредерство в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэкономической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).
Тактический аспект внешнеторговой политики государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.
В периоды серьёзных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Несмотря на явно положительные влияния протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие доводы.
Свободная торговля – это политика невмешательства государства в международную торговлю. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимализации мирового дохода.
Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля:
У большинства стран мира в настоящее время имеется обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок. В наибольшей степени преуспели в этой области США, стремящиеся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авторитетных международных организаций (например, ВТО) путем принятия решений по либерализации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую политику практически всех стран мира.
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше интенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах с рыночной экономикой на ранних стадиях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг
Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATr, Geпeral Agreemeпt оп Tariffs aпd Trade) в конце 60-х гг. ХХ в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».
К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ /ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (Uпited Natioпs Coпfereпce оп Trade aпd Deve/opmeпt, UNCTAD - ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.
Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины).
Таможенная пошлина – это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт и импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.
Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.
При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который является оптимальным.
В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением дополнительных таможенных ограничений.
Механизм тарифов на экспорт – зеркальное отражение механизма тарифов на импорт.
В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.
Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей перекрывает его.
Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.
Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины.
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
• Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
• Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
• Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
• Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
• Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин.
По способу взимания:
• Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10долл. За 1 т);
• Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10долл. За 1т).
По объекту обложения:
• Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречается крайне редко и используется преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
• Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
• Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
По происхождению:
• Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.
• Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
• Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенном тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 г. Существует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
• Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти в случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
• Номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
• Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При ЭТОМ экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, ИДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.
ЮИКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры).
Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.
Импортно-экспортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.
В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.
Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новый и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.
Квотирование осуществляется путем выдачи лицензии, которые, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов.
В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты.
Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.
К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте – санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.
К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:
Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.
В современных условиях отсутствие новой упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах:
Для развития международной торговли, и особенно торговли достижениями научно-технического прогресса, необходимы дополнительные факторы производства, прежде всего капитал и рабочая сила. Поэтому одновременно с движением товаров между отдельными странами осуществляется и движение факторов производства.
Существует в сфере внешнеторговых отношений и такое явление как Демпинг. Он представляет собой продажу товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Целью такой торговли является устранение конкурентов и завоевание внешних рынков сбыта. Основой демпинговой торговли являются демпинговые цены. Демпинговая цена – это искусственно заниженная цена на какой-либо товар, устанавливаемая ниже цены внутреннего рынка поставщика или цены на рынке третьих стран с целью захвата доли иностранного рынка. Основной мерой пресечения такой торговли являются антидемпинговые пошлины. Они представляют собой особый вид ввозных таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым ценам. Антидемпинговые пошлины взимаются с импортируемых товаров, реализуемых по бросовым ценам или ввозимых из стран, субсидирующих экспорт.
3. Тесты
1) Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):
а) поддерживает субъектов национальной экономики;
б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;
в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;
г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.
Правильный ответ: В. Свободная торговля (фритредерство) – это политика невмешательства государства в международную торговлю. Считается, что такая политика стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом.
2) Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:
а) квотирование;
б) лицензирование;
в) таможенные пошлины;
г) добровольные ограничения экспорта;
д) санитарно-технические ограничения.
Правильный ответ: А, Б, Г, Д. Только таможенная пошлина является тарифным методом регулирования внешней торговли. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. А также к нетарифным ограничениям относятся виды скрытого протекционизма такие, как санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.
3) Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):
а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;
б) рост занятости населения внутри страны;
в) предотвращение демпинга;
г) обеспечение национальной экономической безопасности;
д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;
е) верны только ответы а) и в).
Правильный ответ: Д. Протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Без защиты государства новых отраслей производства не будет уменьшаться безработица и может повлечь за собой увеличение демпинга. Это все ставит под угрозу национальную экономическую безопасность.
Список используемой литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.